Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » История

"Казахстан - арсенал фронта"
[ Скачать с сервера (39.9 Kb) ] 2017-02-20, 8:18 AM
Тема «Казахстан-арсенал фронта»
Цель урока: в конце урока учащиеся могут определить вклад Казахстана в развитие экономики СССР в годы ВОВ.
Задачи:
Знать: основные этапы эвакуации и размещения промышленных предприятий на территории Казахстана;
Уметь: объяснить вклад Казахстана в победу ВОВ;
Понимать: значение взаимодействия всех граждан СССР в победе над Германией;
Развитие коммуникативных навыков, критического мышления.
Воспитание патриотизма у учащихся на примере вклада казахстанцев и родного края в победу над фашистской Германией.
Тип урока: изучение нового материала с опорой на имеющиеся знания
Ход урока:
Организационный момент.
Здравствуйте ребята. Садитесь. Я очень рад вас видеть. Сегодня наш урок не совсем обычный. К нам приехали гости. Давайте их поприветствуем: улыбнёмся гостям, улыбнёмся друг другу.
И начнём мы наш урок с притчи.
У одного старика было три сына. И они никак не могли ужиться вместе. Старику очень хотелось, чтобы после его смерти сыновья жили в мире. Он решил научить их этому.
Однажды, отец позвал их к себе и попросил разломать пополам веник. Сначала попробовал старший сын, но, сколько он не старался — ничего не получилось. Такие же неудачи постигли среднего и младшего. Тогда отец развязал веник, и попросил каждого сына разломать по несколько соломинок. Это, конечно же, им с лёгкостью удалось.
Тогда отец сказал:
— Вот также и в жизни. Если вы будете вместе, то вас никто не сломит, а по отдельности вас также легко победить, как и сломать пару с
соломинок
Так в чём же ребята смысл притчи?
Ответы учащихся
Смысл притчи – сила - в единстве, вместе мы непобедимы.
Посмотрите друг на друга и скажите: «Как здорово, что мы все вместе!»
На протяжении нескольких уроков мы изучаем тему: Великая Отечественная война, вклад казахстанцев в победу. Это - одна из великих тем, которую нельзя забывать.
Как связан наш народ с победой в Великой Отечественной войне?
Ответы учащихся.
Народная мудрость гласит: «Не зная прошлого – не имеешь будущего». А теперь ребята мы проверим, что вы знаете о Великой отечественной войне. Проведём открытое тестирование

Проверка домашнего задания: открытое тестирование
1. Назвать годы второй мировой войны.
2. Годы Великой Отечественной войны.
3. Сколько казахстанцев получили звание Героя СССР?
4. Казахстанский писатель – партизан?
5. Генерал – майор И. Панфилов командовал…?
6. Кем была Алия Молдагулова на фронте?
7. Какая область в годы войны была прифронтовой?
8. За какое время Германия рассчитывала разгромить СССР?
9. В боях за Днепр самым юным героем из казахов был…?
10.Нужно ли было казахстанцам участвовать в Вов?
Критерии оценивания даются учащимся на стол каждой группе.

Критерий оценивания
Количество правильных ответов
оценка
9-10 «5»
7-8 «4»
5-6 «3»

Ребята вы справились с тестированием, а теперь мы проведём ещё одно задание игру «Дерево цифр», связанное с датами и цифрами по Великой Отечественной войне.
Ребята, перед вами дерево и листочки с датами и цифрами.(слайд). Вы должны одеть дерево листьями, объяснив, что каждый лист обозначает.
1-4, 2-3.5 тыс, 3-97, 4-316 (стрелковая дивизия Панфилова), 5-900
6-1418, 7-2
В продолжении урока предлагаю вам посмотреть несколько видеороликов. (видеоролики о второй мировой войне)
Просмотр.
Скажите ребята о чём видеоролики?
Ответы учащихся.
Исходя из услышанных понятий «эвакуация», «экономика», «арсенал» скажите, какова будет наша тема? О чём мы сегодня будем говорить на уроке?
Чем важен данный материал для современников?
Ответы учащихся.
Наша тема сегодня ребята: «Казахстан арсенал фронта»
Слайд
Озвучивание целей урока.
На уроке мы рассмотрим основные этапы эвакуации и размещения промышленных предприятий на территории Казахстана, вклад Казахстана в победу ВОВ;
Казахстан в годы Великой Отечественной войны играл большое стратегическое значение как для фронта, так и для экономики страны. Казахстан внёс большой вклад в разгром врага.
Общий вопрос.
А как вы думаете каковы причины стратегического значения Казахстана в годы ВОВ?
Работа со слайдом.


Да ребята, действительно,Казахстан играл важную роль для Советского Союза в годы ВОВ.
С первых дней в Казахстане начали формироваться воинские части. За годы войны в действующую армию было призвано 1млн.200тыс казахтанцев. Мобилизовано для работ в промышленности 670 тыс.
Рассказываю и показываю по схеме


1. С первых часов и дней войны на территории Казахстана началось формирование воинских частей и подразделений.

Перед народом Казахстана впервые дни войны встала задача создания «военной экономики» на востоке страны. В июне—декабре 1941 г. в тыловые регионы было перебазировано 1530 предприятий, в Казахстан — 220 заводов и фабрик, цехов и артелей. За 1941—1945 гг. в Казахстане появилось 450 предприятия. Республика стала давать 85% свинца, 35% меди, 60% молибдена, 65% висмута. За годы война было добыто 34 млн.тонн угля, на 39% увеличилась добыча нефти.
- Начало перестройки экономики Казахстана на военный лад.
- Рост значимости Сибири и Казахстана для экономики страны.
- Эвакуация промышленных предприятий, которые могли попасть в руки врага.
- Эвакуировано:
300 крупных предприятий и цехов, 22 научных учреждения, 31 ВУЗ;
- Реконструировано и введено в действие:
460 заводов, фабрик, рудников, шахт и отдельных производств;
- Вступило в действие за первые 1,5 года:
25 рудников и шахт, 11 обогатительных фабрик для цветной и чёрной металлургии, 19 новых угольных шахт, 3 разреза, 4 новых нефтепромысла и нефтеперерабатывающий завод в Гурьеве.
- Актюбинский завод ферросплавов (введён в действие во время войны) – оборудование Запорожского завода ф/с;
- Шахты Караганды получили оборудование шахты им.пархоменко из Донецка;
- авторемонтный завод в Алма-Ате для цехов Луганского заводя тяжёлого машиностроения;
- новостройки пищевой промышленности – оборудование 14 сахарных заводов Украины;
- Балхашский медеплавильный комплекс – оборудование завода цветного проката из г.Кольчугино Владимирской области;
- сдано в эксплуатацию 3 млн.317 тыс.кв.метров жилья;
- эвакуировано 149 детских домов и 16 интернатов московских школ;
2.Ведущее место по производству свинца, меди, добыче полиметаллических и медных руд. Чёрная металлургия Нефть.
3.Движение по сбору денег для строительства танков и самолётов (Хаджи Мукан – 100тыс. руб., 1942г. – 42 танка, всего 480млн.руб.
4.Снабжение армии продовольствием и обмундированием
5.Строительство железных дорог
6. Шефство над пострадавшими районами
7.5 новых городов 35 рабочих посёлков

А теперь мы продолжим изучать роль Казахстана в достижении общей победы для Советского Союза.
Для этого мы сейчас поработаем в группах. На столах перед вами лежат части рисунков. Ваша задача взять любую часть картинки. У кого в руках часть рисунка танка т34 садятся за первый ряд, у кого часть рисунка георгиевской ленты – за второй ряд.
Ребята а что символизируют данные картинки?
Ответы.
Т34- символ Победы
Георгиевская лента – символ победы над фашизмом.
1. . Работа в домашних группах:
- используя текст учебника стр.168-175 составляют кластер.

1 группа
Составить кластер
1.Объяснить понятие «кузница кадров»
2 Кого готовил Казахстан для страны?
1
Казахстан — кузница кадров
Казахстан в годы войны стал кузницей подготовки оборонных кадров. В республике были размещены военные училища, эвакуированные из прифронтовых городов страны. Одной из известных страниц истории Великой Отечественной войны является организация спецшколы близ Алма-Аты, готовившей горных стрелков для Красной Армии. Авторитет и значимость этой школы, расположенной в горах Северного Тянь-Шаня, были очень высоки. Вскоре после Сталинградской битвы, когда началось наступление по всему фронту, ей было поручено готовить горных стрелков в больших масштабах. Сначала в ней обучались юноши-допризывники, а затем - боевые офицеры, даже целые подразделения, готовившиеся к отправке в Карпаты, Татры, Бескиды, Судеты, Трансильванские Альпы и другие горные районы.

2
Значительную работу по подготовке квалифицированных кадров вели эвакуированные высшие и средние учебные заведения. Среди них -Московский авиационный институт, Московский институт цветных металлов и золота, объединенный Украинский государственный университет (Киевский и Харьковский), а также Чимкентский технологический институт, Институт физической культуры. Также большую роль в налаживании хозяйства в тылу сыграл обмен кадрами между братскими республиками. На металлургических заводах Сибири и Урала проходили стажировку будущие металлурги Казахстана.
Развитие науки и ее выдающиеся представители
В республике в годы войны были сосредоточены крупнейшие научные силы страны. В Боровом вели научные исследования академики В.М. Алексеев, А.Н. Бах, Л.С. Берг, С.Н. Бернштейн, В.И. Вернадский, Н.Ф. Гамалея, Л.И. Мандельштам и др. В Алма-Ате разместилось свыше 20 научно-исследовательских институтов - институт философии, географии, физиологии АН СССР, физико-механический институт АН УССР, Академия архитектуры СССР и др.

В Казахском филиале АН СССР были организованы астрономическая обсерватория, институты языка, литературы и истории, химико-металлургический, почвоведения и ботаники, зоологии и краевой патологии и др. В октябре 1945 г. правительство СССР приняло решение о создании Казахской Академии наук, и после войны состоялось торжественное открытие Академии наук КазССР. Ее первым президентом стал выдающийся ученый Каныш Имантаевич Сатпаев.

Почетными членами Академии были избраны И. Бардин, С. Вавилов, И. Мещанинов, В. Обручев. В научном центре насчитывалось 1500 человек, в том числе 78 докторов наук и профессоров, около 200 кандидатов наук. Увеличилось и число ученых-казахов, среди них 12 докторов и 30 кандидатов наук. Особое место в науке Казахстана занимает К. Сатпаев. Вывод следует - Казахстан в годы Великой Отечественной войны обладал большим научно-производственным потенциалом. За многолетний труд «Рудные месторождения Джезказганского района Казахской ССР» в 1942 г. К. Сатпаев был удостоен Государственной премии СССР, ему была присуждена ученая степень доктора геолого-минералогических наук, он был избран членом-корреспондентом Академии наук СССР, отмечен орденами Ленина и Отечественной войны II степени.

Презентация. Защита спикером.
Вывод
Казахстан в годы Великой Отечественной войны обладал большим научно-производственным потенциалом.

2группа сельское хозяйство
Составить кластер
1.Как помогал Казахстан фронту?
2.В чём выражался подвиг трудящихся?
1
Подвиг сельских тружеников
В условиях начавшейся Великой Отечественной войны возросли роль и значение Казахстана также в обеспечении фронта продуктами сельского хозяйства. На занятой фашистами территории находилось 38% зерновых, 50% технических культур, 87% сахарной свеклы, выращивалось 45% поголовья крупного рогатого скота. Страна стала налаживать небывалую переправу через Волгу. Здесь скопилось около 2 млн голов скота, основной поток которого двигался в Западный и Северный Казахстан. В Среднюю Азию и Казахстан было переправлено более 1 млн овец и коз. Через Волгу было переправлено более 5 тыс. автомобилей, 3500 тракторов и комбайнов. И все же сельское хозяйство страны с вторжением фашистов было подорвано. В первую военную осень колхозы Средней Азии и Казахстана засеяли пшеницы на 126 тысяч га больше, чем в 1940 г. Ценой огромного напряжения выполняла планы животноводческая отрасль. До войны Казахстан занимал третье место по поголовью скота после РСФСР и Украины. За годы войны сельское хозяйство Казахстана дало стране продукции больше, чем за последние пять довоенных лет: хлеба - на 5 829 тыс. тонн, мяса -на 734 тыс. тонн, шерсти - на 17,6 тыс. центнеров, на 3194 тыс. центнеров молока и много других продуктов питания и сырья для промышленности.

2

Благодаря самоотверженному труду колхозы и совхозы Казахстана за годы войны сдали в фонд обороны 56 млн пудов зерна, 733,9 тысяч тонн мяса, 1142 тысяч тонн молока, 62,4 тысяч тонн шерсти. Знаменитые рисоводы Шыганак Берсиев (получил 202 центнера риса с каждого гектара), Ким Ман Сам, а также передовики М. Сатыбалдина, А. Даукова, Н. Алпысбаева получали высокие урожаи со своих полей.
Не жалели сил, знаний и опыта животноводы. В военные годы Казахстан стал основной животноводческой базой на востоке страны. В условиях войны при отсутствии техники обеспечить кормами многомиллионное поголовье скота, тем более создать страховые запасы кормов на зиму было крайне тяжело. Колхозы и совхозы в 1942 году сдали в счет мясопоставок 169,4 тыс. голов крупного рогатого скота, что почти вдвое больше, чем в 1941 году, и 878,1 тыс. овец, или почти в 3 раза больше, чем в предыдущем году. Несмотря на солидные размеры мясопоставок, общее поголовье скота в республике за этот период выросло на миллионы голов. Колхозы, МТС и совхозы Казахстана отдали на нужды фронта 7416 тракторов (главным образом последних выпусков), более 90% грузовых автомобилей, 110 тысяч лошадей.


3
Эти несомненные успехи экономики республики давались огромным трудом. Большая часть трудоспособных мужчин была призвана в действующую армию. Удельный вес женщин в промышленности составлял более 50%, а в легкой и пищевой промышленности - 8090%. Удельный вес подростков и молодежи допризывного возраста в промышленности достигал 35-40% всех рабочих Казахстана. Была ужесточена трудовая дисциплина, удлинен рабочий день, ограничена текучесть кадров. Вводились обязательные сверхурочные работы -до 11 часов при 6-дневной рабочей неделе, отпуска отменялись. Нарушение дисциплины, уход с предприятия карались тюремным заключением на срок от 5 до 8 лет. Управление экономикой было военизировано, был введен институт уполномоченных, а также распределение продуктов в виде карточной системы.
Защита презентации.

Наше поколение о войне знает в основном из уроков истории и литературы.
Всё меньше остаётся ветеранов ВОВ и тружеников тыла. Мы с уважением относимся к этим людям к их прошлому и настоящему, преклоняемся перед ними. Нам есть чему поучиться у них.
А что вы знаете о тружениках тыла? Кто это такие? Почему на праздновании 9 мая их приглашают вместе с ветеранами? Каковы их заслуги?
Ответы:
Вывод
Большую роль в победу внесли также простые труженики, труженики тыла, жители Казахстана.
Они строили объекты, занимались сельским хозяйством, перевозкой грузов, выпуском оружия для фронта. Страшную цену заплатили труженики тыла как и весь народ за победу в ВОВ.

Ребята а теперь оцените пожалуйста самого активного в вашей группе. (устно)
Рефлексия:
В заключении нашего урока я предлагаю вам составить синквейн с ключевым словом «арсенал»
Синквейн
Арсенал фронта
Молодцы ребята, вы справились и с этим заданием. Подводя итоги нашего урока, скажу что мы выяснили что Казахстан действительно стал в годы ВОВ арсеналом фронта.
А теперь давайте вернёмся к началу нашего урока к притче и ответим на вопрос: Благодаря чему была достигнута победа в ВОВ?
Что позволило выдержать нашему народу в эти суровые годы.
Вывод – единство народа, сплочённость, взаимовыручка, любовь к Родине помогли нам одержать победу над врагом.
Я желаю вам девочки и мальчики гордиться историей своей страны, подвигами предков и быть настоящими патриотами своей родины
А теперь попрошу вас оценить своё настроение
По смайликам – понятно, непонятно, не знаю. Слайд
Домашнее задание: §27-28, ТВ. Задание – подготовить сообщения на выбор
1.«Вклад тружеников тыла Акмолинской области в годы Великой Отечественной войны»
2. «Вклад тружеников тыла нашего села в годы ВОВ»
Категория: История | Добавил: nikolas11021985
Просмотров: 2766 | Загрузок: 56 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-04-24, 8:00 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru