Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » История

Значение личности Абулхаир хана в процессе добровольного присоединения Казахстана к России
[ Скачать с сервера (24.2 Kb) · Скриншот ] 2017-05-15, 10:03 PM
Значение личности хана Абулхаира в процессе добровольного присоединения Казахстана к России
Кайзер Лидия, Юровский Никита
Ученики 8 «б» класса Береговой средней общеобразовательной школы с.Береговое, Качирский район, Павлодарская область

В процессе работы над статьей были исследованы ключевые понятия «личность», «личность в истории». Раскрыто значение феноменальной, харизматичной личности хана Абулхаира в момент тяжелой внешнеполической ситуации, которая сложилась в Казахстане в начале 18 века.
Цель исследования – изучить биографические данные хана Абулхаира, историографические источники, чтобы показать преимущество личности и личностных мотивов правителя в вопросе присоединения младшего жуза к России, что изменило ход истории Казахстана, традиции внешней политики и государственности.
Гипотеза – если бы хан Абулхаир, в критический для страны момент не принял решение о начале присоединения Казахстана к России, то Казахстан, как государство, и казахи, как народ, изчезли бы с политической арены, в ходе изнурительных войн с Джунгарией и другими внешними врагами.
Способна ли какая-либо личность стать важнейшим самостоятельным фактором, меняющим общество, или она только реализует заложенное, что так или иначе проявилось бы «само собой»? Изменился бы ход истории в некоторых случаях, не будь той или иной личности, или, напротив, появись в нужный момент нужный деятель? Иногда личность играет решающую роль. Именно действия лидеров (а иногда и рядовых людей) определяют исход противоборства и даже судьбы народов.
По своей уникальной интеллектуальной одаренности, сильным волевым качествам, величию стратегических замыслов и достигнутым крупным результатам внутри и внешнеполитической деятельнос¬ти Абулхаир, бесспорно, принадлежит к числу самых выдающихся казахских правителей прошлого.
Судя по многочисленным упоминаниям имени Абулхаира в российских, среднеазиатских, калмыцких, ойратских и китайских источниках 20—30-х гг. XVIII в., а также в народной топонимике исторических мест, отмеченных победами казахского ополчения над джунгарами, можно полагать, что эта популярность выходила далеко за пре¬делы этнической территории казахских жузов и имела немалый общественный резонанс среди соседних кочевых и оседло-земледельческих народов Евразии.
К концу первой трети XVIII в. фактический социальный статус Абулхаира среди казахов вполне соответствовал его формальному рангу старшего хана. Это стало возможным, благодаря, главным образом, внушительной поддержке, оказываемой ему на протяжении многих лет большой группой влиятельных батыров (Богенбая, Есета, Жанибека, Кодайназар-мурзы) Младшего и Среднего жузов, значительно усиливших свои личные позиции в политической системе кочевого общества в результате продолжительной борьбы казахского народа с джунгарами.
Таким образом, победы казахского ополчения в 1726, 1730 годах ослабили реальную угрозу со стороны Джунгарского ханства, но в общем обстановка в Казахстане продолжала оставаться напряженной и противоречивой. Отсутствие единой позиции среди все более разобщенных правителей трех казахских жузов, во главе которых стояли: в Младшем – Абулхаир, в Среднем – Семеке и Кучук, в Старшем – Жолбарыс, и сильные позиции некоторых старшин обостряли внутриполитическую ситуацию. Вражда между влиятельными султанами, старшинами, с одной стороны, и практически независимыми ханами трех жузов, с другой, сводили на нет, усилия на объединение нации, на возрождение былого народного ополчения, по мнению дореволюционных авторов, выход из данного положения был в поиске сильного покровителя.
Таким образом, внешнеполитическая обстановка явилась одной их причин обращения Абулхаир хана к России.
Стратегический замысел созрел у Абулхаира еще до конца 20-х гг., т. к. уже к 6-му октября 1731 г. они были четко обрисованы им в ходе персональной встречи с А. И. Тевкелевым в летних кочевьях казахов Младшего жуза.
О тяжелом положении казахов говорят следующие высказывания: “Столь несчастное положение не могло быть долго сносимо киргизами. Из двух зол, предстоявших им, легче было избрать то, которое обещало какие–нибудь выгоды, если не в настоящем, то хотя в будущем” (А.И.Левшин), и “ Столь несчастное положение не могло быть долго сносимо киргизами. Из двух зол предстояло выбрать меньшее” (И.И.Крафт).
П.И.Рычков, совершенно правильно выделяет - внешнюю угрозу - среди причин обращения хана Младшего жуза к России: “Киргиз-кайсацкой Меньшой орды Абулхаир хан претерпевал великие разорения и обиды, с одной стороны – от зюнгарских калмык… а с другой стороны – от смежного им башкирского народа”.
Вторая, наиболее часто выдвигаемая в русской историографии причина обращения - внутриполитическая ситуация, междоусобные распри, межродовая борьба.
По мнению И.И.Крафта: “Благодаря внутренним смутам и неурядицам, стали нападать на киргизов: с запада волжские калмыки, с севера башкиры, сибирские казаки, а востока зюнгары”, таким образом, внутренние неурядицы ослабляли казахские жузы.
П.И.Рычков считал центральной причиной прошения российского подданства Абулхаиром, его стремление мирной жизни с соседями и желание с помощью России возвратить исконные казахские земли из-под джунгарского владычества: “Меньшой орды Абулхаир-хан, будучи пред прочими владельцами гораздо умнее и проворнее,… разсудил искать и просить о принятии со всеми его людьми в подданство Российское”.
В работах более позднего периода выдвигается следующая причина принятия подданства – личный интерес Абулхаир-хана. Одним из первых указал на это А.И.Левшин, отмечая, что хан думал о пользе народу своему, но еще больше заботился о средствах усилиться и возвыситься над соперниками и врагами своими, в частности над ханом Каипом. Описывая сложившуюся ситуацию, исследователь подчеркивал, что, изнуренный частыми потерями людей и имущества, стесненный со всех сторон враждующими соседями и ожидающий в любое время новых бедствий, подвластный Абулхаиру народ был готов тогда на всякие пожертвования.
Воспользовавшись этим, “хан решительно объявил им, что нет другой меры к спасению, кроме добровольного вступления в подданство России” и, хотя с первого раза предложение было отвергнуто, хан продолжал настаивать, что без опоры русского правительства не обойтись. Отмечая справедливость, приводимых Абулхаиром аргументов А.И.Левшин пишет: “Сравнив отдаленные выгоды независимости с необходимостью скорой помощи, и, может быть, твердо решившись при первом случае опять возвратиться к независимости, ближайшие приверженцы Абульхайра решили покориться императрице Анне”.
Итак, выделяются три причины обращения хана Младшего жуза к русской императрице, распространенные в русской историографии XVIII - начала XX века:
-внешнеполитическая причина – угроза со стороны джунгаров, волжских калмыков, башкиров и среднеазиатских ханств;
- внутриполитическая причины – междоусобные распри, межродовая вражда;
- личная заинтересованность Абулхаира – усиление власти и желание захвата лидерства среди других ханов.
Официальным ответом на просьбу Абулхаира о принятии подданства была жалованная грамота императрицы Анны Иоановны от 19 февраля 1731 года, в которой разрешалось принять казахские жузы в подданство и при этом подчеркивалась обязательность подчинения в выполнении различных нарядов и в обеспечении безопасности подданным, а также русским купеческим караванам, проходящим через казахские степи.
Основываясь на заверениях Абулхаира, правительство решило, что желание вступить в российское подданство разделяют все султаны и старшины Младшего жуза и только по прибытии Тевкелева в ставку хана выяснилось, что вопрос о подданстве вызвал существенные разногласия. “Тогда только открылась вся ложь: никто из киргизов и слышать не хотел о русском чиновнике; хана не ставили и в грош, несколько раз покушались на жизнь его и Тевкелева”.
Таким образом, в процессе работы над статьей доказано преимущество личности и личностных мотивов правителя Абулхаира в вопросе добровольного присоединения младшего жуза к России, что изменило ход истории Казахстана, традиции внешней политики и государственности.
Категория: История | Добавил: maralashat
Просмотров: 916 | Загрузок: 8 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-03-28, 8:01 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru