Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » История

Самоанализ учителя истории
2018-06-04, 8:38 PM
Приминение системно - деятельностного подхода в педагогической деятельности как один из способов повышения эффективности внедрения обновленного содержания образования на уроках истории

Самоанализ

Северо-Казахстанская обл
Аккайынский район
КГУ «Астраханская средняя школа»
Учитель истории Аманжолов Бауржан

Обновление содержания образования - одна из главных задач современного общего образования в Республике Казахстан. Наряду с предметными знаниями ставится вопрос о формировании универсальных способов мышления и деятельности учащихся. Эти умения позволили бы выпускникам школ быть успешными в самоопределении, находить себя в профессиональной сфере и целенаправленно строить жизненные планы. Свою задачу как учителя истории я вижу в стремлении создать собственную методическую систему, основанную на системно- деятельностном подходе. Понятие системно- деятельностного подхода было введено в 1985 г. как особого рода понятие. Его разрабатывали Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и многие др. Системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепций раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и воспитания, структуру образовательной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей онтогенетического возрастного развития детей и подростков. Деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические способности человека есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований. Таким образом, личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной. В деятельностном подходе обосновано положение, согласно которому содержание образования проектирует определенный тип мышления - эмпирический или теоретический. По мнению авторов, именно содержание обучения позволяет "вести за собой" умственное развитие.
Технология деятельностного подхода базируется на принципах: принцип деятельности заключается в том, что ученик, получает знания не в готовом виде, а добывает их сам; принцип непрерывности, когда результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа; принцип целостного представления о мире означает, что у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире; принцип психологической комфортности предполагает создание доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества; принцип вариативности предполагает развитие у учащихся вариативного мышления; принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало и приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.
Уметь учиться – это значит уметь выполнять и рефлектировать деятельность учения. В результате освоения ключевых компетентностей ученик должен осознать: «Я знаю, что я умею это делать и знаю, как это делать». Другой отличительной особенностью деятельностного подхода является то, что в учебной деятельности пребывают учащиеся, а не педагог. «Деятельность учения, познавательная деятельность, а не преподавание» становится ведущей «в тандеме «учитель-ученик», чтобы традиционная парадигма образования «учитель-учебник-ученик» была со всей решительностью заменена на новую «ученик-учебник-учитель».
Очевидно, что историческая наука стоит в ряду первых, отвечающих за результаты современного национального воспитательного идеала, который способен принимать судьбу страны как свою личную и осознавать ответственность за настоящее и будущее Казахстана.
Я строю свой образовательный процесс на уроках организую следующие виды деятельности:
- Анализ исторических источников (документов). Один из ведущих видов познавательной деятельности в процессе изучения истории, который способствует формированию таких учебных умений и навыков как: анализ, синтез, сравнение, обобщение, оценка и критическое отношение к различным интерпретациям исторических фактов.
- Составление опорных конспектов в виде плана, схемы, графика, диаграммы, рисунка и т.д. Позволяет систематизировать учебную информацию, расположить ее в логической последовательности, выделить главное, аргументировать свою позицию, закрепить знания и умения практически.
- Составление древа понятий; данный порядок работы с исторической терминологией позволяет всесторонне раскрыть историческое понятие, добиться научного и эффективного приращения знаний и умений у учащихся практической деятельности.
- Составление биографических справок – характеристик исторических личностей; Известно, что без знания личностей знание истории не может быть полным. Составляя биографические справки-характеристики подростки не только знакомятся с биографическими данными исторических личностей, но и классифицируют информацию по рубрикам: созидание и разрушение, а на основе оценок деятельности личности, историками и современниками, учатся давать собственную аргументированную оценку.
- Работа с исторической картой; Этот вид учебной деятельности позволяет не только получить систематизированную историческую информацию о том или ином событии, явлении, процессе, но и умело ориентироваться в историко-географическом пространстве. К.Д. Ушинский писал, что «историческое событие, ход которого я могу проследить по карте, врезается в мою душу гораздо прочнее и вызывается из нее гораздо легче, чем то, которое совершается для меня в воздухе…»
- Подготовка и оформление сообщения, доклада, реферата. Этот вид учебной деятельности способствует формированию навыков поисковой и аналитической работы, учит грамотно оформлять в письменной форме итоги своих самостоятельных изысканий.
- Само- и взаимооценка (рецензия на ответ товарища) учебной деятельности. Эта работа способствует формированию умений объективной само- и взаимооценки учебной деятельности по определенным критериям, навыков рефлексии и коррекции учебной работы и ее последующего воспроизводства в соответствии с индивидуальной траекторией обучения.
На практике применяю диагностику определения уровня обученности предложенную педагогом П.И. Третьяковым, которая отвечает требования как к предметному курсу истории, так и основным образовательным стандартам нового поколения.
Цель – выявить владение умениями выполнять самостоятельную работу разного уровня сложности, спроектировать программу коррекции познавательной деятельности каждого ученика.
Обученность – это реально усвоенные знания, умения и навыки. В педагогике выделяются пять уровней обученности: 1) различение, 2) запоминание, 3) понимание, 4) умения (репродуктивные), 5) перенос (творческие умения).
Первый уровень обученности – различение – характеризуется тем, что ученик может отличить один объект (предмет) от другого по наиболее существенным признакам.
Второй уровень обученности – запоминание – характеризуется тем, что ученик может пересказать содержание текста, правила, положения, теоретические утверждения.
Третий уровень обученности – понимание. Ученик может устанавливать причинно-следственные связи явлений, событий фактов; свободно вывести причину и следствие.
Четвёртый уровень обученности – уровень умений (репродуктивных). Он характеризуется тем, что ученик владеет закреплёнными способами применений знаний на практике.
Пятый уровень обученности – перенос – это уровень творческих умений, когда учащиеся могут использовать знания, умения в нестандартных учебных ситуациях.

Тест для определения обученности
1. Сравни, выбери, сопоставь, найди лишнее… I уровень - различение
2. Воспроизведи, нарисуй, напиши, перескажи товарищу… II уровень - воспроизведение
3. Отчего, почему, зачем, в связи с чем, установи причинно-следственные связи, что может быть общего, выдели единичное, обобщи… III уровень - понимание
4. Выполни по образцу, по правилу, по формуле, перескажи, сопоставляя что-то с чем-то, какие-то свойства… IV – уровень умений (репродуктивных)
5. Сочини, придумай, спроектируй, смоделируй, докажи, разыграй, выведи… V уровень – перенос (творческие умения)
Так же мной применяются такие методы диагностики, как повседневное наблюдение, устный опрос, тестирование, проверка домашней работы.
Основные объектами проверки знаний по истории выступают:
- Знание фактического исторического материала и карты;
- Знание исторических деятелей и их вклад в отечественную и мировую историю;
- Понимание причинно-следственных связей исторических событий и явлений;
- Понимание роли исторического события на ход истории;
- Умение применять свои знания на практике и самостоятельно (приобретать новые знания);
-Правильность произношение и написание исторических терминов;
- Умение быстро ориентироваться по карте, находить необходимые объекты.
Исходя из выше сказанного, опрос домашнего задания я выстраиваю следующим образом:
1. Проверка фактического материала:
- работа над текстом с ошибками;
- составление плана ответа по теме;
- тестовый контроль;
-фронтальная аналитическая беседа;
-контрольный срез знаний;
-индивидуальный ответ у доски и др.
2. Работа с терминами
-определение значений;
-ранжирование по значимости;
-распределение терминов ( по значению, по темам и т.д.)
-составление рассказа с использованием терминов (по карточке и т. д.)
3.Работа по проверке хронологических знаний:
-хронологический диктант;
-составление хронологических таблиц;
-синхронирование событий;
-соотнесение дат, событий, исторических личностей;
-работа с текстом с пропущенными датами и др.
4.Работа с картой и наглядными пособиями:
-работа с легендой карты;
-получение информации при чтении карты;
-формирование вопросов к карте, картине, иллюстрации;
-работа по контурной карте и др.
Урок истории не должен сводиться к перечислению дат, событий, статистических данных, а также он не должен принимать вид монолога или публичной лекции, которую ученики будут пассивно слушать. Преподавание должно быть основано на диалоге и обмене мнениями с учениками, чтобы сделать их активными участниками урока. Учащимся должны свободно выражать свои суждения. Кроме того, ни одна реплика учебного диалога не должна оставаться без ответа, если ученик не активен, значит, он испытывает недостаток знаний. Такие виды уроков как беседа, спор, эвристическая беседа, дискуссия, учебные игры, сюжетно – ролевые игры, проблемные ситуации, урок – исторический портрет, викторины активно используются мною и способствуют формированию коммуникативной компетенции учащихся как одной из задач модернизации школьного образования.
В составлений самоанализа мной использованы открытые публикации из интернет –ресурсов. Если есть какие-то совпадения авторство не оспаривается.
Категория: История | Добавил: azat1429
Просмотров: 30 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2018-07-16, 3:44 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [187]
Педагогика [315]
Математика [844]
Физика [271]
История [370]
Классному руководителю [551]
Русский язык и литература [748]
Физическая культура [232]
Английский язык [441]
Искусство [198]
Родительский совет [19]
Биология [343]
Информатика [394]
Начальная школа [1989]
Мой Казахстан [253]
Технология [143]
Самопознание [183]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [176]
Дошколенок [531]
География [140]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [625]
Химия [46]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru