Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » История

Культурное и духовное достояние казахского народа
2014-01-07, 9:36 AM
Тема: Культурное и духовное достояние казахского народа
Класс: 10 «А»
Предмет: История Казахстана
Цель урока: Определить направления развития духовной культуры в раннем и развитом средневековье, ознакомить учащихся с главными историческими произведениями, легендарными эпосами, национальными традициями и обычаями казахского народа, обобщить изученный материал.
Задачи:
Образовательная: Охарактеризовать развитие науки в средневековье, изучить жизнь и деятельность ученых Казахстана в средние века, изучить виды устного народного творчества и их историческую ценность, определить значение и роль айтысов, охарактеризовать казахские музыкальные инструменты, рассмотреть семейные традиции и обычаи, национальные игры, религиозные верования казахов.
Развивающая: Развитие умения переносить ранее полученные знания на изучение нового материала, выделять существенное, основное в изучаемом материале.
Воспитательная: Воспитание у учащихся уважения к духовным ценностям нематериальной культуры, формирование мировоззренческой идеи «Познаваемость мира».
Методы обучения: Объяснительный, репродуктивный, частично-поисковой
Тип урока: Комбинированный (урок обобщения)
Наглядность: Учебник, раздаточный материал.
Время урока: 40 мин
Ход урока
I.Организационный момент.
Вступительное слово учителя. Постановка проблемы урока: Проследить развитие культуры на казахской земле в средние века.
Первый этап
Разделить класс на три команды. Выбрать командира, название команды.
Второй этап. Проведение игры.
I.Вопросы для команд
1.К чему привело появление в народе различных религиозных верований, преданий? (привело к развитию устного творчества, письменности, наук)
2.В чем заключается историческая ценность книги «Книги моего деда Коркыта»?(Огромна историческая ценность «Книги моего деда Коркыта», о которой раньше говорили только как о произведении устного творчества, написанная в IXв. В произведении часто упоминаются такие названия как Алатау, Каратау, Голубое море(озеро Балхаш).Они говорят о том, что действие легенды происходило в конкретных местах Казахстана. Основная мысль книги- единство народа ).
3.Расскажите об обряде связанного с хозяйственной деятельностью. Обряд- очищение огнем.(Так как в народе большое внимание уделяли выращиванию скота, каждый скотовод хотел, чтобы его скот хорошо сохранялся и размножался, следствие появились связанные с этим традиции и обряды. Весной, когда нужно было из зимовок переезжать на жайляу, в нескольких местах разводили огонь, и скот прогоняли между кострами. Это было до принятия ислама, когда еще существовали культы поклонения огню)
Третий этап
Каждой команде раздается портрет мыслителя, ученого, историка. Задача команд определить название труда ученого, рассказать вкратце основное содержание произведения.
1. Мухаммед Хайдар Дулати (1499-1551гг)
«Тарих-и Рашиди» Мухаммед Хайдар Дулати из племени дулатов родился в 1499 г. в Ташкенте. Это племя находилось под властью Чагатайского ханства. Поскольку предки Хайдара Дулати верно служили хану, им подарили земли Мангылай Субе (икта), современного Кашмира. Однако в племени дулатов был затеян спор за земли, и в 1480 г. у предка Дулати, тоже по имени Мухаммед Хайдар, землю отбирает другой его предок по имени Абу Бакир Дулати. Таким образом, дед М.Х. Дулати вынужден был переехать в Среднюю Азию. Вот почему ученый родился в Ташкенте. Но в это время неспокойно было и в Средней Азии. Воспользовавшись распрями между потомками эмира Тимура и борьбой за власть, потомки Мухаммеда Шейбани пытались завоевать весь этот регион. В такой междоусобице в 1508 г. отец Хайдара — Мухаммед Хусейн погибает от рук людей Мухаммеда Шейбани. Так Хайдар остается без матери в два года и без отца в возрасте 9 лет. Они с сестрой остаются круглыми сиротами. Узнав об этом, его брат Бабур забирает их к себе в Кабул. Он очень тепло встречает мальчика. Хайдар в своем дневнике писал, как он переезжал из города в город, какие испытывал при этом унижения и трудности, как однажды вывихнул руку и целый месяц мучился, потому что не было возможности вправить вывих. Далее он пишет о приеме, оказанном ему таким знаменитым человеком, как Бабур, и о том, что все трудности и страдания, смерть родителей, унижения, встреченные в пути, — все было вмиг забыто после теплого приема. Матери Бабура и Хайдара были дочерьми могольского хана Жуниса. Мать М. Хайдара — Хуб Нигар ханум была младшей дочерью, а мать Бабура — Кутлык Нигар — средней дочерью хана. Бабур для Хайдара выделяет отдельную комнату, приглашает воспитательницу, учителей по разным предметам. Когда Бабур едет путешествовать, он берет с собой двоюродного брата. Однако Хайдар и в Кабуле долго не задерживается. Хан моголов Сейд любил Хайдара, с которым был знаком с детства. Поэтому Сейд хан несколько раз писал письма Бабуру с просьбой отпустить Хайдара к нему. Хайдар и сам просил об этом брата. Бабур дает такое разрешение и отправляет Хайдара к Сейд хану.
Сейд хан воспитывает Хайдара вместе со своим сыном Абдрашитом. Учителя Хайдара постоянно твердят хану о его таланте. Сейд хан при выезде на конные прогулки или на охоту брал Хайдара с собой. Может быть, поэтому Хайдар стал выносливым всадником. Хан давал ему возможность принимать участие в государственных совещаниях и сажал его справа от себя. Участие в таких важных судьбоносных собраниях стали основательной школой для Хайдара. Он прислушивался к выступлениям великих людей, видел, как они принимают решения при спорных вопросах, брал пример с них, и все это помогало расширению кругозора будущего ученого.
Хан давал ему различные государственные поручения и слушал его отчеты среди знатных и знаменитых людей. Так хан поднял его авторитет до степени руководства страной. А когда ему исполнилось 30 лет, хан доверил ему командовать войском. Хан настолько был привязан к Хайдару, что выдал за него свою дочь и дал ему звание гургана (зятя).
М. Хайдар последние 10 лет жизни (1540—1551 гг.) правил Кашмирским уалиатом. Он поднял жизненный уровень своего народа, улучшил дороги, много сделал для повышения культурного уровня граждан. В 1551 г. он погибает от руки наемного убийцы.
М. Хайдар оставил после себя уникальный исторический труд "Тарих-и-Рашиди" ("Рашидова история") и поэму "Джахан-Наме". "Тарих-и-Рашиди" был написан в 1544—1546 гг., когда он правил Кашмиром. 'Тарих-и-Рашиди" — единственная из дошедших до нашей дней книг Мухаммеда Хайдара — была широко известна на Востоке. Это классическое произведение посвящено главным образом истории Моголистана, в состав которого входила и значительная часть современного Казахстана. Вобравшее в себя фольклорные и устные генеалогии правителей, письменные сочинения разных авторов и собственно авторские наблюдения и воспоминания. Особая ценность этой книги заключается в том, что это первая и почти единственная работа, где с исчерпывающей полнотой и исключительной точностью сообщается о происхождении казахов, об их первых шагах на исторической арене, их связях с соседними народами, местожительстве и образе жизни.
На основании многочисленных документов и собственных наблюдений он подробнейшим образом излагает историю распада Золотой Орды и создания Чагатайского улуса. Мы находим у него уникальные сведения о Моголистане и его границах, о консолидации казахских племен в середине XV в. и их объединении в крупное государственное образование. Прекрасный литературный язык и высокий стиль произведения, логичность в изложении материала и глубокое знание жизни – все это показывает, что Мухаммед Хайдар был выдающимся ученым своего времени.
2. Кадыргали Жалаири(1555-1607гг)
«Сборник летописей». Автор первого памятника казахской исторической литературы. Он являлся советником хана Кучума в Сибирском ханстве. В 1580г покинул Кучума и поступил на службу Ондан-султану, который доверил ему воспитание и обучение юного султана Ораза Мухаммеда. В 1587-1588гг. вместе с султаном попал в плен в Россию и до 1600г.В 1602г. По решению царя Бориса Годунова возглавил престол касимовского ханства в Кермане.
Сочинение К.Жалаири «Жами ат-таурих»(«Сборник летописей»), состоит из 3 частей:1. Восхваление царя Бориса Годунова 2. Сокращенный перевод труда Рашид –ад дина «Жами ат-таурих» на персидском языке.3. История династии Чингизидов до Ораза Мухаммеда, рассказ о правителе З.О. Едыге, повествование о восшествии Ораза Мухаммеда на Касимовский престол весной 1602г.
3.Ходжа Ахмет Яссави(1103-1166/67гг)
«Диван-и-хикмет»Мыслитель и поэт, великолепный представитель суфийской поэзии, родился в городе Испиджаб (Сайрам). Ученый прославился книгой "Диван-и-хикмет" ("Книга мудрости"). Жизнь его прошла в Мавераннахре. В стихотворениях ученый призывает к справедливости, доброте, нравственному очищению, мудрости и чистоте. В это время стали появляться представители письменной литературы. Одним из ярких ее последователей был Ахмад Иугунаки. Родная
зимовка литератора Иугунаки находилась недалеко от Туркестана. Свой литературный труд — поэму "Подарок истины" ("Хакикат хадиса") он написал на тюркском языке, понятном караханидам. Эта поэма — бесценное художественное произведение того времени. Первые три раздела книги посвящены религиозным традициям и обрядам, четвертый — размышлениям о человеколюбии, справедливости и доброте. В 5—8 разделах говорится о пользе знаний. В других разделах автор критикует жадность, ненасытность. Ученый-поэт призывает учиться, быть скромным, приятным в общении, вежливым.

Четвертый этап
Определить к какому виду устного народного творчества относятся эти строки

Я прошу у Всевышнего:
Если даришь скот, то дай овец или баранов-
С рогами, завитыми, как месяц,
С плотным комом шерсти,
С огромными, как корыта, курдюками.
Если даришь сына,
То пусть он будет рослым,
Умным и думающим.
(Пастушеские песни. Вних отражены следы первобытного культа животных, верований ит.д.)

Уа, Богенбай,
Ты поднялся выше ледников Алатау,
От маленькой матери
Родился несгибаемый Богенбай!
….Между Абралы и Чингистау
Степь оглашается овечьим блеянием.
И полно там калмыков.
Ты погнал их всех отсюда
Через реку Иртыш,
Дальше Алтайских гор.
Ты поставил свой шалаш на Ак Шауге,
Ты собрал туда войско
И сокрушил калмыков.

(Жоктау,плач,оплакивание. На смерть батыра Богенбая жырау умбетай сочинил жоктау)

Ваш дом, ваш очаг
Прекрасен своим убранством.
Красота кобылиц- в кумысе,
Красота сундука- в убранстве,
Разукрашен ваш дом благополучием,
Дом ваш- словно белый дворец,
Ваши овцы прекрасны, как сайгаки….
…..Через высокие горы
Мы встретились верхом на волах,
Пусть войдет к вам богатство через дверь,
Через несчастья через щели.

(жарапазан- первая реакция кочевников на ислам через устное народное творчество, т.е. обращение к Аллаху. Начинается с возвеличивания, восхваления, заканчивается словами благословения, пожелания добра, счастья, богатства хозяевам дома.

Рефлексия
Ребята, сейчас возьмите стикеры и напишите, что вы сегодня узнали нового, что вам понравилось, какие либо пожелания и приклейте на сердце к доске.
(поднятие жетонов разных цветов, по мнению участников на сколько хорошо прошло мероприятие)
Оценки
Категория: История | Добавил: Tanu6ka
Просмотров: 2490 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2016-12-07, 7:21 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [776]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1871]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [462]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru