Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » История

"Казахстан в XVIII в."
[ Скачать с сервера (150.5 Kb) · Скачать удаленно (150.5 КБ) ] 2014-01-08, 1:56 PM
Учитель истории – Тихонова Лариса Викторовна
средняя школа № 10 имени Н. К. Крупской
г. Петропавловск

Урок по истории Казахстана (8 класс)

Тема: «Социально-экономическое и политическое развитие Казахстана
в ХVШ веке»
Тип урока: урок повторения, обобщения и закрепления знаний
Цели урока: 1. образовательная – повторить, закрепить знания, полученные
после изучения I раздела учебника («Казахстан в XVIII в.»)
2. развивающая - закрепить навыки работы с датами, терминами, документами
3. воспитательная - развитие чувства патриотизма, гордости за
героическое прошлое нашей Родины
Методы урока: репродуктивно-поисковый метод, частично поисковый, творческая деятельность учащихся, беседы, дискуссии, практическая работа учащихся, краткие сообщения учащихся
Формы урока: индивидуальная, групповая, коллективная
Оборудование: учебник «История Казахстана» 8 класс - Ж. Касымбаев, Алматы, Мектеп, 2012; перекидной календарь с названиями конкурсов, портреты деятелей Казахстана, карточки с историческими датами, кроссворд, историческая мозаика, карточки с заданиями для групп. Класс разбит на 5 групп по 5 человек в каждой. В каждой группе есть лидер, координирующий работу группы.

План урока:
1. «Историческая разминка»
2. «Загадки истории» (работа с историческими документами)
3. «Летопись»
4.«Календарь»
5.«Мозаика»
6.«Эрудит»
Ход урока:
I. Оргмомент (слово учителя, разъяснение учащимся работы на уроке,
представление групп, критерии оценок за урок)
II. Ход урока:

1 конкурс - «Разминка»

Учитель: Каждой группе выдается карта с историческими терминами (их 5). Термины распределяются в группе (лидер). Через 1-2 мин. группы отвечают. За правильный ответ – 1 балл.
1 группа: бий, ойраты, «калмак кырылган», курултай, колония
2 группа: «Кирме», «Актабан-шубырынды», киргиз-кайсаки, сарбазы, р.Жем
3 группа: хунтайджи, аманат, р. Яик, военно-оборонительная линия,
Внутренняя Орда
4 группа: «Асыл-суйек», саун, Синьцзянь, жырау, фискалы
5 группа: «Ак-суйек», подданство, алыпсатар, р. Есиль, шаруа

2 конкурс - «Загадки истории» (работа с историческими документами)

Учитель: От древних времен ученым-историкам досталось немало таинственных рукописей: клинопись, иероглифы и др. И как заманчиво было бы их разгадать! Ведь это значит – многое узнать о прошлом, «поговорить» с ним на его языке. Вот и вам сейчас предстоит на основе предложенного текста разгадать событие.

Каждой группы выдается исторический текст с вопросами. Задача группы: прочитать текст и угадать событие, ответив на вопросы. Время на задание – 3 мин. Оценка – 3 балла за 3 вопроса.
1 группа: Сырым Датулы
«Относительно численности последователей этого замечательного оратора, к голосу которого прислушивался весь Младший жуз, нет единого мнения. Максимальное число восставших доходило до 5800 человек. Это обстоятельство не на шутку встревожило Петербург. Для ликвидации угрозы со стороны восставших, Военной коллегией было принято решение: применять регулярные силы под командованием генерала Смирнова. Губернатор Оренбургской губернии барон Игельстром решил изнутри разрушить единство кочевников, которое поддерживалось казахскими ханами».
Вопросы: 1. Кто этот замечательный оратор?
2. О каком событии идет речь?
3. Указать время события

2 группа: Джунгары
«Эти годы начала ХVШ в. были ужасным временем в жизни киргизского народа. Громили улусы, отгоняли скот, уводили в плен целыми семействами. Холодные зимы, гололедицы и голод, как небесное испытание, увековечивали их бедствие. Один киргизский родоначальник в Оренбурге сравнивал печальное положение своих земляков с положением зайца, которого преследует целая свора гончих».
Вопросы: 1. О каком событии идет речь?
2. Указать время события
3. Назвать «свору гончих»

3 группа: Е.Пугачев
«Заканчивался первый год войны. Он вновь и вновь посылал своих нарочных в Казахские жузы. Не получая ответа от хана Нуралы, он начал адресовать свои воззвания казахским старшинам и населению жузов. Действия повстанцев не могли не насторожить Нуралы хана и других владельцев своей ярко выраженной антифеодальной направленностью».
Вопросы: 1. Кто посылал гонцов в казахские жузы?
2. О каком событии идет речь?
3. Указать время события

4 группа: Абылай-хан
«Этот хан признал себя вассалом богдыхана и получил княжеский титул и календарь. Он даже отправил в Пекин аманатом сына своего Адиля, но богдыхан, довольный покорностью Адиля, возвратил его к отцу с богатыми дарами и милостивой грамотой. Между тем, этот хан заключил с Илийским Цзян-Цзуном торговый договор, по которому были открыты в Тарбагатае и в Или меновые базары».
Вопросы: 1. Кто этот хан?
2. О каком событии идет речь?
3. Указать время события

5 группа: Абулхаир-хан
«Величайшей благодарной, богатой и умной обладательнице многих земель, Ее Величеству государыне императрице Анне Иоанновне ежедневно, ежемесячно и ежегодно желаем божьею милостью благополучного государствования. Наше заявление к Вашему Величеству состоит в том, что с народом, который находится за Уралом, у нас близких отношений не было. Желая быть совершенно подвластным Вашему Величеству, я посылаю своего посланника с Вашим подданным…»
Вопросы: 1. О каком событии идет речь?
2. Указать время события
3. Автор письма?

3 конкурс – «Летопись»

Учитель: Сейчас мы с вами отправимся в путешествие по страницам истории Казахстана XVIII в. вам предстоит сыграть роль летописцев. Смотрите, будьте внимательны: не наделайте ошибок, и не измените ход истории!

Каждой группе выдается лист с заданиями. Через З мин. группа должна представить свой ответ – летопись. Оценка – 3 балла за полный ответ.

1 группа: Внутренняя политика Абылай-хана:
экономика, социальные отношения, культура
2 группа: Абылай-хан – полководец и политический деятель
3 группа: Торговля Казахстана в 40-50 гг. ХVШ в.
Казахстан, Россия, Китай (центры торговли, виды
торговли, товары)
4 группа: Казахское посольство, Русское посольство (состав, время
деятельности, итоги деятельности)
5 группа: Военно-оборонительные линии на северо-востоке Казахстана в 40-50г.
ХVШ в.: название ВОЛ, где проходила, длина

4 конкурс – «Календарь»

Учитель: Вопрос «когда?» - один из самых главных в истории. Для историка очень важно правильно определить дату события. Стоит ошибиться и становится непонятно, почему это событие вообще произошло. Вот почему конкурс «Календарь» - это конкурс капитанов, самых знающих и умных.

Капитаны по исторической дате должны определить событие. Оценка – за 3 даты – 3 балла.

1 группа: 1741-43 гг. (Абылай), 1635 г., 1757-60гг. (Абылай)
2 группа: 1726 г., 1731г., 1771-81гг.
3 группа: 1729 (1730) г., 1773-75 гг, 1761 г. (Китай)
4 группа: 1783-97 гг., 1752 гг., 1740-42 гг. (Средний жуз)
5 группа: 1749 г. (Мл. жуз, хан), 1718-48 гг. (Младший жуз, хан), 1723-27 гг.

5 конкурс - «Мозаика»

Учитель: Изучая прошлое, мы продолжаем непрерывную цепь, связывающую нас сегодняшних с теми, кто жил до нас, и с теми, кто придет нам на смену. Сложите правильно мозаику, и вы восстановите эту цепь. При ответе вы должны объяснить свой выбор.

Каждой группе выдается лист с терминами. Задача группы – через 2 мин. доказать, что и почему лишнее в данной мозаике. Оценка – 3 балла за полный ответ.

1 группа: Абулхаир, Екатерина II, китайцы, Анна Иоанновна,
подданство, Бухар-жырау
2 группа: джунгары, мулла Забир, Амурсана, Петр I, Богембай,
киргиз-кайсацкая комиссия
3 группа: Пугачев, Игельстром, Зиновьев, Писарев, Суворов, р.Яик,
«Актабан-шубырынды»
4 группа: Сырым Датов, Тевкелев, Екатерина I, Суворов, Хива,
Нуралы-хан
5 группа: Абылай, Павел I, Галдан-Цэрэн, султан Барак, Татикара,
Анракайская битва

6 конкурс - «Эрудит»

Учитель: А теперь пришло время последнего конкурса – любителей кроссвордов.

Каждой группе в течение 5-7 мин. надо разгадать кроссворд. Учитывается правильность и скорость заполнения.

Кроссворд «Казахстан в XVIII веке» (см. в (архиве)каталоге файлов)

По горизонтали:
1. Наша Родина
2. Название р. Ишим в XVIII в.
3. Джунгарские феодалы
4. Сословие казахской знати
5. Занятие кочевников
6. Хан Младшего жуза 1718 – 48
7. Глава восстания 1783 – 97 гг.
8. Джунгарский хан XVIII в.
9. Внук Абылай - хана
10. Советник Абылай – хана, жырау




По вертикали:
1. «Пришлые», название социальной группы казахов
2. Глава рода, судья
3. Перекупщик у казахов
4. Почетные люди у казахов
5. Хан 1771 – 81 гг.
6. Дача скота взаймы
7. Глава восстания 1773 – 75 гг.
8. Сословие, куда входили батыры, бии, жырау, тарханы, баи и т.д.
9. Обычное право казахов
10. Казахские крестьяне- кочевники



По ходу урока заполняется протокол: (см. в (архиве)каталоге файлов)






III. Выставление оценок
В каждой группе лидеры заполняют листы оценок за ответы учащихся (кроме
себя), учитывая их активность и правильные ответы на уроке. По окончании
урока учитель уже имеет представление о работе учащихся на уроке, поэтому
проверить оценки лидеров групп нетрудно. Окончательную оценку лидерам и
их группам дает учитель.

IV. Домашнее задание
Используя материал учебника - I раздел «Казахстан в XVIII в.», составить
тест из 20 вопросов с 5-ью вариантами ответов по одному из 7-ми
параграфов I раздела учебника
Категория: История | Добавил: Loren
Просмотров: 833 | Загрузок: 388 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-03-28, 4:08 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru