Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » История

Открытый урок. Древняя Индия. 6 класс
[ Скачать с сервера (25.6Kb) ] 2014-01-31, 7:31 AM
Балмуханова Майра Маратовна
Акмолинская область, город Акколь
Аккольская средняя школа №1
Учитель высшей категории

Древняя Индия
(Урок истории древнего мира в 6 классе)

Цели урока:
1.Сформировать знания об истории Древней Индии, особенностях хозяйственной и социальной жизни.
2.Развитие умения работать с историческим документом, умения систематизировать информацию; восприятия, внимания, расширение кругозора учащихся.
Формирование навыков учащихся получать информацию от исторической карты.
Развитие интереса к истории, мотивации к учению.
3. воспитание уважительного отношения к истории, культуре и обычаям других народов, приобщение к достижениям древнеиндийской цивилизации.
Форма урока. Комбинированный урок: изучение нового материала с элементами практической и исследовательской работы.
Структура урока:
1. Организационный этап.
2. Подготовка к активному усвоению знаний.
3. Изучение новой темы (план урока):
- Природные условия Древней Индии.
- Занятия жителей Древней Индии.
- Образование государств.
- Социальные отношения.
4. Закрепление.
5. Подведение итогов.
6.Объяснение домашнего задания.
Методические приемы:
Словесный.
Наглядный.
Практический
Оборудование:
1. Учебник: «История древнего мира», «Атамура», 2011. Авторы: Т.Тулебаев, Р.Кусаинова, М.Дакенов.
2. Компьютер.
3. Мультимедийный проектор.
4. Презентация.
Раздаточный материал:
Отрывок документа «Диодор Сицилийский. Историческая библиотека». -Схема «Индия».
Историческая карта «Древняя Индия».
Схема по заполнению животных.
Кроссворд.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
– Ребята, многие из вас, наверное, любят путешествовать. Но какое же путешествие может быть в середине учебного года? И вот я вспомнила слова А. Твардовского:
Есть два разряда путешествий,
Один – пускаться с места вдаль,
Другой – сидеть себе на месте,
Листать тихонько календарь.
Взяв в руки старый календарь, на другой стороне я увидела карту одной большой страны. Эта страна – родина шахмат, родина арифметических чисел, которыми мы привычно пользуемся сегодня. Там живут слоны, есть непроходимые леса. А еще говорят, что мальчик Маугли тоже жил в этой стране. Жители этой загадочной страны очень любят петь и танцевать. Послушайте небольшой отрывок из песни. Попробуйте узнать о какой стране идёт речь. (Звучит индийская музыка).
О, древняя и мудрая страна! Страна слонов, тибетских гор, священных вод и великолепных храмов. Загадочными танцами и песнями пленяешь ты сердца, И манишь ароматами лотоса и чая. Мне не забыть тебя, страна, Где по земле твоей ходил Священный Будда.

- Догадались ли вы, о какой стране идет речь?

Ответ: Это Индия. 1-й слайд (тема урока с картинками)

– Сегодня нам предстоит совершить увлекательное путешествие в эту страну. А что берут люди с собой, отправляясь в путешествие? Конечно, много разных вещей, но, как правило, они берут с собой компас и карту. Древние греки называли Индию: «волшебной, сказочной страной».
Почему? В течение урока мы постараемся ответить на этот вопрос. 2-й слайд (логическое задание).
– Чтобы ответить на этот вопрос, нам с вами необходимо обсудить следующие вопросы:
-- Местоположение Древней Индии.
– Природные условия Древней Индии.
– Занятия жителей Древней Индии.
--Образование государств.
--Социальные отношения. 3-й слайд (план урока)

2. Изучение новой темы
1 вопрос. Природные условия Древней Индии.
– Для успеха путешествия, прежде всего, необходимо взять карту, по ней мы сразу же определим местонахождение Индии.
Работа с картой (4-й слайд ).
Ученики получают схематическую карту «Древняя Индия», на которой нанесены одни контуры. (Приложение 1). Отметить на контурной карте географические объекты по вопросам. (Приложение 2) Я рассказываю, они пишут на карте. Затем проверяем по вопросам.

Вопросы и задания по работе с картой:
1. На каком полуострове расположена Индия?
Ответ: На полуострове Индостан.
2. Какой океан омывает этот полуостров?
Ответ: Это Индийский океан
3. Каким морем омывается Индия?
Ответ: Аравийское море.
4. Какие горы расположены на севере Индии?
Ответ: Это горы Гималаи – самые высокие горы в мире.
5. Какие крупные реки протекают по территории Индии?
Ответ: Это реки Инд и Ганг.
6. Как вы думаете, как особенности географического положения Индии влияли на жизнь ее населения?
Ответ: 1) Большие реки создавали возможность для развития орошаемого земледелия;
2) Протяженная береговая линия благоприятствовала морской торговле;
3) Горы на севере защищали от холодных ветров и вражеских набегов.
Слайд 5 (Гималаи)
7. Что было общего в природных условиях Древнего Египта, Междуречья и Древней Индии?
Ответ: это был жаркий климат, наличие больших рек: в Древнем Египте – Нил, в Междуречье – Тигр и Евфрат.
Слайд 6 (Инд и Ганг)
Природные условия двух индийских рек различны. Если в долине Инда редко выпадают дожди, то в долине Ганга со второй половины июня по сентябрь льют дожди непрерывно и долину реки покрывают непроходимые леса и болота. На пути у нас непроходимые леса.
8. Как называются эти леса?
Ответ: Эти леса называются джунгли. Слайд 7 (Джунгли).

– Я думаю, что мы с вами проделали уже большой путь и немного устали. Давайте отдохнём.

Физкультминутка
Учитель: Давайте прогуляемся по джунглям. Повторяйте за мной движения:
1) Заходим в сумерки джунглей и сначала ничего не видим, зажмуриваем глаза - открываем (несколько раз).
2) Идем по тропинке (ходьба на месте); стараемся высоко поднимать ноги - вдруг нам встретится змея (ходьба на месте с высоким подниманием бедра).
3) Увидели птицу слева, справа (поворот головы влево вправо).
4) Впереди увидели красивый цветок, понюхаем его (вытягивая шею вперед, втягиваем воздух носом).
5) Раздвигаем лианы на пути (разводим руками: правой, левой, двумя).
6) Вот вышли из джунглей, увидели солнышко, улыбнулись ему и потянулись вверх руками (потягивания).

- В джунглях обитало большое количество разных животных. Слайд 8 («Махабхарата»).
– Послушайте отрывок из индийской поэмы « Махабхарата». На основе этого отрывка должны вставить пропущенные буквы: «Животный мир Индии». (Приложение 2)
В ветвях деревьев гнездились
Шумели, порхали и пели
Птицы лесные, и всюду…
В дикой глуши попадались
То кабан, то шакал, то буйвол,
То рысь, то пантера…
И светлая влага кипела
Множеством рыб,
Крокодилов и змей…
И ветви обвивали хвостами,
С криком качались на них
Обезьяны,
По сучьям деревьев
Ползали, перьями ярко блестя.
Попугаи …
– Индийцы во все времена поклонялись слону. Не случайно бога мудрости Ганеша они изображали с головой слона. 9-й слайд (Ганеша)
– Шли мы по джунглям и вышли к поселку. 10-й слайд (Деревня среди джунглей).

2 вопрос. Занятия древних жителей Индии.
Вопрос: Чем занимались жители Древней Индии?
Прочитав отрывок из произведения древнегреческого историка Диодора Сицилийского «Историческая библиотека», выясните основные занятия индийцев .
Диодор Сицилийский о природных богатствах Индии:
«Много в Индии больших гор, поросших всевозможными деревьями. Много плодородных равнин, отличающихся красотой и пересеченных множеством рек. Большая часть индийских земель орошается и поэтому приносит урожай два раза в год. Изобилует Индия и разнообразными животными: дикими и домашними. Многочисленных и весьма крупных слонов выращивает индийская земля. Многих слонов индийцы отлавливают и подготавливают для участия в военных битвах.
Земля их изобилует взращенными человеческими плодами и заключает в себе много разных металлов. Есть в ней много серебра, железа, олова и других металлов, необходимых для изготовления украшений, предметов повседневного пользования и для военного снаряжения.
В Индии произрастает много проса, различных бобовых, а также рис.
Каждый год там бывают два дождя. Один – зимний, когда сеют пшеницу, другой – летний: зреет рис, просо. В большинстве случаев жители Индии получают плоды обеих урожаев.
Так как у индийцев земледельцы считаются священными и неприкосновенными, они поблизости от сражающихся занимаются своими работами, не замечая опасности. Воюющие стороны убивают друг друга, а тем, кто занимается земледелием, не причиняют никакого вреда». (Приложение 3).
Вопрос: Какое занятие было основным?
Ответ: Земледелие.
Вопрос: Что выращивали индийцы?
Ответ: Они выращивают пшеницу и ячмень, рис и просо. А также много бобовых культур.
Вопрос: с использованием карточки-задания на логическое мышление. («Шерсть, растущая на деревьях», «Что слаще меда»)
-- В более позднее время появились чайные плантации и стали продаваться пряности, такие как перец.
Вопрос: Каковы другие занятия древних жителей Индии?
Ответ: Скотоводство, ремесло.(какие)
--Выходя из деревни, дорогу нам преградила корова.
С особой любовью они относились к корове. Она давала молоко, из которого делали простоквашу, масло. А вот мяса коровы индийцы не ели, она считалась священным животным. Тот, кто убивал корову, считался преступником. 11-й слайд (Корова).

3 вопрос. Образование государств.
История Древней Индии полна неожиданностей. В начале 20 века в долине реки Инд археологами были открыты древние поселения и города, которые существовали уже в 3 тысячелетии до н.э. Самые большие города этой цивилизации – Мохенджо-Даро и Хараппа.
В распоряжении ученых имеются описания работ археологических экспедиций на раскопках древнего города Мохенджо-Даро.
«Вскрытое поселение занимает площадь около 260 гектаров. Окраины города погребены под илистыми отложениями реки. Все городские здания и стены сделаны из обожженного кирпича. Каменных сооружений не найдено. Улицы города тянутся правильными параллельными линиями, пересекающимися под прямым углом. Ширина главной улицы в некоторых местах превышает 10 метров, дома тесно примыкают друг к другу. Большинство домов в центре города оборудовано водопроводом и даже канализацией. Такой совершенной системы водостоков не знала ни одна древняя цивилизация.»
Развитие Древней Индии иногда прерывалось и шло вспять. Так, например, в середине 2 тысячелетия до н.э. в Индию приходят и расселяются полукочевые племена ариев. Индийская цивилизация исчезает. Происходит возвращение к первобытному строю. Только в 1 тысячелетии до н.э. снова возникают государства. В 268 г .до н.э. индийский престол занял могущественный правитель династии Маурьев Ашока. Он установил дипломатические и торговые отношения со многими странами Запада и Востока. При нем государство стало одним из крупных на Востоке.

4 вопрос. Социальная структура индийского общества.
Среди индийцев существовало неравенство, которое было закреплено религией. Жрецы в Индии составили Сборник правил бога Брахмы, в котором говорилось, что с самого рождения каждый индиец принадлежал к одной из четырех каст.
Каста – группа людей с определенными правами и обязанностями, передающимися по наследству.

Игра-исследование, индивидуальная работа.
Каждый получил Приложение 4. Задание: Составь иерархическую лестницу индийского общества.(подпишите, на какой лестнице должна стоять каждая каста)
Проверка: с помощью слайда 12 «Группы людей в Индии»
Индийцы считали, что люди разных каст также отличаются друг от друга по рождению, как животные разных пород. Человек, родители которого были земледельцами, никогда не мог стать жрецом или знатным воином. Ведь у коровы не может родиться поросенок или жеребёнок.
Местожительство неприкасаемых должно быть вне селения, утварь, использованная ими, должна выбрасываться (другими), имуществом их должны быть только собаки и ослы.

3. Закрепление
– А теперь вы решите небольшой кроссворд (5 минут). (Приложение 4)
Вопрос: Назовите ключевое слово кроссворда?
Ответ: Индостан. 13 слайд (Кроссворд).
(Дети решают на карточках).

4. Итог
– Вот и пришло время ответить на главный вопрос: Почему греки называли Индию «волшебной, сказочной страной»?

5.Домашнее задание. Параграф 18, сиквейн “Индия» (14 слайд)
Заключительное слово.
Индийцы верили, что звери, птицы и насекомые думают, чувствуют и разговаривают между собой, совсем как люди. Когда кто-нибудь умирает, он на самом деле не перестает жить, а только меняет свой внешний облик, превращаясь в другое существо. Кем станет человек после смерти – зависит от его поведения. За дурные дела он может родиться четвероногим или насекомым. Вор станет крокодилом, пьяница – червяком. Индийцы верили в переселение душ: ты причиняешь боль какому-нибудь малому зверьку, а в нем, возможно, живет душа твоего отца или любимой бабушки.
Древнеиндийская цивилизация учит многому и сегодня. Не стоит забывать мудрость индийских Вед:
Да не будет ненависти
У брата к брату, а у сестры к сестре!
Оборотившись друг к другу,
Следуя одному обету,
Говорите доброе слово!

--Хорошо поработали! Молодцы! Спасибо! (15 слайд)
Категория: История | Добавил: Lena_25
Просмотров: 1351 | Загрузок: 177 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2016-12-09, 10:43 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [779]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [519]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1873]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [463]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru