Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » История

Интегрированный урок История Казахстана+математика "Культовая архитектура в X-XIV вв."
[ Скачать с сервера (82.5 Kb) ] 2014-02-05, 3:51 PM
Автор: Колодина Анжелика Тимофеевна
КГУ «Средняя школа аула Токсан би» района имени Габита Мусрепова СКО

Интегрированный урок
Культовая архитектура в X-XIV вв.
(7 класс, история Казахстана, математика)

Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: интегрированный урок: история Казахстана, математика.
Цель урока: формирование знаний об особенностях средневековой культовой архитектуры, опираясь на элементы геометрической системы.
Образовательные задачи: дать учащимся четкую систему знаний по культовым архитектурным памятникам, которые являются материальными историческими источниками и извлечь из них путем сопоставления новые знания. Продолжить работу с понятиями портал, декор, интерьер, майолика, терракотовые плитки, полихромные глазуированные плитки, эпиграфика, строительные материалы: ганч, кирпич, асбест, дерево, камень.
Развивающие задачи: продолжить формирование умения работать с исторической картой, пользоваться легендой, умения изучать материальный исторический источник, а также умений давать оценку отдельным явлениям культуры и соотносить событие с веком.
Воспитательные задачи: на основе рассказа и демонстрации рисунков с памятниками сформировать у учащихся восхищение и бережное отношение к ним, а также глубокое уважение к памятникам национальной культуры.
Наглядный демонстрационный материал:
1) Фотоснимки мавзолеев Бабаджа-Хатун, Айша-биби, Ахмеда Яссави (с северного и южного портала) в увеличенном виде.
2) Таблица «Основные мотивы казахского орнамента»
3) Карта «Казахстан вVIII-XIV вв.»
4) Фотоснимок бронзового котла
5) Высказывание «И завершенность линий их
Звучит, как
Полнопевный стих …» В. Брюсов
6) Женские и мужские костюмы участников (свадебного) обряда – сватовство.
7) Стол, угощения, подарки, коврики с орнаментом, чтобы сидеть.
8) Грамзапись «Живые голоса истории»
9) Головные уборы и визитные карточки представителей общества.

Используемая литература.
1. Агапов П., Кедырбаев М. «Сокровища древнего Казахстана», А-Ата , 1979 г
2. Джанибеков У. «Эхо … По следам легенды о золотой домбре»
3. Энциклопедический словарь, М. , 2000
4. Жанакова Н.Т., Бакина Н.С. «История Казахстана в средние века» (учебник для 7 класса) Атамура, 2012 г.

- Звучит музыка «Живые голоса истории»
Ребята, продолжая эти величественные звуки, я представляю тему урока:
«Культовая архитектура в X – XIV веках» (записано на доске).
- Давайте вдумаемся в название темы.
- Что такое, по-вашему, культ. Это религия.
- Архитектура является частью материальной культуры.
- Вспомните, что такое материальная культура
- А теперь все вместе, что такое культовая архитектура
- Здания мавзолеев и мечетей лучше всего изучать, посмотрев на них, т.е. совершить путешествие. Но, к нашему сожалению, они находятся далеко и мы, не можем это сделать. Поэтому мы совершим путешествие, но только заочно. А для этого мы пригласили специалистов из общества по изучению памятников культуры (все в головных уборах - в виде контуров мавзолея и с визитными карточками на груди).

Президент общества -Ахмедьяров Андрей
Архитектор - Блажевич Анатолий
Историк - Алибаева Райхан
Математик - Григорьев Евгений
Эпиграфик - Афанасьев Влад

Президент: Памятники культуры – мавзолеи, простояв 600 или 1000 лет - разрушаются, поэтому нуждаются в восстановлении. Поэтому в настоящее время солидные фирмы и состоятельные граждане жертвуют деньги. Вашим вкладом в это – будут, проявленные вами знания. За один обстоятельный ответ вы получаете жетон, или за три небольших ответа - тоже жетон, а в конце урока получите за это оценки.
Президент: Строительство мавзолеев в начале II в начале второго тысячелетия и позднее было связано с широким распространением ислама. Согласно его догматам мусульманин должен совершить паломничество (хадж) в Мекку.
- Что, значит, совершить паломничество в Мекку?
Но храм Каабе с черным камнем в стене (осколком метеорита) находится в городе Мекке Саудовской Аравии, и был очень далек от жителей Казахстана.
Почитателям ислама нужны были филиалы «святых мест». С этой целью и возводились мавзолеи святых местного значения – «заместителей Мухаммеда», паломничество к которым приравнивалось к далеким путешествиям в Мекку. По поводу этого в те времена в народе сложилась шутка, что «в Медине - Мухаммед, а в Туркестане ходжа Ахмед».
Но мавзолеи интересны нам не только причинами возникновения, но и тем, что они являются памятниками, прежде всего народного искусства, включающего в себя архитектурное и строительное мастерство.
Средневековые мастера использовали опыт, накопленный предшествующими поколениями при строительстве жилых домов, поселений, городов. Поэтому в средневековых мавзолеях как бы аккумулировались все лучшие технические и архитектурные достижения минувших столетий.
В результате завоевания Казахстана арабами
- А когда это произошло? (VII – VIII вв)
здесь начинает распространяться ислам, поэтому и сохранились главным образом памятники культовой архитектуры, которые почти все без исключения являются купольными, а форма купола в известной степени напоминает форму переносного жилища, т.е. юрты.
Шатровое перекрытие мавзолея Бабаджа – хатун по мнению археолога и востоковеда Бернштама также является одним из древних. Так первоначально у древних тюрков юрта имела шатровую форму, а затем в результате дальнейшего развития превратилась в купольную (как и в настоящее время). При этом Бернштам считает, что идея купола и его осуществление принадлежит кочевникам-скотоводам дешты-кыпчакских степей. Итак, названный ученый выделяет 3 главных элемента портально-купольный архитектуры.
1) куб основного тела здания с куполом
2) портал
3) декор резных плиток
Математик: Куб - это геометрическое тело.
Средневековые строители отлично владели не только строительными приемами, которые складывались столетиями, но и теорией архитектуры.
- Ребята, какие строительные материалы, использовались в средние века (кирпич сырцовый (кесеке) и жженый, камень-плитняк, глина, алебастр, ганч, цемент )
Все эти строительные материалы оказывали определенные влияние на конструкцию, но не могли создать архитектурный облик, а для этого нужно было знать теорию архитектуры, в основе который лежит математика. Средневековые мастера подчеркивали пропорциональные закономерности построения зданий и их декоративное убранство.
Математик: Пропорция – это равенство двух частных. В архитектуре должно было соблюдаться «золотое сечение», т.е. если взять отрезок АС и поставить на нем (.) В, то отношение большего отрезка к меньшему должно равняться отношению всего отрезка к большему - это и есть пропорциональная закономерность построения зданий.

Историк: Едва ли не самыми замечательными из памятников строительного мастерства и архитектуры являются культовые здания. Среди сохранившихся до нашего времени строений особый интерес вызывает мавзолеи и мазары («жилища мертвых»). Широкую известность приобрели мавзолеи Бабаджа-хатун, построенный в 10-11вв. и Айша-Биби (11-12 вв), мавзолей Ходжа Ахмеда Яссови (конец 14 в), мавзолей Кара-хана и др. Многие из них и сегодня восхищают оригинальностью архитектурной композиции и декоративным убранством.

Историк: В 18 км. от г. Джамбула (ныне Тараза) на холме высятся два величественных памятника – это мавзолеи Бабаджа-хатун и Айша-Биби.
Архитектор: Мавзолей Бабаджа-хатун выделяется простотой и монументальностью архитектурной композиции. Он имеет кубическое здание,
Математик: показывает куб
Архитектор: которое увенчано барабаном и ныне частично разрушенным шестнадцатиреберным коническим куполом
Математик: Понятие пирамиды и конуса не изучается в 7 классе, поэтому мы только показываем вам их.
Шестнадцатиреберная пирамида (это значит восьмигранная). У нас имеется шестигранная (12-ти реберная пирамида). Вот - это у нее грань, а вот - это ребро (ребер всегда в 2 раза больше, так как одна грань имеет 2 ребра). Эту пирамиду вписываем в конус и получается подобный купол.

Архитектор: Объемная композиция мавзолея очень устойчива, так как возведена на фундаменте из камня-плитняка, поэтому он хорошо и сохранился. Мавзолей был сложен из жженого кирпича при помощи фигурной кладки. Посередине главного фасада, обращенного на восток, над входом в мавзолей стрельчатая округлая арка. Здание почти свободно от декоративных украшений, лишь по сторонам входного проема стена разделена узкими, высокими и неглубокими нишами, над которыми в кладку стены вделаны медальоны. Отсутствие портала, ребристый купол, строгая общая композиция придает зданию подменную монументальность. Слово эпиграфику.
Президент: Мавзолей Айша-Биби , слово историку.
Историк: Жемчужиной архитектурно-строительного и декоративного искусства средневекового Казахстана можно назвать мавзолей Айша-Биби и прежде всего потому, что в нем проявились удивительная гармония и единство конструкции и орнаментального декора.
Мавзолею Айша-Биби посвящено большое количество научных и научно-популярных работ. Архитектор Бесенов назвал его «Своего рода музеем, в котором сосредоточены основные орнаментальные сокровища архитектуры Казахстана и который содержит ключ к пониманию традиционных форм, принципов эволюции и сочетание отдельных орнаментальных мотивов»
Архитектор: Мавзолей имеет кубическое основание, когда то покрытое куполом. Стены соразмерные ¼ диагонали исходного квадрата.
Математик: Показывает куб
Архитектор: По 4-м углам здания возвышаются массивные колонны. В центре каждого фасада
-Что такое фасад ребята? (передняя часть здания)
размещены небольшие ниши, перекрытые стрельчатыми арками. Вход расположен в восточной стене. В центре мавзолея помещается небольшое надгробие .
Система небольших ниш, малых колонн, сводов, стрельчатых арок, создает впечатление ажурности мавзолея, а оформление стен и колон терракотовой облицовочной плиткой радует глаз разнообразием орнамента.
- Что такое терракотовые плитки? (это керамические плитки из цветной глины, неглазуированные).
В терракотовых узорах этого здания в различных сочетаниях воплотились традиционные виды орнаментального искусства древних племен. Казахстана, из которых геометрический, зооморфный, растительный уходят своими корнями в первобытное искусство андроновских и сакских племен I – II тысячелетия до н.э.
Эпиграфик: Среди надписей на угловых колоннах здания сохранились такие слова на арабском языке «Осень, тучи … жизнь прекрасна»
Президент: В связи с этой надписью до нас дошла легенда создания мавзолея.
Историк: Предания донесли до нас историю создания мавзолея , в котором согласно одной легенде, похоронена красавица – дочь известного поэта и ученого Хаким – ата, заболевшая и внезапно скончавшаяся в ненастную осеннюю пору во время поездки к своему жениху Кара-хану.
Президент: По тюркским обычаям девушка могла ехать к жениху только после сватовства. Поэтому, не смотря на трагическую судьбу такое прекрасное событие как сватовство у Айша-Биби было.
В нашем обществе есть артисты из столичного театра юного зрителя, которые продемонстрируют этот обряд.
Сватовство
Действующие лица:
Со стороны жениха: Кудалар
1) Сват – уважаемый человек, знающий много крылатых выражений.
2) Сестра матери (бабушка)
3) Жена брата
4) Сестра (может быть дядя)
Со стороны невесты:
1) Отец 2) Мать 3) Соседи 4) Тетя
Встреча гостей
- Ассалаумағалейкум.
- Уағалейкумассалам.
- Мать невесты: Қадамдарың құтты болсын. (Пусть будет удачливым ваш приезд.)
- Шашу, шашу (обкидывает гостей конфетами). Сваты собирают конфеты.
- Отец невесты: Торлетініздер (Проходите). Все садятся за стол и пьют чай.
1. Сват со стороны жениха.
Келген шардамызды айта отырайық. Қызға кім сөз айтпайды, қымызды кім ішпейді. Темен етекті қыз бала жат жұрттық. Біздің баламызға сіздің балаңыз үнап сізздерге қолқа сала келдек. Айшаны біздің Қараханға беріңіздер.
2. Сват со стороны невесты.
Көш Келеніздер! Қараханның атына қанықпыз Айшажанның көзііздің тірісінде құтты жеріне қоңғанын біз де тілейміз. Ақ баталды беремін!
3. Сват со стороны жениха.
Бәрекелді! Олай болса той жабдығына кірісейік. Оныншы маусымда Айшаны алып кетуге келеміз, жол-жорасын ала келеміз.
4. Заходит сваха (мать невесты) с подарками в мешке.
Оралман тон болмаса да жол болады, құдалар. Қүдаға-шопан, Құдағша-мата, құдашаға-мата, құдашаға-орамал. Құда, бата беріңіз. Екі жас бақытты болсын.
5. Сват (со стороны жениха)
Ал, құда-құдагилер рұқсат болса, біз аттанайық. Сый қүрметтеріңізге рахмет! (приготовиться к молитве, сложить руки) Ек3 жас бақытты болсын, ұзағынан сүйіндірсін. Құдалығымыз мың жылдық болсын! Әумен!
6. Сват (со стороны невесты)
Жолдарыңыз болсын, кездескеше сау-саламат балайық.
-Прощаются.

1. Сват говорит о цели приезда. Тот не мужчина, кто не пьет кумыс и не заглядывается на девушку. Дочь – это отрезанный ломоть. Нашему сыну приглянулась ваша Айша. Мы приехали с просьбой отдать ее за нашего Кара-хана.
2. Добро пожаловать! Имя Карахана нам известно. Мы, пока живы, хотим чтобы Айшажан нашла свое счастье, свой очаг. Согласны. Благословляем.
3. Прекрасно! Тогда давайте договоримся о дне свадьбы. 10 июня приедем со всеми надлежащими подарками.
4. Заходит сваха(мать невесты)
«Платок - не шуба, но подарок. Сват, прошу вашего благословения.»
5. Долгой, счастливой жизни детям! Наше сватовство пусть будет долгим. Все: Аминь!
А теперь, дорогие сваты, нам пора собираться в обратный путь. Спасибо за ваши угощения и прием.
6. Счастливого пути. До скорой встречи!

Президент: Прошло время. Миновали годы, века. Изменились материалы, вяжущие растворы. В XIV –XV вв в облицовке мавзолеев наряду с фигурной кладкой и резной терракотой , стали широко применяться глазуированные полихромные плитки.
- Ребята, что такое глазуированные полихромные (покрытые стекловидной массой, многоцветные)
Одним из выдающихся памятников этой эпохи является мавзолей-мечеть Ахмеда Яссови в г. Туркестане. Вот уже 6 веков он поражает своим размерами и монументальностью. В его возведении принимали участие мастера из многих стран мира.
Очень красивы сверкающие на солнце величественные купола, стены, отделанные глазуированными плитками, эпиграфика комплекса.
- Что такое эпиграфика? (наука, изучающая надписи на камнях, дереве, металле, кости и т.д.)
Мавзолей был построен по приказу великого завоевателя Тимура (Тамерлана) на месте погребения святого суфия и этому есть вещественное доказательство. Слово эпиграфику.
Эпиграфик: В Улытауских горах (Центральный Казахстан) был найден Карсакпайский камень, на котором сохранилась следующая надпись: «в год овцы средний месяц султан Туране Тимурбек шел с двумястами тысяч войск, имени своего ради, по кровь Тохтамыша, и достигнув этой местности, он воздвиг этот курган, дабы он был знаком..» Этот камень храниться в Санкт-Петербургском Эрмитаже.
Президент: Это первый в истории погребения уникальный случай, когда Ахмед Яссови умер в XIIв, а мавзолей на месте погребения был воззведен спустя 200 лет , т.е в XIV в.
В ХIIв Казахстан, Средняя Азия и многие другие государства были завоеваны монголо-татарами и были включены в их огромную империю. Правителем этой империи в XIV в. Был Тимур. Сооружая этот мавзолей он исходил из тонкого расчета:
1) Польстить чувству кочевников вниманием к их национальной святыне
2) Подчеркнуть духовное единство народов, исповедующих ислам
3) Дать представление о мощи империи
К большому сожалению, при жизни Тимура величественный главный портал не успели облицевать, а его приемникам, занятым войнами, было не до этого.
Архитектор: В архитектурном комплексе Ахмеда Яссави воплотились все достижения строительной техники XIV в. Лаконичный, прямоугольный в плане ансамбль
Математик: Прямоугольник - это геометрическая фигура, у которой противоположные стороны равны
Архитектор: увенчан группой различных по величине куполов сложной конструкции и имеет мощный портал, достигающий высоты 39 метров.
Историк: В здании более 35 залов и комнат различного назначения. Двери, покрытые резьбой и инкрустированные костью открывают вход в самый крупный зал – казанлык, который использовался для торжеств и церемоний. Он перекрыт самым большим в Казахстане и Средней Азии куполом, диаметром 18,2 метра.
Математик: Диаметр - это отрезок, соединяющий две точки круга и проходящий через центр С в основе купола мы уже показывали, лежит полусфера. (макет юрты)
Историк: Его поверхность украшена лепным ганчевым декором, т.н. «сталактитами». Высота казанлыка составляет 37,5 метра, а общая площадь зала 330 м2. В этот центральный зал выходят 14 дверей из других помещений. В центре зала стоит огромный, в рост человека бронзовый котел (висит на доске его фотоснимок), который во время молитв по пятницам наполняли подслащенной водой и раздавали верующим.
Другое крупное дворцовое помещение «Большой Аксарай» предназначалось для религиозных собраний, а с конца XV века служило резиденцией казахским ханам. Примыкающий к нему «Малый Аксарай» видимо использовался в виде зала ожидания при аудиенциях, т.е. приемах хана.
Архитектор: Своими конструктивными особенностями выделяется асхана (столовая) с тремя крестовыми куполами, а также помещение китапханы (библиотеки), перекрытое шестигранным куполом
Математик: Шестигранную пирамиду вписываем в конус, и получается шестигранный купол.

Архитектор: просторный зал для молитв, квадратная в плане кабырхана (усыпальница Ахмеда Яссави)
Математик: Квадрат – это геометрическая фигура, у которой все стороны равны
Архитектор: С большим надгробием (рисунок в книге) из светло-зеленого с темными прожилками нефрита и светло-зеленого мрамора.
Президент: В облицовке фасадов и интерьеров комплекса широко использовались кирпичная и наборная мозаика, майолика.
- Что такое мозаика? (это отделка из цветных камешков и непрозрачного стекла по сырой штукатурке под углом)
Майолика - это отделка из цветной керамики(желто, белого, коричневого цветов, глазуированная, т.е. покрытая стекловидной массой)
Эпиграфик: Эпиграфика комплекса Ахмеда Яссави исполнена арабским языком и представляет собой художественное целое – фриз или панно. В эпиграфике используется множество почерков, выполненных на дереве, металле, майолике, кирпичной мозаике, камне. Чаще всего надпись входит в узор, состоящий из геометрических и растительных мотивов, сливаясь с ним в единую орнаментальную композицию. Все плоскости стен, арок, оснований куполов заполнены канонизированными стихами – это короткие восклицания во славу Аллаха и пророка Мухаммеда, а также целые фрагменты из Корана и имена мастеров, принимавших участие в строительстве и даты выполнения отдельных видов работ.
Президент: Итак, мы рассмотрели архитектуру трех великих мавзолеев. Что же касается современных сведений об этих зданиях, то известно, что ученые архитекторы и строители Казахстана и Турции пытаются реставрировать мавзолей Ахмеда Яссави, но, к сожалению, не могут подобрать соответствующий строительный материал.
Также в журнале «Парасат» сообщается, что учитель Ахмеда Яссави Арыстан баба прожил до 60 лет и умер. По законам Корана ученик не должен пережить учителя. Когда Ахмеду Яссави исполнилось 60 лет, ему соорудили мазар, и он работал вместе со своими учениками под землей. Умер он в 63 года.
- Ребята, у которых были жетоны получают оценки.
Домашнее задание: (на доске) §33
Категория: История | Добавил: Черемуха
Просмотров: 1037 | Загрузок: 152 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-04-24, 3:31 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru