Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » История

Рефлективный отчет по исследованию в действии Тема: Улучшение атмосферы сотрудничества учащихся чер
2014-03-23, 11:42 PM
Калигулова Гульнара Анатольевна, учитель истории 1-й категории
Карасайский район Алматинская область
КГУ «Средняя школа - гимназия с . Алмалыбак с ДМЦ»
Рефлективный отчет по исследованию в действии
Тема: Улучшение атмосферы сотрудничества учащихся через диалоговое обучение на уроках истории
В условиях стремительно меняющегося мира одним из ключевых вопросов и для политиков и для школ в целом, и для учителей в частности, является вопрос: «Каким образом учителя подготовят учащихся к 21-му веку?» (Руководство для учителя, с. 146). В настоящее время существует значительное количество доказательств, подтверждающих преимущества для учеников обучения, построенного через диалог учащихся. «Результаты научных исследований показывают, что диалог занимает центральное место на уроке. Мерсер и Литлтон в своей работе показали, что диалог в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении». (Руководство для учителя с. 251).
Одна из целей обучения в диалоге это создание комфортных условий обучения, при которых каждый ученик чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность. Это стимулирует его на пути овладения знаниями. Все учащиеся вовлечены в учебный процесс и каждый вносит свой посильный вклад. Атмосфера доброжелательности и взаимной поддержки позволяет развивать познавательную деятельность самому и переводить её на более высокий уровень кооперации и сотрудничества.
Темой своего исследования я выбрала «Улучшение атмосферы сотрудничества учащихся через диалоговое обучение на уроках истории». В этом учебном году я стала классным руководителем 6 «Б» класса. Класс на первый взгляд благополучный, гимназический, в классе 14 ударников, процент качества успеваемости -70%. Дети мотивированны, из благополучных семей, но я столкнулась с такой проблемой: дети не дружат в классе, разбиты на группировки, есть дети «отверженные», часто возникал конфликт среди девочек из-за лидерства. Учитывая, все перечисленное выше я решила, прежде всего, сплотить коллектив, улучшить атмосферу сотрудничества через диалоговое обучение, ибо считаю, что отсутствие благоприятной психологической среды отрицательно влияет на их мотивацию, успеваемость, а самое главное комфорт, самооценку. Человеку необходимо, чтобы его понимали другие люди. Если ребенок неуютно чувствует себя в классе, боится быть осмеянным и непонятым, у него нет друзей, это выводит его из состояния равновесия. Он испытывает повседневный стресс и страх. Ребенок замыкается в себе, интерес к обучению начинает резко снижаться, ученик выдумывает причину, для того чтобы пропустить занятия и в конечном итоге самоустраняется от процесса обучения. А это ведет к снижению качества успеваемости по всему классу и школе в целом. Чтобы такого не допустить я как учитель предметник, классный руководитель должна внести изменения в свою практику работы для исправления сложившейся ситуации.
Данный класс является одним из сильных в школе. Дети активно вовлечены в подготовку творческих проектов, участвуют в интеллектуальных конкурсах районного, областного и международного уровней. Большая часть учащихся работает с тьюторами по программе развития одаренных и талантливых детей на опережение, учитывая интеллектуальные способности детей, я совместно с учителями – предметниками и администрацией школы, работаем над дальнейшим развитием интеллектуального потенциала детей. Известно, что если талант и способности детей не развивать, то происходит определенный сбой и дети начинают утрачивать свои знания, способность к успешному обучению.
Ключевым исследовательским вопросом своего исследования я определила: показать, что через диалог улучшится взаимоинформированность, взаимопонимание и взаимодействие детей. Через диалог можно раскрепостить ребенка, а это проблема важная и нелегкая. Мы часто замечаем зажатость, скованность детей, которые с возрастом усиливаются. Это, прежде всего неподвижные, напряженные лица, «деревянные» губы, невнятная речь, неловкие движения, которые влекут за собой неспособность ребенка свободно мыслить, чувствовать, а значит говорить, убеждать, выражать свою точку зрения. Правильно организованный диалог через взаимное сотрудничество учащихся позволит разрешить все эти проблемы.
Сотрудничество – в психологическом смысле: взаимодействие, в котором цели и интересы участников совпадают либо достижение целей одних участников возможно только через обеспечение интересов и устремлений других его участников (Косолапов Н. А. «Психологический словарь» стр. 106)
Сотрудничество со сверстниками является тем источником мотивации, которая необходима для того, чтобы включиться в учебный процесс и не выпадать из него. При организации сотрудничества социальные навыки органично присутствуют на каждом уроке.
Сотрудничество в группе – это также источник развития уникальных способностей, понимать точку зрения другого и действовать с позиции другого человека, как в интеллектуальной, так и в эмоциональной и личностной сфере (Г. Н. Цукерман, «Зачем детям учиться вместе?» – М., 1985)
Для достижения поставленных целей мне предстояло внести изменения в свою обычную практику. А для этого я должна пересмотреть содержание обучения, подходы и стратегии, которые мною использовались в обучении учащихся раньше. Так, как именно учитель является «стержневой фигурой в совершенствовании деятельности школ и обеспечении успешности обучения учеников» (Руководство для учителя, с.151.) Если я желаю, чтобы мои ученики стали успешными я должна измениться сама и изменить их, предложив им «новые подходы» в обучении.
На практике я ставила перед собой задачу показать, что непосредственное взаимодействие ученика с равным себе даст больший эффект, чем взаимодействие учителя и ученика. Улучшение атмосферы сотрудничества даст возможность создать благоприятный психологический климат для более полного раскрытия потенциала каждого ученика, независимо от уровня интеллектуального развития, а также статуса в классе, возможность научить детей совместной работе. Также я ставила себе цель: каждому ребенку дать эмоциональную и содержательную поддержку, возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в микроспорах, групповой работе. Это необходимо для того, чтобы у робких и слабо подготовленных детей не развилась школьная тревожность, а у лидеров не проявились неприятные черты характера. Технология диалогического обучения готовит ученика к поиску самостоятельного решения. Основной особенностью этой технологии, является то, что новые знания не даются в готовом виде. Дети в процессе самостоятельной исследовательской деятельности добывают их самостоятельно. Лучше усваивается тот материал, который нашли сами и выразили по- своему. Учитель лишь направляет эту деятельность и в завершении подводит итог. На таких уроках ученики больше думают, чаще говорят, активнее формируют мышление и речь. Они учатся отстаивать собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу и в результате вырабатывают характер. Диалоговое обучение, организованное через групповую работу, на уроке дает не только дополнительные мотивационные средства вовлечения детей в содержание обучения, но и возможность органически сочетать на уроке обучение и воспитание – строить человеческие и деловые отношения детей.
Практику в школе я начала с совместной работы с психологом школы, которая помогла мне определить социометрию взаимоотношений в классе, статус учащихся: лидеров, принятых и «отверженных». Согласно ее рекомендациям и данным я формировала группы для работы на уроке. Я консультировалась с коллегами, прошедшими курсы 3-го уровня, а также с руководителем методсовета Локтевой Н. И., которая дала мне рекомендации по планированию и проведению творческой мастерской. Мнение и опыт этого учителя был важен, так как она работает с моим классом уже три года и знает ребят и их возможности лучше. Для наблюдения за деятельностью детей и получения объективной информации о происходящей динамике я использовала фото, видео наблюдение, а также рефлексию, которую мне оставляли ребята после каждого урока. Все четыре урока, а также «Голос ученика» были отсняты на камеру от начала и до конца. Главный акцент, конечно же, делался на изменении атмосферы сотрудничества учащихся через групповую работу класса в целом и на трех наблюдаемых учащихся. Нужно отметить, что данный материал мне оказал огромную помощь при анализе деятельности наблюдаемых учащихся, определении уровня их комфортности, степени задействованности ребят в период той или иной деятельности. Просматривая видео и фото после каждого проведенного урока, я получала полную картину действий всех учащихся, в том числе и наблюдаемых ребят. Многие моменты во время урока не были замечены, а вот видео помогало мне это увидеть и предпринять следующие шаги по их исправлению. Все свои наблюдения я записывала в свободной повествовательной форме. Для сбора более полной информации, а также для того чтобы узнать мнение детей об уроках, преимуществах групповой работы я провела «Голос ученика». Как писала Джин Раддок, общение с учениками имеет своей целью понять, что такое обучение с точки зрения его восприятия, и как улучшить обучение для отдельных учеников и групп. (Руководство для учителя стр. 221). В интервью приняли участие двое ребят, за которыми велось наблюдение: Абдрасул и Алиса. Для меня было важным услышать мнение учеников о прошедших уроках. Я спросила у ребят, правильно ли я формирую группы или это можно сделать по-другому? Как избежать конфликтов в группе? Какая форма урока им нравится больше: традиционная или групповая? Алиса отметила, что ей нравится работать в группах, так как работаем вместе, делаем кластеры, работаем с иллюстрациями, так лучше запоминается материал, так как неоднократно его проговариваешь. Аня и Алиса также отметили, что при работе в группах они сталкивались с конфликтами. Дети заметили, что им удавалось самостоятельно справляться с ними. Абдрасул же сказал: «Мне нравится групповая работа тем, что мы не читаем». На, что я ответила: » Мы ведь работаем с текстами исторических документов». Абдрасул попросил не назначать в группах лидеров. Он сказал, что в группе должна быть просто у каждого своя задача. Мы сами между собою распределим роли, сказал он. Аня и Алиса предложили формировать группы по желанию ребят, так, по их мнению, можно будет избежать конфликтов. Данная беседа была для меня очень важна так, как «общение с учениками по вопросам преподавания и обучения, способствует развитию у учащихся саморегулирования. Я получила информацию к размышлению и оценку своей деятельности из уст учеников, что было очень полезным, а также я определила уровень комфортности детей при работе в группах. Пожелания и замечания ребят я учла при планировании следующего урока. При сборе информации в период практики мне также помогала моя коллега Айсулу, которая присутствовала на моих уроках и вела наблюдение. Также для получения информации об обучении детей я собирала работы учеников, которые свидетельствовали об уровне понимания, развитии тех или иных навыков, творческих способностей детей. Для получения информации об уровне развития коммуникативных навыков, комфортности учащихся при работе в группе, мною было проведено анкетирование ребят в начале и в конце практики. Анкетирование имеет большую ценность, так как это один из способов получения информации быстро, анонимно, в разрезе всего класса. В начале практики результат анкетирования показал, что дети не комфортно чувствуют себя при работе в незнакомой группе, не всегда до конца понимают свою роль и цель групповой работы. Дети также отметили, что редко меняют свою точку зрения и идут на компромисс, с их мнением редко считаются и озвучивать от имени группы защиту многим ребятам также приходится не часто. Все выше изложенные методы сбора информации оказали мне объективные данные о своей деятельности и деятельности ребят. Я могла ее скорректировать, выявить плюсы и минусы того или иного метода.

беседа «Голос ученика» анкетирование в начале практики
Для наблюдения в период исследования я выбрала трех ребят: Иру, девочку из категории «отверженных» детей, со слабым здоровьем, замкнутую, неразговорчивую, но обладающую потенциалом, хорошей памятью, умеющую хорошо рисовать. Абдрасула, мальчика из категории «принятых», способного, имеющего критическое мышление, но ленивого и не проявляющего достаточную активность на уроке. Алису, девочку с высоким интеллектуальным уровнем развития, лидером. Данная группа детей была выбрана, основываясь на результатах анкетирования, где дети отметили свое неудовлетворение от работы в группе, так как с мнением Иры никто не считается, ей редко приходится выступать от имени группы, она некомфортно ощущает себя при работе, как в знакомой, так и незнакомой группе и т.д. Абдрасул же предпочитает работать индивидуально, чтобы никто им не руководил, не подавлял. Алису я выбрала потому, что хотела посмотреть, сумеет ли она сохранить за собою лидерство, руководить и обучать других ребят, быть терпеливой и доброжелательной.
Я хотела на практике сконцентрировать внимание именно на данной группе детей и показать, что используя разнообразный арсенал стратегий обучения, которым нас научили на курсах второго уровня, можно вовлечь в процесс обучения детей с разными интеллектуальными способностями и статусом и тем самым повысить самооценку ребят и уровень комфортности. Я думаю, что к концу практики мои дети будут активно говорить на уроке, взаимно обучать, интерпретировать свои точки зрения. Дети раскроются в полной мере своих способностей и станут успешными.
Исходя из вышеизложенных проблем, я спланировала свою деятельность. Мною для исследования был выбран раздел истории мира за 6 класс «Древний Рим», модуль «Диалоговое обучение». Я думаю, что именно через диалог, критическое мышление дети научатся многим коммуникативным и интеллектуальным навыкам. Как писал, Выготский: »… знания приобретаются в результате вовлечения ученика в диалог. Ученики легче, обучаются, в случае, когда имеется возможность диалога с другими, более знающими, в роли которых могут выступать одноклассники или учителя». (Руководство для учителя стр. 251). На первом уроке я ставила перед собою цель: посмотреть, как дети сработаются в группах. В какой мере им будет комфортно общаться через диалоговое обучение?
На начало первого урока «Рабство в Древнем Риме» дети уже были поделены на группы по принципу мозаики. Я не совсем была довольна тем, как ребята разделились, т. к. в одну из групп попало четыре слабых учащихся. Я была обеспокоена, справятся ли они с работой. Именно здесь сидела девочка Ира из категории «слабых» учеников. В группе с детьми одинаковым темпом, уровнем успеваемости сложилась хорошая атмосфера. Ребята четко распределили роли, выполнили схему и разыграли сценку. Наблюдая за ними, я получала удовольствие. Их работа была слаженной и результативной, чувствовалось, что им было комфортно, так как никто не подавлял их. Ира, за которой велось наблюдение, трудно идущая на контакт работала довольно активно. Она взяла на себя работу по созданию кластера, который помогает не только усваивать материал, но и развивать творческие способности, пробуждает интерес к теме занятия. Ира приняла участие в сценке. Мои наблюдения приводили к уверенности правильности выбранного задания. Тот факт, что девочка принимала участие в предлагаемых ей видах деятельности, говорил о том, что «лед тронулся». Ира пошла на контакт и думаю, что это можно считать моей небольшой победой.
2-я группа также испытала трудности: им было сложно изобразить кластер по документу, но затем после моей помощи они справились. Средний ученик Абдрасул, предпочитал наблюдать за происходящим. Роль лидера на себя не брал. На этапе осмысления урока вместе с группой вышел защищать кластер, чувствовал себя не уверенно. На этапе рефлексии давал правильные ответы.Мне не удалось вовлечь ребенка в полной мере в процесс обучения, нужно продумать задание интересное для Абдрасула на следующий урок.
3-я группа также не смогла составить кластер, и ей было предложено разыграть сценку. Сильная ученица Алиса, не справилась с ролью руководителя и передала инициативу и руководство в группе Ираиде. Алиса приняла участие в сценке, но выбрала для себя второстепенную роль. Думаю, что такое поведение объясняется психологической неуверенностью в своих силах, а также наличием в этой группе других ребят с лидерскими качествами.
В конце урока детям было предложено оценить работу групп. Учащиеся отмечали: урок понравился, не трудный, чувствовали себя уверенно или очень уверенно. Они писали, что хотели бы, чтобы все уроки, а не только история проходили в такой форме. Большим минусом данного урока было то, что мне не хватило времени. Я поняла, что необходимо будет учесть при планировании следующего урока принцип формирования групп: при соединении детей в группы стоит учитывать их личные склонности. Но стоит учитывать и то, что слабому ученику нужен не столько сильный ученик, сколько терпеливый и доброжелательный.
Темой второго урока была: « Цезарь – повелитель Рима». Для вовлечения в процесс обучения учащихся я использовала стратегию Джиксо, чтобы через диалоговое обучение увеличить время активного говорения каждого ученика. Развитие навыка говорения на уроках истории является важным аспектом обучения, так как именно через говорение, диалог дети учатся излагать свои мысли, интерпретировать точку зрения, сравнивать, анализировать, обобщать материал. Именно через диалоговое обучение появляется возможность донесения своих мыслей до одноклассников, учителя и окружающих. Мне хотелось, чтобы каждый учащийся на уроке истории объяснял материал другому, а следовательно лучше осмысливал и запоминал. А это в свою очередь будет способствовать развитию метакогниктивных и коммуникативных навыков детей.
В группе, где была Алиса произошел конфликт. Мне пришлось вмешаться, назначив спикером Алису, которая достойно справилась с заданием. Она довольно уверенно руководила группой, записывала предложения детей, задавала наводящие вопросы, проводила защиту кластера, отвечала на вопросы, обучала детей. С моей помощью психологический барьер девочкой был преодолен.

Алиса проводит защиту по методу Джиксо
Абдрасул же попал под влияние более сильного ученика. Казалось, что он прятался за его спиной, предпочитая быть ведомым, хотя при обсуждении материала и подготовки кластера в группе он внимательно слушал, вступал в дискуссию, делал замечания. При работе по методике Джиксо он задавал уточняющие вопросы спикеру группы Алисе.
Наблюдая за Ирой, я увидела, особой активности девочка не проявляла, хотя внимательно следила за составлением кластера. Она попала в группу с более сильным учеником Георгием, который подавлял не только ее, но и всех сидящих в группе. Значит, Иру в следующий раз нужно будет посадить в группу, где ей будет комфортно, с нею будут считаться. Во время рефлексии ребята написали: «Мне все понравилось. Пусть все уроки будут такими». «Мне понравилась работа в группе», «Мне понравилось, как нам рассказывали спикеры», «Понравилось объяснять другим группам тему. Все супер», «Мне понравилось, что Цезарь был на нашем уроке» и другие. Урок оправдал мои надежды. Дети уходили с урока довольные. Атмосфера сотрудничества в группах значительно улучшалась, хотя конфликт в одной из групп был на лицо и это нужно взять на заметку.
Третий урок, был проведен по теме «Римский скульптурный портрет» в форме творческой мастерской. «Творчество рассматривается в рамках какого-либо процесса, продукта или личности и определяется как межличностный и внутри личностный процесс, посредством которого разрабатываются оригинальные, высококачественные и гениальные результаты». (Руководство для учителя с. 213). Применение и развитие различных видов творчества в обучении истории углубляет знания учащихся, вызывает интерес к процессу учения, позволяет воспитывать инициативную, думающую, способную на творческий подход в любом деле личность. Так, работая творчески, в непринужденной обстановке, дети должны были испытать удовольствие и удовлетворение от совместной работы.
Урок начала с психологической разминки «Дотянись до звезд». Данное упражнение дает возможность детям набраться оптимизма, укрепить свою уверенность в том, что они способны достигать цели и понять важность изучения материала на уроке.
На этапе осмысления, при выполнении задания на классификацию, которое развивало умение дифференцировать, возникли затруднения у детей, также и у моих наблюдаемых учеников. Мне пришлось вмешаться и подсказать детям, как лучше это сделать. Следующим заданием в группах была работа: описать портрет. Эта работа выполнялась ребятами по приему «Аквариум». Такое задание учит быть наблюдательными и внимательными, обогащает речь “портретной” лексикой, которой дети еще недостаточно владеют.
Дети на листах А 4 напротив своего имени записывали описание портрета. При выполнении этого задания Абдрасул, Ира, Алиса были активны, сделали записи, а затем выступили. После просмотра видеозаписи я вспомнила, что в этот момент Абдрасул был выбран группой спикером и представил защиту. Это детальное описание портрета помогло ученикам в выполнении следующего задания - создания скульптуры, портрета. Ира попала в группу, где были ребята - лидеры и заняла позицию наблюдателя, несмотря на то, что она хорошо рисует, ей не предложили выполнить портрет красками. Абдрасул же старался из газеты сделать объемную скульптуру. Мальчик оживился и выполнял задание с интересом. Алиса возглавила группу и руководила всей работой, надо заметить, что именно в эту группу попал Абдрасул. Наблюдая за работой детей, я замечала, что снижается чувство тревожности, страха оказаться неуспешным, выше стала обучаемость, эффективность усвоения материала. Именно групповая работа способствовала улучшению психологического климата в классе, умению вести диалог и аргументировать свою точку зрения. В результате повысился интерес к предмету, все учащиеся были заинтересованы и вовлечены в активную работу, учащиеся оценивали свою работу и работу товарищей, получали удовлетворение.
Четвертый урок был обобщающим по теме «Древний Рим». Целью урока я определила систематизировать и обобщить, полученные знания и через групповую работу в создании готового продукта: журнала, туристического маршрута и критерий оценивания определить уровень усвоения материала учащимися и уровень взаимодействия их в группах. Данный урок по сравнению с предыдущими уроками должен показать, что усвоили и чему научились дети. Как, работая в группах, улучшилась атмосфера сотрудничества? Методы и приемы, используемые на уроке: творческая мастерская, проектно - исследовательская деятельность, метод проектов, модульное обучение, МШ. Выбор этих методов не случаен. Они должны будут обеспечить высокую продуктивность деятельности, самостоятельность учащихся, показать слаженность, согласованность взаимодействия в группах.
Урок был начат с мобилизующего этапа « Все в твоих руках». Это задание должно было вселить в ребят уверенность в достижении цели и стать девизом урока. Занятия в мастерских строятся на принципах: сотрудничества, сотворчества, совместного поиска, самостоятельности, опережающего поиска, занятости всех учеников. Каждый вносит свой вклад в процесс освоения новых знаний, отрабатывает варианты поведения в ситуации стремления к успеху.
Дети действовали согласно модулям и инструкциям, четко выполняя свои функции. Во время работы групп, эксперты проводили наблюдение, фиксируя замечания и похвалу в отношении групп. Работая в составе группы, представляющей туристическое агентство, Абдрасул был выбран группой руководителем. Мальчик мною специально был посажен именно в эту группу, так, как он хорошо владеет компьютером и увлекается компьютерными программами и мог обучать этому других участников группы. В один из моментов между Абдрасулом и его другом Никитой произошел конфликт. Абдрасул передал руководство группой Никите. Наверное, было ошибкой посадить в одну группу этих ребят, так как Никита, своими лидерскими качествами подавлял Абдрасула. Я надеялась, что дружеские отношения ребят им помогут в совместной работе, но это оказалось ни так.

Абдрасул руководит группой работа в творческой мастерской
Ира своей группе получила роль иллюстратора журнала. Эта роль была выбрана для нее удачно. Девочка прекрасно справилась с заданием. Данные наблюдения за детьми позволили мне сделать вывод о правильности выбора приема творческой мастерской. Радость собственного преодоления и успеха в труде способствует приобретению веры в себя, уверенности в своих силах, воспитывает целостную, творческую личность. Работая в творческой мастерской, дети научились коллективному обучению, самовыражению. Прежде чем представить свою работу на общее обсуждение, ребята в группах, самостоятельно моделировали проект, обсуждали его, тем самым взаимообулись. Такой подход способствует созреванию функций психики ребенка: то, что сегодня он делает с помощью других, завтра сможет сам. В завершении урока, ребятам было предложено нарисовать ладошку левой руки и написать свои отзывы об уроке. Отзывы были хорошие. «Урок – супер», »мы очень дружно работали в группе», »все группы молодцы», «понравилось выпускать журнал», «выступление групп», «наша группа». Настроение «супер», все ОК.
Серия уроков по теме «Древний Рим», проведенная в форме групповой работы с применением модуля «Диалоговое обучение», а также анкетирование и другие методы сбора данных показали, что к четвертому уроку стали складываться навыки сотрудничества, «недружная» работа наблюдалась лишь эпизодически. У ребят повысился интерес к предмету. Дети шли на урок с интересом. Правильный выбор стратегий и подходов в обучении обеспечил успешность урока. Благодаря стратегии Джиксо, Аквариум, творческой мастерской и других мне удалось вовлечь всех учеников класса, как сильных – одаренных, так и слабых в процесс совместного сотрудничества. Дети научились распределять роли в группах и задания по мере развития учебных навыков у ребят. Как показало анкетирование, проведенное после окончания практики, стал улучшаться психологический климат, который выступает своеобразным условием обеспечивающим развитие личности. Слабые, неуверенные в себе дети почувствовали уверенность: заговорили, работали активно, участвовали в сценках, рисовали кластеры. Более сильные ребята научились сдерживаться, хотя это удавалось ни всем. Ребята научились оценивать себя, подвергать анализу собственные достижения, а это, в свою очередь, делало их более уверенными в общении. Они ощутили необходимость в помощи товарищу, попробовали себя в роли «оценщика». Объясняя и повторяя материал неоднократно, ребята сами лучше его усваивали и запоминали, у них значительно улучшилась речь. Дети отметили, что класс стал более дружным: »… мы стали прислушиваться к мнению участников групп и поэтому нам удавалось избегать конфликтных ситуаций, чаще выступать с защитой наработок всей группы, оказывать помощь в научении других членов команды».
Анализ практики показал, что при условии адекватного использования групповых форм организации учебного сотрудничества, повысилась эффективность формирования компонентов учебной деятельности, успешность решения учебных задач и, что немаловажно развития межличностных взаимоотношений. Помимо положительных моментов практики у меня были и проблемы. Я считаю, что до конца не раскрыла тему исследовательской деятельности. Еще предстоит большая работа, так как достигнутые результаты – это лишь первые шаги на пути к большой цели. Мне предстоит поразмыслить и провести работу по раскрытию потенциала своего ученика Абдрасула. Я не сумела до конца раскрыть потенциал мальчика. Думаю, что по поводу Абдрасула мне также нужно будет посоветоваться с психологом школы и учителями – предметниками. Наблюдения за Ирой показали, что при правильном выборе задания для нее, девочку можно вовлечь в процесс обучения. Алиса же справилась со своей задачей, хотя ей была необходима моя эмоциональная поддержка.
Я также столкнулась с трудностями при комплектовании групп, уходило много времени на планирование урока. В групповой работе невозможно было обеспечить исключительное внимание каждому ребенку, трудно соблюдать конфиденциальность. Учащиеся ни всегда могли самостоятельно разобраться в учебном материале, распределить роли. Хочется отметить, что проведение практики было для меня и моих учеников процессом интересным и насыщенным, а главное полезным. Ежедневный анализ уроков, наблюдения за учениками усовершенствовали мою деятельность и деятельность учеников. По взглядам детей, их репликам я видела, что детям работать было интересно. Они приходили на следующий урок и с интересом спрашивали, а что мы будем делать сегодня. Я по новому взглянула на свою практику и поняла, что если хочу быть интересной детям и мой предмет у них востребованным, то необходимо более тщательно планировать уроки, отбирать материал, формировать задания. Так, как все люди взаимозависимы, несут определенную ответственность друг за друга, являются, условием развития друг друга то моей задачей на будущее будет продолжить работу по улучшению атмосферы сотрудничества, но уже не только в своем классе, но и в тех, где я преподаю. Я думаю, что через улучшение атмосферы сотрудничества, я также добьюсь, повышения мотивации, успеваемости учащихся, получения ими прочных знаний, которые сделают их самостоятельными, уверенными, успешными и конкурентоспособными. Немаловажным считаю в своей дальнейшей практике продолжить процесс развития творческих способностей детей на уроках истории, который должен быть непрерывным, проводиться не от случая к случаю, а систематически; содействовать сотрудничеству и сотворчеству ученика и учителя; способствовать воспитанию общественно-активной, творческой личности. Я планирую продолжить использовать в своей практике идеи Программы второго уровня в работе с коллегами, тем более как показала практика, у меня есть много единомышленников, готовых идти за мной и со мной. Школа научится делать что- либо по-другому при условии заинтересованности и вовлеченности коллег в сотрудничество. О своей практике в школе я могу сказать словами Я. С. Бенциона: »… работа требовала большой отдачи сил и времени. Но ни о чем не жалею и испытываю большое удовлетворение от сделанного».

Используемая литература:
1.Руководство для учителя второй (основной) уровень издание третье. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012
2.http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/gruppovaya-forma-organizatsii-uchebnogo-sotrudnichestva-v-nachalnoi-s
3. Г. Н. Цукерман «Зачем детям учиться вместе?»– М., 1985)
4.Спиргене Л. Что может сделать библиотека для развития критического мышления // Перемена. – 2001. - №3. – С. 14-16.
5. Карл Роджерс и я: снова об учительстве // Перемена. – 2003. – Том 4, №2. – С. 34-42.
5.Гараева Е., Рахманжанова Ж. Наш выбор – учиться мыслить // Перемена. – 2003. – Том 4, №2. – С. 46-47.
Категория: История | Добавил: GulaKl
Просмотров: 5153 | Загрузок: 0 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2016-12-11, 4:43 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [779]
Физика [242]
История [337]
Классному руководителю [519]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1874]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [464]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru