Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » История

социальный прогресс
[ Скачать с сервера (99.6Kb) · Скачать удаленно () ] 2014-12-28, 7:35 PM
Тема урока: Общественный прогресс
Цели урока:
Образовательная: Изучить и закрепить основные понятия по теме «общественный прогресс
Развивающая: Развить навык по применению теоретических знаний на практике, научиться соотносить понятия с примерами из обыденной жизни
Воспитательная: Обсудить нравственную проблему сохранения уважения к традициям в условиях прогресса
1 Этап - проверка домашнего задания. Перед тем как мы приступим к изучению новой темы, давайте вспомним, что мы с вами изучали на прошлом уроке. Темой нашего прошлого урока была «Деятельность и ее структура» предлагаю вашему вниманию кроссворд, а ваша задача составить к нему дефиниции.
1
у
б 4
е 2 м
ж ц 3 о
5 д е я т е л ь н о с т ь
е л б и
н ь щ в
и е
я с
6 с у б ъ е к т
в
п о т р е б н о с т ь

Правильные ответы учащихся:
I )Устойчивые представления субъекта о добре и зле, побуждающие его
действовать определенным образом в определенных жизненных ситуациях.
2) Идеальный образ результата деятельности.
3) В широком смысле - человеческое общество как обособившаяся часть природы, в узком смысле - группа лиц, объединенных общим видом деятельности.
4) Побуждающий стимул для совершения деятельности, связанный с удовлетворением
потребностей
5) Психическая и физическая активность человека, направленная на достижение цели посредством изменения окружающей среды.
6) Лицо или группа лиц, осуществляющих деятельность
7) Переживаемая и осознаваемая нужда для функционирования организма и азвития личности
II Этап - изучение новой темы. 1 Ну а теперь давайте приступим к изучению новой темы. Мы с вами привыкли считать, что мы живем в век прогресса. Понятия прогресс каждый из нас использует в повседневной жизни. Давайте охарактеризуем, как мы понимаем слово «прогресс».
Учащимся предоставляется возможность для рассуждений, после дается дефиниция:

Общественный прогресс - это такая форма развития, при которой изменения происходят от низшей ступени к более высшей, от менее совершенной к более совершенной.
Понятию прогресса всегда противостоит понятие регресс.
Регресс - это такая форма развития Учащиеся сами составляют дефиницию.
Понятие прогресса всегда относительно: никакое событие не может быть однозначно оценено как прогресс или регресс. понятие прогресса тесно связано с уверенностью в поступательном развитии общества - т.е. в его постоянном совершенствовании, а у каждого поступательного развития есть конечная цель, прогрессивным представляется то, что приближает нас к этой цели. Проблема же состоит в том. что на конкретном историческом промежутке конечной цели не видно, а значит непонятно, что ее приближает, а что отдаляет. Поэтому прогресс - это лишь психологический конструкт индивида. (Поколения Советских людей, Деятели Эпохи Возрождения). Учащимся демонстрируется отрывок из фильма «Подарок Сталину», в котором звучит высокая оценка достижений «вождя всего прогрессивного человечества», после чего производится сопоставление с современной оценкой сталинизма. Так на конкретном примере мы объясняем, что в тот исторический период люди не могли предвидеть, что наше поколение осудит сталинизм.
Понятие прогресса всегда противоречиво: прогресс в одной сфере не только не гарантирует прогресса в другой, но и наоборот, ведет к регрессу в другой сфере: Изобретение компьютера - прогресс, компьютерная зависимость- регресс, появление химической промышленности - прогресс, экологические проблемы - регресс и т. д.. Далее мы проводим показ отрывка из мультфильма «Возвращение блудного попугая», в котором показано, как попугай, покинув дом, где его любили, попадает в дом к «продвинутому» тинэйджеру, где у него есть доступ ко всем достижениям цивилизации, но при этом теряет нормальное человеческое отношение.
Теперь давайте подумаем, в чем опасность того, что мы верим в прогресс общества. Учащимся вновь предлагается возможность рассуждений, после чего мы приводим «четыре опасности веры в гарантированный прогресс»
1. Возможность ошибки - так как мы не видим конечной цели развития, нет гарантии того, что то, что мы считаем прогрессом, на самом деле не регресс. Может быть, потомки нас осудят, подобно тому, как мы осудили сталинизм.
1. Разрыв между поколениями - улучшение качества жизни привело к тому, что в один исторический промежуток живет сразу несколько поколений, и старшие «консервативные» поколения всегда недовольны образом жизни новых «либеральных» (пресловутый конфликт отцов и детей).
3. Недеяние - человек всегда может оправдать свое нежелание работать надеждой на прогресс.
2. Жизнь ради будущих поколений - люди порой необоснованно терпимы к лишениям, думая, что это облегчит жизнь их потомкам («дети наши поживут»)
В истории философии существует три подхода к пониманию развития:
1. Общество развивается прогрессивно (Формационный подход К. Маркса, Теория эволюции Ч. Дарвина)
2. Общество развивается регрессивно (Легенда о пяти поколениях Гесиода, «Закат Европы» О. Шпенглера, «Кризис современного мира» Р. Генона)
3.Общество развивается циклически (диалектика Гегеля, «Постижение истории» А. Тойнби)
III Этап – мониторинг усвоенных знаний. У каждого из вас есть таблицы, где в четыре столбца записаны четыре опасности веры в гарантированный прогресс. Сейчас мы предлагаем вашему вниманию группу примеров из обыденной жизни, каждый из которых будет прочитан под своим номером. Ваша задача определить, какую из опасностей веры в гарантированный прогресс данные примеры олицетворяют и внести номера примеров в соответствующие столбцы таблицы.
опасность ошибки разрыв поколений недеяние жизнь ради будущего

1 .Мать ученика начальных классов недовольно выговаривает учителю: - ну чего вы привязались к ребенку с этим почерком? Все равно сейчас уже все на компьютере делается, зачем еще красивый почерк отрабатывать.
2.На скамейке целуется молодая пара, мимо проходит пожилая женщина: бесстыжие, совсем стыд потеряли, уже и обнимаются и целуются прямо у всех на виду, и куда родители смотрят, мне бы родители за такое все волосы выдрали.
3. Пожилая женщина в продуктовом магазине: Каждый день цены растут, управы на них нет никакой. Раньше спекулянтами их называли, в тюрьмы сажали, а теперь гляди коммерсантами стали, дерут с народа три шкуры.
4. Разговаривают два студента: Больно мне надо эти каталоги переписывать, книги искать, проще с интернета качнуть или на диске купить весь курс сразу.
5. Женщина разговаривает с подругой: - Ну, да, мы ипотеку платим, нам поясок затягивать приходится, не остается почти ничего. Ну сейчас сын как раз подрастет, хоть у него жилье свое будет, а мы или купим себе комнатку или с ним поживем - нам много не надо.
6. И зачем столько много это программирование изучать, все равно пока учиться закончишь, уже и программы другие будут и язык программирования, скорее всего какой-нибудь новый придумают.

7. Важным завоеванием Октябрьской революции считалось то, что она искоренила эксплуатацию человека человеком
8. Культурная революция в Китае, по мнению Мао Цзэдуна, освобождала китайский народ от негативного наследия буржуазной культуры
9. Тому, кто не знает, куда плывет, никакой ветер не будет попутным.
10. Зачем нам устройство автомобиля учить, мы же любительские права получаем, в любом селе сейчас СТО уже есть.
11. Историю пишут политики и переписывают тоже политики
12.Известный ученый А. Эйнштейн сказал: Если моя теория относительности подтвердится, французы назову т меня гражданином мира, а немцы - немцем. А если не подтвердится - французы назову т меня немцем, а немцы- евреем

Так вы глядит правильно заполненная таблица
опасность ошибки разрыв поколений недеяние жизнь ради будущего
7,8,9,11,12 2,3 1,4,6,10 5

IV Этап - Закрепление новой темы. Учащимся предлагается зафиксировать новую тему в виде блок- схемы, после завершения данной работы на доске проецируется схема преподавателя, которая, естественно не носит императивный характер.


V этап - Подведение итогов - Мы подводим краткий итог урока и оглашаем оценки учащимся.
Категория: История | Добавил: musab
Просмотров: 206 | Загрузок: 70 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2016-12-11, 2:50 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [779]
Физика [242]
История [337]
Классному руководителю [519]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1874]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [464]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru