Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » История

Урок: Борьба народов Средней Азии против греко-македонских завоевателей
[ Скачать с сервера (913.0 Kb) ] 2015-01-12, 8:30 AM
Тема: Борьба народов Средней Азии против греко-македонских завоевателей
Эпиграф «Правильно понятая и познанная история – это фундамент прогрессивных преобразований
ХХІ века.»
Цель: ● познакомить учащихся с восточным походом Греко- македонских войск.
● подвести учащихся к пониманию причин гибели Персидского царства и образования державы Александра Македонского.
● продолжить формирование умений работать с исторической картой , на основе текста учебника и документа давать характеристику участников исторических событий, оценку их деятельности.
Оборудование:
1.Компьютер, 2.Презентация к уроку.
3. Маршрутный лист для заполнения учащимися.
4. Деление на группы
Ход урока
Здравствуйте, ребята! Я знаю, что все вы любознательные, любите всё необычное, увлекательное. Поэтому сегодня вы будете не просто учениками, а путешественниками. И, как вы уже догадались, мы отправимся на много столетий назад. Тогда не было самолётов, поездов, автомобилей. Поэтому путешествовать мы будем на колеснице. Чтобы вы не заблудились по дороге, не отставали от товарищей чаще смотрите на маршрутный лист. Там обозначены все наши станции. Итак, мы отправляемся из страны, о которой вы говорили на предыдущем уроке.
Проверка домашнего задания
1 маршрутная станция
1.Исторические события
Кушан - царство
Катпыз 2- первый правитель Кушанского царства
Канишка- кушанский царь
23 – года правил Канишке
Китай – платила дань Кушанскому царству
Заратуштра – религия
Ману – создатель манихейской религии
Канишке-Победитель – храм построеный на холме Сурх –Котал
2. Волшебный ларец
1.Правители Кушанского царства
2. Территория Кушанского царства
3. Религиозный верования Кушанского царства
4.Хозяйства Кушанского царства
5.Искусство Кушанского царства
6.Какие земли завоевали племена кушане

II Изучение новой темы 2-я маршрутная станция
Упражнение
Дерево предсказаний

Итак, тема нашего урока – «Борьба народов Средней Азии против греко-македонских завоевателей».
Составить кластер
2 маршрутная станция
1 группа Завоевательный походы А.Македонского в Среднюю Азию по параграфу 14 стр. 75-76
2 группа Александр Македонскии (дополнительный материал)
Александр III Великий (Македонский) родился 21 июля 356 года до нашей эры в семье македонского царя Филиппа II в городе Пелла (столица Македонии). Филипп завоевал Грецию и мечтал о новых походах, но был убит своими приближенными..После смерти отца двадцатидвухлетний Александр. При вступлении на македонский трон Александр первым делом расправился с предполагаемыми участниками заговора против его отца. В 334 году до н.э. продолжил завоевательные походы на Восток. Завоевание Малой Азии и победа над персами позволила ему повернуть на юг захватить земли на восточном побережье Средиземного моря (города Тир, Библ, Сидон). Египет Александр завоевал без особого сопротивления. После захвата Вавилона (Междуречье) ему покорилась Персия и Бактрия. После захвата Бактрии, он вторгся на территорию Средней Азии и покорил Согд. Весной 327 года до н.э. талантливый полководец совершил завоевательный поход в западную Индию (Пенджаб). Однако, войско Александра, измученное длительным походом, потребовало возвращения домой. Чтобы укрепить свою власть на завоёванных территориях, Александр строил там крепости с сильными гарнизонами, получившие названия — Александрии. Около трех лет боролись согдийцы и их союзники - саки с македонцами, с большим трудом Александр Македонский смог их покорить, но завоевать сакские земли за Сырдарьёй, он не смог так как его армия ослабла. Александра Македонского на Востоке называли Искандер Зулкарнай (Александр Двурогий). Он был блестящим полководцем. Все великие победы Александра Македонского удавались ему благодаря армии, которая была одной из лучших в мире. При осаде городов использовали тараны, осадные башни, и лестницы, Переправляясь через реки, использовали понтоны, корабли, интересным сооружением была «черепаха». Основа армии фаланга - тяжеловооруженная пехотная колон глубиной до 24 шеренг, вооруженные сариссами – длинными копьями от 5,5 метров до 8 метров, прикрытыми щитами. Солдат, составляющих фалангу, было не менее 18 тысяч. З тысячи войнов составляли тяжелую конницу. В состав армии была легкая конница, в дополнении к фалангам - лучники, пращники и метатели дротиков. Александр Македонский воевал не только летом, но и зимой. Он предпочитал быстрые наступательные военные операции и преследовал противника до победного конца. Сам он был храбр и отважен, быстро принимал решения. Лишения и трудности переносил стойко, имел железную волю и сильный характер. Он мечтал завоевать весь страны и стать владыкой мира. Если его близкие люди его не поддерживали, он с ними жестоко расправлялся. Его армию сравнивали с лавиной. На своем пути армия Александра Македонского разрушала города, в пламени пожаров уничтожались дворцы и поселения, лилась рекой кровь.
Разминка «Мальчики и девочки»
А теперь я приглашаю вас на разминочку. А проведем ее мы вот так. Я буду зачитывать вам очень интересные предложения. При этом, если в предложении речь будет идти о девочках, то девочки должны будут хлопать; а если о мальчиках, то мальчики должны будут топать. А если же в предложении речь идет и о мальчиках и о девочках, то вы, ребята, все должны будете взяться заруки. Всем понятно? Итак, начинаем нашу разминку:
1. Кто должен говорить комплименты девочкам?
2. Кто должен охранять Родину?
3. Кто должен носить бантики?
4. Кто должен уступать место старшим?
5. Кто должен уметь забивать гвозди?
6. Кто должен шить и вышивать?
7. Кто должен уметь чинить кран?
8. Кто должен заботиться о родителях?
9. Кто любит играть в футбол?
10. Кто любит играть с Барби?
11. Кто любит мороженое?
12. Кто должен защищать девочек?
13. Кто может носить заколки и банты?
14. Кто будущие нашей страны?.
3 маршрутная станция
Работа с картой Завоевательные походы А.Македонского (Учитель)
4 маршрутная станция

1 группа Если выполните задание, то узнаете о роли полководца Спитамена в борьбе за свободу.
А) Выписать их текста факты самоотверженной борьбы народов Средней Азии против завоевателей? Как вели себя завоеватели?
Б) Прочитайте текст: Сравните Спитамена и Александра Македонского. Какие черты характера присущи каждому из них, выберите из списка и на ватмане выпишите.
(Честолюбивый, злопамятный, сильный, решительный, мужественный, своенравный, упрямый, вспыльчивый, жестокий, целеустремлённый, тщеславный, храбрый, способный на самопожертвование, самоотверженный, свободолюбивый, упорный, любящий Родину, гордый, борец за свободу)

В 334 году до н.э. Александр Македонский организует завоевательные походы на Восток. Завоевание Малой Азии и победа над персами позволила ему повернуть на юг захватить земли на восточном побережье Средиземного моря (города Тир, Библ, Сидон). Египет Александр завоевал без особого сопротивления. После захвата Вавилона (Междуречье) ему покорилась Персия и Бактрия. После захвата Бактрии, он вторгся в Согд, (страна в Средней Азии, которая находилась между Амударьёй и Сырдарьёй). Перед армией Александра Македонского никто не мог устоять. Борьба против греко-македонских войск Среднюю Азию. Центром борьбы стал город Мараканда (Самарканд) который был столицей Согда.,Грабежи, насилие, разрушение городов и поселков вызвали сопротивление местных жителей. Они мужественно и упорно сражались за свою свободу и независимость. Захватив столицу Согда Мараканду (Самарканд), Александр Македонский (на Востоке его называли Искандир Зулкарнай – Александр Двурогий) двинулся к реке Сырьдарья, чтобы укрепить свою власть он основал крепость Александрию Эсхата (Крайнюю) и переправившись через реку, разбил кочевников, проживавших за рекой Сырдарья. Борьбу возглавил один из согдийских вождей Спитамен – талантливый полководец, в 329 г. до н.э. он вошел в Самарканд и разгромил часть войск Александра, остатки армии македонцев укрылась в крепости. Между тем Спитамену удалось уничтожить отряд, посланный Александром на выручку солдатам в крепости, которую осадили воины Спитамена. Узнав об этом, Александр поспешил к Мараканде, но Спитамену удалось укрыться в пустыне. Александр Македонский «приказал жечь села и убить всех взрослых», он истребил здесь 120 тыс. человек, а остальных обратил в рабство. Но сопротивление не было сломлено. Греко-македонские войска столкнулись с ожесточенным сопротивлением и героизмом жителей Средней Азии. Спитамен ни днем, ни ночью не прекращал борьбу, его конные отряды постоянно атаковали завоевателей. В 328 г. до н.э. он пытался освободить Самарканд.
Б

В одном из сражений был ранен Александр Македонский. Спитамен использовал методы партизанской войны, неоднократно заманивал в пустыню отряды македонян, истребляя их и ускользая от основных частей. Он умело организовал борьбу всех народов Средней Азии против общего врага. По отрывочным свидетельствам древних авторов можно восстановить образ этого мужественного человека, боровшегося против иноземных завоевателей за независимость и свободу своей земли Жители семи городов на западном берегу Сырдарьи восстали против греко-македонских войск, а сакские племена поддерживали восставших. С гибелью Спитамена борьба не прекратилась, она продолжалась в отдельных горных районах. Так закончилась борьба народов Средней Азии с завоевателями. Она потребовала от греко-македонской армии больших усилий и привела к невосполнимым потерям

2 группа : Если выполните задание, то узнаете об историческом значении борьбы народов Средней Азии против македонских завоевателей.
А) Прочитайте текст: Приведите факты, свидетельствующие об ожесточенном сопротивлении восставших против захватчиков??
Б) Чему учит подвиг Спитамена, Как можно увековечить память Спитамена.
История народов Средней Азии богата яркими эпизодами борьбы за свою независимость и свободу. Трудолюбивые и свободолюбивые бактрийцы, согдийцы и саки не хотели подчиниться врагам. Македония была самой могущественной державой, которой покорились Греция, Малая Азия, Ближний Восток, Египет, Междуречье, Персидское царство Бактрия и западные районы Индии. Греко - македонские войска немало стран поставили на колени и правили их народами. В 330 г. до н.э. вторглась на территорию Средней Азии Центром сопротивления явилась Мараканда. (Самарканд) столица Согда.
Переправившись через Амударью, македонцы двинулись к Мараканде (Самарканд) и после упорного боя захватили город. Оставив здесь гарнизон, Александр Македонский предпринял поход на восток - к Ферганской долине. Но путь завоевателей оказался нелегким. Свободолюбивые согдийцы оказывали ожесточенное сопротивление. Отстаивая свою независимость, народ поднялся как один. Ожесточенная борьба продолжалась в Согдиане три года. Весной 327 года Александр осадил крепость "Согдийскую скалу". Повстанцы оказали Александру ожесточенное сопротивление. "Скала" была неприступна, и защитники ее решили бороться до конца. Жители Средней Азии превыше всего ценили независимость, свободу и были храбры и мужественны. Воевали не только мужчины, но и женщины и дети. Города, куда входил Александр Македонский, оказывались пустыми, потому что народ воевал до последнего защитника Вдохновителем восстания был прославленный герой народов Средней Азии Спитамен. Переправившись через Амударью, греки двинулись к Мараканде и после упорного боя захватили город. Оставив здесь гарнизон, Александр Македонский предпринял поход на восток - к Ферганской долине. Но путь македонцев завоевателей оказался нелегким. Свободолюбивые согдийцы оказывали ожесточенное сопротивление. Отстаивая свою независимость, народ поднялся как один.. А те, кто оставался в живых, уходил в войска Спитамена и продолжал борьбу. Александр Македонский нашел не рабскую покорность и безволие, не варварство и невежество, а высокое человеческое достоинство, мужество, умение творить красоту и восхищаться ею.
Героическое восстание согдийцев было жестоко подавлено. Предательски был убит и вождь восставших, смелый борец против чужеземного ига, великий согдиец Спитамен.
Учитель(Дополнительные Легенда о гибели Спитамена )
В Самарканде очень много курганов, на самом высоком из них, в местечке Чопан-ота, согласно легенде, похоронен Спитамен, организатор сопротивления Александру Македонскому. Ничем не мог взять грозный царь народного героя - ни силой, ни подкупом, ни обманом. И тогда прибегнул он к жестокой хитрости - подкупил отца жены Спитамена, посулив тому в награду за предательство трон Самарканда. Одно преступление родило другое - в обмен на жизнь своих детей жена Спитамена убила мужа. Это не освободило ее от наказания - Македонский презирал предателей. Зато с почестями, достойными героя, похоронил Спитамена.
Смерть Александра Македонского
Летом 323 г. до н. э. после очередной длительной пирушки он слег от непонятной болезни. Говорят и о белой горячке, и о малярии. Не исключено, что царя отравили. Сделать это мог в принципе любой человек из свиты, который опасался, что непредсказуемый гнев царя падет и на него. Часто называют в качестве организатора отравления Антипатра, одного из немногих пожилых высокопоставленных чиновников, который хорошо помнил о судьбе Пармениона. Вероятно, болезнь царя осложнилась из-за многих довольно тяжелых ранений (последнее из которых он получил в Индии).
Доктора не могли спасти жизнь повелителя Азии - нижняя часть тела была парализована, нарушилась речь, не спадала высокая температура. 13 (или 10) июня 323 г. до н. э. Александра Великого не стало. После смерти Александра Македонского его тело было помещено в золотой гроб и отправлено в Грецию, но его перехватил Птолемей, который перевез его в Александрию Египетскую.

5 маршрутная станция
Закрепление

1 группа Составить исторический портрет А.Македонского
2 группа Составить исторический портрет Спитамена
Синквейн

Дом задание параграф 14
Оценки за урок

Знаю, в песне есть твоей, джигит,
Пламя и любовь к родной стране.
Но боец не песней знаменит:
Что, скажи, ты сделал на войне?

Встал ли ты за родину свою
В час, когда пылал великий бой?
Смелых узнают всегда в бою,
В горе проверяется герой.

Бой отваги требует, джигит,
В бой с надеждою идет, кто храбр.
С мужеством свобода, что гранит,
Кто не знает мужества -- тот раб.

Не спастись мольбою, если враг
Нас возьмет в железный плен оков.
Но не быть оковам на руках,
Саблей поражающих врагов.

Если жизнь проходит без следа,
В низости, в неволе, что за честь?
Лишь в свободе жизни красота!
Лишь в отважном сердце вечность есть!

Если кровь твоя за родину лилась,
Ты в народе не умрешь, джигит.
Кровь предателя струится в грязь,
Кровь отважного в сердцах горит,

Умирая, не умрет герой --
Мужество останется в веках.
Имя прославляй свое борьбой,
Чтоб оно не молкло на устах!

Оценки за урок
Категория: История | Добавил: Соня3998
Просмотров: 2562 | Загрузок: 84 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-04-25, 2:52 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru