Урок истории Казахстана в 5 классе
Тема: Происхождение человека.
Цель: Ознакомление учащихся с этапами происхождения человека и его развитием
Задачи: Образовательная: Дать знания об эволюционном учении возникновения человека на Земле, а также о ступенях развития человека.
Развивающая: Развить представления детей о проблеме возникновения человека. Развивать способности к сравнению степени развития человека на различных этапах, делать правильные выводы.
Воспитательная: Учитывая, что люди развивались благодаря труду, привить пятиклассникам уважение к труду, трудолюбию.
Тип урока: традиционный
Наглядные пособия: тестовые задания.
Время: 45 мин.
Ход урока.
I. Организационный момент. (3 мин.) Здравствуйте ребята! Садитесь. Мы начинам новую большую главу – Путешествие в историю. В этой главе мы познакомимся с древней историей Казахстана. Нашей сегоднешней темой будет происхождение человека и целью урока будет – изучение возникновения и эволюционного развития человека.
II. Проверка знаний полученных на предыдущих занятиях.(10)
Тест по Истории Казахстана за 5 класс
III. Объяснение нового материала (20)
План
1. О происхождении человека
2. Развитие учений о человеке в новое время
3. Возникновение человека и его развитие
Переходим к изучению нового раздела «Путешествие в историю»
Происхождения человека очень сложная проблема, не выясненная до сих пор. Согласно эволюционному учению, человек сформировался постепенно, в процессе биологического развития. Древние племена верили, что ведут свое происхождение от различных зверей и птиц, кот поклонялись. Например Индейцы поклонялись корове. Такое поклонение наз-ся «тотемизмом»(от слова тотем-происхождение).У казахов тотемами считались – волк, верблюд -бура, змея, считались как родоночальники, покровители рода. Например среди племен Сибири, поклоняющихся тотему медведя, проводится специальный праздник поклонение этому животному.В рез-те разл верований возник культ тенгрианство. Тюрко-монгольские народы предводителем считали Тенгри – творец(небо) – создатель мира. Все мировые религии признают существование бога. Считается, что Бог создал небо и землю, птиц и зверей. Сотворил Адама. Из ребра Адама создал Еву, чтобы не было Адаму одиноко. Все человечество происходит от них.
По сформировавшимся в 18-19 вв представлениям европейцев человек произошел от обезьяны. В это время были проведены систематизированные исследования растений и животных многими учеными.
Читая текст по обзацам заполнить таблицу. Стр. 45, 3 абз.
Исследователи Учение
Карл Линней, Чарлз Дарвин О родстве человека с обезъянами
Ф. Энгельс О важности фактора труда в формировании человека
Жан Ламарк О том, что при постепенном развитии обезьян сформировался человек
Т.о доказано, что человек возник в результате длительного развития самых высокоразвитых видов обезьян. Ребята, знайте, что, несмотря на всевозможные научные доказательства о происхождении человека от обезъян, эта проблема до сих пор остается сложной, полной неразгаданных загадок.
Самые первые человекоподобные существа жили в Азии и Африке 2,5-3 млн. лет назад. Их называли «гоминиды»(человекоподобные). В 1974г американск археологи в Вост Африке нашли человека живший 2,5 млн лет назад его назвали «австролопитеком»( с лат южная обезьяна-обезьяна человек). Он ходил на 2 конечностях, в отличие от гоминидов были развиты руки. Австролопитеки оттачивали 1 край ручного камня и использовали в виде оружия. В истории эти каменные орудия получили название «индустрии Олдувая». Олдувай – местность в Вост. Африке. Использовали орудия из кости и дерево. Ученые назвали их «хомо хабилис» -человек умелый.
Следующая ступень- человек прямоходящий-питекантроп(обезьяночеловек, прямоходящий человек) найден 1890-1892 г. на острове Ява.в ЮВ Азии. Синантроп - означ. китайский человек. Скелеты б/найдены в 1927г. Он же умел пользоваться огнем.
Объем мозга австролоп 600-650 кубич см., то у синантропа и питекант-1000 кубич см.
Неандертальский период, от наз-я реки Неандерталь в Герм. 1938 г. академик Окладников нашел в пещере Тешикташ(Узбекистан) скелет неандертальского мальчика. Жили 300-250 тыс. лет назад. Стойбища находились в пещерах, скалах. Жилища строили из костей животных, дерево, шкуры жив. В этот период возник узоры на камнях.
Первые люди постепенно стали похожими на соврем людей.по развитию мышления и телосложению. Такого чел наз-ли человеком разумным-хомо сапиенс сформировался около 40 тыс.лет назад. И получил название кроманьонца по наз-ю пещеры Кро-Маньон во Франции.С возникновением этого типа разумного чел процесс становления чел закончился.
На территории современного Каз-на первые люди появились около 1 млн лет назад. Найдено много стоянок, орудия труда.
1958 г. археологи во главе с Алпысбаевым открыла первую в Каз-не стоянку эп палеолита.
Т.о. древнейшие люди жили на всей территории страны, т.к. в те далекие времена земля, природа Казахстана были благоприятны для жизни первобытных людей.
Человек умелый(хомо хабилис) Человек прямоходящий Человек разумный(хомо сапиенс)
Австролопитек(1974) питекантроп(1890-1892) кроманьонец(40 тыс л/н)
синантроп (1927)
неандерталец(100-40 тыс л/н)
IV. Рефлексия: (10 мин.)
1. Что такое тотемизм
2. Каких первобытных людей вы знаете
3. Как религия объясняет возникновение человека на Земле.
КРОССВОРД
ЧАРЛЗ (исследователь утверждавший о родстве чел с обезьянами)
Н ЕАНДЕРТАЛЕЦ (найден в Гемании)
АЛПЫСБАЕВЫМ археологи во главе с кем открыли первую стоянку эпохи палеолита)
СИНАНТРОП (китайский человек)
ТЕНГРИАНСТВО (в рез-те разл верований возник культ)
ТЕШИКТАШ (в какой пещере найден мальчик неандертальского периода)
ОКЛАДНИКОВ (кто нашел в пещере Тешикташ мальчик неандертальского периода)
V. Итог урока.(2 мин.) Домашнее задание: пр. 13, 44-49. Повторить новые слова и запомнить их.
|