Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » История

Вторая мировая война – самая крупная трагедия в истории человечества
[ Скачать с сервера (11.8 Kb) · Скачать удаленно (1.7 Мб) ] 2015-01-28, 9:09 PM
Цели урока:
• охарактеризовать трагическое начало Великой Отечественной войны
• выяснить причины неудач Советской Армии в первые месяцы войны
• привести примеры мужества и героизма советских воинов
• проанализировать мероприятия, которые проводило советское руководство в первые недели войны
• учащиеся учатся слушать рассказ и по ходу рассказа выделять главное, сравнивать, анализировать, делать выводы
• воспитывать любовь к Родине, уважение к тем, кто победил в войне с фашизмом
Урок комбинированный.
Урок изучения нового материала с использованием презентации
« Великая Отечественная война»
Оснащение урока: Презентация, карта начального периода войны, фрагменты документальных фильмов о войне, схема о готовности Германии и СССР к войне, выставка книг, посвященных Великой Отечественной войне
Ход урока
1. Организационный момент. Постановка целей урока.
2. Проверка изученного материала. Тестирование.
Часть класса тестируется на компьютере, часть класса отвечает письменно.
Тест по теме «СССР накануне Великой Отечественной войны»
Вариант I
1. СССР и Германия, подписав Договор о ненападении и секретные протоколы к нему, договорились:
а) о дате нападения Германии на Великобританию
б) о разделе сфер влияния между Москвой и Берлином в Восточной Европе
в) о разделе сфер влияния в Азии и на Балканах
г) о дате нападения на Францию
2. Заключив Договор о ненападении с Германией СССР:
а) выиграл время для укрепления обороны страны
б) отодвинул свои западные границы
в) получил возможность восстановить советское государство в границах бывшей Российской империи
г) все выше перечисленное
3. Угроза войны на Дальнем Востоке была ликвидирована:
а) после разгрома Японии на Халхин - Голе
б) после разгрома Японии на озере Хасан
в) после подписания договора о ненападении с Германией
г) после начала II мировой войны
4. В сентябре 1939 года к СССР были присоединены:
а) Западная Белоруссия и Западная Украина
б) Бессарабия
в) Варшавское воеводство
г) Северную Буковину
5. Прорывом «линии Маннергейма» руководил:
а) К.Е.Ворошилов
б) Г.К.Жуков
в) С.К.Тимошенко
г) Д.Г.Павлов
6. Причиной исключения СССР из Лиги Наций было:
а) введение советских войск в Польшу
б) нападение СССР на Финляндию
в) заключение СССР договора с Германией
г) ввод войск в Западную Белоруссию и Западную Украину
7. Мерами, предпринятыми советским правительством для подготовки к войне с Германией были:
а) разработка и производство новых образцов вооружения и военной техники
б) увеличение бюджетных средств на оборону
в) формирование механизированных корпусов
г) все выше перечисленное
8. Блицкриг – это
а) одна из форм всенародной борьбы против захватчиков
б) молниеносная война
в) вывоз населения из местности, находящейся под угрозой нападения
г) призыв военнообязанных на действительную военную службу
Вариант II
1. Министром иностранных дел накануне и во время Великой Отечественной войны был:
а) Л.М.Каганович
б) М.М.Литвинов
в) В.М.Молотов
г) Н.С.Хрущев
2. По секретным протоколам к сфере влияния СССР относились:
а) Финляндия
б) Бессарабия
в) Прибалтийские государства
г) все выше перечисленное
3. По мирному договору с Финляндией СССР:
а) получил Карельский перешеек и северное побережье Ладожского озера
б) передал Финляндии западную часть полуострова Рыбачий и Средний
в) включил Финляндию в свой состав в качестве союзной республики
г) передал Финляндии военно-морскую базу на острове Ханко
4. Неудачи Красной Армии в войне с Финляндией были обусловлены:
а) сложными погодными условиями
б) слабой оснащенностью советских войск современной военной техникой
в) помощью западных государств Финляндии
г) ведением войны на два фронта
5. В 1940 году в состав СССР вошли:
а) Западная Белоруссия
б) Западная Украина
в) Латвия, Литва, Эстония
г) все выше перечисленные
6. В предвоенные годы в трудовом законодательстве СССР произошли следующие изменения:
а) введено уголовное наказание за прогулы
б) запрещался самовольный уход с работы
в) усилился спрос за качество выпускаемой продукции
г) все выше перечисленное
7. Меры, предпринятые советским правительством для подготовки к войне с Германией:
а) резко возросло количество учений и походов
б) стал действовать принцип «учить войска тому, что необходимо на войне»
в) введены новые звания – генералы и адмиралы
г) все выше перечисленное
8. Агрессия – это
а) нападение одной страны на другую
б) район, где происходят массовые военные действия
в) план разгрома противника в короткие сроки
г) призыв военнообязанных на действительную военную службу
3. Изучение нового материала.
Тема урока « Великая Отечественная война».
Война, которая длилась 1418 дней.
5 декабря 1940 года Гитлер принял окончательное решение о начале войны с СССР. План «Барбаросса» - это детальный план немецкого командования на всю военную компанию против СССР. План предполагал «блицкриг», т.е. был рассчитан на молниеносную войну». Немецкие войска должны были завершить победоносную войну на Востоке за несколько месяцев.
(Компьютерная презентация.)
Этот план основывался на согласованных действиях четырех армейских групп:
• финляндская группа была нацелена на Мурманск, Беломорье и Ладогу
• группа «Север» - на Ленинград
• группа армий «Центр» - на Москву
• группа «Юг» - должна была наступать на южном, украинском направлении.
По плану «Барбаросса» армия вторжения должна была до наступления зимы достичь линии Архангельск – Волга – Астрахань, полностью уничтожить Красную Армию и промышленный комплекс до Урала.
Конечной целью войны было уничтожение Советского Союза как государства, превращение захваченных территорий в колонии. Вся территория вплоть до Урала подлежала заселению немцами. Особое место занимал план «Ост», согласно которому подлежало выселению и уничтожению 120 – 140 миллионов человек.
(Компьютерная презентация.)
К границам СССР были стянуты отборные немецкие войска, получившие богатый боевой опыт ведения войны, имевшие на вооружении первоклассную по тем временам технику.
Фашистская Германия выдвинула против СССР мощную армию в количестве 5,5 млн. солдат, сведенных в 190 дивизий, вооруженная 4 тысячами танков и 5 тысячами самолетов.
Советские войска, находившиеся в приграничных районах, обладали немалой силой: 170 дивизий, численность которых составляла 2,9 млн. человек, по 1,5 тысячи танков и самолетов.
(На экране дается сравнительная таблица).
Дислокация советских войск страдала многими недостатками. Лишь 48 дивизий находились на расстоянии 10 -15 км от границы, остальные были удалены от нее на 80 -300 км, многие танковые корпуса не были полностью укомплектованы, большинство командиров не обладали навыками ведения современной войны «моторов».
Сталинское руководство игнорировало неоднократные предупреждения разведчиков о готовившемся вторжении германских войск и начале войны против СССР.
В 1941 году Сталин направил Гитлеру конфиденциальное письмо, где поставил вопрос о военных приготовлениях Германии вблизи советских границ. В ответ Гитлер заверил Сталина честью рейхсканцлера, что его страна не готовит нападения на СССР.
Однако война началась ранним утром 22 июня 1941 год бомбардировкой с воздуха и одновременным наступлением сухопутных войск фашистской Германии. Гитлеровская авиация вторглась в воздушное пространство СССР и обрушила бомбовые удары по советским аэродромам, железнодорожным узлам, мирным городам.
(Ученики смотрят микрофильмы о начале Великой Отечественной войне).
Сороковые, роковые,
Военные и фронтовые,
Где извещенья похоронные
И перестуки эшелонные.
Гудят накатанные рельсы.
Просторно. Холодно. Высоко.
И погорельцы, погорельцы
Кочуют с запада к востоку…
Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые…
Война гуляет по России
А Вы такие молодые!
Рассказ ученика (опережающее задание):
Вот так вероломно, неожиданно Германия напала на Советский Союз. Началась Великая Отечественная война.
В первые три недели войны немецкие войска продвинулись на 300 – 600 километров вглубь советской территории. Ими были захвачены Литва, Латвия, Белоруссия, Западная Украина, Молдавия.
(Компьютерная презентация).
Несмотря на отчаянное положение, многие советские части вели упорные бои. Первыми приняли на себя удар пограничники. Они проявили чудеса героизма и стойкости. Многие погранзаставы в течение нескольких дней вели бои с превосходящими силами противника.
-11 дней держалась погранзастава лейтенанта А.В.Лопатина, (фото)
- Упорно сопротивлялся малочисленный гарнизон Брестской крепости под командованием майора П.М.Гаврилова, (фото). Крепость, на захват которой по плану «Барбаросса» отводилось всего три часа, держала оборону месяц.
На одной из стен крепости сохранилась надпись: «Умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина! 21 июля 1941 год».
(На экране появляется надпись).
Ожесточенный характер носили бои и в воздухе. Ради нанесения наибольшего урона врагу наши летчики сознательно направляли свои подбитые и горящие самолеты на скопления живой силы и техники противника.
Так Николай Гастелло направил свой горящий самолет на середину моста, уничтожив находящихся там гитлеровцев и их боевую технику. Виктор Талалихин одним из первых применил ночной таран. Сбил 6 самолетов.
А сколько еще было таких безымянных, никому неизвестных крепостей среди нив, болот. И сколько было безымянных героев, которые навсегда остались лежать на огневых рубежах! О них ничего не говорилось в сводках Совинформбюро, но они первые стояли насмерть.
Только за лето – осень 1941 года наши потери составили 3 987 000 человек.
Учитель:
Вопрос к классу: «Как вы думаете, почему Советская армия несла большие потери в первые дни войны?»
Причины поражения Красной Армии в начале войны:
• Военный потенциал Германии, подчинивший себе почти всю Европу, значительно превышал возможности СССР
• гитлеровская армия была очень мощной, имела двухлетний опыт ведения войны в Европе
• Красная Армия уступала в профессионализме – сказались репрессии в армии накануне войны
• просчеты советского руководства в определении сроков начала войны, что привело к фактору внезапности
В полдень 22 июня с обращением к народу СССР по радио выступил нарком иностранных дел В.М.Молотов. Свое выступление он закончил словами, ставшими главными на все дни войны: «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами». Была объявлена всеобщая мобилизация.
В первые недели войны, ставшей Отечественной, созданы Совет по эвакуации, Ставка Верховного Главнокомандования, Государственный комитет обороны. Сталин возглавил два последних органа, а в июле стал еще и наркомом обороны, а с августа – Верховным Главнокомандующим.
В августе – ноябре Сталин издает ряд приказов, требовавших:
• расстреливать на месте командиров, сдающихся в плен;
• их семьи арестовывать;
• части, попавшие в плен, уничтожать всеми возможными средствами;
• создать заградительные отряды, расстреливающие отступающих;
• разрушить и сжечь все населенные пункты в тылу врага;
Несмотря на жесткие указы, отступление продолжалось. В сентябре под Киевом советские войска оказались в окружении, в плен попало 650 тысяч человек. Взяв Киев, немцы начали наступление на Донбасс и Крым. В ноябре 1941 года подошли к Севастополю.

Рассказ второго ученика:
На Ленинградском наступлении немецкие танковые соединения прорвались к Ладожскому озеру, отрезав Ленинград от остальной части страны. Началась блокада, которая длилась 900 дней.
Наиболее удачными были бои под Смоленском, длившиеся два месяца. Немцам нанесли первый контрудар под Ельней. Благодаря этому гитлеровский план «молниеносной войны» оказался под сомнением.
ИТАК, ОБОРОНИТЕЛЬНЫЕ СРАЖЕНИЯ ИЮЛЯ – СЕНТЯБРЯ 1941 ГОДА СОРВАЛИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПЛАНА «БАРБАРОССА». НОВОЕ НАСТУПЛЕНИЕ НЕМЦЫ УЖЕ ПЛАНИРОВАЛИ ТОЛЬКО В ОДНОМ НАПРАВЛЕНИИ - МОСКОВСКОМ.
В день нападения Германии на нашу страну английский премьер – министр У. Черчилль выступил по лондонскому радио.
24 июня с заявлением об оказании помощи Советскому Союзу выступил президент США Ф.Рузвельт. Сдала создаваться антигитлеровская коалиция.
Так завершился первый этап Великой Отечественной войны.
4. Давайте подведем итог этого этапа.
ПЕРВЫЙ ЭТАП ВОЙНЫ ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ:
• большие людские и материальные потери СССР
• оборонительные сражения
• перевод экономики на военные рельсы
• провал плана «молниеносной войны»
• первый контрудар под Ельней
5. Подведение итогов. Выставление оценок.
6. Домашнее задание. Параграф 21 читать, сообщение «Тихоокеанская война ( опережающее задание), учить хронологию и персоналии. Составить 15 тестовых заданий по параграфу 21.
Категория: История | Добавил: merzlyakov
Просмотров: 1471 | Загрузок: 287 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-04-20, 2:19 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru