Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » История

Из опыта олимпиадной подготовки по истории Казахстана
[ · Скриншот ] 2016-03-28, 7:33 PM
А.Х. Ромбаева
Учитель истории
Областная специализированная
школа-лицей для одаренных детей
ЛОРД
г.Петропавловск
Из опыта олимпиадной подготовки по истории Казахстана
«Многие ученики любят уроки истории. Но за внешним интересом к тем или иным событиям стоит отчужденность и непонимание значимости этих исторических явлений и персоналий для современной и будущей жизни. Формируя критическое историческое мышление с помощью компетентностного подхода, мы позволяем ребенку стать полноправным участником истории и даже ее творцом...» А.В.Хуторской

Каждая эпоха создает определенную аксиологическую (ценностную) модель человека, которую система образования должна сформировать.
На симпозиуме « Ключевые компетенции для Европы» был определён следующий перечень ключевых компетенций, которыми должен обладать современный человек.
1. Изучать: уметь извлекать пользу из опыта, организовывать взаимосвязь знаний и упорядочивать их, организовывать свои собственные приёмы изучения, уметь решать проблемы, самостоятельно заниматься своим обучением.
2. Искать: запрашивать различные базы данных, опрашивать окружающих людей, консультироваться у экспертов, уметь работать с документами и классифицировать их.
3. Думать: Организовывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий, критически относится к тому или иному аспекту развития общества, уметь противостоять неуверенности и сложности, занимать позицию в дискуссиях и выражать своё собственное мнение, видеть важность политического и экономического окружения, в котором проходит обучение и работа; оценивать события и явления.
4. Сотрудничать: уметь сотрудничать и работать в группе, принимать решения – улаживать разногласия и конфликты, уметь договариваться, уметь разрабатывать и выполнять проекты.
5. Приниматься за дело: включаться в проект, нести ответственность, входить в группу или коллектив и вносить свой вклад, уметь организовывать свою работу.
6. Адаптироваться: уметь использовать новые информационно – коммуникационные технологии, гибко реагировать на быстрые изменения, уметь находить новые решения.
Цель компетенций – помочь ребенку адаптироваться в социуме. Но как помочь ребенку стать компетентным?
Ключевые компетенции формируются лишь в опыте собственной деятельности. "Напичканный знаниями, но не умеющий их использовать ученик напоминает фаршированную рыбу, которая не может плавать", ¬ говорил академик Александр Львович Минц. Освоение учениками знаний, умений, навыков должно быть организовано преимущественно в форме деятельности, поэтому образовательная среда должна выстраиваться таким образом, чтобы ребенок оказывался в ситуациях, способствующих их становлению.
В лицее ЛОРД сформировался свой подход к формированию и развитию ключевых, общепредметных и предметных компетенций. Учителя начальной школы работают по программам развивающего обучения. Несколько лет осуществляет деятельность лаборатория по формированию и развитию ОУУН в 5 классе, что помогает решить проблемы перехода из начальной школы в среднее звено, соблюсти преемственность в преподавании.
Процесс активизации учебно-познавательной деятельности на уроках истории и обществознания способствует формированию ключевых компетенций школьников.
Курс истории в системе школьного исторического образования представляет собой определенную познавательную модель, совокупность исторических и историко-культурных знаний. Определяя иерархию главных задач исторического образования, необходимо поставить на первое место развитие исторического мышления.
Историческое мышление - это способность к познанию исторических событий и явлений, осознание исторических процессов через обобщение сущности связей и отношений исторических событий и явлений, умения устанавливать причинно-следственные связи. Как правильно было замечено Л.С. Выготским, для того чтобы “открыть речь, надо мыслить”. Для этого, во-первых, учащиеся должны овладеть историческими знаниями, которые будут являться конструктивным компонентом. Мышление не может быть беспредметным. В историческом мышлении решающую роль играет исторический факт. Знание любого факта вне существенных его связей лишено содержательного смысла. В связи с этим, возникает вторая задача: развитие способностей осмысливать события и явления действительности на основе исторического анализа, в их уникальности и, вместе с тем, органической принадлежности к единому потоку исторического движения, что будет являться компонентом исторического познания.
Именно в подростковом возрасте происходит формирование основ мышления, складывается система научных понятий, выступающая в качестве базы для развития интеллектуально развитой личности (Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л.). По прошествии указанного периода, сензитивного для развития процессов мышления, формирующие и корректирующие воздействия на познавательную сферу оказываются уже не столь продуктивными.
Школьнику, чтобы получить научные знания, понять их внутреннюю логику и взаимосвязь, необходимо обладать понятийным мышлением. Если это условие соблюдается, то ученик легко понимает то, что ему объясняют на уроке, и то, что он сам читает в учебниках и в других научных пособиях и книгах.
Если же понятийное мышление у учащегося не сформировано, то он может образно представлять сообщаемые ему отдельные научные факты и положения, но в основном ему приходится заучивать предлагаемую информацию наизусть. Заучить наизусть весь материал учебников истории или обществознания, не понимая сути излагаемых событий, невозможно.
Ребенок не рождается с развитым понятийным мышлением, оно не созревает само по себе по мере его взросления, оно формируется в процессе обучения только в том случае, когда ученику приходится систематически овладевать научными понятиями в ходе специально организованной учебной деятельности.
Поэтому работа по формированию понятийного аппарата начинается с самого начала изучения предмета. Причем понятие не должно быть просто заучено, способствовать его усвоению и запоминанию может своеобразное мини-исследование.
Алгоритм его построения определяется тем, что понятийное мышление состоит как минимум из трех операций: 1) интуитивного выделение сущностного признака; 2) установления категориальной принадлежности; 3) формирование логической связи между явлениями.
В связи с этим можно выделить следующие этапы работы с понятием:
• знакомство с историческим явлением, характеризующим его, выделение сущностного признака;
• затем учащиеся должны определить ключевое слово, ответив на вопрос: Что это за явление? К какому виду(типу) себе подобных явлений оно относится?
• далее они должны определить отличительные признаки явления, т.е. ответить на вопрос: Чем оно отличается от себе подобных?
Например, в результате знакомства с двупольем, учащиеся, определяя ключевое слово, указывают, что это система земледелия. Затем, выделяя признаки, отличающие его от других систем земледелия, завершают формулирование понятия. Конечно, на начальной стадии обучения умению формулировать определение понятия задача учителя состоит в том, чтобы показать учащимся его структуру, разложив понятие на составные части (ключевое слово + отличительные признаки), выстроить совместно с детьми алгоритм его построения.
В результате выстраивается следующий алгоритм деятельности ученика: определение ключевого слова (в данном случае – система земледелия), выделение отличительных признаков (поле делится на две части, одна из которых засевается, а другая остается под паром (отдыхает)), соединение двух частей в одно определение: двуполье – это система земледелия, при которой поле делится на две части, одна из которых засевается, а другая остается под паром (отдыхает).
Другой вариант работы с понятием – это обращение к этимологии происхождения слова. Например, этот вариант можно использовать при определении таких понятий как целина, житница, хлебороб и др.
В случае если понятие является составным словом, то проводится работа с его составляющими (монархия, демократия), на основе анализа слова учащиеся формулируют его определение. Хорошо работает метод аналогий. Например понятие консерватизм. Зачем консервируют продукты? Чтобы сохранить. Консерватизм, политическое течение, которое стремится сохранить (законсервировать) старые порядки.
Систематическая отработка и пополнение понятийного аппарата, работа над развитием понятийного мышления школьников дает возможность развивать у них способность к категоризации, умение находить логическую связь между явлениями, видеть закономерности.
Для закрепления используются терминологические разминки, понятийные диктанты, проверочные задания.
Терминологическая разминка: эволюция, «человек умелый», род, «homo sapiens», человеческое стадо, тебеневка, коктеу.
Примеры заданий:
Назовите принцип, объединяющий эти слова: палка-копалка, дубина, рубило, скребок, проколка
Синантроп, неандерталец, кроманьонец. Что их объединяет?
Распределите в группы следующие занятия: скотоводство, охота, рыболовство, земледелие, собирательство. Назови основание для распределения
Археология, этнография, нумизматика, ономастика, демография, геральдика – это __________ _________ науки
Устные, письменные, археологические, этнографические, антропологические – это _________ источники
Антропонимика, топонимика, этнонимика, теонимия, космонимия – это отрасли науки …
Распределите предложенные источники в 2 колонки; колонки назови.
Источники: легенды, литературные произведения, торговые документы, сказки, загадки, записи летописцев.
Вставьте пропущенное:
Названия Аюлы, Маралды связаны с …
Названия Аныракай, Калмаккырылган связаны с …
Продолжите перечень товаров, имевших хождение на Великом Шелковом пути: благовония, сухофрукты…
Установите связь между словами: протекторат, сюзеренитет, вассалитет
Переведите слова на русский язык: кольеркин, хатун, сюбаши, атабек

На уроках, кружке, ЗИВе (занятии индивидуального выбора), олимпийской площадке идет кропотливая работа по формированию и развитию специальных предметных умений по предмету:
- умение локализовать исторические события во времени (определять последовательность, длительность событий, прослеживать синхронность событий, явлений, процессов)
Примеры заданий:
Расставьте в хронологическом порядке периоды: эпоха бронзы, неолит, эпоха железа, мезолит, палеолит, энеолит.
Составьте верную последовательность: «человек прямоходящий», «человек умелый», «человек разумный».
Составьте верную последовательность: патриархальный род, родовая община, матриархальный род, первобытное стадо
Восстановите последовательность событий: использование меди для изготовления орудий труда, появление древних людей, изобретение лука и стрел, появление земледелия.
Вставьте пропущенное:
Эпоха средних веков охватывает период…
Первые люди на территории Казахстана были современниками…
Определи каждого человека в его время:
Древние люди: сак, неандерталец, кроманьонец, андроновец, питекантроп, австралопитек
Историческое время: каменный век, бронзовый век, железный век
Палеолит, мезолит, неолит, энеолит. Назовите объединяющий принцип.
Что объединяет следующие «изобретения»: гончарный круг, плетение корзин, прядение, ткачество, плот, лодку.
- умение локализовать исторические события в пространстве (ориентироваться по карте, использовать карту как источник знаний при объяснении причин и следствий исторических событий, явлений);
Установи верное соответствие:
Древние люди: неандерталец, австралопитек, синантроп, кроманьонец
Территория расселения: Китай, Германия, Франция, Африка
Используя карту, расскажи о путешествии Христофора Колумба
Опираясь на карту, подготовь сообщение об участии казахов в восстании Е.Пугачева
Используя карту, подготовь информацию о развитии земледелия на территории Казахстана в XIX веке
С опорой на карту «Образование Казахского ханства», расскажи, какие государства причастны к созданию Казахского ханства, покажи территорию, где зародилось национальное государство казахов
- умение работать с историческим текстом (анализировать описательные и актовые документы, составлять развернутый, тезисный план текста и т.д.).
Тема: Великий Шелковый путь. 7 класс
Задание 1: внимательно прочитайте текст
“Природа бушевала сутки. Шквал песка всякий раз обрушивался на верблюдов, зарывал, засыпал их, точно проглатывал. Ничего невозможно было различить. В ушах монотонно и грозно гудело. Нельзя было понять, то ли кричат люди, то ли ревут верблюды, или воет ветер. “Если буря валит верблюда, то козу ищи на небе”, - говорят в народе. Ветер разбрасывал людей как щепки. Утром некоторые из них оказались мертвы. Когда происходили такие случаи, караванщики приносили в жертву животное».
Задание 2: Как вы думаете, о каком природном явлении идет речь? Какие еще трудности могли встретиться каравану на Великом Шелковом пути? Почему, несмотря на лишения, караваны вновь и вновь выходили в путь?
Тема: Сложение казахской народности. Происхождение этнонима «казах» 7 класс.
Задание 1: ознакомься с предложенными версиями, займи позицию «за» или «против».
1. Рассматривая вопрос этимологии слова «казах», некоторые ученые берут за основу казахское слово «каз» - ходить, кочевать.
Казахстанский востоковед Вениамин Юдин, например, утверждал: « Казак – человек, отделившийся от своего государства, племени или рода, и принужденный вести жизнь искателя приключений». В доказательство он приводит отрывок из сочинения XVI века Утемиша-ходжы ибн Маулана Мухаммад Дости: «…казаковал вот-так Тохтамыш-оглан, угонял у Урус-хана табуны и совершал набеги на его земли». Об этом же свидетельствует сообщение Мухаммеда Хайдара Дулати о «присвоении части узбеков, откочевавших с Кереем и Жанибеком из Дашт-и-Кыпчака в Семиречье, прозвища казак, которое стало затем их народным именем».
2. С производством самоназвания народа от термина казаковать, кочевать, искать приключения, не был согласен казахский историк Билял Аспандияров.
«Термин "казах" - старинное казахское слово, сохранившее свое архаичное значение и произношение до сих пор. Термин "казах" состоит из корня "каз"-"казу" - что значит "копать", "рыть" - и суффикса "ак", указывающего в данном случае на профессию. Первый исторический источник, где мы встречаем слово "казах", - это сочинения Константина Порфирородного. В первой половине Х в. он побывал в древней Руси. Собрал важные сведения о ее населении и соседних народах. Так, Константин Порфирородный сообщает, что "выше лежит земля, называемая Касахия". Это сообщение Порфирородного относится к Приазовским землям, т. е. южным областям Хазарского царства. И действительно, приазовские степи характеризуются тем, что они, представляя собой удобные пастбища для кочевников, "изрыты" (ископаны) и покрыты сетью колодцев.
Слово "казах", а также "казар" и "казахия" - это термины одного и того же корня, возникшие на определенной ступени человеческой деятельности. И действительно, пастушеские племена, в том числе те же казары и казахи, уже по образу жизни должны были вести землекопные работы - рыть колодцы, "копани" на путях перекочевок. Названия "хазар и "казах" - производные от "казу", они образовались при помощи суффиксов "ар" (казар) и "ак" (казак).
В данном случае мы имеем дело с фактами, когда территориальное название закрепляется за населением этой же территории.
Задания на уровне анализа, сравнения, обобщения, позволяющие дать толчок дальнейшей работе мысли, творчеству, поиску, способствуют пробуждению и оформлению устойчивого интереса к изучению истории.
Задания не обязательно должны быть привязаны к конкретному содержанию учебника, предполагать однозначный ответ. Они ориентированы на личностное восприятие учащимися исторического процесса и составляются исходя из уровня подготовленности класса, интересов учащихся, конкретной ситуации.
В процессе работы над заданиями учащиеся закрепляют изученный материал. Они не только воспроизводят ранее изученное, но и применяют знания и умения в новой ситуации.
Такой подход к созданию заданий позволяет ставить в центр учебной работы формирование, развитие, совершенствование исторических знаний и связанных с ними умений учащихся.

Изучение истории начинается в 5 классе. Именно в начале пути важно заинтересовать ученика, зародить в нем желание узнать больше о тех или иных исторических событиях и личностях - «исходить поле истории во всех направлениях».
Содержание пропедевтического курса «Рассказы по истории Казахстана» предоставляет возможность начать формирование у учащихся базовых понятий предмета (история, исторические источники, вспомогательные исторические дисциплины и др.). Формируются первоначальные представления об историческом пространстве, историческом времени. В шестом классе идет возврат к более детальному изучению истории Казахстана и начинается изучение всемирной истории.
Изучение всемирной истории дает представление не только о единстве, но и о многообразии исторического процесса. История человечества предстает как пестрая, красочная картина вариантов развития, каждый из которых имеет свои особенности.
В преподавании истории предпочтительно сочетание формационного и цивилизационного подходов. Формационный подход позволяет показать стадии развития человеческого общества как единый процесс прогрессивного развития человечества. Цивилизационный же, особенности социально-экономического и культурного развития «единиц», которые составляют общий поток истории.
При изучении истории Казахстана именно цивилизационный подход дает возможность показать особенности кочевой цивилизации – этого удивительного мира в «сердце Евразии».
Цивилизационный подход позволяет качественно изучить общие закономерности и особенности отечественной истории. Каждый из компонентов сложной системы: географическая среда, экономика, социальная структура, политика, этногенез, законодательство, материальная культура несет печать своеобразия.
Географические условия Казахстана характеризуются обширной территорией, слабой заселенностью, аридностью климата, континентальностью, бедностью водных и почвенных ресурсов, скудным растительным покровом. Среда обитания определила уникальный способ производства – номадизм и главное средство производства - скот.
В результате освоения этой территории была выработана особая стратегия природопользования и социокультурной адаптации – кочевое скотоводческое хозяйство. Кочевничество оставалось главным способом существования на протяжении почти трех тысячелетий.
Специфика хозяйственной жизни оказала влияние на социальную организацию казахского общества. Основными социальными ячейками были: брачная пара, семья, домохозяйство, община, генеалогическая группа. Опыт социальной адаптации к среде обитания и знания о природных ресурсах передавался от отца к сыну (женщины были исключены). Точно так же передавалось имущество – скот. Такой порядок передачи информации и собственности определил генеалогическую организацию кочевого общества.
Институт ханской власти казахами был унаследован от номадов Моголистана и Восточного Дешт-и Кыпчака и опирался на многовековую традицию деления на две статусные группы- «ак-суйек » и «кара-суйек». Основа «белой кости» чингизиды были изолированы от генеалогической структуры трех казахских жузов и представляли собой закрытую привилегированную группу. Привилегированное положение потомков Чингисхана было юридически оформлено в нормах казахского обычного права «адат».
В классическом государстве прямым объектом политической власти всегда является собственно территория. В Казахстане из-за аридности природно-климатических условий основным средством производства выступала не сама земля (пашня, к которой необходимо постоянно прикладывать свой физический и интеллектуальный труд), а только пастбище, используемое посезонно. Это обусловило особый характер ханской власти: тотальный контроль над всей территорией отсутствовал, власть была слабой, дискретной во времени (из-за перекочевок подданных и обширных подвластных территорий), не было развитых институтов управления и принуждения: налоговой системы, армии, чиновничества, карательного аппарата.
Кочевничество привело к появлению большого количества мобильных групп населения в Евразийской степной зоне. Они оседали, объединялись в государства, приносили новые языки, порядки, обычаи. Длительный процесс этногенеза привел к возникновению в 16 веке казахского народа.
Все элементы материальной культуры были обусловлены кочевым образом жизни и были адаптированы к нему.
В силу специфики нашего учебного заведения особое место в учебно-воспитательном процессе занимает олимпиадное движение.
Высокий уровень сложности заданий предметной олимпиады всех уровней (районного, областного и республиканского) требует серьезного системного подхода при подготовке участника олимпиады на всех этапах.
В лицее сформировалась следующая система вовлечения школьников в олимпиадное движение. С 5 класса школьники имеют возможность посещать предметные кружки. В 6-7 классах можно проследить образование устойчивых групп по интересам, склонностям, достигнутым успехам. Лицеисты имеют возможность показать свои знания в дистанционных олимпиадах: языкового цикла – «Русский медвежонок», «Кенгуру-лингвист», «Британский бульдог», математических – «Третье тясячелетие», «Кенгуру-математика», комплексной олимпиаде «Ақ бота», олимпиадах по истории – «Золотое руно», «Тарих ата»; в ставшем визитной карточкой лицея ЛОРД «Ломоносовском турнире»; в лицейском туре олимпиад.
Учащиеся 5-7 классов участвуют только в школьном туре олимпиад. Опыт показывает, что задания «Ломоносовского турнира», лицейской олимпиады могут быть нацелены не столько на проверку знаний учебного курса истории данного класса, сколько работать на интересную интерпретацию событий, оригинальный подход к проблеме.
Примеры заданий:
При раскопках первобытной стоянки археологи обнаружили скелет однорукого мужчины. Он умер в возрасте 50-ти лет, а руку потерял еще в юношеском возрасте. О каких отношениях в общине свидетельствует этот факт?
Известно, что первобытные охотники и собиратели, жившие родовыми общинами, умели считать на пальцах и знали арифметические действия. Что приходилось делать чаще: складывать, вычитать, умножать или делить?
Ученые полагают, что мифы об амазонках появились благодаря трудам античных авторов Геродота и Страбона о кочевых племенах Азии. Что вы думаете по этому поводу?
О ком писал переводчик Посольского приказа М. Тевкелев? Свою точку зрения обоснуйте.
«А он…, человек весьма достаточного ума и не без лукавства человек, хотя оную орду в наибольшую власть свою взяли не так как предки ево оною владели, причитая их непослушания себе в озлобление, просил и протекции ее императорского величества, через которую намерен был в той киргиз-кайсацкой орде себя одного ханом учинить»
Ученые считают, что образ Бабы-Яги в русских сказках появился после столкновения славян с кочевыми племенами Дикого поля. Как вы можете обосновать появление этого сказочного персонажа?
Венецианский купец Барбаро в XV веке писал о казахах: «Этот народ разводит огромнейших баранов на высоких ногах с длинной шерстью. Я видел таких баранов, которые тащили за собой колесо…» Какие функции выполняло колесо? О какой породе овец идет речь?
Поясните смысл выражения:
«В годы правления хана Тауке жаворонки вили гнезда на спине у овцы…»
В 8 классе с началом профильного обучения учащиеся определяются с выбором ЗИВа (занятие индивидуального выбора), цель которого углубление знаний по предмету, олимпиадная подготовка.
Курс ЗИВа построен на основе сочетания линейного и концентрического принципов развертывания содержания. Возврат на более высокой ступени обучения к ранее рассмотренным темам, проблемам, вопросам не является простым дублированием. «Старые» вопросы анализируются под другим
углом зрения, в новых сущностных связях и отношениях, на обогащенной понятийной основе с привлечением широкого круга источников.
Во втором концентре отрабатываются сложные, комплексные умения по истории: умение реферирования, конспектирования, умение излагать сквозные вопросы курса.

Литература
1. Жакишева С.А. Программа курса олимпиадной подготовки. Дарын, 2003
2. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М, Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
3. Иванов Д.А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании. М, 2007
4. Н.Масанов, Ж.Абылхожин, И.Ерофеева, А.Алексеенко, Г.Баратова
История Казахстана. Народы и культура. Алматы, 2001
5. Хуторской Д.А. Ключевые компетенции и образовательные стандарты// Доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2002. Центр «Эйдос»
Категория: История | Добавил: mrrombaev
Просмотров: 218 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2016-12-08, 10:46 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [778]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1873]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [462]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru