Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Классному руководителю

Роль классного руководителя в реализации воспитательного потенциала семьи
2017-06-22, 4:53 PM
Трансформации, которые произошли за последнее время, сопровождались значительными изменениями в социально-экономической и политической сферах жизни общества, что привело исчезновению идеалов и потере духовных ценностей. В связи с этим роль классного руководителя в реализации воспитательного потенциала семьи в современной школе приобрела важное значение и является одним из приоритетных направлений образования.
Классный руководитель, работающий с коллективом учащихся должен хорошо представлять себе формирующую роль семьи и зависимость этой роли от ценностных ориентаций ее членов. Владение такой информацией позволяет предвидеть, как отношения в семье могут повлиять на личностное развитие ребенка, его характер, поведенческие реакции. Учитывая все эти факторы, и следует выбирать направления и формы работы с родителями, ведь взаимодействие классного руководителя с родителями учащегося направлено на создание единого воспитательного поля, единой социальной сферы, где наивысшие ценности являлись бы основой жизни, достойной человека.
Президент отметил, что в разработанной им программе-стратегии "Казахстан-2050" семья занимает особое место. Он подчеркнул, что благополучие этого социального института является стержнем для всех уверенных начинаний в обществе и государстве. Власти страны стремятся создать условия для всестронней поддержки казахстанский семей, развивая социальный сектор политики и экономики. …Через крепкие семейные узы из поколения в поколение передаются все самые лучшие духовно-нравственные ценности нашего народа – толерантность, трудолюбие, любовь к родной земле, уважение к старшим, гостеприимство и устремленность в будущее.
Работа классного руководителя с семьей, семейная политика признаются одним из приоритетных направлений социальной политики школы, именно поэтому так велика роль классного руководителя в реализации воспитательного потенциала семьи. Образование само по себе не формирует гражданина. Именно семья с раннего детства призвана формировать у ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни. Однако практика показывает, что некоторые родители, не имея специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Поэтому взрастить новое поколение можно только общими усилиями педагогов, родителей и самих детей.
Воспитательный потенциал семьи и его реализация зависят от многих социальных факторов:
структура семьи;
материальный уровень семьи;
личностные особенности родителей;
психологический климат в семье;
помощь со стороны общества, государства в образовании и воспитании детей.
Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом приблизиться к пониманию индивидуальных особенностей детей, развития их способностей, помочь в преодолении негативных поступков и проявлений в поведении.
Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в школе важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет только в том случае, если организована совместная деятельность педагогов, детей, родителей, т.е. будет реализован воспитательный потенциал семьи.
Особое значение в разработке перспективных форм взаимодействия с семьей имеет опыт школы, особенностью которого является свободное творческое развитие личности ребенка на основе выбора занятий.
Педагогов и родителей объединяет забота о здоровье ребенка, его развитии, создании атмосферы доверия и личностного успеха в совместной творческой деятельности.
В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит последним. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка.
Работая с классом, я хорошо представляю формирующую роль семьи и значимость этой роли от ценностных ориентаций ее членов.
Владение такой информацией, позволяет предвидеть, как отношение в семье могут повлиять на личностное развитие ребенка, его характер, поведенческие реакции. Учитывая все эти факторы, я и выбираю направления работы с родителями. Планируя работу, руководствуюсь одним из основных правил взаимодействия педагога с родителями – уважение, которое не должно исключаться никакими обстоятельствами, даже фактами низкого поведения родителей. Родители должны видеть в своем классном руководителе человека знающего, авторитетного и способного найти решения в любой, самой сложной ситуации.
Работу по реализации воспитательного потенциала семьи, я начинаю с определения целей взаимодействия:
повышение роли семьи в реализации прав детей на образование;
активизация позиции семьи в образовании детей, в приобщении их к общечеловеческим ценностям;
создание условий для творческой самореализации родителей, детей;
расширение сферы участия родителей в организации жизни школы.
Моя система работы по реализации воспитательного потенциала семей учащихся включает в себя три основных компонента:
1. Установление форм и видов взаимодействия с семьей:
Работа направлена на установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
2. Взаимодействие классного руководителя, родителей, детей:
приобщение родителей к педагогическому процессу;
неограниченное (по времени) пребывание родителей на занятиях в период адаптации ребенка;
информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться со школьной жизнью ребёнка;
объединение усилий классного руководителя и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка: эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возраста, учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка;
проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;
уважительные взаимоотношения семьи и школы.

3. Взаимодействие семьи и школы в интересах творческого развития личности ребенка.
Включает разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей. Перечислю проведённые мероприятия:

Беседа в вопросах и ответах (индивидуальная консультация родителей по вопросам воспитания)
Копилка полезных советов
Памятки для родителей
Праздник «День именинника», « Наурыз Мейрамы», « День семьи», « Папа, мама, я – спортивная семья», рисунки на асфальте - общешкольное мероприятие .
Индивидуальные консультации
«Неразлучные друзья – взрослые и дети». Конкурсно – игровая семейная программа .
«Интеллектуальный марафон»
Встречи многодетных семей, ветеранов;
Благотворительные праздники и концерты для семей, привлечение родителей к Организации экскурсий, праздников;
совместных внеклассных мероприятий (выставки, конкурсы, экскурсии).
Родительский лекторий: "Университет педагогических знаний. Единство требований семьи и школы. Семейное воспитание. О воспитании сознательной дисциплины. Условия успешного применения поощрений и наказаний» и др.
Посещение учащихся на дому.
Каждый из представленных выше компонентов деятельности по
реализации воспитательного потенциала семьи мною, как классным руководителем, включает следующие формы взаимодействия:
Родительское собрание - одна из основных форм работы с родителями. На нем обсуждаются проблемы жизни детского и родительского коллективов. Это взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Тематика разнообразна: "Мы - одна семья", "О доброте и милосердии", "Учимся общению" и др. Кроме того приходится разнообразить форму проведения родительского родителей с приглашением специалистов, в которых заинтересована семья, консультаций со специалистами и др. Главное условие наших встреч – это добровольное участие детей и их родителей. Наши собрания не сводятся к монологу учителя, а принимают характер беседы, взаимного обмена мнениями, идеями, совместного поиска.
Особую заботу вызывает взаимодействие с отцами детей: как привлечь отцов к воспитательной деятельности в классе, повысить их роль в воспитании ребенка. С этой целью организую специальные встречи с отцами детей, провожу конференции-размышления, собрание "Роль отцов в воспитании детей" и др.
Презентации опыта семейного воспитания - проводятся с привлечением психолога, логопеда и др. специалистов.
Диспут, дискуссия - обмен мнениями по проблемам воспитания. Встречи родительской общественности с администрацией школы. Педагоги знакомят родителей с требованиями к организации работы по предметам, выслушивают пожелания родителей. В процессе обсуждения проблем возможно составление программ действий, перспективных планов совместной работы.
Индивидуальные консультации. На которых даю родителям возможность рассказать все то, с чем они хотели бы познакомиться в неофициальной обстановке, и выяснить необходимое для своей профессиональной работы с ребенком:
особенности здоровья ребенка;
его увлечения, интересы;
предпочтения в общении в семье;
поведенческие реакции;
особенности характера;
мотивации учения;
моральные ценности семьи.
В ходе индивидуальной консультации использую анкеты "Мой ребенок",и др. которые заполняется совместно с родителями
Тематические консультации. Беседы. В каждом классе есть дети и семьи, которые переживают одну и ту же проблему, испытывают идентичные затруднения личностного плана и учебного. Иногда эти проблемы носят конфиденциальный характер, и тогда их можно решать лишь в кругу тех людей, которых эта проблема объединяет, и понимание проблемы и друг друга направлено на ее совместное решение.
Посещение ученика на дому. Заранее предупреждается родитель о предполагаемом визите с указанием дня и цели посещения. Посещение возможно только после получения разрешения родителей. Посещение кл.рук должно оставить в семье хорошее впечатление. Для этого вначале разговариваю на отвлеченные темы, расспрашиваю о традициях, обычаях, совместном времяпрепровождении в семье и лишь потом обсуждаю причину прихода в семью.
Родительский комитет. Родительский актив - это опора, и при умелом взаимодействии они успешно решают общие задачи. Родительский комитет стремится привлечь родителей и детей к организации коллективных творческих дел, решению проблем коллектива. Благодаря чёткой работе моего родительского комитета в классном коллективе сложились разнообразные виды сотрудничества с семьей:
(хотелось бы перелистать странички некоторых наиболее удачных мероприятий )
в познавательной деятельности: неделя науки, совместное создание научных проектов, дни открытых дверей, праздник знаний и творчества, турнир знатоков, совместные олимпиады, выпуск предметных газет, творческие отчеты, презентации Родители помогают в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов, непосредственно участвуют в мероприятиях, создавая собственные или смешанные команды. Это конкурсы: "Семейное увлечение"; викторина "Круг семейного чтения" и другие;
в трудовой деятельности: оформление кабинетов, благоустройство и озеленение, выставки "Мир моих увлечений", изготовление поделок , создание снежных фигур и др.;

в досуге: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей, просмотр и обсуждение фильмов, соревнования, конкурсы, КВНы экскурсионные поездки,. Широкое распространение получают классные семейные праздники: День рождения, День бабушек и дедушек, День моего ребенка; игровые семейные конкурсы: "Спортивная семья", "Музыкальная семья", конкурс семейных альбомов, конкурс хозяек, и др.

Весь мой педагогический опыт подтверждает слова А.С.Макаренко, сказавшего, что мы (педагоги) «…должны организовать семейное воспитание, и организующим началом должна быть школа как представительница государственного воспитания».

Считаю, главным средством привлечения родителей к воспитанию детей, делам, заботам школьного коллектива является профессиональная организация педагогом совместной деятельности детей и родителей. То есть именно партнерство классного руководителя и семьи помогает реализовывать воспитательный потенциал. Ведь так хочется, чтобы две силы: семья и школа, как два мощных локомотива, тянули в одну, а не в разные стороны.

Наверное, секрет успехов моей работы с детьми заключается в том, что мне очень везет с родителями. В условиях деловой и доброжелательной обстановки мы обсуждаем проблемы, возникшие у наших детей, пытаемся найти пути выхода и принимаем решения.

Применение в воспитательной работе разнообразных методов, форм, создание определенных организационно-педагогических условий позволили обеспечить повышение эффективности воспитания учащихся начальной школы, совместно с их родителями, достигать положительных результатов.

Итак, именно такой видится работа школы, класса по реализации воспитательного потенциала семьи классным руководителем. Эта работа системная, многоплановая, повседневная.
А закончить мне хочется словами В.А. Сухомлинского: «Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

«Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье»

В.А.Сухомлинский
Категория: Классному руководителю | Добавил: teacher50
Просмотров: 663 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-03-28, 4:51 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru