Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Классному руководителю

Роль классного руководителя в реализации воспитательного потенциала семьи
2017-06-22, 4:53 PM
Трансформации, которые произошли за последнее время, сопровождались значительными изменениями в социально-экономической и политической сферах жизни общества, что привело исчезновению идеалов и потере духовных ценностей. В связи с этим роль классного руководителя в реализации воспитательного потенциала семьи в современной школе приобрела важное значение и является одним из приоритетных направлений образования.
Классный руководитель, работающий с коллективом учащихся должен хорошо представлять себе формирующую роль семьи и зависимость этой роли от ценностных ориентаций ее членов. Владение такой информацией позволяет предвидеть, как отношения в семье могут повлиять на личностное развитие ребенка, его характер, поведенческие реакции. Учитывая все эти факторы, и следует выбирать направления и формы работы с родителями, ведь взаимодействие классного руководителя с родителями учащегося направлено на создание единого воспитательного поля, единой социальной сферы, где наивысшие ценности являлись бы основой жизни, достойной человека.
Президент отметил, что в разработанной им программе-стратегии "Казахстан-2050" семья занимает особое место. Он подчеркнул, что благополучие этого социального института является стержнем для всех уверенных начинаний в обществе и государстве. Власти страны стремятся создать условия для всестронней поддержки казахстанский семей, развивая социальный сектор политики и экономики. …Через крепкие семейные узы из поколения в поколение передаются все самые лучшие духовно-нравственные ценности нашего народа – толерантность, трудолюбие, любовь к родной земле, уважение к старшим, гостеприимство и устремленность в будущее.
Работа классного руководителя с семьей, семейная политика признаются одним из приоритетных направлений социальной политики школы, именно поэтому так велика роль классного руководителя в реализации воспитательного потенциала семьи. Образование само по себе не формирует гражданина. Именно семья с раннего детства призвана формировать у ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни. Однако практика показывает, что некоторые родители, не имея специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Поэтому взрастить новое поколение можно только общими усилиями педагогов, родителей и самих детей.
Воспитательный потенциал семьи и его реализация зависят от многих социальных факторов:
структура семьи;
материальный уровень семьи;
личностные особенности родителей;
психологический климат в семье;
помощь со стороны общества, государства в образовании и воспитании детей.
Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом приблизиться к пониманию индивидуальных особенностей детей, развития их способностей, помочь в преодолении негативных поступков и проявлений в поведении.
Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в школе важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет только в том случае, если организована совместная деятельность педагогов, детей, родителей, т.е. будет реализован воспитательный потенциал семьи.
Особое значение в разработке перспективных форм взаимодействия с семьей имеет опыт школы, особенностью которого является свободное творческое развитие личности ребенка на основе выбора занятий.
Педагогов и родителей объединяет забота о здоровье ребенка, его развитии, создании атмосферы доверия и личностного успеха в совместной творческой деятельности.
В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит последним. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка.
Работая с классом, я хорошо представляю формирующую роль семьи и значимость этой роли от ценностных ориентаций ее членов.
Владение такой информацией, позволяет предвидеть, как отношение в семье могут повлиять на личностное развитие ребенка, его характер, поведенческие реакции. Учитывая все эти факторы, я и выбираю направления работы с родителями. Планируя работу, руководствуюсь одним из основных правил взаимодействия педагога с родителями – уважение, которое не должно исключаться никакими обстоятельствами, даже фактами низкого поведения родителей. Родители должны видеть в своем классном руководителе человека знающего, авторитетного и способного найти решения в любой, самой сложной ситуации.
Работу по реализации воспитательного потенциала семьи, я начинаю с определения целей взаимодействия:
повышение роли семьи в реализации прав детей на образование;
активизация позиции семьи в образовании детей, в приобщении их к общечеловеческим ценностям;
создание условий для творческой самореализации родителей, детей;
расширение сферы участия родителей в организации жизни школы.
Моя система работы по реализации воспитательного потенциала семей учащихся включает в себя три основных компонента:
1. Установление форм и видов взаимодействия с семьей:
Работа направлена на установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
2. Взаимодействие классного руководителя, родителей, детей:
приобщение родителей к педагогическому процессу;
неограниченное (по времени) пребывание родителей на занятиях в период адаптации ребенка;
информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться со школьной жизнью ребёнка;
объединение усилий классного руководителя и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка: эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возраста, учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка;
проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;
уважительные взаимоотношения семьи и школы.

3. Взаимодействие семьи и школы в интересах творческого развития личности ребенка.
Включает разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей. Перечислю проведённые мероприятия:

Беседа в вопросах и ответах (индивидуальная консультация родителей по вопросам воспитания)
Копилка полезных советов
Памятки для родителей
Праздник «День именинника», « Наурыз Мейрамы», « День семьи», « Папа, мама, я – спортивная семья», рисунки на асфальте - общешкольное мероприятие .
Индивидуальные консультации
«Неразлучные друзья – взрослые и дети». Конкурсно – игровая семейная программа .
«Интеллектуальный марафон»
Встречи многодетных семей, ветеранов;
Благотворительные праздники и концерты для семей, привлечение родителей к Организации экскурсий, праздников;
совместных внеклассных мероприятий (выставки, конкурсы, экскурсии).
Родительский лекторий: "Университет педагогических знаний. Единство требований семьи и школы. Семейное воспитание. О воспитании сознательной дисциплины. Условия успешного применения поощрений и наказаний» и др.
Посещение учащихся на дому.
Каждый из представленных выше компонентов деятельности по
реализации воспитательного потенциала семьи мною, как классным руководителем, включает следующие формы взаимодействия:
Родительское собрание - одна из основных форм работы с родителями. На нем обсуждаются проблемы жизни детского и родительского коллективов. Это взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Тематика разнообразна: "Мы - одна семья", "О доброте и милосердии", "Учимся общению" и др. Кроме того приходится разнообразить форму проведения родительского родителей с приглашением специалистов, в которых заинтересована семья, консультаций со специалистами и др. Главное условие наших встреч – это добровольное участие детей и их родителей. Наши собрания не сводятся к монологу учителя, а принимают характер беседы, взаимного обмена мнениями, идеями, совместного поиска.
Особую заботу вызывает взаимодействие с отцами детей: как привлечь отцов к воспитательной деятельности в классе, повысить их роль в воспитании ребенка. С этой целью организую специальные встречи с отцами детей, провожу конференции-размышления, собрание "Роль отцов в воспитании детей" и др.
Презентации опыта семейного воспитания - проводятся с привлечением психолога, логопеда и др. специалистов.
Диспут, дискуссия - обмен мнениями по проблемам воспитания. Встречи родительской общественности с администрацией школы. Педагоги знакомят родителей с требованиями к организации работы по предметам, выслушивают пожелания родителей. В процессе обсуждения проблем возможно составление программ действий, перспективных планов совместной работы.
Индивидуальные консультации. На которых даю родителям возможность рассказать все то, с чем они хотели бы познакомиться в неофициальной обстановке, и выяснить необходимое для своей профессиональной работы с ребенком:
особенности здоровья ребенка;
его увлечения, интересы;
предпочтения в общении в семье;
поведенческие реакции;
особенности характера;
мотивации учения;
моральные ценности семьи.
В ходе индивидуальной консультации использую анкеты "Мой ребенок",и др. которые заполняется совместно с родителями
Тематические консультации. Беседы. В каждом классе есть дети и семьи, которые переживают одну и ту же проблему, испытывают идентичные затруднения личностного плана и учебного. Иногда эти проблемы носят конфиденциальный характер, и тогда их можно решать лишь в кругу тех людей, которых эта проблема объединяет, и понимание проблемы и друг друга направлено на ее совместное решение.
Посещение ученика на дому. Заранее предупреждается родитель о предполагаемом визите с указанием дня и цели посещения. Посещение возможно только после получения разрешения родителей. Посещение кл.рук должно оставить в семье хорошее впечатление. Для этого вначале разговариваю на отвлеченные темы, расспрашиваю о традициях, обычаях, совместном времяпрепровождении в семье и лишь потом обсуждаю причину прихода в семью.
Родительский комитет. Родительский актив - это опора, и при умелом взаимодействии они успешно решают общие задачи. Родительский комитет стремится привлечь родителей и детей к организации коллективных творческих дел, решению проблем коллектива. Благодаря чёткой работе моего родительского комитета в классном коллективе сложились разнообразные виды сотрудничества с семьей:
(хотелось бы перелистать странички некоторых наиболее удачных мероприятий )
в познавательной деятельности: неделя науки, совместное создание научных проектов, дни открытых дверей, праздник знаний и творчества, турнир знатоков, совместные олимпиады, выпуск предметных газет, творческие отчеты, презентации Родители помогают в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов, непосредственно участвуют в мероприятиях, создавая собственные или смешанные команды. Это конкурсы: "Семейное увлечение"; викторина "Круг семейного чтения" и другие;
в трудовой деятельности: оформление кабинетов, благоустройство и озеленение, выставки "Мир моих увлечений", изготовление поделок , создание снежных фигур и др.;

в досуге: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей, просмотр и обсуждение фильмов, соревнования, конкурсы, КВНы экскурсионные поездки,. Широкое распространение получают классные семейные праздники: День рождения, День бабушек и дедушек, День моего ребенка; игровые семейные конкурсы: "Спортивная семья", "Музыкальная семья", конкурс семейных альбомов, конкурс хозяек, и др.

Весь мой педагогический опыт подтверждает слова А.С.Макаренко, сказавшего, что мы (педагоги) «…должны организовать семейное воспитание, и организующим началом должна быть школа как представительница государственного воспитания».

Считаю, главным средством привлечения родителей к воспитанию детей, делам, заботам школьного коллектива является профессиональная организация педагогом совместной деятельности детей и родителей. То есть именно партнерство классного руководителя и семьи помогает реализовывать воспитательный потенциал. Ведь так хочется, чтобы две силы: семья и школа, как два мощных локомотива, тянули в одну, а не в разные стороны.

Наверное, секрет успехов моей работы с детьми заключается в том, что мне очень везет с родителями. В условиях деловой и доброжелательной обстановки мы обсуждаем проблемы, возникшие у наших детей, пытаемся найти пути выхода и принимаем решения.

Применение в воспитательной работе разнообразных методов, форм, создание определенных организационно-педагогических условий позволили обеспечить повышение эффективности воспитания учащихся начальной школы, совместно с их родителями, достигать положительных результатов.

Итак, именно такой видится работа школы, класса по реализации воспитательного потенциала семьи классным руководителем. Эта работа системная, многоплановая, повседневная.
А закончить мне хочется словами В.А. Сухомлинского: «Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

«Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье»

В.А.Сухомлинский
Категория: Классному руководителю | Добавил: teacher50
Просмотров: 32 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2017-09-21, 5:07 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [183]
Педагогика [308]
Математика [825]
Физика [264]
История [360]
Классному руководителю [539]
Русский язык и литература [724]
Физическая культура [224]
Английский язык [433]
Искусство [195]
Родительский совет [19]
Биология [337]
Информатика [382]
Начальная школа [1951]
Мой Казахстан [250]
Технология [138]
Самопознание [181]
Технология труда [61]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [46]
Профессиональное образование [168]
Дошколенок [508]
География [138]
Школьная библиотека [54]
Казахский язык и литература [586]
Химия [41]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru