Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Классному руководителю

Вечные ценности Эдуарда Асадова
2014-09-20, 2:12 PM
Тема мероприятия: Вечные ценности Эдуарда Асадова.
Цели: мотивировать на изучение творчества Эдуарда Асадова через создание атмосферы «погружения» в творчество поэта.
Задачи:
совершенствовать навыки общения; формировать умение рассуждать, релаксировать, высказывать свои мысли открыто; развивать умение работать в группе; заинтересовать изучением литературы по вопросам морали, нравственности, этики; способствовать воспитанию высокоморальной личности.
Аудитория: 8-11 классы
Форма проведения: круглый стол
Технология, применяемая при проведении: РКМЧП, Программа 7 модулей
Программы Кэмбриджского университета.
Активные формы и методы: круглый стол, мозговая атака, обсуждение по вопросам Блума, прослушивание песен и аудио-стихотворений, рефлексия.
Оборудование: оформление доски, мр3 записи песен и стихотворений, видеоролики, листы со стихотворениями на столах.

Ход урока
Учащиеся предварительно поделены на две группы. На доске вывешены цитаты, которые закрыты:

«Любить — это прежде всего отдавать»;
«Я могу тебя очень ждать,
Долго-долго и верно-верно…»;
«Красоту увидеть в некрасивом…»
«Человеком мало родиться,
Им еще надо стать»
«Счастье - это горение:
Поиск, мечта, работа
И дерзкие крылья взлета!»
«То ли мы сердцами остываем,
То ль забита прозой голова,
Только мы все реже вспоминаем
Светлые и нежные слова»
«Живи и будь человеком, а не ползи ужом!»
«Смерть, конечно, сильней меня,
Но любви моей не сильней.»
«Без нежности нет на земле любви,
Как нет и листвы без весенних почек.»


На доске - название мероприятия.

Психологический настрой

В жизни по-разному можно жить,
В горе можно и в радости.
Вовремя делать гадости.

А можно и так: на рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обнажённою солнце достать
И подарить его людям


Вызов
Мозговая атака
Ребята, как бы вы хотели прожить свою жизнь?
На что бы вы потратили лучшие годы своей жизни?
Что для вас главное в жизни?
Сегодня мы поговорим о ценностях – о ценностях человеческой жизни ,человеческой души.

Работа в группах
Каждая группа составляет кластер «Вечные ценности», в это время для гостей мероприятия идет видеосюжет «13 секретных фраз о любви, счастье и жизни»

Защита проектов, обсуждение
Вывод: главные ценности человека – жизнь, любовь, дружба, семья

Открывается доска с названием темы круглого стола.

Вечные ценности Эдуарда Асадова…. Кто-нибудь знает, кто это? Это советский поэт, который к сожалению ,не изучается в школе, но его стихи несут в себе именно те вечные ценности ,о которых мы говорим.

Любовь к человеку, настоящая дружба, красота человеческих отношений – одна из главных тем поэзии Асадова. Именно все эти неподкупные качества проходят через всё творчество замечательного поэта 20 века Эдуарда Асадова.

Слово учителя о жизни Эдуарда Асадова (сопровождаемый презентацией)
Эдуард Аркадьевич Асадов родился 7 сентября 1923 годав древнем туркменском городе Мары (бывший Мерв).
В 1929 году случилась беда. В тридцатилетнем возрасте умер отец Эдуарда, Аркадий Григорьевич. Мать с сыном переехали на Урал, в Свердловск (где жил дедушка). Здесь мама продолжала учительствовать, а сын пошел в первый класс. Тут он провел свое детство и отроческие годы. Первые свои стихи Эдуард написал в восьмилетнем возрасте.
Мечтал о поступлении в Литературный институт и с головой погрузился в книги и поэзию, полюбил театр, музыку, За эти годы, уходя в турпоходы, Эдуард объехал едва ли не весь Урал. Он навсегда полюбил строгую и даже немного суровую красоту уральской природы и под стать ей трудолюбивых, сердечных людей Урала. Все эти светлые и яркие впечатления найдут впоследствии отражение во многих стихах и поэмах Асадова. С переводом Лидии Ивановны в 1939 году на работу в Москву Эдуард становится московским школьником.
14 июня 1941 года состоялся выпускной бал в 38 московской школе, где учился Асадов. А 22 июня он возвращался домой на электричке с дачного участка.
В это утро ему запомнилась сидевшая напротив не симпатичная девушка, она сильно капризничала, а её парень красивый с открытой улыбкой уговаривал её и просил улыбнуться и не обижаться на него. А когда электричка остановилась на вокзале г. Москва.Эдуард понял, что случилось что-то страшное, непоправимое. На перроне стояла гробовая тишина . Люди замерли у репродукторов, ожидая повторного сообщения Молотова о начале ВОВ. Ему было тогда 17. Вчерашний школьник был отправлен в артиллерийские войска. Сначала он был наводчиком, а уже в 1943 году, став офицером, командовал батареей. И сколько бы сил и нервов ни забирала война, поэзия была его счастьем и мукой, отдыхом и трудом. Он воевал так, как надо, считая победу высшей задачей своей жизни. Он воевал, а дома его ждала мама.


Мне уже не 16, мама!

Ну что ты не спишь и все ждешь упрямо?
Не надо. Тревоги свои забудь.
Мне ведь уже не шестнадцать, мама!
Мне больше! И в этом, пожалуй, суть.

Я знаю, уж так повелось на свете,
И даже предчувствую твой ответ,
Что дети всегда для матери дети,
Пускай им хоть двадцать, хоть тридцать лет

И все же с годами былые средства
Как-то меняться уже должны.
И прежний надзор и контроль, как в детстве,
Уже обидны и не нужны.

Ведь есть же, ну, личное очень что-то!
Когда ж заставляют: скажи да скажи! -
То этим нередко помимо охоты
Тебя вынуждают прибегнуть к лжи.

Родная моя, не смотри устало!
Любовь наша крепче еще теперь.
Ну разве ты плохо меня воспитала?
Верь мне, пожалуйста, очень верь!

И в страхе пусть сердце твое не бьется,
Ведь я по-глупому не влюблюсь,
Не выйду навстречу кому придется,
С дурной компанией не свяжусь.

И не полезу куда-то в яму,
Коль повстречаю в пути беду,
Я тотчас приду за советом, мама,
Сразу почувствую и приду.

Когда-то же надо ведь быть смелее,
А если порой поступлю не так,
Ну что ж, значит буду потом умнее,
И лучше синяк, чем стеклянный колпак.

Дай твои руки расцеловать,
Самые добрые в целом свете.
Не надо, мама, меня ревновать,
Дети, они же не вечно дети!

И ты не сиди у окна упрямо,
Готовя в душе за вопросом вопрос.
Мне ведь уже не шестнадцать, мама.
Пойми. И взгляни на меня всерьез.

Прошу тебя: выбрось из сердца грусть,
И пусть тревога тебя не точит.
Не бойся, родная. Я скоро вернусь!
Спи, мама. Спи крепко. Спокойной ночи!


Можно ли считать, что мама – это величайшая ценность нашей жизни?
Что вы можете сказать о своих мамах?
Почему наши мамы нас всегда прощают?
Бывает ли вам стыдно перед мамами?
Часто ли вы просите прощение у своих мам?
Какая мама у Асадова? Похожа ли она на ваших мам?

Асадов очень трепетно относился к женщинам, в них он видел прежде всего маму – пусть и чужую.

Просмотр видеоролика «Ты прекрасная, нежная женщина»


Ты прекрасная, нежная женщина,
Но бываешь сильнее мужчин.
Тот, кому ты судьбой обещана,
На всю жизнь для тебя один.

Он найдет тебя, неповторимую,
Или, может, уже нашел.
На руках унесет любимую,
В мир, где будет вдвоем хорошо.

Ты сильна красотой и женственна
И лежит твой путь далеко.
Но я знаю, моя божественная,
Как бывает тебе нелегко.
Тают льдинки обид колючие
От улыбки и нежных слов.
Лишь бы не было в жизни случая,
Когда милый предать готов.

Назначеньем своим высокая,
Дочь, подруга, невеста, жена,
Невозможно постичь это многое,
Где разгадка порой не нужна.

А нужны глаз озера чистые
И твой добрый и светлый смех.
И смирюсь, покорюсь, не выстою
Перед тайной улыбок тех...


Давайте сейчас вместе составим словесный портрет женщины, которую описал поэт? Какая она? Какими словами автор называет женщину?
Можно ли сказать, что образ женщины остается таким же и по сей день?

«Что такое любовь? – один из самых вечных вопросов. Человечество испокон веков пытается ответить на него. Сегодня мы попытаемся помочь Поэту и самим себе понять, что такое любовь, что значит любить? Мы вместе попытаемся задуматься, обсудить, поразмышлять».
Вопрос. Когда вы произносите слово любовь, то какие у вас возникают ассоциации?
Прослушивание стихотворений «Моя любовь», «Я в глазах твоих утону, можно?»

Моя любовь
Ну каким ты владеешь секретом?
Чем взяла меня и когда?
Но с тобой я всегда, всегда:
Днем и ночью, зимой и летом!

Площадями ль иду большими
Иль за шумным сижу столом,
Стоит мне шепнуть твое имя -
И уже мы с тобою вдвоем.

Когда радуюсь или грущу я
И когда обиды терплю я,
И в веселье тебя люблю я,
И в несчастье тебя люблю.
Даже если крепчайше сплю,
Все равно тебя люблю!

Говорят, что дней круговерть
Настоящих чувств не тревожит.
Говорят, будто только смерть
Навсегда погасить их может.

Я не знаю последнего дня,
Но без громких скажу речей:
Смерть, конечно, сильней меня,
Но любви моей не сильней.

И когда этот час пробьет
И окончу я путь земной,
Знай: любовь моя не уйдет.
А останется тут, с тобой.

Подойдет без жалоб и слез
И незримо для глаз чужих,
Словно добрый и верный пес,
На колени положит свой нос
И свернется у ног твоих.



Я в глазах твоих утону, можно?
Я в глазах твоих утону, можно?
Ведь в глазах твоих утонуть - счастье!
Подойду и скажу: "Здравствуй,
Я люблю тебя". Это сложно...

Нет, не сложно любить, а трудно,
Очень трудно любить, веришь?
Подойду я к обрыву крутому,
Буду падать - поймай! Успеешь?

Ну, а если уеду, напишешь?
Только мне без тебя плохо.
Я хочу быть с тобой, слышишь?
Не неделю, не месяц, а долго!

Значит, вместе всегда, хочешь?
Я ответа боюсь, знаешь...
Ты ответь мне, но только молча.
Ты ответь мне глазами, любишь?

Если "да", то тебе обещаю,
Что ты самым счастливым будешь!
Если "нет", то тебя умоляю,
Не кори своим взглядом, не нужно,

Не мани своим взглядом, не надо,
Не тяни своим взглядом в омут.
Пусть другую полюбишь, ладно!
Но меня хоть немного помни.

Я любить тебя буду, можно?
Даже если нельзя, буду!
И всегда я приду на помощь,
Если будет тебе трудно!


Как вы думаете, существует ли на свете настоящая любовь? Какой должна быть настоящей любовь?
Какими качествами обладает любящий человек? Есть ли какие-то условия для любви?
Верите ли вы в то, что человек может измениться, если полюбит? Каким становится человек, полюбив?

Следующая ценность ,о которой я хочу поговорить – это верность. К сожалению, все реже сейчас слышишь об этом качестве. В наш материальный век, увы, предательство, можно ожидать даже от самого близкого человека. Давайте послушаем, как Эдуард Асадов представлял себе верность?

Прослушивание песни «Я могу тебя долго ждать»


Я могу тебя долго ждать

Я могу тебя очень ждать,
Долго-долго и верно-верно,
И ночами могу не спать
Год, и два, и всю жизнь, наверно!

Пусть листочки календаря
Облетят, как листва у сада,
Только знать бы, что все не зря,
Что тебе это вправду надо!

Я могу за тобой идти
По чащобам и перелазам,
По пескам, без дорог почти,
По горам, по любому пути,
Где и черт не бывал ни разу!

Все пройду, никого не коря,
Одолею любые тревоги,
Только знать бы, что все не зря,
Что потом не предашь в дороге.

Я могу для тебя отдать
Все, что есть у меня и будет.
Я могу за тебя принять
Горечь злейших на свете судеб.

Буду счастьем считать, даря
Целый мир тебе ежечасно.
Только знать бы, что все не зря,
Что люблю тебя не напрасно!



Что значит быть верным?
Могли вы быть верными?
Почему в наше время такое качество, как верность, встречается очень редко?
Что нужно сделать, чтоб люди начали верить друг другу?

Просмотр видеоролика «Дорожите счастьем, дорожите!»


Дорожите счастьем, дорожите!
Замечайте, радуйтесь, берите
Радуги, рассветы, звезды глаз -
Это все для вас, для вас, для вас.

Услыхали трепетное слово -
Радуйтесь. Не требуйте второго.
Не гоните время. Ни к чему.
Радуйтесь вот этому, ему!

Сколько песне суждено продлиться?
Все ли в мире может повториться?
Лист в ручье, снегирь, над кручей вяз...
Разве будет это тыщу раз!

На бульваре освещают вечер
Тополей пылающие свечи.
Радуйтесь, не портите ничем
Ни надежды, ни любви, ни встречи!

Лупит гром из поднебесной пушки.
Дождик, дождь! На лужицах веснушки!
Крутит, пляшет, бьет по мостовой
Крупный дождь, в орех величиной!

Если это чудо пропустить,
Как тогда уж и на свете жить?!
Все, что мимо сердца пролетело,
Ни за что потом не возвратить!

Хворь и ссоры временно отставьте,
Вы их все для старости оставьте
Постарайтесь, чтобы хоть сейчас
Эта "прелесть" миновала вас.

Пусть бормочут скептики до смерти.
Вы им, желчным скептикам, не верьте -
Радости ни дома, ни в пути
Злым глазам, хоть лопнуть, - не найти!

А для очень, очень добрых глаз
Нет ни склок, ни зависти, ни муки.
Радость к вам сама протянет руки,
Если сердце светлое у вас.

Красоту увидеть в некрасивом,
Разглядеть в ручьях разливы рек!
Кто умеет в буднях быть счастливым,
Тот и впрямь счастливый человек!

И поют дороги и мосты,
Краски леса и ветра событий,
Звезды, птицы, реки и цветы:
Дорожите счастьем, дорожите!

В чем заключается счастье по словам поэта? А что счастье для вас?
Нарисуйте счастье
Учащиеся рисуют флипчарты «Счастье», которые потом вывешивают на доску
Рефлексия
Учащиеся пишут на листочках свои впечатления от мероприятия, что им понравилось, что их поразило, какая информация оказалась для них полезной.
Категория: Классному руководителю | Добавил: Yena
Просмотров: 379 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2016-12-08, 9:12 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [778]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [365]
Начальная школа [1873]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [462]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru