Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Классному руководителю

Урок -память "Ленинградцы - дети мои"
2016-04-28, 9:11 AM
Цели урока:
1. Рассказать учащимся о блокаде Ленинграда, как героической и трагической странице в истории Великой Отечественной войны.
2. Используя поэтические и музыкальные произведения, копии фотографий, способствовать развитию чувства сопереживания, благодарности, уважения людям, выстоявшим в тяжелые дни блокады.
3. Анализируя рассказ Ю. Васильева, помочь учащимся увидеть страшные и несовместимые понятия: дети и война.
4. Развивать у учащихся чувство патриотизма и гражданственности, преемственности поколений.
Оборудование:
• Компьютер
• Проектор
• Презентация “Ленинградцы, дети мои! Ленинградцы, гордость моя!”
• Выставка рисунков по рассказу Ю. Васильева “Девочки с Васильевского острова”
Господи, не лиши нас памяти.
В ней сохраняется наше прошлое,
прозревается наше будущее…
Память, не оставь нас!
Ход урока
1. Слово учителя.
Слайд 1 (М. Таривердиев. Воспоминания)
Память моя, память, что ты делаешь со мной?! Всё прямее, всё уже твои дороги, всё морочней обрез земли, и каждая дальняя вершина чудится часовенкой, сулящей успокоение. И реже путники встречь, которым хотелось поклониться, а воспоминания, необходимые живой душе, осыпаются осенним листом. Всё не умолкает во мне война, сотрясая усталую душу… (В.П. Астафьев).

Слайды 2-3
27 января ….Это день, когда в 1944 году после долгих 900 дней была снята блокада Ленинграда.

Слайд 4
Сегодня у нас урок памяти “Ленинградцы, дети мои! Ленинградцы, гордость моя!”.

Слайд 5
Сегодня у нас серьёзная тема для разговора: мы будем говорить о самых трагических днях Великой Отечественной войны: о блокаде Ленинграда. В истории существования человечества, в истории всех войн, которые были на земле, это единственный город, который вынес такую длительную блокаду. Мы будем говорить об этом, потому что
Не лечит время ран.
Не лечит, –
Они чем дальше, тем больней. (Т. Ляпин)
Будем говорить об этом, потому что очень часто можно услышать:

Слайды 6-8
Опять война,
Опять блокада, -
А может, нам о них забыть?
Я слышу иногда:
"Не надо,
Не надо раны бередить.
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне.
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне".
И может показаться:
Правы
И убедительны слова.
Но даже если это правда, Такая правда
Не права!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память – наша совесть.
Она, как сила, нам нужна. (Юрий Воронов)

Слайды 9-10 (Е. Дога. Чёрная вуаль)
Тёплый, несколько душный от пряного запаха трав день 22 июня 1941 года.
Чарующие звуки вальса заполнили школьные залы. В его ритме кружатся счастливые и беззаботные пары. Выпускной 1941 года… Под утро расходятся счастливые, полные радужных надежд бывшие ученики, строят планы на будущее.

Слайд 11 (Позывные военного времени)
Кто-то собирался на следующий день к морю, в отпуск. Кто-то должен был ехать к родным в Симферополь…
Сладко посапывали в своих кроватках детки. Последние минуты мирной жизни…

Слайд 12 (Левитан. Объявление о начале Великой Отечественной войны)

Слайд 13 (Видеосюжет о военных действиях)

Слайд 14 (Песня “Священная война”)
Чтец
Против нас полки сосредоточив,
Враг напал на мирную страну.
Белой ночью, самой белой ночью
Начал эту страшную войну.

Слайды 15-17 (Д. Шостакович. Симфония 7. Ленинградская)
Германия пересекла границы нашей страны. Темп наступления войск составлял 30 км в сутки. Захвату города Ленинграда отводилось особое место. Противник хотел захватить побережье Балтийского моря и уничтожить Балтийский флот. Немцы стремительно прорывались к городу и с июля из Ленинграда стали вывозить жителей и расположенные в городе заводы и фабрики.
30 августа фашистские захватчики перекрыли последнюю железную дорогу, связывающую город со страной. После этого немецкое командование начало подготовку к параду победы на Невском проспекте и к праздничному банкету в Петродворце (были даже напечатаны пригласительные билеты для немецких генералов).

Слайды 18-21
Но на защиту города поднялись все его жители: 500 тысяч ленинградцев строили оборонительные сооружения, 300 тысяч ушли добровольцами в народное ополчение, на фронт и в партизанские отряды.

Слайды 22-23 (Д. Шостакович. Симфония 7. Ленинградская)
20 сентября сильно измотанные немецкие войска переходят к обороне. Враг окружил город, Ленинград оказался в блокадном кольце. Немецкое командование решило с помощью другого убийцы – голода – уничтожить его население.
Посмотрите на карту! Земля, нарисованная коричневым, захвачена фашистами. На коричневой земле нарисована фашистская свастика. А там где, стоит Красная Армия, нарисованы красные звёзды.

Слайд 24
Вы видите, как враги подошли близко к Ленинграду и теперь могли обстреливать из пушек все ленинградские улицы. Так началась мучительная и длительная блокада.

Слайд 25 (А. Вивальди. Зима)
Чтец
На печке и на стенах лёд.
Молчит всё время репродуктор.
Блокада. Сорок первый год.
Сегодня выдача продуктов.
Никак не выйти в магазин,
Хотя он с нашим домом рядом.
На улице совсем вблизи
Ложатся снова артснаряды.
Мороз опять сковал меня.
Во что бы потеплей одеться?
Живу на линии огня
И не могу никак согреться… (Полина Каганова)

Слайды 26-27
В конце ноября ударили морозы. Замерзли водопроводные и канализационные трубы, подошло к концу топливо. Ленинградцы жгли мебель, паркет, книги, но сохранили парки и сады.
Чтец
Деревья,поклонитесь низко людям
И сохраните память их потом.
Они зимой сжигали все, что было:
Шкафы и двери, стулья и столы,
Но их рука деревьев не рубила.
Сады не знали голоса пилы.

Слайды 28-29 (Альбиони. Адажио соль-минор для органа со струнными)
Но самым страшным испытанием стал голод…
С 20 ноября 1941 года нормы на питание стали самые низкие: рабочие в день получали 250 граммов хлеба, сделанного из суррогата, а дети и служащие — по 125 граммов хлеба.

Слайды 29-31
Кусочек хлеба был так мал, что человек не ощущал его веса на руке, а это было все, что можно было съесть. У вас на столе лежит кусочек хлеба весом в 125 граммов, дневная норма детей. Теперь вы можете представить, какое это было страшное время…
Чтец
Птицы смерти в зените стоят,
Кто идёт выручать Ленинград?
Не шумите вокруг – он дышит,
Он живой ещё, он всё слышит:
Как на влажном балтийском дне
Сыновья его стонут во сне,
Как из недр его вопли: “Хлеба!” -
До седьмого доходят неба…
Но безжалостна эта твердь.
И глядит из всех окон – смерть. (Анна Ахматова. Птицы смерти в зените стоят)

Слайды 32-33 (А. Марчелло. Соло для гобоя с оркестром)
Ведущий
Дети военных лет. Не хватало еды, дров, воды, но дети продолжали учиться. В школах было необычайно тихо, дети перестали бегать, шуметь, их бледный вид, изможденные лица говорили о тяжких страданиях. Кровоточили десны, качались зубы. Дети умирали дома, на улице и прямо в классе.

Слайды 34-36
Чтец
Блокада…. Далеко как это слово
От наших мирных светлых дней.
Произношу его и вижу снова –
Голодных умирающих детей.
Как опустели целые кварталы,
И как трамваи мёрзли на путях,
И матерей, которые не в силах
Своих детей на кладбище нести.
Без воды, без тепла, без света
День похож на чёрную ночь.
Может, в мире силы нету,
Чтобы всё это превозмочь.
Умирали – и говорили,
– Наши дети увидят свет!
Но ворота они не открыли,
На колени не встали, нет!
И листовки летели с неба
На пороги замёрзших квартир:
“Будет хлеб! Вы хотите хлеба?..”
“Будет мир! Вам не снится мир!”
Дети, плача хлеба просили,
Нет страшнее пытки такой.
Ленинградцы ворот не открыли
И не вышли к стене городской.

Слайд 37 (А. Вивальди. Зима)
Страшным приговором фашизму стал дневник маленькой ленинградской девочки Тани Савичевой на Нюрнбергском процессе. Дневник, в котором всего 7 страшных записей о гибели ее большой семьи в блокадном Ленинграде.

Пиши,
Пиши в этой старой тетради дрожащие буквы нетвёрдой рукой.
Прошу, Бога ради, пиши.
Ведь каждое слово — удар, огласи приговор предпоследней строкой,
Ведь каждое слово — оружие, значит — пиши!.. (Ю. Яковлев. Девочки с Васильевского острова)

Слайды 38-40 (Саундтрек к фильму “Свой среди чужих, чужой среди своих)
Чтец
На берегу Невы,
В музейном зданье,
Хранится очень скромный дневничок.
Его писала
Савичева Таня.
Он каждого пришедшего влечёт.
Пред ним стоят сельчане, горожане.
От старца – до наивного мальца.
И письменная сущность содержанья
Ошеломляет души и сердца.
Это – всем живущим в назиданье,
Чтоб каждый в суть явлений вник, –
Время
Возвышает
Образ Тани
И её доподлинный дневник.
Над любыми в мире дневниками
Он восходит, как звезда, с руки.
И гласят о жизненном накале
Сорок две святых его строки.
В каждом слове – ёмкость телеграммы,
Глубь подтекста,
Ключ к людской судьбе,
Свет души, простой и многогранной,
И почти молчанье о себе…
Это смертный приговор убийцам
В тишине Нюрнбергского суда.
Это – боль, которая клубится.
Это – сердце, что летит сюда…
Время удлиняет расстоянья
Между всеми нами и тобой.
Встань пред миром, Савичева Таня,
Со своей немыслимой судьбой!
Пусть из поколенья в поколенье
Эстафетно
Шествует она,
Пусть живёт, не ведая старенья,
И гласит
Про наши времена! (Сергей Смирнов. Таня Савичева)

Сегодня я хотела бы говорить о рассказе Ю. Яковлева “Девочки с Васильевского острова”, посвящённом Тане Савичевой. Но прежде (так как этой книги к сожалению нет в библиотеке) я немного расскажу Вам об этой маленькой девочке и её семье.
…Она была дочерью пекаря и белошвейки, младшей в семье, всеми любимой. Большие серые глаза под русой челкой, кофточка-матроска, чистый, звонкий “ангельский” голос, обещавший певческое будущее. Савичевы все были музыкально одарены. И мать, Мария Игнатьевна, даже создала небольшой семейный ансамбль: два брата, Лека и Миша, играли на гитаре, мандолине и банджо, Таня пела, остальные поддерживали хором.
Отец, Николай Родионович, рано умер, и мать много работала, чтобы поднять на ноги пятерых детей. У белошвейки ленинградского Дома моды было много заказов. Искусные вышивки украшали уютный дом Савичевых – нарядные занавески, салфетки, скатерти.
С детских лет вышивала и Таня – все цветы, цветы…
Лето 1941-го года Савичевы собирались провести в деревне под Гдовом, у Чудского озера, но уехать успел только Миша. Утро 22-го июня, принесшее войну, изменило планы. Сплоченная семья Савичевых решила остаться в Ленинграде, держаться вместе, помогать фронту. Мать-белошвейка шила обмундирование для бойцов. Лека, из-за плохого зрения, в армию не попал и работал строгальщиком на Адмиралтейском заводе, сестра Женя точила корпуса для мин, Нина была мобилизована на оборонные работы. Василий и Алексей Савичевы, два дяди Тани, несли службу в ПВО.
Таня тоже не сидела, сложа руки. Вместе с другими ребятами она помогала взрослым тушить “зажигалки”, рыть траншеи. Но кольцо блокады быстро сжималось – по плану Гитлера, Ленинград следовало “задушить голодом и сровнять с лицом земли”. Однажды не вернулась с работы Нина. В этот день был сильный обстрел, дома беспокоились и ждали. Но когда прошли все сроки, мать отдала Тане, в память о сестре, ее маленькую записную книжку, в которой девочка и стала делать свои записи.
Таня все чаще открывала свою записную книжку:
“28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.30 ночи 1941 года”.
“Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.”.
“Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.”.
“Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня. 1942 год”.
“Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год”.
“Мама – 13 марта в 7 часов 30 минут утра. 1942”

9 страничек. Страшные строчки.
Нет запятых, только черные точки.
Пусто и тихо в промерзшей квартире.
Кажется, радости нет больше в мире.
Если бы хлебушка всем по кусочку,
Может, короче дневник был на строчку.
“Маму и бабушку голод унес.
Нет больше сил и нет больше слез.
Умерли дядя, сестренка и брат
Смертью голодной…” Пустел Ленинград.
Умерли все. Что поделать. Блокада.
Голод уносит людей Ленинграда.
Тихо в квартире. В живых только Таня.
В маленьком сердце столько страданья!
Умерли все! Никого больше нет.
Девочке Тане 11 лет…

Однажды девочка подведет страшный итог: “Савичевы умерли все. Осталась одна Таня”. Таню же, потерявшую сознание от голода, обнаружили санитары, обходившие ленинградские дома. Жизнь едва теплилась в ней. Вместе со 140 другими истощенными голодом ленинградскими детьми девочку эвакуировали в Горьковскую (ныне – Нижегородская) область, в поселок Шатки. Жители несли детям, кто что мог, откармливали и согревали сиротские души. Многие из детей окрепли, встали на ноги. Но Таня так и не поднялась. Врачи в течение 2-х лет сражались за жизнь юной ленинградки, но гибельные процессы в ее организме оказались необратимыми. У Тани тряслись руки и ноги, ее мучили страшные головные боли. 1 июля 1944 года Танечка умерла.

Слайд 41
В рассказе речь идёт о Вале Зайцевой – девочке, которая живёт в Ленинграде много лет спустя после войны и Тане Савичевой – девочке, которая жила в блокадном Ленинграде.
Повествование ведётся от лица Вали Зайцевой.

Слайд 42
• Вот что рассказывает Валя:
“У меня под кроватью живет хомячок. Набьет полные щеки, про запас, сядет на задние лапы и смотрит черными пуговками... Вчера я отдубасила одного мальчишку. Отвесила ему хорошего леща. Мы, василеостровские девчонки, умеем постоять за себя, когда надо... Мы, василеостровские девчонки, кого хочешь найдем!” Валя – решительная девочка, боевая, смелая, добивается своей цели. Она – верная подруга и никогда не бросит в беде. Рассказывая о Танином недостатке – заикании, Валя говорит: “Говорят, есть врачи, которые лечат от заикания. Я нашла бы такого”. Она говорит Тане: “ Мы пойдем с тобой в Румянцевский сад, побегаем, а когда надоест, я принесу из дома бабушкин платок, и мы сыграем в учительницу Линду Августовну. У меня под кроватью живет хомячок. Я подарю его тебе на день рождения. Слышишь, Таня Савичева?" Валя не раз пыталась поставить себя на место Тани Савичевой: “Если просто хочешь есть, это не голод – поешь часом позже. Я пробовала голодать с утра до вечера. Вытерпела. Голод – когда изо дня в день голодает голова, руки, сердце – все, что у тебя есть, голодает. Сперва голодает, потом умирает.… И я представила себе, что это я, Валя Зайцева, осталась одна: без мамы, без папы, без сестренки Люльки. Голодная. Под обстрелом. В пустой квартире на Второй линии. Я захотела зачеркнуть эту последнюю страницу…”

Слайд 43
• Кто же такая Таня?
“Она была певуньей. Всегда пела. Ей хотелось декламировать стихи, но она спотыкалась на словах: споткнется, а все думают, что она забыла нужное слово…
Она всегда играла в учительницу. Наденет на плечи большой бабушкин платок, сложит руки замком и ходит из угла в угол. "Дети, сегодня мы займемся с вами повторением..." И тут споткнется на слове, покраснеет и повернется к стене, хотя в комнате – никого…”
Таня стойкая и мужественная. Теряя одного за другим родных людей, она “не сдавалась – жила” “в родном городе в самое трудное время”.
• Что объединяет этих двух девочек?
Эти девочки одногодки и соседки.
“Мы одногодки. Обе с Васильевского острова…
Мы с ней соседки. Она со Второй линии, дом 13. Четыре окна на первом этаже. Рядом булочная, в подвале керосиновая лавка... Сейчас лавки нет, но в Танино время, когда меня еще не было на свете, на первом этаже всегда пахло керосином…
Тане Савичевой было столько же лет, сколько мне теперь…
У нас все общее. И улица, и школа…
У нас даже почерк одинаковый!
У меня есть такая же книжка. За сорок копеек…”.

Слайд 44
• Мы понимаем, что Тани нет давно на свете, но в рассказе она предстаёт живой девочкой. Это ощущается уже с первой фразы, сказанной о ней Валей: “У меня есть подружка – Таня Савичева”. Образ Тани складывается из отдельных деталей и подробностей её жизни. Мы узнаём о том, чем она любила заниматься, что ходила гулять с подружкой в Румянцевский сад, что “бабушка посылала Таню за керосином” в лавку. Мы слышим о Танином брате Лёке. “У Леки был свой угол, отгороженный шкафами, он там чертил. Зарабатывал деньги черчением и учился. Он был тихий и близорукий, в очках, и все скрипел у себя своим рейсфедером”. Вместе с Валей мы держим в руках Танин дневник. А откуда Валя знает все эти подробности Таниной жизни?
Несколько раз в рассказе звучат слова Вали: “Мне рассказывали”. Значит, она всё-таки слышала от кого-то.
• А кто мог ей рассказать о Тане?
Наверное, в школе на уроках истории. Может быть, бабушка Вали, которая сама, возможно, пережила блокаду. А может быть, кто-то из соседнего дома – тот, кто сам пережил блокаду, был соседом Тани и не смог забыть девочку с серьёзными светлыми глазами.

Слайд 45-46
• Известно, что только одна дорога связывала блокадный город с Большой землёй. Эта дорога шла по воде. В город везли продовольствие, а обратно стариков и голодных детей. Дорогу эту назвали Дорогой жизни? А почему Валя решила отыскать её?
Вале хотелось своими глазами увидеть дорогу, по которой Таню вывозили из блокадного Ленинграда: “Ее везли из осажденного Ленинграда на Большую землю, и дорога, названная Дорогой жизни, не смогла подарить Тане жизнь”.

Слайд 47
• Какие чувства испытывала Валя, когда писала на бетоне Танин дневник? Что тяжелее всего было ей писать?
Ей было очень трудно, тяжело. “Я взяла в руки Танин дневник и открыла страничку. Там было написано: "Женя умерла 28 дек. 12.30 час. утра 1941 г.".
Мне стало холодно. Я захотела отдать им книжку и уйти.
Но я василеостровская. И если у подруги умерла старшая сестра, я должна остаться с ней, а не удирать.
– Давайте ваш бетон. Буду писать…
Я взяла палочку, присела на корточки и стала писать. От бетона веяло холодом. Писать было трудно…
Я делала ошибки, заглаживала бетон ладонью и писала снова.
У меня плохо получалось.
В новой раме бетон был жидкий, он наползал на буквы. И слово "умер" исчезло. Мне не хотелось писать его снова. Но мне сказали:
– Пиши, Валя Зайцева, пиши.
И я снова написала – "умер". Я очень устала писать слово "умер". Я знала, что с каждой страничкой дневника Тане Савичевой становилось все хуже. Она давно перестала петь и не замечала, что заикается. Она уже не играла в учительницу. Но не сдавалась – жила. Мне рассказывали... Наступила весна. Зазеленели деревья. У нас на Васильевском много деревьев. Таня высохла, вымерзла, стала тоненькой и легкой. У нее дрожали руки и от солнца болели глаза. Фашисты убили половину Тани Савичевой, а может быть, больше половины. Но с ней была мама, и Таня держалась.
Я долго не решалась открыть страничку на букву "М". На этой страничке Таниной рукой было написано: "Мама 13 мая в 7.30 час. утра 1942 года". Таня не написала слово "умерла". У нее не хватило сил написать это слово.
Я крепко сжала палочку и коснулась бетона. Не заглядывала в дневник, а писала наизусть.
Я писала изо всех сил. Бетон стал густым, почти застыл. Он уже не наползал на буквы.
– Можешь еще писать?
– Я допишу, – ответила я и отвернулась, чтобы не видели моих глаз. Ведь Таня Савичева моя... подружка”.
• В детском сердце копится боль за погибшую подругу, гнев и горечь обвинения тем, кто стал причиной её смерти. Почему, по мнению Вали, фашисты не вошли в Ленинград?
Фашисты не сломили дух русских людей, которые несмотря ни на что не сдавались и продолжали жить в осаждённом городе, удивляя мир и врагов своей стойкостью и любовью к родной земле. “Моя подружка Таня Савичева не стреляла в фашистов и не была разведчиком у партизан. Она просто жила в родном городе в самое трудное время. Но, может быть, фашисты потому и не вошли в Ленинград, что в нем жила Таня Савичева и жили еще много других девчонок и мальчишек, которые так навсегда и остались в своем времени. И с ними дружат сегодняшние ребята, как я дружу с Таней. А дружат ведь только с живыми”.
• Что значит “остались в своём времени”? Почему Валя говорит о них как о живых?
Остались в своём времени, значит, не выросли, не повзрослели, остались навечно юными мальчишками и девчонками. Для Вали все эти мальчишки и девчонки живы, потому что жива память о них, потому что они стали примером мужества, стойкости, любви к Родине.
– И ходит по Земле
Босая Память – маленькая женщина.
Она идёт.
Переступая рвы, –
Ей не нужны ни визы, ни прописки,
В глазах – то одиночество вдовы,
То глубина печали материнской.
Она идёт,
Покинув свой уют,
Не о себе – о мире беспокоясь
И памятники честь ей отдают.
И обелиски кланяются в пояс. (Е. Исаев “Суд памяти”)

Слайд 48-49
Именно детям блокадного Ленинграда на третьем километре Дороги жизни поставлен памятник “Цветок жизни”, о котором идёт речь в рассказе. Текст на памятнике: " Во имя жизни и против войны детям – юным героям Ленинграда 1941-1944". На лепестках этого каменного цветка высечены слова: “Пусть всегда будет солнце!”, а рядом с ними можно увидеть каменные страницы дневника Тани Савичевой.
– А говорили: всё проходит
И позабудется в свой срок.
Но боль войны жива в народе
И бродит, как в берёзе сок. (А. Селезнёв)
Давайте почтим память этих мужественных детей блокадного Ленинграда минутой молчания под стук метронома, который звучал в страшные и трудные годы.

Слайд 50
Слайд 51
Дети и война – нет более ужасного сближения вещей на свете. (А.Т. Твардовский) Сейчас о войне много спорят и рассуждают, пишут и снимают, подвергают сомнению многие факты и обличают вымыслы. Но мы должны помнить, чтобы никогда дети не плакали и не пугались страшных взрывов, чтобы никогда дети не боялись, что они не вырастут, потому что будет война…

Слайд 52
– Снова дрались во дворе?..
– Ага!
Мама, но я не плакала!..
Вырасту – выучусь на моряка.
Я уже в ванне плавала!..
– Боже, не девочка, а – беда!
Сил моих больше нету…
– Мама, а вырасту я когда?..
– Вырастешь!
Ешь котлету…
– Мама, купим живого коня?..
– Коня?!
Да что ж это делается!..
– Мама, а в лётчики примут меня?..
– Примут.
Куда они денутся?!
Ты же из каждого, сатана,
Душу сумеешь вытрясти!..
– Мама,
А правда, что будет война
И я не успею вырасти? (Роберт Рождественский. Подслушанный разговор)

Слайд 53 (А. Марчелло. Соло для гобоя с оркестром)
Можно сосчитать, сколько лет, месяцев и дней длилась война, сколько было разрушено и потеряно, но как сосчитать количество горя и слёз, которые заставила пролить эта страшная война.
Было время когда-то. Гремело, цвело... и прошло.
И державам, и людям пора наступает исчезнуть.
В непроглядной трясине лежит потонувшее Зло
И герой, что ценой своей жизни увлек его в бездну.
Что там было? Когда?.. По прошествии множества лет
И болото, и память покрыла забвения тина.
Только кажется людям, что Зло еще рвется на свет:
До сих пор, говорят, пузырится ночами трясина.
До сих пор, говорят, там, внизу, продолжается бой:
Беспощадно сдавив ненасытную глотку вампира,
До сих пор, говорят, кто-то платит посмертной судьбой
За оставшихся жить, за спокойствие этого мира. (Мария Семёнова)
Пусть вечный символ мира – голубь будет и символом нашей памяти о тех, кто спас наш хрупкий мир от фашизма. Мы как нация живы, пока жива наша память, пока мы хотим, чтобы память была жива! (учащиеся 5 класса вручают собравшимся на память символ мира и свободы – изображение голубя)

Слайд 54 - 55
Подходит к завершению наш урок. Традиционно урок заканчивается обязательной оценкой работы. Но у нас урок не совсем обычный, урок памяти. Мы сегодня прикоснулись к священным страницам истории Великой Отечественной войны, пережили и прочувствовали боль и горечь утрат. Я думаю, что отличную оценку нам выставит жизнь за нашу память, за то, что мы ПОМНИМ и ГОРДИМСЯ нашей историей. Спасибо всем!
Категория: Классному руководителю | Добавил: Лариса6724
Просмотров: 952 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-04-20, 6:31 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru