Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

Тема нравственности в рассказе Л.Андреева «Кусака».
[ Скачать с сервера (65.0Kb) ] 2017-02-06, 8:09 PM
Учитель: Кручинина Галина Леонидовна
Класс: 7 б
Предмет: Русская литература
Дата:
Тема урока: Тема нравственности в рассказе Л.Андреева «Кусака».
Цели урока: осмыслить, какие нравственные проблемы волнуют Л. Андреева;
понять цель его творчества; попробовать разобраться в человеческих поступках.
Задачи урока: - Развитие навыка анализа художественного текста;
- формирование мыслительной деятельности учащихся;
- воспитание ответственного отношения человека за прирученное им живое существо и любви ко всему живому на Земле.

Проблема: Взаимоотношения человека и животных; жестокое и равнодушное отношение людей к «братьям нашим меньшим». Ответственность за судьбу животного.

Ключевые идеи: Новые подходы в преподавании и обучении, обучение критическому мышлению, оценивание обучения и оценивание для обучения.
Ресурсы: учебники и тетради, раздаточный материал, видеоролик, презентация.
Содержание урока
Деятельность учителя Деятельность ученика
I.Организационный момент

Настрой на урок
Здравствуйте.. Давайте улыбнемся друг другу и с хорошим настроением приступим к работе. У нас сегодня необычный урок, потому, что невозможно буднично, без душевного волнения говорить об удивительном рассказе Леонида Николаевича Андреева «Кусака». Мир, в котором мы с вами живем, огромен. В нем есть все: добро и зло, сострадание и бессердечие. Очень важно не потеряться в этом мире, правильно ответить на поставленные жизнью вопросы. Надеюсь, что наш урок поможет вам стать добрее и милосерднее.
приветствуют учителя,

II. Стадия вызова
Работа над новой темой

( видеоролик «Притча про собаку» в исполнении Светланы Копыловой. )
Знакомит учеников с новым материалом.

Слово учителя.
Начать наш урок мне хотелось бы с притчи. Что такое притча? (Притча – это короткий поучительный рассказ). Слушайте внимательно.
( видеоролик «Притча про собаку» в исполнении Светланы Копыловой. )
На какие размышления наводит эта притча. Что объединяет это произведение и рассказ Леонида Андреева «Кусака»?
( вопрос взаимоотношения человека и животных; проблема добра и зла;
проблема дружбы и предательства, ответственности человека за судьбу братьев наших меньших. ) Слушают притчу, отвечают на вопросы.
Приблизительные ответы:
( вопрос взаимоотношения человека и животных; проблема добра и зла; проблема дружбы и предательства, ответственности человека за судьбу братьев наших меньших. )

Актуализация знаний.
Стратегия «Постер»,
трехязычье
Тема нашего урока: « Тема нравственности в рассказе Л.Андреева «Кусака».» А слова гуманиста, философа, врача 20 века Альберта Швейцера: « Чтобы понять, есть ли у животных душа, надо самому иметь душу», - прозвучат в качестве эпиграфа .
Скажите, исходя из теми эпиграфа , чем мы сегодня будем заниматься на уроке?
Итак, сегодня на уроке мы будем размышлять о судьбе собаки, об отношении к ней людей, самого автора, об ответственности за тех, кого мы приручаем; научимся соизмерять прочитанное с миром собственной души.
Какие ассоциации возникают у вас , когда вы слышите это слово? Давайте составим постер.
Словарная работа.
Милосердие- готовность помочь или простить из сострадания, человеколюбия.
Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемое чьим-нибудь несчастьем, горем.
Сочувствие – отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других.
Гуманность- человеколюбие и отзывчивость.
Доброта—способность делать добро. Что-нибудь хорошее для других
Ответственность- необходимость, обязанность отдавать отчёт в своих действиях, поступках.
Именно эти слова будут часто звучать сегодня на уроке. Составляют постер на трех языках: русском, английском, казахском
III.Стадия осмысления
Работа по главам в группах

Стратегия «Корзина идей»

Проблемный вопрос

Леонид Андреев о своем рассказе «Кусака» писал: «…В рассказе «Кусака» героем является собака, ибо все живое имеет одну и ту же душу, все живое страдает одними и теми же страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни».
Какой же смысл заключен в этих словах? Как вы понимаете сказанное?
Все живое имеет душу, страдает.
А сейчас вы поработайте в группах, каждая над своей главой, проанализируете и представите монологический ответ на поставленные вопросы
1.Обсудите и выберите самое лучшее название главы из домашних записей
2. Найдите ключевые слова, передающие внешний вид, чувства и состояния Кусаки (Пприл., сущ., гл., нареч.)Какую роль в передаче настроения Кусаки играют описания природы?
3.Проследите, какие внешние и внутренние изменения происходят в Кусаке?

Вопрос : Сопоставьте 1 и 5 части. Первая и последняя главы говорят нам об одиночестве собаки. Одинаковое ли это одиночество? (В первой главе собака не знала человеческой ласки, а в последней главе испытала человеческое предательство.)

Работают в группах по главам

1 глава: Дают монологический ответ
Название? «Она никому не принадлежала».
Какая собака? Грязная , некрасивая, злая
Ключевые слова? Одиночество, страх, злоба.
Какой картиной заканчивается 1 глава? = кусака одинока – в природе все мрачно: холод, ночь
описанием зимнего пейзажа, но есть надежда в этом описании? =да робкий луч.
2 глава
Как изменилась собака с приездом дачников? В чем выражаются эти перемены?
Пришла весна и в жизнь Кусаки. Как изменился мир вокруг Кусаки? Как назвали? «У неё отняли непримиримую злобу» или «Встреча с добрыми людьми»
Ключевые слова: любовь, ласка, имя. В её жизнь вошла любовь и ласка, тепло, добро, мир наполнился звуками, запахами
А почему вздрагивала? (слишком долго она чувствовала холодную злобу людей, чтобы сразу оттаяло сердце)

3 глава «Всей своей собачьей душой расцвела Кусака?» Изменилась Кусака? Как? =Внешне и внутренне,
Длинная шерсть … стала лосниться, как атлас,
Ключевые слова: Ласковая, счастье, восторг, благодарность, любовь, принадлежала людям.
А почему никто на замечал в её глазах странной мольбы?
она для них игрушка, вещь, забава
4 глава.
«Смутно предчувствуя беду,,,» Какую беду предчувствовала Кусака?
Как пейзаж помогает понять нам состояние собаки? Пейзаж красивый, но настроение какое рождает? Тревожное, мы предчувствуем беду.
Для чего введен диалог Лели с мамой?
Как вы оцениваете отношение Лели к собаке? (изменений пока нет, но развитие остановилось)
=Это предательство, поступили жестоко, Кусака никогда не предала бы , какими бы ни были её хозяева, она служила бы им бескорыстно, порода для неё ничего не значит.
Они оставили её, бросили, их доброта поверхностна

5 глава работаем вместе, зачитаем
В связи с тем, что её оставили, как изменилась собака?
Какая стала Кусака? грязная, промокшая, одинокая, несчастная
Как природа сочувствует Кусаке? Как пейзаж передал отчаяние и безысходность собаки? Ключевые слова : мрак, темень, чернота, жуткая картина выползающего мрака усугубляется частым дождем.
Читаю два последних абзаца под музыку
Как озаглавим? Название:
« Собака выла».
Почему собака выла? (раньше болело тело, а теперь душа) В этой главе воплощена вся душевная боль собаки. Кто сильнее причинил ей боль? Почему? Они нанесли ей удар больнее, раны , ушибы зажили , зализала, а душевную боль ничем не унять, тем более, что от близкого человека.
Почему Андреев выбирает именно это слово? ( она превратилась в бездомную, брошенную собаку) Если в начале рассказа мы слышим, как лаяла собак, то сейчас – воет. Каково лексическое значение этого слова.
Выть – во 2-ом значении: протяжный громкий плач, вопль.. Собака выла – надо читать «собака плакала»
Кусака поверила ещё раз человеку, поэтому её боль ещё острее. Наверное, после такого удара никогда не расцвести собачьей душе. Жалость и доброта Лели обернулись равнодушием к судьбе собаки

Отвечают на проблемный вопрос

(В первой главе собака не знала человеческой ласки, а в последней главе испытала человеческое предательство.)
Работа с цветовой гаммой Круги . душевное состояние собаки на трех этапах
Найдите в тексте слова, которые создают этот образ.
1. «Зимняя ночь тянулась долго-долго, и черные окна пустой дачи угрюмо глядели на обледеневший неподвижный сад».
2. Мир, окружающий собаку, изменился,
стал шире. В нём появилось новое. Что в нем появилось?

3. Наступила ночь.
И когда уже не было сомнений, что она наступила, собака жалобно и громко завыла.
ВЫВОД: «Собака выла» - надо читать: « собака плакала». Это плач Кусаки от отчаяния, от обиды, от безысходности, от боли душевной.
Итак, жизнь собаки проходит перед нами на протяжении года. Можем ли мы сказать, что композиция рассказа – кольцевая? На протяжении этого года Кусака столько испытала: горе и побои, голод, и счастье, любовь, сытость, гордость, потому что служит людям…

Мы должны проследить, как менялась жизнь собаки в зависимости от того, чувствовала ли она любовь людей.
– Рассмотрите таблицу и заполните этапы «от одиночества до счастья» и «от счастья до одиночества».
Закрашивают. Объясняют.


Заполнение таблицы
ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ КУСАКИ
1.ДО ВСТРЕЧИ С ЛЕЛЕЙ
2.ПЕРИОД “ДРУЖБЫ” С ЛЕЛЕЙ И ДРУГИМИ ДАЧНИКАМИ
3.ПОСЛЕ ОТЪЕЗДА ЛЕЛИ
1. ЗАПОЛНЯЮТ ТАБЛИЦУ.
2. Отвечают на вопросы : Кусака – игрушка для людей. ( докажите примерами из текста)
3. Почему дачники оставили Кусаку?
-Проследите по тексту, как меняется настроение Лели, когда она узнает о предстоящей разлуке с Кусакой. Почему Леля смирилась с расставанием?
-Сравните поведение Лели во время приезда(2 глава) и во время отъезда (4 глава). Чем вы можете объяснить перемену настроения Лели?
-В чем причина отречения Лели от Кусаки?
- К чему приводит этот безнравственный поступок дачников?

Делают вывод: Мы отметили, что в конце первой части появляется надежда. А сейчас? (Зачитываем ключевые слова: «…свет долго еще боролся с тьмою…, но скоро уступил и он».)
Стратегия «Диаграмма Венна» Каждой группе дается стихотворение о бездомной собаке. Нужно сравнить с текстом рассказа

Заполняют круги

Стратегии:
Диаманта,
Синквейн, толстые и тонкие вопросы, другая точка зрения, штрих Следит за выполнением задания
Даймонд (диаманта) (от англ. бриллиант) -это своеобразное стихотворение, которое пишется по определенным правилам.
Семистрочный даймонд:
1. – собака
2. –бездомная, грязная
3. – боится, прячется, злится
4. – страх, ужас// доброта, ласка
5.Радуется, играет, сторожит
6. –красивая, счастливая
7. Кусака

Штрихи пишутся по следующим правилам:

1-я строка. Кусака
2-я строка. Бездомная, одинокая
3-я строка. Прирученная, подобревшая, брошенная
4-я строка. Надеется, ждет, страдает, воет
5-я строка. Несмело, верно , отчаянно, безнадежно
6-я строка. Люди совершили безнравственный поступок, благодаря которому Кусака потеряла веру в добро. Выполняют творческие работы
Оценивание
«Слова благодарности»

оценивают

друг друга , спикеры благодарят самого работающего ученика группы
IV.Стадия Рефлексии
Подведение итогов Судьба Кусаки – это может быть и судьба людей, кем-то прирученных и забытых.
Так о чем хотел сказать нам автор? Леонид Андреев своим рассказом призывает нас обратить внимание на то, что люди жестоки не только к животным, но и друг к другу. Эта жестокость настолько стала привычной, что порой её не замечают. , Не быть черствыми и равнодушными., Нужно любить все живое, т.к. только любовью и милосердием держится мир.
О добре и зле, о трагедии одиночества, о том, как плохо оказаться забытым и покинутым, как страшно, что вокруг так много бездушных и злых людей, хочется быть добрее, милосерднее, гуманнее.
Как бы вы поступили на месте Лёли?
- Можно ли изменить финал рассказа? (чтобы изменить финал, надо изменить самих людей, в данном случае Лёлю и маму. А может, включить в произведение новых персонажей?..)
Придумайте свое завершение рассказа. отвечают на вопросы
подводят итоги. Придумывают концовку рассказа
Дом задание Составьте правила для людей, приручающих животных.
записывают Д\з
Рефлексия
«Настроение » Как вы думаете, после сегодняшнего урока, какие изменения хотели бы вы внести, в свое сердце, в свой характер?

На заготовках в форме сердца (есть у каждого ученика) показать своё настроение после изучения рассказа (что на сердце у детей, что испытывают они?)



Литература:
1. https://infourok.ru/urok-literaturi-v-klasse-po-rasskazu-lnandreeva-kusaka-446125.html
2. http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2012/05/05/urok-po-rasskazu-l-andreeva-kusaka
3. http://razrabotky.ru/load/5_klass/literatura/urok_po_rasskazu_l_andreeva_kusaka/16-1-0-603
4. http://pedportal.net/starshie-klassy/literatura/razrabotka-uroka-po-rasskazu-leonida-andreeva-quot-kusaka-quot-302550
5.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Galka
Просмотров: 344 | Загрузок: 5 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2017-08-24, 9:56 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [178]
Педагогика [302]
Математика [825]
Физика [264]
История [360]
Классному руководителю [539]
Русский язык и литература [724]
Физическая культура [224]
Английский язык [433]
Искусство [195]
Родительский совет [17]
Биология [337]
Информатика [382]
Начальная школа [1951]
Мой Казахстан [250]
Технология [138]
Самопознание [180]
Технология труда [61]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [46]
Профессиональное образование [168]
Дошколенок [508]
География [138]
Школьная библиотека [54]
Казахский язык и литература [585]
Химия [41]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru