Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

Тема нравственности в рассказе Л.Андреева «Кусака».
[ Скачать с сервера (65.0 Kb) ] 2017-02-06, 8:09 PM
Учитель: Кручинина Галина Леонидовна
Класс: 7 б
Предмет: Русская литература
Дата:
Тема урока: Тема нравственности в рассказе Л.Андреева «Кусака».
Цели урока: осмыслить, какие нравственные проблемы волнуют Л. Андреева;
понять цель его творчества; попробовать разобраться в человеческих поступках.
Задачи урока: - Развитие навыка анализа художественного текста;
- формирование мыслительной деятельности учащихся;
- воспитание ответственного отношения человека за прирученное им живое существо и любви ко всему живому на Земле.

Проблема: Взаимоотношения человека и животных; жестокое и равнодушное отношение людей к «братьям нашим меньшим». Ответственность за судьбу животного.

Ключевые идеи: Новые подходы в преподавании и обучении, обучение критическому мышлению, оценивание обучения и оценивание для обучения.
Ресурсы: учебники и тетради, раздаточный материал, видеоролик, презентация.
Содержание урока
Деятельность учителя Деятельность ученика
I.Организационный момент

Настрой на урок
Здравствуйте.. Давайте улыбнемся друг другу и с хорошим настроением приступим к работе. У нас сегодня необычный урок, потому, что невозможно буднично, без душевного волнения говорить об удивительном рассказе Леонида Николаевича Андреева «Кусака». Мир, в котором мы с вами живем, огромен. В нем есть все: добро и зло, сострадание и бессердечие. Очень важно не потеряться в этом мире, правильно ответить на поставленные жизнью вопросы. Надеюсь, что наш урок поможет вам стать добрее и милосерднее.
приветствуют учителя,

II. Стадия вызова
Работа над новой темой

( видеоролик «Притча про собаку» в исполнении Светланы Копыловой. )
Знакомит учеников с новым материалом.

Слово учителя.
Начать наш урок мне хотелось бы с притчи. Что такое притча? (Притча – это короткий поучительный рассказ). Слушайте внимательно.
( видеоролик «Притча про собаку» в исполнении Светланы Копыловой. )
На какие размышления наводит эта притча. Что объединяет это произведение и рассказ Леонида Андреева «Кусака»?
( вопрос взаимоотношения человека и животных; проблема добра и зла;
проблема дружбы и предательства, ответственности человека за судьбу братьев наших меньших. ) Слушают притчу, отвечают на вопросы.
Приблизительные ответы:
( вопрос взаимоотношения человека и животных; проблема добра и зла; проблема дружбы и предательства, ответственности человека за судьбу братьев наших меньших. )

Актуализация знаний.
Стратегия «Постер»,
трехязычье
Тема нашего урока: « Тема нравственности в рассказе Л.Андреева «Кусака».» А слова гуманиста, философа, врача 20 века Альберта Швейцера: « Чтобы понять, есть ли у животных душа, надо самому иметь душу», - прозвучат в качестве эпиграфа .
Скажите, исходя из теми эпиграфа , чем мы сегодня будем заниматься на уроке?
Итак, сегодня на уроке мы будем размышлять о судьбе собаки, об отношении к ней людей, самого автора, об ответственности за тех, кого мы приручаем; научимся соизмерять прочитанное с миром собственной души.
Какие ассоциации возникают у вас , когда вы слышите это слово? Давайте составим постер.
Словарная работа.
Милосердие- готовность помочь или простить из сострадания, человеколюбия.
Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемое чьим-нибудь несчастьем, горем.
Сочувствие – отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других.
Гуманность- человеколюбие и отзывчивость.
Доброта—способность делать добро. Что-нибудь хорошее для других
Ответственность- необходимость, обязанность отдавать отчёт в своих действиях, поступках.
Именно эти слова будут часто звучать сегодня на уроке. Составляют постер на трех языках: русском, английском, казахском
III.Стадия осмысления
Работа по главам в группах

Стратегия «Корзина идей»

Проблемный вопрос

Леонид Андреев о своем рассказе «Кусака» писал: «…В рассказе «Кусака» героем является собака, ибо все живое имеет одну и ту же душу, все живое страдает одними и теми же страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни».
Какой же смысл заключен в этих словах? Как вы понимаете сказанное?
Все живое имеет душу, страдает.
А сейчас вы поработайте в группах, каждая над своей главой, проанализируете и представите монологический ответ на поставленные вопросы
1.Обсудите и выберите самое лучшее название главы из домашних записей
2. Найдите ключевые слова, передающие внешний вид, чувства и состояния Кусаки (Пприл., сущ., гл., нареч.)Какую роль в передаче настроения Кусаки играют описания природы?
3.Проследите, какие внешние и внутренние изменения происходят в Кусаке?

Вопрос : Сопоставьте 1 и 5 части. Первая и последняя главы говорят нам об одиночестве собаки. Одинаковое ли это одиночество? (В первой главе собака не знала человеческой ласки, а в последней главе испытала человеческое предательство.)

Работают в группах по главам

1 глава: Дают монологический ответ
Название? «Она никому не принадлежала».
Какая собака? Грязная , некрасивая, злая
Ключевые слова? Одиночество, страх, злоба.
Какой картиной заканчивается 1 глава? = кусака одинока – в природе все мрачно: холод, ночь
описанием зимнего пейзажа, но есть надежда в этом описании? =да робкий луч.
2 глава
Как изменилась собака с приездом дачников? В чем выражаются эти перемены?
Пришла весна и в жизнь Кусаки. Как изменился мир вокруг Кусаки? Как назвали? «У неё отняли непримиримую злобу» или «Встреча с добрыми людьми»
Ключевые слова: любовь, ласка, имя. В её жизнь вошла любовь и ласка, тепло, добро, мир наполнился звуками, запахами
А почему вздрагивала? (слишком долго она чувствовала холодную злобу людей, чтобы сразу оттаяло сердце)

3 глава «Всей своей собачьей душой расцвела Кусака?» Изменилась Кусака? Как? =Внешне и внутренне,
Длинная шерсть … стала лосниться, как атлас,
Ключевые слова: Ласковая, счастье, восторг, благодарность, любовь, принадлежала людям.
А почему никто на замечал в её глазах странной мольбы?
она для них игрушка, вещь, забава
4 глава.
«Смутно предчувствуя беду,,,» Какую беду предчувствовала Кусака?
Как пейзаж помогает понять нам состояние собаки? Пейзаж красивый, но настроение какое рождает? Тревожное, мы предчувствуем беду.
Для чего введен диалог Лели с мамой?
Как вы оцениваете отношение Лели к собаке? (изменений пока нет, но развитие остановилось)
=Это предательство, поступили жестоко, Кусака никогда не предала бы , какими бы ни были её хозяева, она служила бы им бескорыстно, порода для неё ничего не значит.
Они оставили её, бросили, их доброта поверхностна

5 глава работаем вместе, зачитаем
В связи с тем, что её оставили, как изменилась собака?
Какая стала Кусака? грязная, промокшая, одинокая, несчастная
Как природа сочувствует Кусаке? Как пейзаж передал отчаяние и безысходность собаки? Ключевые слова : мрак, темень, чернота, жуткая картина выползающего мрака усугубляется частым дождем.
Читаю два последних абзаца под музыку
Как озаглавим? Название:
« Собака выла».
Почему собака выла? (раньше болело тело, а теперь душа) В этой главе воплощена вся душевная боль собаки. Кто сильнее причинил ей боль? Почему? Они нанесли ей удар больнее, раны , ушибы зажили , зализала, а душевную боль ничем не унять, тем более, что от близкого человека.
Почему Андреев выбирает именно это слово? ( она превратилась в бездомную, брошенную собаку) Если в начале рассказа мы слышим, как лаяла собак, то сейчас – воет. Каково лексическое значение этого слова.
Выть – во 2-ом значении: протяжный громкий плач, вопль.. Собака выла – надо читать «собака плакала»
Кусака поверила ещё раз человеку, поэтому её боль ещё острее. Наверное, после такого удара никогда не расцвести собачьей душе. Жалость и доброта Лели обернулись равнодушием к судьбе собаки

Отвечают на проблемный вопрос

(В первой главе собака не знала человеческой ласки, а в последней главе испытала человеческое предательство.)
Работа с цветовой гаммой Круги . душевное состояние собаки на трех этапах
Найдите в тексте слова, которые создают этот образ.
1. «Зимняя ночь тянулась долго-долго, и черные окна пустой дачи угрюмо глядели на обледеневший неподвижный сад».
2. Мир, окружающий собаку, изменился,
стал шире. В нём появилось новое. Что в нем появилось?

3. Наступила ночь.
И когда уже не было сомнений, что она наступила, собака жалобно и громко завыла.
ВЫВОД: «Собака выла» - надо читать: « собака плакала». Это плач Кусаки от отчаяния, от обиды, от безысходности, от боли душевной.
Итак, жизнь собаки проходит перед нами на протяжении года. Можем ли мы сказать, что композиция рассказа – кольцевая? На протяжении этого года Кусака столько испытала: горе и побои, голод, и счастье, любовь, сытость, гордость, потому что служит людям…

Мы должны проследить, как менялась жизнь собаки в зависимости от того, чувствовала ли она любовь людей.
– Рассмотрите таблицу и заполните этапы «от одиночества до счастья» и «от счастья до одиночества».
Закрашивают. Объясняют.


Заполнение таблицы
ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ КУСАКИ
1.ДО ВСТРЕЧИ С ЛЕЛЕЙ
2.ПЕРИОД “ДРУЖБЫ” С ЛЕЛЕЙ И ДРУГИМИ ДАЧНИКАМИ
3.ПОСЛЕ ОТЪЕЗДА ЛЕЛИ
1. ЗАПОЛНЯЮТ ТАБЛИЦУ.
2. Отвечают на вопросы : Кусака – игрушка для людей. ( докажите примерами из текста)
3. Почему дачники оставили Кусаку?
-Проследите по тексту, как меняется настроение Лели, когда она узнает о предстоящей разлуке с Кусакой. Почему Леля смирилась с расставанием?
-Сравните поведение Лели во время приезда(2 глава) и во время отъезда (4 глава). Чем вы можете объяснить перемену настроения Лели?
-В чем причина отречения Лели от Кусаки?
- К чему приводит этот безнравственный поступок дачников?

Делают вывод: Мы отметили, что в конце первой части появляется надежда. А сейчас? (Зачитываем ключевые слова: «…свет долго еще боролся с тьмою…, но скоро уступил и он».)
Стратегия «Диаграмма Венна» Каждой группе дается стихотворение о бездомной собаке. Нужно сравнить с текстом рассказа

Заполняют круги

Стратегии:
Диаманта,
Синквейн, толстые и тонкие вопросы, другая точка зрения, штрих Следит за выполнением задания
Даймонд (диаманта) (от англ. бриллиант) -это своеобразное стихотворение, которое пишется по определенным правилам.
Семистрочный даймонд:
1. – собака
2. –бездомная, грязная
3. – боится, прячется, злится
4. – страх, ужас// доброта, ласка
5.Радуется, играет, сторожит
6. –красивая, счастливая
7. Кусака

Штрихи пишутся по следующим правилам:

1-я строка. Кусака
2-я строка. Бездомная, одинокая
3-я строка. Прирученная, подобревшая, брошенная
4-я строка. Надеется, ждет, страдает, воет
5-я строка. Несмело, верно , отчаянно, безнадежно
6-я строка. Люди совершили безнравственный поступок, благодаря которому Кусака потеряла веру в добро. Выполняют творческие работы
Оценивание
«Слова благодарности»

оценивают

друг друга , спикеры благодарят самого работающего ученика группы
IV.Стадия Рефлексии
Подведение итогов Судьба Кусаки – это может быть и судьба людей, кем-то прирученных и забытых.
Так о чем хотел сказать нам автор? Леонид Андреев своим рассказом призывает нас обратить внимание на то, что люди жестоки не только к животным, но и друг к другу. Эта жестокость настолько стала привычной, что порой её не замечают. , Не быть черствыми и равнодушными., Нужно любить все живое, т.к. только любовью и милосердием держится мир.
О добре и зле, о трагедии одиночества, о том, как плохо оказаться забытым и покинутым, как страшно, что вокруг так много бездушных и злых людей, хочется быть добрее, милосерднее, гуманнее.
Как бы вы поступили на месте Лёли?
- Можно ли изменить финал рассказа? (чтобы изменить финал, надо изменить самих людей, в данном случае Лёлю и маму. А может, включить в произведение новых персонажей?..)
Придумайте свое завершение рассказа. отвечают на вопросы
подводят итоги. Придумывают концовку рассказа
Дом задание Составьте правила для людей, приручающих животных.
записывают Д\з
Рефлексия
«Настроение » Как вы думаете, после сегодняшнего урока, какие изменения хотели бы вы внести, в свое сердце, в свой характер?

На заготовках в форме сердца (есть у каждого ученика) показать своё настроение после изучения рассказа (что на сердце у детей, что испытывают они?)



Литература:
1. https://infourok.ru/urok-literaturi-v-klasse-po-rasskazu-lnandreeva-kusaka-446125.html
2. http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2012/05/05/urok-po-rasskazu-l-andreeva-kusaka
3. http://razrabotky.ru/load/5_klass/literatura/urok_po_rasskazu_l_andreeva_kusaka/16-1-0-603
4. http://pedportal.net/starshie-klassy/literatura/razrabotka-uroka-po-rasskazu-leonida-andreeva-quot-kusaka-quot-302550
5.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Galka
Просмотров: 1273 | Загрузок: 9 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-04-24, 9:14 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru