Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература |
[ Скачать с сервера (18.9 Kb) · Скриншот ] | 2017-08-18, 7:00 AM |
КГУ «Областная средняя школа-интернат санаторного типа «Жулдыз» управления образования Акмолинской области Из опыта работы Игра на уроке русского языка Волохова Л.Д. Игра на уроке русского языка Посещая уроки своих коллег, часто вижу, что занимательность все реже находит место на уроках русского языка. Учителя увлеклись другими формами ведения урока, стараются вести их нетрадиционно и совсем забыли о добрых, старых, «обычных» уроках грамматики, где так уместны занимательные материалы. Они оживляют работу и пробуждают у школьников интерес к учебной теме. Умело сочетая разные учебные приемы с игровыми можно добиться многого. Как же, на каких этапах и в каких дозах включать занимательный материал в учебное занятие? Понятно, что единого рецепта тут быть не может: каждый учитель исходит из возможностей и знаний своих учеников, из особенностей темы и учитывает, что есть в его методической копилке. А она у многих словесников разная. Есть пособия по занимательной грамматике и внеклассной работе, где можно найти материал игрового характера. Рекомендую свои игровые задания, которые можно практиковать на уроках по разным программным темам. Я их взяла из своей методической копилки. В средних классах очень полезна игра «Лото». Проводить ее можно на разном материале, отрабатывая навыки правописания либо закрепляя и расширяя знания о сочетаемости русских слов, их синонимических связях. «Орфографическое лото» применяю, когда работаю над темой «Правописание гласных в корне слова». Отбираю для игры группы слов по темам с непроверяемыми гласными в корне: в-кзал, п-ссажир, в-гон, л-комотив, или з-втрак, -бед, уж-н, ст-кан. Слова записаны на больших карточках лото. Каждый участник игры получает такую карточку и фишки с буквами а, о, е, и, или он закрывает пропущенные буквы в словах, которые читает ведущий. Игра «Лексическое лото». Каждый играющий получает большую карточку, на которой написано одно слово, а пять пустых клеток надо закрыть синонимами, записанными на маленьких карточках. Предлагаю несколько синонимических рядов для игры в старших классах. Безграничный: беспредельный, необъятный, необозримый, бесконечный, бескрайний. Большой: громадный, огромный, гигантский, исполинский, колоссальный. Горячий: жаркий, жгучий, знойный, палящий, нестерпимый. Проводить такие игры можно, закрепляя знания учеников о наречии и его сочетаемости с глаголом. Наречия записаны на маленьких и ведущий читает их, а остальные должны объяснить правописание этого слова, после чего получают карточку и добавляют ее к подходящему по смыслу сочетанию слов на большой карточке. Поезд прибыл вовремя. Чашка разбилась вдребезги. Металл раскалился докрасна. При отработке правописания приставок, суффиксов, окончаний очень полезна игра «Домино». Костяшки-карточки из плотного картона разделены чертой на две части: на одной части - основа слова, на другой-морфема, правописание которой закрепляется –рас/раз, из/ис, чик/щик, ит/ет. Как контрольное групповое упражнение при изучении разных разделов программы рекомендую игру «Эхо». В зависимости от материала «Эхо» может быть лексическим, фонетическим, словообразовательным. Делю играющих на две команды. Одна называет звонкие согласные, а другая отвечает, произнося глухие согласные. Можно также называть синонимы или антонимы к названному слову. Проконтролировать, как ученики усвоили программный материал, позволяет игра «Кто лишний». На карточках играющих записываю ряды слов с омонимичными корнями, служебными морфемами, слов с одинаково оформленным фонетически концом, среди которых надо найти лишнее. Эти ряды слов можно записать на доске, и тогда задание будет групповым. Например, можно использовать такие ряды: водный, водитель, водяной, водник. Гора, горняк, гореть, гористый. Нос, носильщик, носить, переносной. Ряды слов могут включать и синонимы, среди которых есть один антоним, или несколько прилагательных, среди которых есть одно причастие. В старших классах, когда у учеников уже достаточно богатый словарный запас и они умеют пользоваться словарями, я провожу игру «Спрятанное слово». Задания к ней могут быть такими: подберите к прилагательным синонимы. Выделенная буква должна быть в них второй. Выполнив задание, прочитайте спрятанные слова. Главный вопрос (-с------), крепкий мороз (--и-----), гладкий пол ( -о----), приятный малыш (-и---). Подбери к словам синонимы, выделенная буква должна быть в них первой. Прочитай спрятанные слова. Наблюдать (с------), бежать (м------), любить (о------), смотреть (г------). Подбери к словам антонимы, выделенная буква должна быть в них первой .Прочитай спрятанные слова. День (н---),весна (о----), юг (с----), верх (н--), друг (в---), зима ( л---). После выполнения таких заданий учащиеся включают подобранные синонимы и антонимы в словосочетания и предложения. Игровые задания типа описанных выше помогают, как показывает опыт, не только оживлять уроки русского языка, но и значительно расширять активный словарь учащихся средних и старших классов, пробуждать у них внимание к слову. Литература: 1. Журнал «Русский язык в школе» 2. Журнал « Преподавание русского языка и литературы в школе» | |
Просмотров: 478 | Загрузок: 8 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|