Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

Обобщение опыта работы учителя русского языка и литературы Жакеновой Ботагоз Коблановны
[ Скачать с сервера (26.2 Kb) ] 2018-01-09, 6:01 PM
Обобщение опыта работы учителя русского языка и литературы
Жакеновой Ботагоз Коблановны
СКО, г.Петропавловск, КГУ « средняя школа №23»
«Люди перестают мыслить, когда перестают читать»
Д. Дидро

Целью своей работы считаю привитие интереса к осознанному чтению художественной литературы. Не секрет, что сегодняшние ученики мало читают, и весь процесс чтения текстов художественной литературы при подготовке к урокам- это знание краткого содержания произведения.
Как изменить ситуацию? Как учителю организовать свою деятельность? Каковы причины? Думаю, что можно выделить несколько причин.
Первоочередным, считаю, отсутствие у учащихся личностного мотива деятельности. Оно, несомненно, связано с активным развитием интернет-технологий. В данной ситуации восприятие предметов гуманитарного цикла (в особенности уроки литературы) поверхностное, не имеет связи с жизнью, оторвано от практической деятельности. Учащимся не понятны, не интересны извечные вопросы и проблемы «века минувшего», или страдания романтического героя. Следствием этого становится следующая проблема – непрочность практических навыков устной и письменной речи, неправильно построенная связная речь, и не редко встречающимся фактом является отсутствие навыков работы с художественно- выразительными средствами языка. Познавательные и духовно-нравственные ценности учащихся сейчас в большей мере определяются СМИ, журнальной литературой, поп-музыкой, компьютерными играми, что привело к снижению общего уровня речевой культуры. Традиционные педагогические приёмы, методы и средства обучения в этих условиях недостаточно эффективны. Данные затруднения заставили меня в корне изменить структуру уроков, привели к мысли о новом подходе. Основополагающим в моей педагогической деятельности в данной ситуации было осмысление теоретического содержания программного материала. Более подходящими, действенными в решении проблемы оказались, на мой взгляд, приемы, методы технологии критического мышления. В плане саморазвития произошли изменения в отношении перспектив, выводов, и существенным образом были изменены цели и задачи.

Для решения проблемы и внесения изменений выдвинула следующие задачи:
1. Использовать нестандартные формы организации урока
2. Развивать интерес к чтению художественной литературы через приемы и методы технологии критического мышления
3. Способствовать развитию у учащихся навыков самостоятельной работы
Поставленные задачи были реализованы, и большую роль в этом сыграли курсы повышения квалификации педагогических работников РК по программе третьего (базового) уровня.
В настоящее время, продолжая работать в этом направлении, могу сказать, что критическое мышление – особый вид умственной деятельности, позволяющий ученику обучаться эффективнее и успешно развивать знания, умения, навыки, качества, необходимые в жизни.
Технология позволяет добиться высоких результатов, которые можно охарактеризовать как умения при работе с увеличивающимся и постоянно обновляющимся объёмом информации. И, конечно, ключевым является умение вырабатывать собственное мнение на основе размышления над своими поступками, действиями, а также осмысление различного опыта и идей.
Важным, считаю, умение самостоятельно заниматься своим обучением, понимать сущность этого процесса.
Основа технологии – трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия. Фаза вызова необходима для того, чтобы настроить учащихся на достижение целей или его отдельного этапа. Здесь происходит актуализация имеющихся знаний, и учащиеся, вспоминая изученный материал, имеют возможность проанализировать свои мысли, действия относительно какого-либо вопроса по изученной теме. Следующая фаза - осмысление, направленная на изучение нового материала. На этом этапе учащиеся активно изучают, контролируют поступившую информацию, сами устанавливают связи между усвоенными и изучаемыми знаниями. Фаза осмысления продуктивна для всех форм работы: индивидуальной, парной, групповой. Третья фаза - рефлексия, представляющая собой размышление, активное переосмысление собственных представлений с учётом вновь возникших вопросов
«Всё в ваших руках, всё зависит от вас, всё для вас» - девиз- установка моих уроков. И это определяющий фактор при оценке возможностей, способностей, уровня развития учащихся. В каждом классе есть учащиеся, имеющие серьезные проблемы в знаниях и навыках. Эти учащиеся испытывают затруднения в работе при изучении нового учебного материала. Они нуждаются в постоянном внимании к себе со стороны учителя. Решением этого вопроса стала опорная схема, при помощи которой можно составить ответ самому в устной и письменной форме.
Активен и эффективен в моей педагогической деятельности метод исследовательской беседы при ответах на вопросы проблемного характера. Считаю, что правильная постановка вопроса на уроке - одно из условий успешной работы учащегося на практике. Я уделяю этому большое внимание и всегда думаю не только о содержании, но и о форме вопроса. Поэтому на моих уроках присутствуют вопросы - изюминки, вопросы - размышления, вопросы-решения, вопросы-загадки.
Для стимулирования внимательного, осознанного чтения использую приём – «чтение с остановками». «Остановки»- вопросы высокого порядка, и ответы на них активизируют мыслительную деятельность учащихся.
Приём «чтение с пометками» (инсерт) является постоянным при анализе стихотворения и художественного текста. Во время чтения текста учащиеся на полях делают пометки специальными значками. Можно использовать известные значки, но в моей практике учащиеся часто придумывают новые обозначения: //- раздвоение личности, антитеза, - возникшая проблема ≈ -внешнее (внутренее) сходство героев.
В результате - быстрое чтение текста, продуманное выделение смысловых частей, правильный поэлементный анализ предложенного текста на уроке.
Следующий, активно действующий приём - интонирование текста, которое включает в себя ролевое чтение, осмысленное чтение, вторичное чтение.
Большое внимание уделяю выразительному чтению, и с этой целью практикую уроки-конкурсы, уроки- концерты. Активно применяю на уроках информационно-коммуникативные технологии, что является основой в развитии творчества и самостоятельной работы учащихся. При выборе методов и технологий основным для меня является практичность, жизнеспособность, актуальность предлагаемого материала.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Кролик
Просмотров: 574 | Загрузок: 18 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.5/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-04-20, 3:57 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru