Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

Обобщение опыта работы учителя русского языка и литературы Жакеновой Ботагоз Коблановны
[ Скачать с сервера (26.2Kb) ] 2018-01-09, 6:01 PM
Обобщение опыта работы учителя русского языка и литературы
Жакеновой Ботагоз Коблановны
СКО, г.Петропавловск, КГУ « средняя школа №23»
«Люди перестают мыслить, когда перестают читать»
Д. Дидро

Целью своей работы считаю привитие интереса к осознанному чтению художественной литературы. Не секрет, что сегодняшние ученики мало читают, и весь процесс чтения текстов художественной литературы при подготовке к урокам- это знание краткого содержания произведения.
Как изменить ситуацию? Как учителю организовать свою деятельность? Каковы причины? Думаю, что можно выделить несколько причин.
Первоочередным, считаю, отсутствие у учащихся личностного мотива деятельности. Оно, несомненно, связано с активным развитием интернет-технологий. В данной ситуации восприятие предметов гуманитарного цикла (в особенности уроки литературы) поверхностное, не имеет связи с жизнью, оторвано от практической деятельности. Учащимся не понятны, не интересны извечные вопросы и проблемы «века минувшего», или страдания романтического героя. Следствием этого становится следующая проблема – непрочность практических навыков устной и письменной речи, неправильно построенная связная речь, и не редко встречающимся фактом является отсутствие навыков работы с художественно- выразительными средствами языка. Познавательные и духовно-нравственные ценности учащихся сейчас в большей мере определяются СМИ, журнальной литературой, поп-музыкой, компьютерными играми, что привело к снижению общего уровня речевой культуры. Традиционные педагогические приёмы, методы и средства обучения в этих условиях недостаточно эффективны. Данные затруднения заставили меня в корне изменить структуру уроков, привели к мысли о новом подходе. Основополагающим в моей педагогической деятельности в данной ситуации было осмысление теоретического содержания программного материала. Более подходящими, действенными в решении проблемы оказались, на мой взгляд, приемы, методы технологии критического мышления. В плане саморазвития произошли изменения в отношении перспектив, выводов, и существенным образом были изменены цели и задачи.

Для решения проблемы и внесения изменений выдвинула следующие задачи:
1. Использовать нестандартные формы организации урока
2. Развивать интерес к чтению художественной литературы через приемы и методы технологии критического мышления
3. Способствовать развитию у учащихся навыков самостоятельной работы
Поставленные задачи были реализованы, и большую роль в этом сыграли курсы повышения квалификации педагогических работников РК по программе третьего (базового) уровня.
В настоящее время, продолжая работать в этом направлении, могу сказать, что критическое мышление – особый вид умственной деятельности, позволяющий ученику обучаться эффективнее и успешно развивать знания, умения, навыки, качества, необходимые в жизни.
Технология позволяет добиться высоких результатов, которые можно охарактеризовать как умения при работе с увеличивающимся и постоянно обновляющимся объёмом информации. И, конечно, ключевым является умение вырабатывать собственное мнение на основе размышления над своими поступками, действиями, а также осмысление различного опыта и идей.
Важным, считаю, умение самостоятельно заниматься своим обучением, понимать сущность этого процесса.
Основа технологии – трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия. Фаза вызова необходима для того, чтобы настроить учащихся на достижение целей или его отдельного этапа. Здесь происходит актуализация имеющихся знаний, и учащиеся, вспоминая изученный материал, имеют возможность проанализировать свои мысли, действия относительно какого-либо вопроса по изученной теме. Следующая фаза - осмысление, направленная на изучение нового материала. На этом этапе учащиеся активно изучают, контролируют поступившую информацию, сами устанавливают связи между усвоенными и изучаемыми знаниями. Фаза осмысления продуктивна для всех форм работы: индивидуальной, парной, групповой. Третья фаза - рефлексия, представляющая собой размышление, активное переосмысление собственных представлений с учётом вновь возникших вопросов
«Всё в ваших руках, всё зависит от вас, всё для вас» - девиз- установка моих уроков. И это определяющий фактор при оценке возможностей, способностей, уровня развития учащихся. В каждом классе есть учащиеся, имеющие серьезные проблемы в знаниях и навыках. Эти учащиеся испытывают затруднения в работе при изучении нового учебного материала. Они нуждаются в постоянном внимании к себе со стороны учителя. Решением этого вопроса стала опорная схема, при помощи которой можно составить ответ самому в устной и письменной форме.
Активен и эффективен в моей педагогической деятельности метод исследовательской беседы при ответах на вопросы проблемного характера. Считаю, что правильная постановка вопроса на уроке - одно из условий успешной работы учащегося на практике. Я уделяю этому большое внимание и всегда думаю не только о содержании, но и о форме вопроса. Поэтому на моих уроках присутствуют вопросы - изюминки, вопросы - размышления, вопросы-решения, вопросы-загадки.
Для стимулирования внимательного, осознанного чтения использую приём – «чтение с остановками». «Остановки»- вопросы высокого порядка, и ответы на них активизируют мыслительную деятельность учащихся.
Приём «чтение с пометками» (инсерт) является постоянным при анализе стихотворения и художественного текста. Во время чтения текста учащиеся на полях делают пометки специальными значками. Можно использовать известные значки, но в моей практике учащиеся часто придумывают новые обозначения: //- раздвоение личности, антитеза, - возникшая проблема ≈ -внешнее (внутренее) сходство героев.
В результате - быстрое чтение текста, продуманное выделение смысловых частей, правильный поэлементный анализ предложенного текста на уроке.
Следующий, активно действующий приём - интонирование текста, которое включает в себя ролевое чтение, осмысленное чтение, вторичное чтение.
Большое внимание уделяю выразительному чтению, и с этой целью практикую уроки-конкурсы, уроки- концерты. Активно применяю на уроках информационно-коммуникативные технологии, что является основой в развитии творчества и самостоятельной работы учащихся. При выборе методов и технологий основным для меня является практичность, жизнеспособность, актуальность предлагаемого материала.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Кролик
Просмотров: 12 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2018-01-21, 8:09 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [184]
Педагогика [314]
Математика [835]
Физика [267]
История [364]
Классному руководителю [544]
Русский язык и литература [736]
Физическая культура [229]
Английский язык [439]
Искусство [197]
Родительский совет [19]
Биология [343]
Информатика [388]
Начальная школа [1970]
Мой Казахстан [252]
Технология [140]
Самопознание [183]
Технология труда [63]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [46]
Профессиональное образование [175]
Дошколенок [517]
География [139]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [613]
Химия [46]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru