Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

Алгоритмичное тематическое исследование (модуль Причастие)
[ Скачать с сервера (566.8Kb) ] 2014-01-02, 6:32 PM
Пособие нужно скачать

К учителю

Современные требования к обучению русскому языку в школе предполагают развитие языковой компетенции и речемыслительных умений учащихся. В этой связи одной из главных задач компетентностно - ориентированного обучения является развитие способностей учащихся к осуществлению как простых, так и сложных мыслительные операций.
Многолетняя педагогическая практика позволяет сделать некоторые выводы:
• совершенствование уровней развития мышления учащихся можно достичь путем целенаправленного воздействия через учебный материал, выстроенный в определенной логической последовательности.
• специфические виды деятельности ученика, активизирующие развитие его мышления, способствуют формированию языковой компетенции
• в процессе выполнения различных видов работ по развитию уровней мышления приобретают творческие, речевые навыки.
• способности, которые формируются вследствие учебной деятельности, направленной на повышение уровней развития мышления на уроках русского языка, содействуют успешному обучению предмету в целом, проявляются при выполнении научных работ, олимпиадных заданий и т.д.
Настоящее пособие предназначено для учащихся средней школы и рассчитано на учителя русского языка.
Его основная цель – помочь учителю качественно осуществлять изучение и проверку знаний учащихся, а также дать возможность учащимся совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.
Данное методико-дидактическое (тематическое) пособие представляет собой тематический модуль , т.е. пошаговое алгоритмическое исследование темы «Причастие » , что позволяет учащимся самостоятельно формировать собственные способы присвоения знаний, определить оптимальный темп и ритм изучения материала.
Пособие включает в себя:
1. Пошаговое алгоритмическое движение по теме исследования
2. Вопросы для контроля и самоконтроля
3. Тренировочные упражнения (формирование и совершенствование навыков)
4. Проверочные работы (3 варианта)
5. Контрольные измерители
Разработанная система заданий и упражнений, построенная с учетом современных требований, предъявляемых к учащимся и выпускникам школ, охватывает как базисные уровни развития мыслительной и учебной деятельности (знание, осмысление, применение), так и более высокие ступени (анализ, синтез, оценка). Организация индивидуализированного обучения русскому языку, учитывающая уровни развития мышления учащихся через описание учебных задач и анализ результатов деятельности школьника, наиболее оправданна и соответствует современным требованиям, предъявляемым к компетентностно -ориентированному обучению русскому язык.

Предлагаемый материал прошел апробацию на уроках, модуль - исследование – итог многолетней учительской практики.

Методические рекомендации по организации тематического исследования на уроке

В настоящее время большое значение уделяется повышению качества образовательно - воспитательного процесса.
Для достижения положительной динамики учитель, как правило, ставит цель

Пример целевой установки:
создать условия для формирования (5-10класс) совершенствования (11-12класс) коммуникативной (речевых и специальных) компетенций через освоение морфологических способов …… ( тематический раздел) развитие творческих исследовательских умений, что будет способствовать воспитанию правильного отношения к языку
Ведущую роль в достижении целей компетентностного образования играют активные творческие методы обучения. Одним из таких методов является исследовательская деятельность школьников.

Стратегическими направлениями в деятельности учителя должны стать:

1. Приобщение учеников к процессу выработки новых знаний;
2. Освоение одного из нестандартных видов получения новых знаний;
3. Выработка собственных способов пользования учебной, справочной, монографической литературой, практическими материалами, Интернетом;
4. Формирование ИКТ - компетенций;
5. Создание условий и возможностей выступать публично, проводить полемику, доносить до слушателей свою точку зрения, обосновывать её.

Под учебной исследовательской деятельностью учащихся обычно понимают процесс решения ими творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом, имеющим своей целью построение субъективно нового знания.
Как показали исследования немецких учёных, человек запоминает только
10 % того, что он читает,
20% того, что слышит,
30% того, что видит,
50-70% запоминает при участии в дискуссиях,
80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем.
И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%.

Учебное исследование отличается от научного некоторыми существенными особенностями.
То, что учащиеся открывают в процессе исследования, для науки не является новым и уже было давно открыто. Но эти знания являются новыми для учеников, они часто чувствуют себя «первооткрывателями».
В основе понятия - исследовательская деятельность лежит слово «исследовать», т. е. рассмотреть, изучить в целях познания какой-то вопрос. При исследовательской деятельности на уроке важно, чтобы ученик не получил в уже готовом виде нужную ему информацию от учителя, а сам пришёл к знаниям.

Учебные исследования можно разделить на три вида:
-монопредметные
-межпредметные
-надпредметные.

Монопредметное исследование – это исследование , выполняемое по конкретному предмету, предполагающее привлечение знаний для решения какой-либо проблемы именно по данному вопросу. Результаты выполнения этого вида исследования не выходят за рамки отдельного учебного предмета и могут быть получены в процессе его изучения.

Межпредметное исследование – это исследование, направленное на решение проблемы, требующей привлечения знаний из разных учебных предметов. Результаты выполнения этого вида исследования выходят за рамки отдельного учебного предмета.
Надпредметное исследование – это исследование, предполагающее совместную деятельность учащихся и учителя, направленное на исследование конкретныхличностно значимых для учащихся проблем.
Исследовательская деятельность школьников может быть организована
на уроках, на курсах по выбору, во внеурочной деятельности.
В младших и средних классах в деятельность учащихся могут быть включены лишь отдельные элементы исследований. Это является подготовкой для применения в старших классах исследовательского метода в более сложной форме.
Но и в старших классах исследование может применяться лишь для изучения отдельных тем и вопросов.
Исследовательская деятельность школьников может быть организована
на уроках,
на курсах по выбору,
во внеурочной деятельности.
В младших и средних классах в деятельность учащихся могут быть включены лишь отдельные элементы исследований. Это является подготовкой для применения в старших классах исследовательского метода в более сложной форме.
Но и в старших классах исследование может применяться лишь для изучения отдельных тем и вопросов. Большинство исследовательских заданий должно представлять собой небольшие поисковые задачи, требующие, однако, прохождения всех или большей части этапов исследования. Формы заданий при исследовательском методе могут быть различны. Это могут быть задания, поддающиеся быстрому решению в классе и дома, задания, требующие целого урока, домашнее задание на определённый срок (неделя, месяц).
Оформление результатов исследования.
 Сообщение
 Презентация
 Доклад
 Статья
 Книжка
 Стенгазета
 Реферат
 Лист наблюдений
 Буклет
 Словарик

Защита результатов исследования представляет собой очень важный этап и к нему необходимо тщательно подготовиться. Защита не должна сводиться к пересказу содержания работы. Особое внимание нужно обращать на речь докладчика.

Обычно на всё выступление отводится от 7 до 15 минут. После выступления ученик должен быть готов ответить на вопросы «зрителей».
В новых Стандартах сказано, что одной из основных целей изучения русского языка в школе должно быть «овладение важнейшими общепредметными умениями и универсальными способами деятельности: извлечение информации из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; информационная переработка текста». А цель изучения литературы - научиться «комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст». Таким образом, современный учитель-словесник должен учить школьников не только грамотному письму и речи, но и развивать умения:
1. Добывать информацию из всех современных источников;
2. Анализировать информацию;
3. Делать свои личные выводы по тем или иным вопросам, опираясь на собственный анализ информации.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Наталенок
Просмотров: 349 | Загрузок: 283 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2016-12-04, 7:15 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [775]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [696]
Физическая культура [200]
Английский язык [408]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [365]
Начальная школа [1871]
Мой Казахстан [237]
Технология [126]
Самопознание [170]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [462]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [542]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru