Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

Урок русской литературы по творчеству М.Горького
[ Скачать с сервера (15.9Kb) ] 2014-01-12, 3:37 PM
Петрова С.Н. – учитель русского языка и литературы Целинной средней школы района имени Г.Мусрепова Северо-Казахстанской области
Класс: 10
Тема урока: Пьеса М.Горького «На дне» как философская драма. Люди «дна» в современном мире.
Цель урока для учителя: знакомство с философским вопросом, который поставил М.Горький в пьесе – вопросом о правде; выявление мировоззренческой позиции героев «дна», приведшей их на «дно» жизни; определение путей ухода на «дно жизни» в современном мире и путей отказа от такого образа жизни.
Цель урока для учащихся: извлечение нравственных уроков из содержания пьесы «На дне» М.Горького и собранного материала о людях «дна» в современном мире.
Задачи:
1. Формировать знания о решении философского вопроса о правде в пьесе М.Горького «На дне», о мировоззренческой позиции персонажей «дна»
2. Развивать навык решения проблемной ситуации, навык ведения дискуссии, умение составлять презентацию, совершенствовать монологическую речь
3. Осуществлять нравственное воспитание – вызвать чувство сострадания к обездоленным, с разной моралью людям; вызвать желание верить в возможности человека; помочь определить свою жизненную правду; вызвать негативное отношение к наркомании как одному из путей на «дно» жизни.
Ресурсы урока:
1. Презентации: «Пьеса М.Горького «На дне» как философская драма»
«Люди «дна» в современном мире»
2. Видеофильм «Подвалы Дыбенко»
Тип урока: изучение нового материала
Методы: словесный, проблемный, наглядный, частично-поисковый
Опережающее задание учащимся:
1. В тексте пьесы «На дне» найти высказывания разных героев о правде.
2. Индивидуальные групповые задания:
1) Составление презентации «Люди «дна» в современном мире»
2) Поиск материала через Интернет по темам «Историческая справка о наркотиках», «Влияние наркотиков на жизнь человека»
Ход урока:
1. Вводно-мотивационный этап
1) Целеполагание учителя и учащихся – объявление темы урока, высказывание учителем своей цели, учащимися – какие нравственные уроки они могут извлечь из данного содержания (слайд № 1)
2) Психологический настрой: объявление учителем о плане урока и ударной дозе на чувства и душу – документальном фильме «Подвалы Дыбенко».

2. Операционно-познавательный
1) Постановка проблемного вопроса: необходим ли в пьесе спор о правде и Человеке, естествен ли он? Ваше отношение к участникам спора и их позиции: кто вам ближе и понятнее?
2) Разделение учащихся на 3 группы – защитницы и определение различных подходов в споре персонажей пьесы о правде (по итогам домашнего задания) (слайд № 2)
«Правда» Сатина «Правда» Луки «Правда» Бубнова
Вера в безграничные возможности человека
«Человек – свободен… Он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум…» «Человек – вот правда» Жалость, сострадание, страстное желание поддержать и помочь. Утешительная, примиряющая ложь «Ничего, милая! Ты –надейся…» Цинизм как примирение с жестокой действительностью. Правда факта «Люди все живут, как щепки по реке плывут…» любимая песня «Солнце всходит и заходит»

3) Каждая группа приводит жизненные примеры в защиту «правды» своего персонажа – решение проблемного вопроса.
4) Обобщающая беседа:
• На чьей стороне автор в споре о правде?
• В чью «правду» верите вы?
5) Дискуссия по теме «Мораль в пьесе «На дне»
• Какие люди являются обитателями ночлежки?
• Какие нравственные ценности несут в себе герои пьесы?
• Каков их моральный облик?
• Чисты ли они перед Богом, людьми, совестью своей?
• Смогут ли эти люди подняться со «дна»? Что для этого необходимо?
6) Постановка проблемного вопроса: существует ли «дно» жизни в наши дни? Кто более виноват в ситуации, когда люди опускаются на «дно» жизни – общество или человек?
7) Мини-дискуссия по вопросам. Презентация
• Какие группы людей находятся на «дне» жизни в наши дни? (Слабые, порочные, обездоленные)
• Кто входит в круг порочных людей? Отчего они такими становятся?
• Кого можно считать обездоленными?
• Есть ли выход? Какой? Можно ли подняться со «дна» жизни?
8) Сообщения учащихся по Интернет - материалу «Историческая справка о наркотиках», «Влияние наркотиков на жизнь человека» - презентации
9) Просмотр фрагмента документального фильма «Подвалы Дыбенко»
3. Контрольно-оценочный
1) Рефлексия
• Ваши впечатления, чувства после просмотра документального фильма?
• Какие выводы вы сделали для себя?
• Какие нравственные уроки вы извлекли из пьесы М.Горького «На дне» и содержания урока?
2) Обобщение: ответ на поставленный проблемный вопрос:
• Кто более виноват в ситуации, когда люди опускаются на «дно» жизни – общество или человек?
3) Самооценка работы на уроке, выставление оценок учителем.
4. Задание на дом:
• Сочинение-размышление по 1 из тем: «Дно» жизни в современном мире», «О чем заставил задуматься документальный фильм «Подвалы Дыбенко», «Как не опуститься на «дно» жизни?», «Кто прав в споре о правде жизни в пьесе «На дне»?»
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Svetlanna
Просмотров: 494 | Загрузок: 95 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-10, 2:11 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [779]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [519]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1873]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [464]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru