Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература |
[ Скачать с сервера (15.9 Kb) ] | 2014-01-12, 3:37 PM |
Петрова С.Н. – учитель русского языка и литературы Целинной средней школы района имени Г.Мусрепова Северо-Казахстанской области Класс: 10 Тема урока: Пьеса М.Горького «На дне» как философская драма. Люди «дна» в современном мире. Цель урока для учителя: знакомство с философским вопросом, который поставил М.Горький в пьесе – вопросом о правде; выявление мировоззренческой позиции героев «дна», приведшей их на «дно» жизни; определение путей ухода на «дно жизни» в современном мире и путей отказа от такого образа жизни. Цель урока для учащихся: извлечение нравственных уроков из содержания пьесы «На дне» М.Горького и собранного материала о людях «дна» в современном мире. Задачи: 1. Формировать знания о решении философского вопроса о правде в пьесе М.Горького «На дне», о мировоззренческой позиции персонажей «дна» 2. Развивать навык решения проблемной ситуации, навык ведения дискуссии, умение составлять презентацию, совершенствовать монологическую речь 3. Осуществлять нравственное воспитание – вызвать чувство сострадания к обездоленным, с разной моралью людям; вызвать желание верить в возможности человека; помочь определить свою жизненную правду; вызвать негативное отношение к наркомании как одному из путей на «дно» жизни. Ресурсы урока: 1. Презентации: «Пьеса М.Горького «На дне» как философская драма» «Люди «дна» в современном мире» 2. Видеофильм «Подвалы Дыбенко» Тип урока: изучение нового материала Методы: словесный, проблемный, наглядный, частично-поисковый Опережающее задание учащимся: 1. В тексте пьесы «На дне» найти высказывания разных героев о правде. 2. Индивидуальные групповые задания: 1) Составление презентации «Люди «дна» в современном мире» 2) Поиск материала через Интернет по темам «Историческая справка о наркотиках», «Влияние наркотиков на жизнь человека» Ход урока: 1. Вводно-мотивационный этап 1) Целеполагание учителя и учащихся – объявление темы урока, высказывание учителем своей цели, учащимися – какие нравственные уроки они могут извлечь из данного содержания (слайд № 1) 2) Психологический настрой: объявление учителем о плане урока и ударной дозе на чувства и душу – документальном фильме «Подвалы Дыбенко». 2. Операционно-познавательный 1) Постановка проблемного вопроса: необходим ли в пьесе спор о правде и Человеке, естествен ли он? Ваше отношение к участникам спора и их позиции: кто вам ближе и понятнее? 2) Разделение учащихся на 3 группы – защитницы и определение различных подходов в споре персонажей пьесы о правде (по итогам домашнего задания) (слайд № 2) «Правда» Сатина «Правда» Луки «Правда» Бубнова Вера в безграничные возможности человека «Человек – свободен… Он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум…» «Человек – вот правда» Жалость, сострадание, страстное желание поддержать и помочь. Утешительная, примиряющая ложь «Ничего, милая! Ты –надейся…» Цинизм как примирение с жестокой действительностью. Правда факта «Люди все живут, как щепки по реке плывут…» любимая песня «Солнце всходит и заходит» 3) Каждая группа приводит жизненные примеры в защиту «правды» своего персонажа – решение проблемного вопроса. 4) Обобщающая беседа: • На чьей стороне автор в споре о правде? • В чью «правду» верите вы? 5) Дискуссия по теме «Мораль в пьесе «На дне» • Какие люди являются обитателями ночлежки? • Какие нравственные ценности несут в себе герои пьесы? • Каков их моральный облик? • Чисты ли они перед Богом, людьми, совестью своей? • Смогут ли эти люди подняться со «дна»? Что для этого необходимо? 6) Постановка проблемного вопроса: существует ли «дно» жизни в наши дни? Кто более виноват в ситуации, когда люди опускаются на «дно» жизни – общество или человек? 7) Мини-дискуссия по вопросам. Презентация • Какие группы людей находятся на «дне» жизни в наши дни? (Слабые, порочные, обездоленные) • Кто входит в круг порочных людей? Отчего они такими становятся? • Кого можно считать обездоленными? • Есть ли выход? Какой? Можно ли подняться со «дна» жизни? 8) Сообщения учащихся по Интернет - материалу «Историческая справка о наркотиках», «Влияние наркотиков на жизнь человека» - презентации 9) Просмотр фрагмента документального фильма «Подвалы Дыбенко» 3. Контрольно-оценочный 1) Рефлексия • Ваши впечатления, чувства после просмотра документального фильма? • Какие выводы вы сделали для себя? • Какие нравственные уроки вы извлекли из пьесы М.Горького «На дне» и содержания урока? 2) Обобщение: ответ на поставленный проблемный вопрос: • Кто более виноват в ситуации, когда люди опускаются на «дно» жизни – общество или человек? 3) Самооценка работы на уроке, выставление оценок учителем. 4. Задание на дом: • Сочинение-размышление по 1 из тем: «Дно» жизни в современном мире», «О чем заставил задуматься документальный фильм «Подвалы Дыбенко», «Как не опуститься на «дно» жизни?», «Кто прав в споре о правде жизни в пьесе «На дне»?» | |
Просмотров: 1002 | Загрузок: 98 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|