Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

Урок русской литературы по творчеству М.Горького
[ Скачать с сервера (15.9 Kb) ] 2014-01-12, 3:37 PM
Петрова С.Н. – учитель русского языка и литературы Целинной средней школы района имени Г.Мусрепова Северо-Казахстанской области
Класс: 10
Тема урока: Пьеса М.Горького «На дне» как философская драма. Люди «дна» в современном мире.
Цель урока для учителя: знакомство с философским вопросом, который поставил М.Горький в пьесе – вопросом о правде; выявление мировоззренческой позиции героев «дна», приведшей их на «дно» жизни; определение путей ухода на «дно жизни» в современном мире и путей отказа от такого образа жизни.
Цель урока для учащихся: извлечение нравственных уроков из содержания пьесы «На дне» М.Горького и собранного материала о людях «дна» в современном мире.
Задачи:
1. Формировать знания о решении философского вопроса о правде в пьесе М.Горького «На дне», о мировоззренческой позиции персонажей «дна»
2. Развивать навык решения проблемной ситуации, навык ведения дискуссии, умение составлять презентацию, совершенствовать монологическую речь
3. Осуществлять нравственное воспитание – вызвать чувство сострадания к обездоленным, с разной моралью людям; вызвать желание верить в возможности человека; помочь определить свою жизненную правду; вызвать негативное отношение к наркомании как одному из путей на «дно» жизни.
Ресурсы урока:
1. Презентации: «Пьеса М.Горького «На дне» как философская драма»
«Люди «дна» в современном мире»
2. Видеофильм «Подвалы Дыбенко»
Тип урока: изучение нового материала
Методы: словесный, проблемный, наглядный, частично-поисковый
Опережающее задание учащимся:
1. В тексте пьесы «На дне» найти высказывания разных героев о правде.
2. Индивидуальные групповые задания:
1) Составление презентации «Люди «дна» в современном мире»
2) Поиск материала через Интернет по темам «Историческая справка о наркотиках», «Влияние наркотиков на жизнь человека»
Ход урока:
1. Вводно-мотивационный этап
1) Целеполагание учителя и учащихся – объявление темы урока, высказывание учителем своей цели, учащимися – какие нравственные уроки они могут извлечь из данного содержания (слайд № 1)
2) Психологический настрой: объявление учителем о плане урока и ударной дозе на чувства и душу – документальном фильме «Подвалы Дыбенко».

2. Операционно-познавательный
1) Постановка проблемного вопроса: необходим ли в пьесе спор о правде и Человеке, естествен ли он? Ваше отношение к участникам спора и их позиции: кто вам ближе и понятнее?
2) Разделение учащихся на 3 группы – защитницы и определение различных подходов в споре персонажей пьесы о правде (по итогам домашнего задания) (слайд № 2)
«Правда» Сатина «Правда» Луки «Правда» Бубнова
Вера в безграничные возможности человека
«Человек – свободен… Он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум…» «Человек – вот правда» Жалость, сострадание, страстное желание поддержать и помочь. Утешительная, примиряющая ложь «Ничего, милая! Ты –надейся…» Цинизм как примирение с жестокой действительностью. Правда факта «Люди все живут, как щепки по реке плывут…» любимая песня «Солнце всходит и заходит»

3) Каждая группа приводит жизненные примеры в защиту «правды» своего персонажа – решение проблемного вопроса.
4) Обобщающая беседа:
• На чьей стороне автор в споре о правде?
• В чью «правду» верите вы?
5) Дискуссия по теме «Мораль в пьесе «На дне»
• Какие люди являются обитателями ночлежки?
• Какие нравственные ценности несут в себе герои пьесы?
• Каков их моральный облик?
• Чисты ли они перед Богом, людьми, совестью своей?
• Смогут ли эти люди подняться со «дна»? Что для этого необходимо?
6) Постановка проблемного вопроса: существует ли «дно» жизни в наши дни? Кто более виноват в ситуации, когда люди опускаются на «дно» жизни – общество или человек?
7) Мини-дискуссия по вопросам. Презентация
• Какие группы людей находятся на «дне» жизни в наши дни? (Слабые, порочные, обездоленные)
• Кто входит в круг порочных людей? Отчего они такими становятся?
• Кого можно считать обездоленными?
• Есть ли выход? Какой? Можно ли подняться со «дна» жизни?
8) Сообщения учащихся по Интернет - материалу «Историческая справка о наркотиках», «Влияние наркотиков на жизнь человека» - презентации
9) Просмотр фрагмента документального фильма «Подвалы Дыбенко»
3. Контрольно-оценочный
1) Рефлексия
• Ваши впечатления, чувства после просмотра документального фильма?
• Какие выводы вы сделали для себя?
• Какие нравственные уроки вы извлекли из пьесы М.Горького «На дне» и содержания урока?
2) Обобщение: ответ на поставленный проблемный вопрос:
• Кто более виноват в ситуации, когда люди опускаются на «дно» жизни – общество или человек?
3) Самооценка работы на уроке, выставление оценок учителем.
4. Задание на дом:
• Сочинение-размышление по 1 из тем: «Дно» жизни в современном мире», «О чем заставил задуматься документальный фильм «Подвалы Дыбенко», «Как не опуститься на «дно» жизни?», «Кто прав в споре о правде жизни в пьесе «На дне»?»
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Svetlanna
Просмотров: 1002 | Загрузок: 98 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-04-18, 10:01 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru