Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

"Методическая разработка открытого урока -путешествия "В стране существительных"
[ Скачать с сервера (57.5Kb) ] 2014-01-16, 8:28 PM
Тема: Имя существительное как часть речи
Цель: Создание условия для формирования языковых и коммуникативных компетенции через освоение грамматических признаков имени существительного; развитие аналитико – синтетических умений составлять предложения с именами существительными и определять их грамматические признаки, что будет способствовать воспитанию правильного отношения к языку.
Этапы Деятельность учителя
Зачитываю стихотворение
1. Словарная работа
2. Выход на тему. Целепологание.
3. Формирование ЗУН. Работа по вариантам
4. Проверка
5. Творческая работа
. Вывод
7. Итог урока
8. Анализ Д.З.
Зачитывается стихотворение А.Шибаева «Слова, слова, слова…»:

Всему название дано –
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным – полно,
А безымянных нету.

И всё, что может видеть глаз –
Над нами и под нами,-
И всё, что в памяти у нас,-
Означено словами.

2.На доске слова: снег, снежинка, метель, буран, ядовитый. Уберите лишнее слово.
Почему вы убрали слово ядовитый? К какой части речи относится это слово? Что оно обозначает? А другие слова, к какой части речи относятся? На какие вопросы отвечают имена существительные?
Посмотрев на эти слова, назовите тему нашего урока? (Имя существительное?)
Сегодня мы с вами вспомним, чем имя существительное отличается от других частей речи. Какое место имя существительное занимает в русском языке.
Каждая группа получит свое задание и презентует его нам. Первая группа распределит все слова по родам. Назовите их. (жн. Ср.мж.общ.). Почему род у имени существительного называется общим? Какие слова мы можем туда отнести?. Перед вами карточки со словами и домики с названием рода. Поселите каждое слово в свой домик.

Вторая группа вспомнит склонение имени существительного и попробует все слова распределить по своим домикам. На каждом домике свое склонение.
Третья группа поработает с именами существительными одушевленными и неодушевленными. Распределит все слова по двум домикам.
А четвертая группа вспомнит, чем имена существительные собственные отличаются от нарицательных. Домики уже имеют свое название.
А пятая группа поработает с числом имени существительного. Сколько чисел у имени существительного мы можем выделить?

Время 5 минут

Проверим, как справилась с заданием первая группа. Каким способом вы пользовались для того, чтобы определить род числа существительного?
А теперь посмотрим, как остальные группы справятся с определением рода у имени существительного.
Определите род и к каждому существительному подберите прилагательное.
Проверка.
Сделаем вывод: Каким способом мы определяем род? Какие слова относятся к общему роду?
Проверим вторую группу. По какому правилу вы определяли склонение.
А теперь поиграем с остальными группами. Я называю слово, а вы поднимаете карточку красную –первое скл.
Зелен – второе склонение
Синию- третье склонение.
А капитан команды, которая работала со скл. Будет смотреть за вашими ответами.
Гвоздика (1), герань(3), гладиолус (2), лилия (1), мимоза (1), сирень (3), ландыш (2).
Проверка.
Итак, сделаем вывод, сколько склонений в русском языке. По какому принципу вы определяли склонение. Вывешивается плакат.
Третья группа работали с именем существительным одушевленным и неодушевленным. Послушаем их. Как вы определяли одуш. Неодуш. Исходя из чего? А вы знаете ребята такую загадку, какое имя существительное одушевленное труп или мертвец? Ставим слово в вин. Пад. Мн.ч. по схеме. Неод.-В-И
Одуш. В-Р
Поставим слово труп и мертвец во мн. ч. Им. Род. Вин. падежи.
Придя домой, вы можете загадать эту загадку своим родителям.
А сейчас давайте поиграем, я называю имена существительные, а вы поднимаете руки если имена сущ неодушевленные и не поднимаете если неодушевленные.
Кукла-од
Народ-неод
Отряд-неод
Метель-неод
Снежинка – неод.
Удочка –неод.
Сазан – одуш.
Итак, сделаем вывод как мы определяем одушевленность у имен сущ?
Четвертая группа работала с именами сущ. Собств. И нарицательными. Послушаем их. Почему некоторые слова у вас с большой буквы?. Как они называются? Что может называться именами собственными? На какие вопросы отвечает имя собственное, а нарицательное?
У каждой группы набор слов, составьте предложение, используя имя сущ. Собственное.
Зачитывают группы.
Сделаем вывод, как мы пишем имена собственные? А как имена нарицательные?
Пятая группа распределяла все слова по числам. Можем ли мы употребить слово бензин во множ. Числе? Почему? Можем ли мы употребить слово ножницы в единственном числе? Почему?
Сделайте вывод, в русском языке есть слова имеющие только единственное и множественное число.
Распределите все слова на две колонки. В первую слова ед.ч., во вторую слова множ. Числа.
Посмотрите на доску перед вами табличка постоянные признаки имени существительного и непостоянные признаки имени существительного. Давайте заполним ее, какие признаки у имени существительного постоянные?
В непостоянные признаки мы отнесли число и падежи, давайте вспомним, какие падежи мы знаем и назовем к каждому падежу вопрос.
Сейчас ребята самое красивое и сказочное время года. Зима время волшебства и исполнения желаний. И я каждой группе написала свое новогоднее пожелание. Но некоторые слова не пропечатались на принтере и я предлагаю вам вставить недостающие слова, правильно употребив их падеж. А поможет вам в этом замечательная новогодняя композиция и мои иллюстрации на доске и у вас на парте.

А теперь давайте попробуем обобщить все то, что мы с вами сегодня узнали и вспомнили на уроке про имя существительное.
Какие признаки являются постоянными у имени существительного? Какие непостоянными? С непостоянными признаками поподробнее мы поработаем на следующем уроке.
Капитаны команды оценивают ребят в группе. Делается общий вывод
Упр. 767.
.
Раздаточный материал
Карточка № 1
Определи род у имен существительных и подбери к каждому существительному прилагательное.
Шепот, растение, природа, забияка, недотрога.
Карточка № 2
Определи род у имен существительных и подбери к каждому существительному прилагательное.
Пьяница, музыка, цыпленок, насекомое, забияка.
Карточка № 3
Определи род у имен существительных и подбери к каждому существительному прилагательное.
Живот, ябеда, простыня, мозоль, настроение.
Карточка № 4
Определи род у имен существительных и подбери к каждому существительному прилагательное.
Дитя, храбрость, путь, зрелище, плакса.
Карточка № 5
Определи род у имен существительных и подбери к каждому существительному прилагательное.
Соглашение, договор, обличье, невежа.

Карточка № 3
Распредели слова
Единственное число Множественное число

Сомнение, крестьянин, догонялки, дрожжи, керосин.

Распредели слова
Единственное число Множественное число

Песок, инопланетянин, крупа, жмурки, весы.

Распредели слова
Единственное число Множественное число

Часы, обои, мешок, зараза, бандероль.

Карточка № 5
Новогоднее поздравление!
Много ……………… желаю,
Как ……………всегда сиять,
Радовать нас ………………
……………… не замечать!
Слова: неприятность, успех, радость, звездочка.

Новогоднее поздравление!
Желаю ………………в дни ненастья,
От всей …………….желаю счастья,
Задора, бодрости и …………………..,
Во всех……………….всегда успеха.!
Слова: дело, смех, душа, солнце.

Новогоднее поздравление!
Чтоб в этом……….
Жилось, как в ………….
Новогодний ……………..потолще.
За ……………….друзей побольше!
Слова: рай, год, стол, торт.
Новогоднее поздравление!
Желаю, чтобы ………………
Мешок…………………принес,
Второй мешок с …………………,
А третий с радостью и ………………!
Слова: здоровье, Дедушка Мороз, смех, успех.

Новогоднее поздравление!
Снег …………………..блестит под ногами,
И метет снеговая ……………..,
С Новым ………………. Вас поздравляю,
И желаю …………………всегда!
Слова: Успех, алмаз, год, пурга.
Карточка № 3
Группа № 1
Составь предложение, подчеркни имя существительное собственное.
Музей, много, Пушкина, ценных, в, Москва, в, экспонаты.
Группа №2
Составь предложение, подчеркни имя существительное собственное.
Ручьи, меж собой, спешат, Иртыша, перекликаясь, долина, в.
Группа № 3
Составь предложение, подчеркни имя существительное собственное.
До, лед, доезжая, берега, не, провалился, Невы.
Группа № 4
Составь предложение, подчеркни имя существительное собственное.
Обыкновенный, Казахстан, Астана, не, просто, это, город, столица.
Группа № 5
Составь предложение, подчеркни имя существительное собственное.
Яблоки, гордость, алматинцев, символ, Апорт, и, были.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: аня111
Просмотров: 445 | Загрузок: 89 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 1.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2016-12-09, 4:28 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [779]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [519]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1873]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [463]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru