Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

Урок развития речи 6 класс. Подготовка к сочинению-описанию «Осенний листок»
[ · Скачать удаленно (49,5 МБ) ] 2014-01-27, 8:51 PM
Урок развития речи, 6 класс. Подготовка к сочинению-описанию «Осенний листок» с использованием технологии РКМЧП. Тип урока Урок применения и совершенствования знаний. Вид семинар по письму. Это один из уроков Мастерской юного писателя.

Место урока:данный урок является логическим продолжением системы уроков по развитию речи. Текст и его типы. Повествование. Сочинение – повествование «Как я однажды…». Изложение «Мелочи жизни». Описание предмета.

В папке находятся следующие материалы: сценарий урока, презентация к уроку, структурно-информационная карта для учащихся, самоанализ урока, аудиофайлы (релаксационная пауза-настрой, письмо Пети Ошибкина), музыкальные треки.
<</
<</
Подготовка к сочинению-описанию «Осенний листок»
Цель урока
1) Образовательные:
- Подготовка учащихся к написанию сочинения-описания с использованием стратегии РАФТ;
- Повторение, а также закрепление знаний о композиции сочинения описательного характера;
- Развитие ключевых компетентностей учащихся: разрешения проблем и самоменеджмента, информационной и коммуникативной;
- Усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия.
- Повторение необходимого для работы орфографического материала.

3) Развивающие:
- развитие умения выявлять особенности описываемого предмета;
- активизация лексических средств, необходимых для описания предмета;
4) Воспитательные:
- стимулирование потребности учащихся в самореализации, самовыражении, в творческой и общественно-значимой работе;
- создание ситуации успеха
- развитие интересов и способностей учащихся;
- формирование убеждения учащихся в теоретической и практической значимости полученных знаний.
- Воспитание у учащихся любви к слову, чувства прекрасного и интереса к творческому труду.
- Совершенствование умений вести конструктивный диалог, принимать мнение собеседника, выразительно читать собственный текст.
Методы организации учебно-познавательной деятельности:
• словесный (сообщения учащихся в ходе работы над созданием текста; рассуждение, беседа);
• исследовательский (изучение текстов стихотворения с целью выявления художественно-изобразительных средств);
• практический (создание и презентация творческой работы);
• репродуктивный (воспроизведение знаний о стилях и типах речи, художественно-изобразительных средствах;
• стимулирования и мотивации интереса к учению (самореализация учащихся в творческой и общественно-значимой работе по использованию знаний о тексте).
• наблюдение (непосредственное, целенаправленное восприятие новых знаний посредством органов чувств).

Средства обучения:
технические –
рабочее место учителя, оснащённое ПК и проектором;
информационные
слайд – фильм учителя;
тексты-образцы, стихотворения русских поэтов
творческие работы учащихся
структурно-информационные карты урока на каждого учащегося
информационные
жетоны (желтый, красный, зелёный, синий) для определения настроения
мордашки для определения отношения к уроку ( на каждого учащегося)

Тип урока Урок применения и совершенствования знаний
Вид семинар по письму
Используемая технология Развитие критического мышления через чтение и письмо
Место урока: данный урок является логическим продолжением системы уроков по развитию речи
Текст и его типы.
Повествование.
Сочинение – повествование «Как я однажды…» (упр.86)
Изложение «Мелочи жизни» (упр. 20)
Описание предмета

У детей есть определенный багаж знаний, которые они должны продемонстрировать на уроке
Учащиеся знают: типы речи, стили речи, знакомы с художественно-изобразительными средствами: эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, умеют их находить в тексте, подбирать тропы самостоятельно, знают, что такое текст, тема и идея текста.

План урока
Оргмомент (30 сек)
Стадия вызова (6,5 мин)
А что там за окном? ( 1 мин)
Индукция (определение своего настроения) (1 мин 30 сек)
Письмо Пети Ошибкина (Определение теоретических сведений, необходимых для сочинения-описания) (1мин)
Кластер Осень (3мин)
Определение темы урока, его целей и задач (1 мин)
Стадия осмысления (28 мин)
Определение понятий писатель, мастерская (2 мин)
Что нужно знать и уметь писателю, чтобы его произведения читали (3 мин)
Анализ поэтических произведений, с целью нахождения художественно-изобразительных средств (4 мин)
Слушание музыки (валеологическая пауза-настрой «Лучик») запись ассоциаций, которые вызвали настрой и музыка (2 мин)
Рассматривание осеннего листка. (2 мин)
Подбор к нему тропов: эпитетов, сравнений, метафор, олицетворений (по группам) (3 мин)
Знакомство со стратегией РАФТ (2 мин)
Поэтапное обсуждение (4 мин)
Гимнастика для глаз (1 мин)
Пятиминутное эссе (5 мин)
Рефлексия 10 мин
Авторский стул (5 мин)
Как мы работали на уроке Определение отношения к уроку (мордашки). (3 мин)
Оценивание (2 мин)
Сценарий урока
Этап урока
Время Задачи Действия учителя Действия учащихся Слайды
Оргмомент (30 сек) Организация класса на работу Приветствие. Ребята, здравствуйте, садитесь, пожалуйста. Я рада видеть вас и наших гостей на сегодняшнем уроке. Приветствуют, демонстрируют свою готовность к уроку
Стадия вызова
6,5 мин
Создание необходимого настроения (1 мин) Дети, посмотрите в окно. Что вы там увидели? А что вы видели, на что обратили внимание, когда шли по дороге в школу?
Что вы чувствуете, сидя здесь и сейчас? Смотрят в окно, отвечают на вопросы учителя 1 слайд А что там за окном
Индукция (определение своего настроения) (30 сек)

Определение, с каким настроением дети приступают к творческой работе Определите с помощью цветового спектра, какое у вас сейчас настроение.
Пронесем наше хорошее настроение на протяжении всего урока, оно поможет нам в успешной деятельности на уроке
Определяют свое настроение
Индивидуальная работа

2 слайд
Определение настроения
Письмо Пети Ошибкина (1 мин)

Определение теоретических сведений , необходимых для сочинения-описания Побудить учащихся к воспроизведению теоретических сведений о типах, стилях речи, тропах;

Нам пришло звуковое письмо. Давайте его послушаем.
Как мы можем помочь Пете Ошибкину?

Определяют, что такое типы, стили речи, художественно-изобразительные средства

3,4 слайды
Письмо Пети Ошибкина

Кластер Осень
(3 мин) Подвести учащихся к определению темы урока его задач
Создать мотивацию активной деятельности на уроке
Запишем в тетради дату
Тему урока определим попозже
Осенняя пора…
Какие ассоциации вызывает у вас это сочетание слов?
Какие образы возникают?
Составим кластер «Осень», чтобы осмыслить то, что мы увидели.

Как вы думаете, зачем мы выполнили эту работу?
Как она может нам пригодиться на сегодняшнем уроке?
Да, у нас урок развития речи.
Что мы делаем на таких уроках?
Что значит развивать речь? Дети по очереди выходят к доске, записывают сведения об осени
Делают соответствующую запись в тетради
Дают ответы на вопросы
Определяют, что нужно знать и уметь, чтобы развивать речь 5 слайд
кластер
Определение темы урока
(1 мин) Обучение детей определять цели и задачи урока А что нужно знать и уметь, чтобы написать сочинение-описание?

Определим наши цели и задачи.
Подготовка к сочинению-описанию предмета
Осенний лист Записывают тему урока 6 слайд с темой урока

7 слайд цели и задачи урока
Стадия осмысления (28) Определение понятий писатель, мастерская (2 мин)

3 мин Определение порядка дальнейшей работы Для того, чтобы наша работа была успешнее, я приглашаю вас в мастерскую юного писателя, где вы продолжите совершенствование своих умений в создании маленьких шедевров.
Вспомним лексическое значение слов
Писатель и мастерская
Что нужно знать и уметь писателю, чтобы его произведения читались?
Умение наблюдать.
Умение вживаться в другие роли.
Умение сопереживать.
Умение использовать художественно-изобразительные средства.
Умение выбирать , находить интересную тему и раскрывать ее.
Собирать и систематизировать материал для своего произведения.

Вспоминают, определяют, выдвигают предположения
Что нужно знать и уметь писателю, чтобы его произведения читали 8,9 слайды слова писатель
мастерская
Анализ поэтических произведений, с целью нахождения художественно-изобразительных средств (4 мин) Обеспечение умения применять теоретические знания на практике, находить в тексте художественно-изобразительные средства Обратимся к поэтическому произведению И.Бунина и проанализируем, какие художественно-изобразительные средства использует поэт. Работа в парах
Запись в тетрадях тропов
О готовности сигналят, соединив руки всей группой и подняв их вверх
Слушание музыки (валеологическая пауза) запись ассоциаций, которые вызвала музыка (2)
Релаксация, воспитание эстетических чувств 1. "Индукция" - создание эмоционального настроя, включение чувств ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения. Осени, как и другим временам года, посвящали свои произведения не только поэты и писатели, но и художники, композиторы.
В искусстве все взаимосвязано. Иногда картина художника вдохновляет композитора на создание художественного полотна, а иногда музыка становится для писателя, поэта источником вдохновения.
Я предлагаю и вам испытать на себе чарующее влияние музыки. Закройте глаза представьте ту картину, о которой вам будет рассказываться, слушайте настрой и музыку к нему.
Над нами голубое, безграничное небо. А под ногами земля. Земля, которая покрыта желтыми, оранжевыми осенними листьями. Вдруг что-то легкое коснулось вашей щеки. Прикосновение такое нежное и ласковое! Что это? Это луч. Луч осеннего солнышка. Вы щуритесь от удовольствия, потому что ощущаете прикосновение яркого солнечного лучика. Эта яркость и теплота – прощальные.
Откройте и вы свои глаза. Посмотрите, какой необычный букет принесла я вам. Этот букет не из цветов, и даже не из осенних листьев, а из слов. Слов осенних, но, тем не менее, теплых, звенящих, струящихся, поющих! Хотите узнать, какие это слова? Тогда ловите! Какие слова вы поймали? Поделитесь ими друг с другом, запишите их.

Дети закрывают глаза, слушают настрой и музыку.

Учащиеся открывают глаза, воспринимают информацию.

Запись ассоциаций на листочках, прикрепление листочков к доске
От каждой группы выступает 1 представитель
Слайды с картинами осени

Слайд с музыкальным произведением

Рассматривание осеннего листка (2 мин)
Повторение художественно-изобразительных средств

Осенний листок… внимательно рассмотрите осенние листья
Какие художественно-изобразительные средства нам могут понадобиться, чтобы его описать? Дети отвечают На столах у детей разные осенние листья, на экране слайды с осенними листьями
Подбор к нему тропов эпитетов, сравнений, метафор, олицетворений (по группам) (3 мин) Обеспечение умения применять теоретические знания на практике 1 группа – подбирает эпитеты
2 группа – сравнения
3 группа – олицетворения
4 группа – метафоры Работа в группах Слайд с определением задания
Знакомство со стратегией РАФТ (2 мин)
Знакомство с новой формой написания творческой работы Вы сказали, что писатель должен уметь вживаться в разные образы. Именно этому мы с вами будем сегодня учиться. Есть замечательный прием, с помощью которого можно создать оригинальное произведение. Называется такой прием РАФТ. Учащиеся воспринимают информацию учителя Слайд, что такое РАФТ
Поэтапное обсуждение
(4 мин)
Нацеливание на творческую работу, инструктаж, как ее можно создать Гораздо интереснее описать предмет, если создавать произведение от имени какого-либо героя подумаем вместе, т.е. вжившись в какую-либо роль, от чьего имени можно писать?
Но недостаточно определить роль, надо еще подумать, к кому будет обращаться ваш герой. Определим аудиторию…
А теперь подумаем, в какой форме можно преподнести свое произведение
И последнее, о чем поведает наш герой, зачем он это сделает? Дети высказывают предположение, записывают свои мысли в тетрадь Слайды
Роль
Аудитория
Форма
Тема
Гимнастика для глаз (1 мин) Помочь детям снять напряжение на глаза Перед тем как приступить к работе, сделаем гимнастику для глаз.
Напоминаю: сидим прямо, головой не двигаем. Работают только глазки. Следим за предметами глазами. Мигающий и поворачивающийся предмет напоминает, что глазками надо быстро моргать. Дети выполняют гимнастику для глаз Слайды
Пусть наши глазки отдохнут, гимнастика для глаз
Пятиминутное эссе (5)
Создание творческой работы Приступаем к работе. Ваша задача: на основе собранного материала создать оригинальную работу. Я буду писать вместе с вами. В нашем распоряжении 5 минут. Дети и учитель пишут эссе.

Слайды
Пятиминутное эссе
Осенние листы
Рефлексия 10 мин
(5)
Развитие умения слушать друг друга, выбирать наиболее интересную работу Прочитайте в группе свои работы, выберите наиболее интересное произведение. Работа в группах. Каждый обучающийся выразительно читает свой текст вслух, а всем остальным предлагается найти в тексте то, что особенно понравилось, заинтересовало
Выбирается одна, самая яркая. Слайд
Работа в группах
Осенние листы
Авторский стул (5)
Создание ситуации успеха, обучение умению слушать, воспринимать чужой текст, анализировать услышанное Вы выбрали наиболее яркую работу. Пожалуйста, авторы, мы с интересом слушаем ваши работы.
А все остальные внимательно слушаем авторов и отмечаем в работах наиболее яркие и интересные моменты.
Автор наиболее интересной работы от каждой группы читает свое произведение. Учащиеся отмечают те изюминки, которые им понравились в работе автора. Слайд
Авторский стул
Рефлексия. Фитбек
Как мы работали на уроке (4)
Обучение анализу своей деятельности

Диагностика отношения к уроку Организация детей на рефлексивную деятельность
Вот и подошла к концу наша работа в МАСТЕРСКОЙ ПИСАТЕЛЯ. Как мы работали? Чему научились, что новое узнали для себя.
Все это мы обсуждаем в микрогруппах, даём оценку деятельности каждого члена группы, заполняем оценочные карт.

Нарисуйте ту мордашку, которая соответствует вашей оценке урока Обсуждают результаты работы.
Дети с помощью экспресс-методики определяют, свое отношение к уроку Слайд с мордашками
Оценивание
Вручение памятных сувениров
(1) Создание ситуации успеха Выставление оценок
Поощрение наиболее активных учащихся
Каждому обучающемуся вручается осенний листок с поэтическими строками.
Домашнее задание Проверка усвоения темы урока Обращаемся к структурно-информационным картам.
Переписать работу на лист А-4. (Можно дополнить рисунком осеннего листа)
Демонстрируется образец выполнения. У учащихся в структурно-информационных картах Д/з указано
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Gearsofwar | Теги: 6 класс, урок+презентация+видеофильм Осенний
Просмотров: 1643 | Загрузок: 222 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-10, 11:29 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [779]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [519]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1873]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [464]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru