Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

пошаговая подготовка к ЕНТ по русскому языку
2014-01-28, 3:51 PM
Пошаговая подготовка к ЕНТ по русскому языку
Петрова С.Н.
– учитель русского языка
и литературы Целинной СШ
Подготовить школьников к ЕНТ можно, разумеется, разными способами: путем перегрузки домашними заданиями или дополнительными занятиями, поощрением системы репетиторства или «натаскиванием» учащихся по пробникам. Однако это противоречит основной задаче учителя – воспитание активной личности, способной самостоятельно решать познавательные задачи. Наиболее успешно решаются эти вопросы в школе в тех случаях, когда учитель заботится о развитии познавательных способностей школьников, обучая их систематизации и обобщению учебного материала.
Решение теста предполагает не только фактическое переложение знаний типа «вопрос – ответ», но и умение выделять главное, существенное, видеть ключевые слова в вопросе, умение сравнивать, самостоятельно мыслить и т д. Известно, что общеучебные и мыслительные умения и навыки формируются в начальной школе. Это умения слушать, выделять главное, сравнивать, обобщать, систематизировать, объяснять, доказывать, опровергать, требующие навыков работы с книгой, способности к познавательной самостоятельности, мотивации учения. Если эти умения и навыки сформированы в начальной школе, значит, обучать научным дисциплинам легче.
Поскольку в основе лингвистического мышления лежат операции сравнения, классификации, обобщения и такие всеобщие формы оперирования материалом, как анализ и синтез, учитель должен последовательно отрабатывать умения производить эти операции на всех этапах обучения. Проводить такую работу учитель должен на протяжении всего курса обучения русскому языку, начиная с 5 класса.
Поэтому первым шагом по подготовке к ЕНТ следует назвать формирование общеучебных навыков.
В 6 классе по русскому языку заканчивается изучение таких разделов русского языка, как «Лексика», «Фонетика», «Словообразование», «Части речи» (половина). Значит, перед учащимися и учителем стоит задача: обеспечить стабильность и сохранность знаний по этим разделам, т. е. включить долговременную память. Каким образом это можно сделать? Общеизвестно, что человек лучше запоминает, когда задействованы несколько видов памяти: слуховая (вербальная), зрительная, образная. Для этого учителя-практики используют:
• Алгоритмы применения правила (помогают довести знания до автоматизма)
• Обобщающие таблицы (помогают привести в систему знания по целому разделу)
• Памятки (по организации деятельности)
Общеизвестно также, что человек лучше запоминает, обучая других. Поэтому на уроках, начиная с 5 класса, практикую такие приемы:
• Составление вопросов для одноклассников по теме, параграфу, разделу, начиная с определений понятий до логических заданий. Например, простой вопрос: что такое местоимение? И вопрос на логику: какая связь между вопросительными и относительными местоимениями?
Эта работа детей и учителя систематизирована, и в 10 классе повторение учебного материала начинается по тематическим вопросникам.
• Взаимоопрос по правилам, по алгоритмам, по таблицам
• Игра «Я знаю…, а ты что знаешь?» (при обобщении знаний по теме)
Чтобы не растерялись эти знания за 4 – 5 лет, а наоборот, закрепились, в 7 – 9 классах использую попутное повторение, орфографические, синтаксические минутки, все виды разбора.
Таким образом, вторым шагом в системе подготовки к ЕНТ является работа по обобщению, закреплению и сохранности ЗУН учащихся.
Третий шаг в 10 классе, когда необходимо выяснить, на каком уровне состояние ЗУН учащихся по всему курсу русского языка. Какие знания ученик сохранил, что забыл, а что вообще прошло мимо него. На этом этапе я применяю самодиагностику. Составляю для каждого ученика таблицу «Образовательная траектория повторения по русскому языку ученицы 10 класса ФИ», в состав которой входят графы:
• Содержание программного материала (прописаны все темы по разделам русского языка)
• Понятия, которые не знакомы
• Понятия, которые вызывают чувство знакомости
• Понятия, которые точно знакомы
• Дата повторения
При самодиагностике ученики делают отметки в 2,3,4 графах. После этого я проверяю все таблицы и составляю свой план проведения консультаций – общих и индивидуальных. Общие консультации провожу по тем темам, на которые большинство учащихся указали как не знакомые им.
Четвертый шаг – углубление в работу по 1 теме. Допустим, ученик в теме «Фонетика» назвал 1 – 2 понятия, которые ему не знакомы. Чтобы выяснить причины незнакомости, я даю тематический вопросник. Например, по теме «Фонетика» составлены 53 вопроса вместе с практическими заданиями. Ученик отмечает вопросы, на которые он не знает ответы. Так определяется круг вопросов, по которым необходимо дать консультацию по теме, отработать практические навыки. После консультации к вопросникам даются ответники. Когда учащиеся готовы выйти на тематический тест, даю им тематический тест. Выполняют они его в «Карте тематического анализа»
• Фамилия, имя
• Тема
• № по порядку Ответ учащегося
• Отметка о правильности
• Темы, по которым допущена ошибка
• План работы по устранению ошибок (дата, тема, консультация, отработка теории, практики, повторный контроль) - это заполняет учитель.
Пятый шаг – выход на индивидуальную траекторию повторения. Ученик отрабатывает тест на 100% результат.
Параллельно проводится работа по пробникам, по всем видам тестовых сборников. Выполняют их учащиеся в своих тетрадях или на листах «Карта самоанализа пробного тестирования»
• Фамилия, имя
• Дата проведения
• Вариант
• Ответ
• Отработка
• Правильный ответ
• Формулировка вопроса
• Тема
• Итого
• Оценка
Работа по пробникам проводится до 100% правильности ответов.
Учителем ведется мониторинг «Проверка результативности подготовки к ЕНТ по пробникам» (см таблицу). После каждого пробного тестирования делается анализ результатов, где указываются ошибки, причины повышения или понижения результата, делаются выводы и рекомендации по каждому ученику и в целом по классу.
В школе создана единая система подготовки к ЕНТ по предметам. (Слайд)
1. Тематическое повторение, контроль, коррекция знаний
2. Комплексное тестирование, работа над ошибками.
3. Индивидуальная траектория подготовки к ЕНТ. В условиях малокомплектной школы это самый оптимальный подход.
4. Самоподготовка.
5. Контроль. Мониторинг. Анализ.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Svetlanna
Просмотров: 1395 | Загрузок: 0 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2016-12-05, 9:34 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [775]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [696]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [365]
Начальная школа [1871]
Мой Казахстан [237]
Технология [126]
Самопознание [170]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [462]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [543]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru