Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

правописание суффиксов имён существительных
[ Скачать с сервера (25.7Kb) ] 2014-01-28, 8:57 PM
Класс: 6 «Б» класс
Учитель: Жабакова М. Т.
Предмет: русский язык
Тема урока: правописание суффиксов имён существительных
Цель урока:
создать условия для изучения правописания суффиксов имён существительных.
Задачи урока:
Образовательная:
Способствовать формированию знаний учащихся о правописании суффиксов существительных и их значении;
Развивающая:
развивать умение самостоятельно изучать теоретические сведения, обрабатывать полученную информацию, делать выводы по этой информации и применять на практике;
Воспитательная:
воспитывать интерес к изучению русского языка и повышать учебную мотивацию.
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: традиционный
Методы: репродуктивный, наглядный, практический, частично - поисковый
Приёмы: работа с теоретическим материалом, словарно – орфографическая работа, буквенный диктант, выборочный диктант, выполнение дифференцированного задания.
Формы: индивидуальная, общеклассная, парная, фронтальная
Технология: дифференцированное обучение
Оборудование: опорная таблица, карточки с дифференцированным заданием, электронная презентация

Ход урока
I. Орг. момент:
Настрой на урок Начат новый добрый день,
Первым делом гоним лень,
На уроке не молчать
Всем работать, отвечать.

Пожелание учителя Всем нам известно,
Что русский язык изучать интересно,
Мы продолжаем к знаниям путь
В жизнь их с собою возьми, не забудь!
II. Повторение изученного.

Какую часть речи мы изучаем? Часть речи удивительная
Зовётся существительным
Предмет обозначает
На Кто? Что? Отвечает.
Какие существительные называются одушевлёнными, какие неодушевлёнными? 1.Одушев. и неодуш. сущ.
Про людей, зверей и рыб,
Насекомых и всех птиц
Спросим дружно – кто они?
Всем предметам остальным
Что? Вопрос мы зададим.
Как пишутся собственные имена существительные? 2.Правописание собственных сущ.
Названия реки, горы, равнины,
Имена, фамилии, долины,
Клички всех животных,
Отчества людей –
Всё с заглавной буквы,
Ты пиши скорей.
Как определить род имени существительного? 3.Род имён существительных.
К слову я подставлю «мой» -
Это значит род мужской.
Женский род – запомню я –
То, про что скажу «моя».
Средний род оно «моё» -
Вот и выучил я всё.
Сколько склонений у существительного? 4.Существительным зовусь,
На три склонения делюсь:
1 склонение – с окончанием – А и Я –
Рода женского и мужского, друзья.
2 склонение – род мужской без окончания,
И средний род – О – Е – плавное звучание.
3 склонение – род женский с Ь на конце

Сколько падежей мы знаем? 5.Есть шесть братьев падежей
Нет на свете их дружней.
Согласованно живут
И порядок стерегут.
6.Именительный падеж
Самый главный он из всех.
На вопросы кто? что? отвечает
Подлежащим в предложении бывает.
7.А теперь падеж родительный,
Он не менее значительный.
Нет кого? чего? – волнуется
И с предлогами в рифму согласуется. 8.Дательный падеж – добряк,
Всё стремится делать так:
Дать кому? чему? Быстрей –
По и К – предлогов нет дружней!
9.Винительный падеж всегда любуется,
Вижу что? кого? волнуется,
Через, в, на, за, про –
С предлогом согласуется легко. 10.Творительный падеж вещает,
Гордиться кем? И чем? решает.
Предлоги: между, с, над, за, под
Со словами дружбу бережёт.
11.Предложный вам сулит успех,
О ком? О чём? Он думает о всех.
Предлоги он свои не забывает,
О, об, - он громко восклицает.

III. Сообщение темы и цели урока.
Чтобы определить тему урока надо отгадать загадку.
После корня он стоит
Слово новое звучит.
Обозначим уголком,
Называем (суффиксом.)
- Что такое суффикс?
Сегодня на уроке вы будете знакомиться с правописанием суффиксов имён существительных.
IV. Правописание суффиксов -ЕК, -ИК.
1.Чтение орфограммы в учебнике № 31.
2. Словарно – орфографическая работа.
Плам..ни, пар…воз…к, знам..ни, человеч…к, звоноч…к, утк…нос…к.
- На какие три группы можно разделить слова? Почему?
- Какой суффикс пишется в косвенных падежах у существительных на –мя? Как они называются? Почему?
3.Выполнение упражнения 563.
-Какое значение придаёт суффикс -ЕК, -ИК словам?
V. Правописание гласных О, Е в суффиксах имён существительных.
1.Чтение орфограммы в учебнике № 32.
2. Выполнение упражнения 565.
3.Буквенный диктант с взаимопроверкой.
Дружок, жучок, ноженька, доченька, медвежонок, ручонка, реченька, крошечка, внучок, значок.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
О О Е Е О О Е Е О О
-Какое значение придают суффиксы словам?
- Чем проверяется правописание гласных в суффиксах?
VI. Правописание суффиксов -ЧИК, -ЩИК.
1.Чтение орфограммы в учебнике № 33.
2.Работа на доске:
Обход…ик прицеп…ик
Лёт…ик набор…ик
Рассказ…ик съём…ик
Перепис…ик угон…ик
Перебеж...ик сортиров…ик
-Почему слова поделены на два столбика?
Какое значение придаёт суффикс словам?
3. Что вы можете сказать о суффиксе ЧИК в словах:
Диванчик, колокольчик, стаканчик, журнальчик.
4. Выборочный диктант: выпишите слова из текста с суффиксами –ЧИК, -ЩИК, объясните правописание.
Выборочный диктант
Однажды развед…ик получил ответственное задание: внедриться в группу опасных заговор…иков и узнать об их тайных планах. Много сил, мужества и врем…ни пришлось затратить ему для выполнения задания. Он побывал и бетон…иком, и камен…иком, и свар…иком, и водопровод…иком, и паркет…иком, и смаз…иком, когда выяснилось, что заговорщики были просто строителями, а в их тайные планы входило строительство
новой школы.
-Какое имя существительное отличается от всех остальных? Почему?
VII. Проверка усвоения изученного материала: выполнение самостоятельных разного уровня сложности.
Первый уровень: озаглавьте текст, заполните таблицу примерами из текста.

Если ты идешь мимо небольшого магазинчика с надписью «Дом игрушки», то непременно остановишься. Так заманчиво сверкает огнями витрина, полная чудес!
В самом центре расположился сказочный городочек. Разноцветные домики совсем как настоящие. Окошечки с резными ставнями раскрыты, на каждом подоконнике стоит крошечный цветочек. Город населен жителями. Они разодеты в пестрые костюмчики! Здесь и извозчик, и важный фонарщик, и умный переводчик. На отдельном столике разместился целый зоопарк. Медвежонок и волчонок играют в мячик, зайчонок и ежонок - в прятки, мышонок спрятался в норке. Все зверюшки веселые и забавные.
«Дом Игрушки» — это целый мир, в котором живут красота и радость. Здесь никогда не бывает скучно.

1.Суффикс –ЧИК с уменьшительно – ласкательным значение.
2.Суффиксы –ЧИК, -ЩИК
3.Суффиксы – ЕК, -ИК
4.Гласные О,Е в суффиксах существительных после шипящих и Ц.

Второй уровень: озаглавьте текст, вставьте пропущенные буквы, выделите суффиксы.

Если ты идешь мимо небольшого магазин…ика с надписью «Дом игрушки», то непременно остановишься. Так заманчиво сверкает огнями витрина, полная чудес!
В самом центре расположился сказочный городоч…к. Разноцветные дом…ки совсем как настоящие. Окош…чки с резными ставнями раскрыты, на каждом подоконнике стоит крошечный цветоч…к. Город населен жителями. Они разодеты в пестрые костюм…ики! Здесь и извоз…ик, и важный фонар...ик, и умный перевод…ик. На отдельном стол...ке разместился целый зоопарк. Медвеж…нок и волч…нок играют в мяч...к, зайч…нок и еж…нок в прятки, мыш…нок спрятался в норке. Все зверюшки веселые и забавные.
«Дом Игрушки» — это целый мир, в котором живут красота и радость. Здесь никогда не бывает скучно.
Третий уровень: озаглавьте текст, в выделенных словах выделите суффиксы.

Если ты идешь мимо небольшого магазинчика с надписью «Дом игрушки», то непременно остановишься. Так заманчиво сверкает огнями витрина, полная чудес!
В самом центре расположился сказочный городочек. Разноцветные домики совсем как настоящие. Окошечки с резными ставнями раскрыты, на каждом подоконнике стоит крошечный цветочек. Город населен жителями. Они разодеты в пестрые костюмчики! Здесь и извозчик, и важный фонарщик, и умный переводчик. На отдельном столике разместился целый зоопарк. Медвежонок и волчонок играют в мячик, зайчонок и ежонок - в прятки, мышонок спрятался в норке. Все зверюшки веселые и забавные.
«Дом Игрушки» — это целый мир, в котором живут красота и радость. Здесь никогда не бывает скучно.

VIII. Итог урока: обобщение, оценивание
Какие знания о правописании суффиксов имён существительных вы возьмёте с собой в жизнь?
Если постараться, можно разобраться.
Если потрудиться – многого добиться.
IX. Домашнее задание: упражнение 566 (все), упражнение 569 (1 и 2 группы)

Самоанализ урока.
Класс: 6 «Б» класс
Учитель: Жабакова М. Т.
Предмет: русский язык
Тема урока: правописание суффиксов имён существительных
Цель урока:
создать условия для изучения правописания суффиксов имён существительных.
Задачи урока:
Образовательная:
Способствовать формированию знаний учащихся о правописании суффиксов существительных и их значении;
Развивающая:
развивать умение самостоятельно изучать теоретические сведения, обрабатывать полученную информацию, делать выводы по этой информации и применять на практике;
Воспитательная:
воспитывать интерес к изучению русского языка и повышать учебную мотивацию.
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: традиционный
Методы: репродуктивный, наглядный, практический, частично - поисковый
Приёмы: работа с теоретическим материалом, словарно – орфографическая работа, буквенный диктант, выборочный диктант, выполнение дифференцированного задания.
Формы: индивидуальная, общеклассная, парная, фронтальная
Технология: дифференцированное обучение
Оборудование: опорная таблица, карточки с дифференцированным заданием, электронная презентация
Структура урока
1. Организационный момент. Психологический настрой на урок.
2. Повторение пройденного материала.
3. Сообщение темы урока. Обозначение цели урока.
4. Изучение нового материала. Первичное закрепление.
7. Контроль знаний. Работа с текстом.
6. Итог урока.
7. Домашнее задание.
Урок начала с психологического настроя, который носит воспитательный характер.
Для организации повторения сведений об имени существительном применила устный фронтальный опрос в виде поэтической разминки. Повторение было проведено с целью проверки изученного материала и создания подготовительного этапа к изучению новой темы. С целью введения в урок была загадана загадка о суффиксе.
Изучение новой темы разделила на три этапа в соответствии с количеством изучаемых суффиксов существительных. С каждой орфограммой учащиеся знакомились самостоятельно, делали по ней выводы и применяли при выполнении практический заданий, обосновывая свой выбор. Задания были общеклассными, индивидуальными, дифференцированными. Для контроля знаний использовала буквенный диктант, выборочный диктант, выполнение дифференцированного задания. Для развития умения оценивать результат своей деятельности на уроке использовала коллективную проверку, самопроверку и взаимопроверку с оцениванием. Материал к уроку подбирала с учётом накопленных знаний, умений и навыков учеников. Урок построила таким образом, чтобы деятельность учеников постоянно менялась. Результаты показали, что данный урок достиг своих целей.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: ina
Просмотров: 2355 | Загрузок: 149 | Комментарии: 6 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2016-12-05, 3:30 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [775]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [696]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [365]
Начальная школа [1871]
Мой Казахстан [237]
Технология [126]
Самопознание [170]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [462]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [543]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru