Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

Открытый урок по русскому языку в 6 классе "Лингвистический бой"
[ Скачать с сервера (31.9Kb) ] 2014-01-31, 8:30 AM
Автор: Бербенко Любовь Юрьевна
КГУ "Средняя школа аула Токсан би" района имени Габита Мусрепова СКО

Лингвистический бой
(Открытый урок по русскому языку в 6 классе)
Цели:
1)повторение и обобщение изученного по теме «Лексика»;
2)развитие творческих способностей учащихся, памяти, внимания, смекалки;
3)воспитание интереса к предмету, умения работать в коллективе.
Слайд № 1 Текст на интерактивной доске.
Учитель:
«Здравствуйте, что особенного мы сказали? Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире, отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?» Ребята, давайте поприветствуем друг друга, наших гостей, учителей. Одно лишь приятное слово, а как все удивительно меняется, улучшается настроение. Слово – великая сила.
Слайд №2
Есть такое восточное изречение: «Рана, нанесенная стрелой, заживет, а рана, нанесенная словом, не заживет никогда».
Ученица читает стихотворение:
Слайд № 3 На доброе слово не надо скупиться.Сказать это слово – что дать напиться. Со словом обидным - нельзя торопиться, чтоб завтра себя самого не стыдиться.
Учитель: Ребята, дома вы должны были подготовить пословицы о слове. Давайте назовем их. (Дети называют пословицы ) Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.
Не всякому слову верь.
Острое словечко колет сердечко.
На словах медок, а в сердце ледок.
Добрые слова дороже богатства.
Недоброе слово больнее огня жжет. Беседа найдет соседа.
Не по словам судят, а по делам.
Ласковое слово, что весенний день.
Ласковым словом многого добьешься.
Хорошее слово – половина дела.
Сказанное словцо – серебро, а несказанное – золото.
Сегодня мы будем говорить о слове, его функциях. Тема нашего урока - «Повторение и обобщение по теме «Лексика» в 5 классе» (на доске – Слайд №4)
2) Наш урок мы проведем в виде игры «Лингвистический бой». Слайд № 5 Правила игры: будет несколько игровых конкурсов - заданий. Каждый конкурс оценивается 10 баллами. Жюри будет учитывать, насколько активны будут участники команды.
Первая команда называется «Ручеек»,
вторая - «Огонек». Представляю наше жюри: ( Учитель представляет жюри)
Начинаем игру!
1 конкурс – жеребьевка (капитаны команд готовили «Слово о языке». Нужно за 1 минуту рассказать)
Та команда, капитан которой получил больше баллов, начинает игру первая.
Слайд № 6 Ребята, давайте вспомним: Что изучает лексикология? Что такое лексическое значение слова?
Слайд № 7 Лексикология – раздел науки о языке, в котором изучается лексическое значение слова, его словарный состав – лексика. Лексическое значение слова – это то, что оно обозначает.
Слайд № 8 Учитель: Слово – это основная единица языка и речи. Оно служит для называния предметов, действий, лиц, признаков, количеств. То, что обозначает слово, и является его лексическим значением. Лексическое значение разъясняется в толковом словаре. Слово имеет и грамматическое значение: например, слово «урок» – существительное мужского рода в именительном падеже единственного числа.
2 конкурс называется «Слово не воробей»
Слайд № 9 (Нужно определить слово по его лексическому значению. Учитель называет по очереди каждой команде лексическое значение слов, а команды по очереди его называют.
1) Цвет фиалки и сирени – лиловый (фиолетовый)
2) Заранее намеченный путь следования – (маршрут)
3) Мысленно представить себе что-либо – (вообразить)
4) Очень большой – (огромный, гигантский)
5) Желтый, с красноватым оттенком – оранжевый
6) Знаки для обозначения звуков – (буквы)
Слайд № 10 (проверка)
Слайд № 11 Повторим знания о многозначных и однозначных словах. Ребята, кто может рассказать, какие слова мы называем многозначными?
А какие – однозначными?
Слайд № 12 Однозначные слова – это слова с одним лексическим значением: флаг – отличительный знак государства; акробат – артист цирка; айсберг – ледяная глыба в океане.
Многозначные слова – это слова, которые имеют несколько лексических значений: кнопка -
1)канцелярская кнопка;
2)кнопка электрического звонка;
3) кнопка на платье.
3 конкурс Задание следующее. Каждой команде дано по два слова. У вас на столе толковые словари. Определите по словарю, какое из данных слов многозначное, а какое – однозначное. Объясните свой выбор.
Команда «Ручеек» - броня, зависть.
Команда «Огонек» - фонтан, клевета.
(жюри оценивает ответы))
Ребята, на экране - предложения.
Слайд № 13 Прочитайте их и вспомните, как называются выделенные слова.
1.Золотая клетка на сучке висит, в этой клетке птица, словно жар горит.
2.Золотые нивы, гладь и блеск озер, светлые заливы, без конца простор. (Слова в переносном значении)
4 конкурс Затем команды должны выделить слова в переносном значении в предложениях ( карточки). Команды должны выделить в тексте все слова в переносном значении.
Слайд № 14
1) Тучки дружные, вешние, жемчужные мчатся надо мной.
2) Горит восток зарею новой.
3) Котелок сердится и бормочет на огне.
4) Поднялась, завьюжила снега кутерьма, навязала кружева на кустах зима.
5) Проплясал, проплакал дождь весенний, замерла гроза.
Ребята, как называются слова, одинаковые или близкие по значению и принадлежащие к одной и той же части речи? (Синонимы) Слайд № 15
На экране – стихотворение В. Остена «Дорога».
Подумайте, как много
Значений у слова «дорога».
Дорогой зовут автостраду,
И тропку, бегущую рядом,
И шлях, что лежит на равнине,
И путь каравана в пустыне.
И шаг альпиниста по круче,
К вершине, упрятанной в тучах,
И след корабля над волнами,
И синие выси над нами.
Кто назовет слова-синонимы, которые использованы автором в этом стихотворении?
5 конкурс Слайд № 16 Кроссворд «Синонимы» Вам нужно заполнить кроссворд словами-синонимами. Слова и кроссворд вы видите на доске, это же задание у вас в карточках. Кто быстрее справится с заданием, тот и набирает больше баллов.
Торопиться – (спешить)
Учить – (изучать)
Бежать – (нестись)
Осилить – (одолеть)
Известие – (новость)
Удивить – (изумить)
Фантазировать - (мечтать)
С
И
Н
О
Н
И
М
(Слайд № 17 - проверка)
А теперь определите, о каких словах я говорю?
Слова одной и той же части речи, которые имеют противоположное значение (антонимы).
6 конкурс «Аукцион» (слайд № 18 ).
Какая команда подберет больше антонимов к словам.
Я называю слова сначала для одной команды, а затем для другой.
Команда «Ручеек» Команда «Огонек»
Беда Бесславие Бездарный
Ближний Белый Больше
Будущее Красавец Вверх
Мало Вечером Неправда
Внешний Обвинять Война
Отвергать Вперед Первый
Вражда Плохой Встреча
Подъем Глупец Правда
Горький Противник Тишина
Слайд № 19
Ребята, посмотрите на экран. Как называются пары слов, похожие по звучанию, но различные по значению?
Эффектный - эффективный
Командированный – командировочный
Слайд № 20 Паронимы – однокоренные слова, похожие по значению, но различные по значению: искусный – искусственный.
7 конкурс
Слайд № 21 «Ты - мне, я - тебе».
Командам даны карточки со словами, сначала первая команда называет слово, а вторая подбирает к словам паронимы, затем меняются.
Паронимы для команд:
«Ручеек» «Огонек»
адресант(адресат) высокий(высотный) скрытный(скрытый) расчетливый(расчетный) приметливый(приметный ) удачливый(удачный) тактический(тактичный) бережливый(бережный) нетерпимый(нестерпимый) жесткий(жестокий) понятный(понятливый) соседний(соседский)
(на экране указаны правильные ответы)
Затем результаты высвечиваются на экране.
Слайд № 22
Слайд № 23 Прослушайте стихотворение.
Мы слова из русской речи,
Из родного языка!
Одинаково нас пишут,
Одинаково нас слышат.
Но важна не только внешность,
Потому не торопись,
Не всегда важна поспешность,
Ты до смысла доберись.
Наподобие начинки
Смысл запрятан в серединке,
Сходным лицам вопреки
Мы по смыслу далеки. (Я.Козловский)
О каких словах идет речь в стихотворении? (об омонимах)
Слайд № 24 Омонимы – это слова, которые одинаково звучат и пишутся, но имеют разное лексическое значение.
Вам даны небольшие стихотворения. Ваша задача изобразить омонимы, которые спрятаны в содержании.
Слайд № 25
Для команды «Ручеек»
Шел я с сумкой за плечом.
Вижу, бьет в овраге ключ.
Наклонившись над ключом,
Уронил я в воду ключ.
Шарю я в ключе по дну,
Над водою спину гну.
И если ключ я не найду,
Как домой я попаду? (Б.Лившиц)
Для команды «Огонек»
- Кто вы? - Мы лисички. Дружные сестрички.
– Ну, а вы-то кто же?
– Мы лисички тоже!
–Как, с одной-то лапкой?
– Нет, еще со шляпкой! (А.Шибаев)
Ребята, пока художники будут рисовать, я загадаю вам загадки на тему «Омонимы».
1.Право, я прическа – чудо!
Заплести ее не худо.
И на лугу с шипеньем острым
Управляюсь с сенокосом. (коса)
2. Я и шуба длинная до пят,
И в фигурном катанье меня всякий увидеть рад. (тулуп)
3. Я и приправа хорошая к столу,
И в цель могу пустить певучую стрелу. (лук)
Слайд № 26
8 конкурс - «Угадай-ка» На экране даются картинки, а вы должны угадать, какой фразеологизм изображен.(На доске высвечиваются картинки) Фразеологизмы : крокодиловы слезы, как кошка с собакой, сесть в лужу, кот наплакал)
(относят выполненное задание жюри)
Слайд № 27 9 конкурс «Корректор» Сначала проверим, знаете ли вы, что означает слово «корректор»? Где мы должны посмотреть значение слова? (В словаре Ожегова корректировать – исправлять)
Сейчас вы поработаете корректорами. Каждая команда получает карточки с предложениями, в которых допущены ошибки в употреблении слова или есть лишние. Ваша задача записать предложения правильно, а жюри оценит ваш труд.
Слайд № 28
«Ручеек»
I.Найдите ошибку в употреблении слова.
После теплых атмосферных осадков на листьях сверкали яркие капли.
II.Какое слово оказалось лишним?
Костя ушиб колено ноги.
Путешественники ослабли от недоедания пищи.
III.Правильно ли дано толкование слов?
1.Снегирь – фигура из снега.
2.Гривенник – юноша с гривой волос.
«Огонек»
I. Найдите ошибку в употреблении слова.
В конструкции есть отрицательные и положительные дефекты.
II. Какое слово оказалось лишним?
1.Путь кораблю преградил ледяной айсберг.
2.Многие города превращены в руины и развалины.
III. Правильно ли дано толкование слов?
1.Западня – комната с окнами на запад.
2.Шпиль – большая шпилька для волос.
Подведение итогов. Жюри объявляет результаты игры.
Домашнее задание: карточки с заданиями по пройденному материал. Нужно распределить данные слова по колонкам
Ребята, сегодня вы хорошо работали. Хочется похвалить:
Сегодня вы получили такие оценки:
Слайд № 29 – Спасибо за внимание!
Использованная литература:
1.Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. Москва, «Просвещение», 1988 г.
2.Гетманова В.С. Волшебное путешествие в страну Знаний. Шымкент: ТОО «Шикула и К», 2007 г.
3.Охрименко Н.В., Федина О.В. Диктанты и тесты по русскому языку (5 – 7 классы) «Аквариум» ГИППВ 1997 г.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Вишня
Просмотров: 613 | Загрузок: 120 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 5.0/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2016-12-04, 9:24 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [775]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [696]
Физическая культура [200]
Английский язык [408]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [365]
Начальная школа [1871]
Мой Казахстан [237]
Технология [126]
Самопознание [170]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [462]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [542]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru