Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

Фантастический мир в повести Аркадия и Бориса Стругацких «Малыш»
[ Скачать с сервера (25.9Kb) ] 2014-01-31, 9:47 AM
Общеобразовательная средняя школа №13

Открытый урок

Фантастический мир в повести
Аркадия и Бориса Стругацких
«Малыш»




Составила учитель русского языка и литературы Муканова М. О.

г. Экибастуз, 2014

Тема: Фантастический мир в повести Аркадия и Бориса Стругацких
« Малыш»
Цель:
1.Создать условия для знакомства учащихся с научной фантастикой
А. и Б.Стругацких; обозначить одну из основных тем в творчестве – ответственность Человека за других людей.
2. Совершенствовать навыки работы в группах, развивать самообразовательную и коммуникативную компетентность.
3. Воспитывать гражданскую позицию, чувство долга, ответственности за
окружающий мир.

Ход урока:
1.Мотивация.
Ребята, какой знак препинания, на ваш взгляд, подходит на начало урока. Почему?
Лейтмотивом технологии КМ являются следующие слова:
Если вам необходимо запомнить, то вы забудете.
Если вам необходимо понять, вы будете помнить.
1.Методика « Кластер»
У: Запишите цепочку ассоциаций, связанных со словосочетанием
« фантастический мир»
(самостоятельная работа в группе) – выводы.
-творческое воображение
- художественный вымысел
- сверхъестественное явление
- Вселенная, космическая цивилизация
- земное и космическое пространство
У:Как, оказывается, похожи наши с вами мысли с мыслями братьев Стругацких в повести « Малыш» главным персонажем, который является
« космический Маугли» - человеческий детеныш, выживший после катастрофы космического корабля и выращенный другой цивилизацией, которая по каким–то еще неизвестным причинам не хочет идти на контакт с людьми. Но есть надежда на то, что когда – нибудь им удастся сблизиться с таинственной цивилизацией ( проецируются слайды).Посмотрите, как просто звучит « Быть человеком – зничит любить и понимать окружающий мир». Это одна из ключевых тем братьев. Но в этой теме растворяется большая и важная мысль, которую услышит, увы, не каждый читатель.
2. Осмысление темы.
- А вы услышите, разглядите? Будьте внимательны к словам. Чтение ( стр. 166 со слов « так он шел долго .... до слов УКВ).
- что вы увидели? Что вы поняли? Что хотели сказать нам авторы на примере этой маленькой истории?
Ответ:человек ответственен за свои действия, а поступок Майки чуть не погубил Малыша и насторожил обитателей планеты.
-Какие слова, интонации показывают нам искренность поступка Малыша?
( стр. 153) со слов « ты знаешь обо мне до « вот как было», потом со слов « феноменально до слов но они размышляют»
- Зачем авторы описывают нам образ Малыша в каждой из 8 глав?
- Какую закономерность можно заметить, описывая портрет и поведение Малыша?
А) центральный герой в каждой главе – часть предыдущей.
Б) чтение портрета Малыша (стр. 148 от слов «Это был ребёнок» до слов «в соответствии с собой»);
В) Опишите образ Малыша через статический и динамический портрет.
Вывод: Малыш похож на инопланетянина и на 12 – летнего подростка.
Постарайтесь передать через диаграмму Венна портрет « Малыша» (группы проецируют на интерактивной доске)
Г) Диаграмма Венна:
МИР

фантастический реальный
Д) Похожа ли внешняя география пространства незнакомой планеты на земной ландшафт?
Ответ: нет – аргументы, да – аргументы.
- Найдите в тексте фрагменты описаний внешнего, открытого пространства планеты, на которую приземлился космический корабль.
Физминутка
- Над чем задумывается человек? (стр. 169 ”Как мы все здесь запутались до человечества все – таки”)
- что вы ощутили в процессе чтения текста? (передайте через ассоциацию света);
- Как много ярких мыслей показывают нам авторы.
Составьте Дневник двойной записи:
Ключевые слова Аргументы

- почему Малыш до конца не верит в то, что люди могут говорить правду?
( групповое обсуждение)
Ответ: отстраненность, неверие отдельных героев, подобно Горбовскому, который считает, что человечество имеет дело со свернувшейся цивилизацией
У: К чувству боли прибавляется чувство вины за наше равнодушие
- Кто в нашем обществе должен говорить о необходимости быть ответственным за окружающий мир? За место человека в космическом пространстве, проблеме контактов с другими разумными существами? Попробуйте ответить через методику РАФТ (в группах)
Роль Президент общество Телеведущий Журналист Учителя
Аудитория Народ Ученые Телезритель Читатели Учащиеся
Форма Послан Форумы, конференции Телепередача Газеты, круглый стол Час общения
Тема Фантастический мир+ реальный=гармония души

Постарайтесь суммировать полученную информацию через пятистишие
( в группах)
Д\З. Свободное письмо:
«Судьба космического Маугли»
«Обитатели неизвестной планеты»
«Пьер Семенов десять лет спустя»
Составьте Дискуссионную карту.
Выводы: Каковы ваши ощущения в конце урока (в цветах)
Какой знак препинания вы поставите теперь?
Поставьте оценки в группах, посчитайте дополнительные баллы, листы сдайте.
Спасибо за урок!
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Динара2799
Просмотров: 1004 | Загрузок: 153 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-10, 11:55 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [779]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [519]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1873]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [464]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru