Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

Урок русской словесности в 6 классе по рассказу К.Г.Паустовского «Телеграмма»
[ Скачать с сервера (34.8Kb) ] 2014-01-31, 2:54 PM
Автор: Бербенко Любовь Юрьевна
КГУ «Средняя школа аула Токсан би» района имени Габита Мусрепова СКО

Урок русской словесности в 6 классе
(внеклассное чтение по рассказу К.Г.Паустовского «Телеграмма»)

(Текст рассказа «Телеграмма» дан в хрестоматии «Русская словесность: миф и литература»; включен в II раздел «Славянская мифология и литература» учебник для 6 класса общеобразовательной школы / Л.С.Рыгалова, В.В.Бадиков, Д.Б.Блеубаева, Л.Ф.Туниянц: -Алматы; Атамура, 2002)
К.Г.Паустовский «Телеграмма»
Тема: «За добро плати добром»
Цели:
1) познакомить учащихся с биографией и творчеством К.Г.Паустовского, пробудить интерес к его личности;
2) продолжить формирование умения анализировать и интерпритировать художественный текст;
3) донести авторскую идею об ответственности детей перед родителями.
Диагностические цели:
1) учащиеся смогут дать характеристику героям произведения, дать оценку их поступкам; более глубоко почувствовать, как необходимы их любовь и забота родителям, что нужно бережнее относиться к ним, что они должны помнить о тех, кто дал им жизнь;
2) составить монологическое высказывание об ответственности детей перед родителями.
Задачи:
1) формировать навык анализа литературных произведений и сравнительного анализа образов героев;
2) развивать речь, логическое мышление, внимание, творческие способности учащихся;
3) развивать эмоциональное и эстетическое восприятие учащихся; воспитывать чувство сопереживания, сочувствия, доброты.
Методы и приемы: словесно-иллюстративный; наглядный; аналитический.
Наглядность и ресурс урока: портрет писателя, слайды (презентация), выставка книг К.Паустовского, эпиграф-цитата из Библии.
Методическое обоснование:
Рассказ К.Г.Паустовского «Телеграмма» изучается в разделе II. «Славянская мифология и литература» после знакомства с «Притчей о блудном сыне» и повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель». Все эти произведения объединены общим смыслом: в них рассматривается тема взаимоотношений родителей и детей. Главная цель данных литературных произведений – воспитание ответственности родителей и детей друг перед другом. «За добро плати добром» - такой совет дает автор рассказа своим читателям.

Чти отца своего и мать свою
да благо ти будет,
и долголетен будеше на земле.
Пятая заповедь Божия
«За добро плати добром, не будь пустельгой».
К.Г.Паустовский
Ход урока:
Организационный момент.
Дидактическая задача: сообщить тему урока, подготовить учащихся к работе на уроке, создать соответствующий эмоциональный настрой.
Первый этап. Подготовка учащихся к восприятию произведения.
1) Рассказ учителя (или подготовленного ученика) о К.Г. Паустовском и его творчестве. (1,2 слайды)
А какие произведения К. Паустовского читали вы, ребята?(3 слайд)
2) Прослушивание песни в исполнении Т. Повалий «Мама, мамочка»
Вопрос: Как вы думаете, ребята, почему мы прослушали именно песню о маме?
Дети: Потому что в рассказе, который мы читали дома, рассказывается о матери. Она уже старенькая, хотела увидеть перед смертью свою дочку.
Второй этап: Выявление восприятия произведения.
- О чем это произведение (тема), как вы думаете?
- О взаимоотношениях родителей и детей, матери и дочери. (сл. 4)
- Назовите главных действующих лиц рассказа.
- Мать – Катерина Петровна, дочь – Настя.
- Давайте рассмотрим, какова композиция рассказа? Как взаимоотношения матери и дочери отражены в композиции рассказа?
- Сначала рассказывается о жизни Катерины Петровны, потом о жизни Насти в Ленинграде, а потом о смерти матери.
Вывод: Композиция состоит из трех частей: I ч.- Мать; IIч. – Дочь; IIIч. – Эпилог. (Смерть, похороны, приезд с опозданием).(Слайд 5)
Итак, Паустовский затрагивает одну из важнейших проблем всех времен – проблему отношений детей и родителей. Вспомните, с какими произведениями на эту тему мы познакомились недавно?
- Притча о блудном сыне, «Станционный смотритель».
- Правильно, ребята. А всегда ли дети спешат на помощь родителям, живущим далеко, всегда ли пишут письма, умеют ли проявлять заботу о них, стараются ли быть с ними ласковыми со стариками?
Поговорим сегодня об этом.
Третий этап: Анализ рассказа. Работа с текстом.
- С чего начинается рассказ? Какая картина нам представляется? (Дети читают из текста описание)(Слайды 6, 7, 8) (Мрачная, грустная печальная, серая, неяркий пейзаж. Октябрь холодный, ненастный; крыши почернели; опутанная трава полегла; облетевшие ветлы; тащились рыхлые тучи; сыпался дождь, ни проехать, ни пройти; пастуший рожок затих.)
- Какая деталь оживляет унылую картину? («никак не мог доцвесть подсолнечник у забора»)
- Какие детали интерьера дополняют грустное настроение? (горький запах нетопленых печей; пыльный «вестник Европы»; пожелтевшие чашки; давно не чищенный самовар; в комнатах сумрачно.) Ощущается заброшенность, неухоженность.
- Какова роль пейзажа в произведении? Для чего автор начинает свое повествование с таких зарисовок? (Автор настраивает читателей на тональность повествования, создает фон, на котором будет разворачиваться действие. Такое начало помогает понять состояние Катерины Петровны.)
- Что вы узнали о хозяйке дома Катерине Петровне?(Слайд 9) Как ей живется? Каково душевное состояние? (Катерина Петровна живет в Заборье. Ее отец – известный художник, дом «мемориальный», она «последняя обитательница». У нее нет родных, кроме дочери. Не с кем поговорить о картинах, о петербургской жизни; когда-то ее жизнь была совсем другой: она жила в Париже с отцом, видела похороны Виктора Гюго – французского писателя. Добра – страдает от одиночества, но не упрекает дочь; молча сидит на диване сгорбленная, маленькая, все перебирает какие-то бумажки в ридикюле; временами тихонько плачет, для нее ночи долгие, тяжелые, бессонные, не знает, как дождаться утра. Душевное состояние: одинока, разочарована, душевная боль, на денежных переводах ощущает запах духов Насти, не теряет надежды на приезд дочери. Оправдывает дочь: «У них, у молодых, свои дела, свои непонятные интересы, свое счастье. Лучше не мешать.»)
- В каком эпизоде чувствуется, что ее надежда на встречу с дочкой не совсем потеряна? (Чтение эпизода со слов «Как-то в конце октября… до побрела в дом»)
- Какова роль эпизода встречи с кленом (зачитать)? ( у них одинаковая судьба)
- Что же поняла К.П. во время непосильной прогулки? (Дни ее сочтены).
И тогда Катерина Петровна пишет письмо дочери (учитель читает письмо): «Ненаглядная моя, писала К.П. - Зиму эту я не переживу. Приезжай…».
- Дальше автор переносит нас в Ленинград, где живет Настя, дочь К.П. (Слайд 10) Расскажите, как живет Настя, каков род ее занятий, какой ее видят окружающие люди? (Слайд 11) Как Настя относится к своей работе? (Настя – единственная дочь К.П. Работает секретарем в Союзе художников; «художники звали ее Сольвейг за русые волосы и большие холодные глаза»; у нее много работы, она устраивает выставки. В почтовых переводах, которые она посылает матери регулярно, одни и те же слова: нет времени не то, чтобы приехать, но даже письмо написать.)
- Настя получает письмо от матери. Как она отнеслась к нему? Почему? (Спрятала в сумочку: раз пишет – значит жива). Кто дает оценку ее поступку? ( Оценку дает Гоголь: «А письмо-то в сумочке нераспечатанное, - казалось, говорили сверлящие глаза. – Эх ты, сорока!». Через слова Гоголя мы чувствуем отношение автора к происходящему). А почему Гоголь сравнивает Настю с сорокой? (Скорее всего автор этим сравнением хочет передать беспечность Насти, тягу ко всему красивому, блестящему…)
Вывод: Настя беззаботна, равнодушна. Она слишком увлечена любимым делом, отгоняет от себя мысли о доме, о матери .
- Каково отношение автора к Насте? Чтобы понять это, давайте обратимся к тексту. («На одной из площадок…» Это в то время, когда в сумочке лежит нераспечатанное письмо от старенькой матери)
- Найдите разоблачительный эпитет во внешности Насти («холодные глаза» - жестокое сердце). (Слайд 11)
Ребята, но ведь в тексте есть еще такие слова: «После работы Насте надо было пойти в мастерскую молодого скульптора Тимофеева, посмотреть, как он живет, чтобы доложить правлению Союза. Тимофеев жаловался, что его затирают, не дают развернуться».
- Настя готова помочь Тимофееву? Докажите, что она не намерена отступать. ( Ну что ж, будем драться вместе. Она ушла с твердым намерением вырвать во что бы то ни стало этого талантливого человека от безызвестности. В Союзе художников долго говорила, доказывала, что необходимо устроить выставку Тимофеева) (слайд 12).
- Выставка удалась? Чья это заслуга?
- Как вы думаете, почему Настя так самоотверженно помогает скульптору Тимофееву? Бескорыстна ли она? (Нет. Настя - карьеристка. Все говорили, что этой выставкой целиком обязаны Анастасии Семеновне, ей аплодировали). (Слайд 13)
Полученное письмо Настя прочитала только вечером и сказала себе: « Куда там ехать! Две недели возилась с выставкой».
- Во время выставки она получает телеграмму(Слайд 14). Как Настя ведет себя? (Какая Катя умирает? Должно быть не мне; узнала адрес, скомкала телеграмму, нахмурилась. На участливый вопрос: «Что-то неприятное?», ответ: «Нет, это так, от одной знакомой»). (Ей не до матери).
- Ребята, а кто пробудил ее сознание? Давайте прочитаем отрывок.(Чей-то тяжелый взгляд все время чувствовала; Гоголь смотрел на нее, усмехаясь; Насте показалось, что Гоголь тихо сказал: «Эх, ты!»
- Что на самом деле заставило ее почувствовать, как она нужна маме? (Совесть. Гоголь – это Настина совесть). Найдите глаголы, которые показывают динамику пробуждения совести в Насте (Быстро встала, торопливо оделась, выбежала на улицу, вспомнила «ненаглядная моя» - заплакала; поняла, что ее никто так не любит и не ждет, как мама; вскочила, побежала на железнодорожную станцию – лишь бы успеть; билетов не оказалось; чувствовала, что сейчас расплачется навзрыд. Кассирша посочувствовала, помогла. В тот же вечер Настя уехала в Заборье).
Вы уже знаете, ребята, что Настя приехала с опозданием. Мать уже похоронили чужие люди. Давайте прочитаем конец рассказа. Какую библейскую заповедь нарушила Настя? («Чти отца своего и мать свою…») (Слайд 15)
Вспомните Дуню из повести А.С.Пушкина. В чем сходство жизненных ситуаций, которые случились с Дуней и Насте?
Не забывай о том, что мать вспоила нас,
Отец же воспитал родное чадо,
Поэтому страшись в беспечности своей
В их старые сердца пролить хоть каплю яда,
К тому же – минет час: ты старцем будешь сам,
Смотри ж, не нарушай священного уклада.
(Из книги « В мире мудрых мыслей» Н.Хиероу)
Настя не уделила должного внимания своей матери. Но мир не без добрых людей. И такие люди оказались рядом с К.П. Кто эти люди?
- Манюшка – дочь колхозного сапожника – прибегает каждый день, чтобы принести воды из колодца, помыть полы, поставить самовар. Шесть суток не отходила от К.П., не раздеваясь, спала на старом диване. По ее речи видно, что она не очень грамотная, простая девочка, но понимает, что человек в беде – надо помогать. Тихон – рубит, пилит, колет старые деревья на дрова. Тоже не умеет красиво говорить. Но, пожалев К.П., дает телеграмму Насте. Не дождавшись ответа, совершает подлог: приносит умирающей женщине мнимую телеграмму от дочери (слайд 16)
Это простые люди, которых любил Паустовский. Они незаметны, не привыкли красиво говорить, но никогда не пройдут мимо чужого горя.
Ребята, как вы думаете, для чего введен в рассказ образ молоденькой учительницы, которая проводила в последний путь К.П.? (чтобы показать, что не все такие, как Настя. Она хоть и чужая, но у нее доброе сердце. Подошла к гробу, поцеловала К.П. в высохшую руку. У нее тоже где-то мама, и она помнит о ней).(Слайд 17)
- Сможет ли Настя когда-нибудь простить себя за то, что не уделила матери времени, не вспомнила о ней, не пожалела? (Нет, ей всю жизнь придется нести этот тяжкий крест. Она всю жизнь будет корить себя за то, что не писала маме письма, так редко приезжала к ней, что не поехала тогда, когда получила письмо, ведь, возможно, она успела бы увидеть мать живой и порадовать ее…Она не успела даже проводить ее в последний путь, и чужие люди похоронили ее как брошенную, никому не нужную…).
Заболела мать (читает подготовленный ученик)
По ночам звучит надрывный кашель -
Старенькая женщина слегла.
Много лет она в квартире нашей
Одиноко в комнате жила.
Письма были, только очень редко,
И тогда, не замечая нас,
Все ходила и шептала:
«Детки, вам ко мне собраться бы хоть раз.
Ваша мать согнулась, поседела…
Что поделать? Старость подошла…
Как бы хорошо мы посидели
Рядышком у нашего стола.
Вы под этот стол пешком ходили,
В праздник песни пели до зари
А теперь разъехались, уплыли,
Вот попробуй всех вас собери!»
Заболела мать! И той же ночью
Телеграф не уставал кричать!
«Дети! Срочно! Дети! Очень срочно!
Приезжайте, заболела мать!
Из Одессы, Таллина, Игарки,
Отложив до времени дела,
Дети собрались, да только жалко -
У постели, а не у стола…
Гладили морщинистые руки,
Мягкую серебряную прядь…
Почему же дали вы разлуке
Между вами так надолго встать?
Мать ждала вас в бури, снегопады,
В тягостной бессоннице ночей…
Разве горя дожидаться надо,
Чтоб приехать к матери своей?
Неужели только телеграммы
Привели вас к скорым поездам?
Слушайте! Пока у вас есть мама,
Приезжайте к ней без телеграмм!
(или другое стих. по желанию)
Подготовленный ученик читает стих. С Викулова:
Поют гитар походных струны
в тайге, в горах, среди морей…
О сколько вас сегодня, юных,
живет вдали от матерей!
Вы, вечно юные, в дороге –
то там объявитесь, то тут…
А ваши матери в тревоге
вестей от вас все ждут и ждут.
Они считают дни, недели,
слова роняя невпопад…
Коль рано матери седеют –
не только возраст виноват.
И потому, служа солдатом
или скитаясь по морям,
почаще все-таки, ребята,
пишите письма матерям!
(Снова звучит песня «Мама, мамочка»)
Четвертый этап: Обобщение.
Ребята, вы прослушали песню о маме повторно. Изменились ваши ощущения? Какие чувства прибавились?
Какой вывод мы можем сделать после нашей совместной работы? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, мы должны подумать, какова основная мысль рассказа? Какой урок мы можем извлечь из истории, рассказанной Паустовским? (Слайд 18)
(Помни о родителях, пиши, навещай их – это обязанность перед теми, кто дал тебе жизнь. Не забывай, что и ты когда-то состаришься, будешь нуждаться в помощи. Поэтому « за добро нужно платить добром». Не быть «пустельгой», такой наказ дает читателю писатель К.Г. Паустовский. И делать добро нужно вовремя, потому что может быть поздно, можно не успеть отдать свой долг родителям).(Слайд 19)
Пятый этап: Домашнее задание.
Задания будет два. Вы сами выберете то, которое вам больше подходит, кажется интереснее.
1) Подготовить проект «Тема блудного сына в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» и рассказе К.Г. Паустовского «Телеграмма».
2) Письменный ответ на вопрос: «Какой урок я вынес из рассказа К.Г. Паустовского «Телеграмма»?
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Вишня
Просмотров: 2191 | Загрузок: 232 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2016-12-07, 11:38 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [776]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1871]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [462]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru