Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература |
[ · Скачать удаленно () ] | 2014-02-05, 11:56 AM |
Тема: Изучение синтаксиса СП на материале стихов Абая Цель: 1. Обобщить знания учащихся по теме «Сложное предложение», показать богатый синтаксис стихов Абая, научить учащихся переносить приобретенные знания в новые ситуации, понимать и совершенствовать себя, творить; 2.Развивать у учащихся умения наблюдать, рассуждать, делать выводы; прививать интерес к предметам через активизацию познавательной деятельности; способствовать развитию творческого мышления; 3. Воспитать чувство ответственности, сотрудничества при работе в группе, трепетного отношения к литературному наследию великого Абая; 4. Совершенствовать свое педагогическое мастерство. Абай – это целый мир, загадочный и манящий, задающий вопросы и дарящий ответы. Каждым читателем, прикоснувшимся раз к его творениям, как ребенком, «овладевает высокое беспокойство» души, и хочется все видеть, все знать, всему научиться. Н. Курпякова Ход урока 1. Оргмомент 2. Выразительное чтение отрывка «17 слова» из «Слов назиданий» Абая 3. Слово учителя. Только соединив сердце, ум и волю, направив все это на путь познания, становится возможным овладеть новыми знаниями, закрепить полученные. Вам сегодня представится такая возможность на нашем уроке . Откройте тетради, запишите число, тему урока. Вы свою работу на уроке будете оценивать сами, выставляя оценки в контрольный лист. 4. Психологический тренинг ВСЕ (хором) Мы пришли на урок получить знания, совершить действия, воспитать душу. Всем желаю удачи. 5. Наблюдение и анализ языкового явления К сегодняшнему уроку я подобрала отрывки стихотворений Абая, по которым вы проведете небольшое исследование. 1 – задание: выделить в этих отрывках предложения, которые соответствуют теме урока, высчитать процентное выражение СП от общего числа предложений каждого отрывка, сделать вывод. 2 – задание: составить схему данного стихотворения «Если смолоду честь не терял», сделать вывод. 3 – задание: сопоставление этого стихотворения с оригиналом на казахском языке «Оспанға», сделать вывод ВЫВОД: 1. Богатый синтаксис стихов Абая, хороший материал для обобщения своих знаний по теме «СП» 2. Уникальность стихотворения «Если смолоду честь не терял» в том, что это СПП с 15-ю придаточными условия, с однородным подчинением. 3. При переводе этого стихотворения сохранилась синтаксическая конструкция, по структуре это тоже СПП, но с придаточными образа действия с однородным подчинением, т.е. изменился вид придаточноых. 6. Сообщение о переводах произведений Абая. Русскоязычному читателю Абай известен только в переводах. Поэтический перевод – это не оригинал. Перевод, сделанный мастером, должен соответствовать девяти требованиям переводчика, о которых писал Николай Гумилев. Особое внимание он уделял интонации, рисунку, звукописи стиха. Первые переводчики Абая – Вс. Рождественский, М. Петровых, Д. Бродский, В. Звягинцева, Луконин, Л. Озеров, А. Жовтис. Сейчас печатаются переводы Ю. Кузнецова, Евг. Курдакова, последний – известный поэт из Восточного Казахстана. Кстати сегодня Евг. Курдаков признан одним из лучших переволдчиков Абая. 7. Эксперимент. Учащиеся даю отчет о подстрочном переводе отрывка из 8-стишия Абая: Алыстан сермет, Жүректен тербеп, Шымырлап бойға жайылған. Қиуадан шауып, Қисынын тауып, Тағыны жетіп қайырған, ө Толғауы тоқсан қызыл тіл, Сөйлеймін десең өзің біл. А) Представить вариант подстрочного перевода Б) Представить вариант, полученный при использовании компьютерной программы «Переводчик» В) Сопоставить с существующим переводом Л. Озерова: Издали зовет, От души идет, Заставляет нас трепетать. Он всего острей, Он всего быстрей, Может к месту лань приковать,- Многоликий гибкий язык, Ты в устах народа велик. ВЫВОД:Не простое это дело – донести красоту и мудрость слова и сохранить строение предложения. Рефлексия. Уникально и бесценно наследие Абая. Каждое поколение внесло свой вклад в распространение этого богатства посредством перевода. Может и среди вас сидит тот, кто в будущем своим делом посчитает донести как можно точнее великую мудрость стихов Абая. 8. Выполнение тестовых заданий 9. Домашнее задание: подобрать самостоятельно стих-е Абая, сделать синтаксический разбор СП; подготовиться к контрольной работе по теме «СП» 10. Итог урока, анализ результатов Подведите итоги в контрольных листах, выставьте итоговые оценки А наш сегодняшний урок мне бы хотелось закончить словами Н. А. Назарбаева «Из века в век, из поколения в поколение передавались и дошли до нас мудрые суждения, образные изречения, проникновенные обращения, отточенные до изящества мысли, вдохновенные речи…» И хочется верить, что соприкосновение с прекрасным на уроке не останется бесследным. Прослушивание в записи 2Письма Татьяны к Онегину» на каз. Яз Итог: мы сегодня на уроке убедились, насколько богат синтаксис стихов Абая. Как много нам нужно учиться, чтобы овладеть мастерством переводчика. Всем спасибо за урок! | |
Просмотров: 1011 | Загрузок: 306 | Комментарии: 3 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|