Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

Интегрированный урок на тему: «Лингвистическая лаборатория: от фонетики до синтаксиса». (комплексный
2014-03-27, 8:08 AM
Интегрированный урок на тему:
«Лингвистическая лаборатория: от фонетики до синтаксиса».
(комплексный анализ текста)
ЦЕЛЬ:
 повторить имеющиеся у учащихся сведения по всем разделам языка;
 развивать умения и навыки по анализу текста художественного произведения (лингвистический анализ);
 показать связь русского языка со смежными дисциплинами (литературой, лингвистической).
Тип урока: итоговый
Ход урока
I. Психологический тест «Шкала настроения» (1 этап)
II. Слово учителя
«Если в мире есть вещи, достойные «чуда», то слово, бесспорно, первая и самая чудесная из них, - писал Л.Успенский.
Долгие годы на уроках русского языка вы изучали «слово», рассматривали его на разных языковых уровнях: фонетическом, лексическом и т.д. Учились его чувствовать, думать над словом, искать его истинный смысл, восхищаться словом, выражать в нем себя, овладевать богатством родного языка. Наш сегодняшний урок-попытка соединить все это; показать через лингвистический анализ красоту текста и образность поэтической речи. Итак, мы начинаем.
1. Тема урока.
III. Работа с кроссвордом.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

1. Особый вид определения, выраженный существительным в определенном падеже.
2. Тип придаточного предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей.
3. Наклонение глагола, которое образуется при помощи частиц «б», «бы».
4. Определите по суффиксам время причастия – ущ-, -ющ-.
5. На сколько разрядов делятся сочинительные союзы.
6.Слово или несколько слов, называющие того, к кому обращаются с речью.
7.Раздел науки о языке, который изучает словарный запас человека.
Итак, ключевое слово кроссворда – это слово «женщина».
Задание 1.
Подберите эпитеты к слову «женщина» (умная, энергичная, деловая, красивая, образованная).
Современная женщина
Задание 2.
Рассмотрите эпитет «современная» в отдельных разделах науки о языке.
1. Современная – относящаяся к настоящему времени. ( лексика)
2. Современная – отсталая, допотопная; (подобрать антонимы)
3. Современная – [савр’им’энай’а] (фонетика)
4. Современная – прил., кач., полное, ед.ч., ж.р., и.п. (морфология)
5. Современная женщина (именное., согласование.) (синтаксис)

А вот какой видел современную женщину поэт-песенник Роберт Рождественский в поэме «Ожидание».
… Современная женщина, современная женщина.
Суетою замотана, но, как прежде, прекрасная!
До конца непонятная,
Никому не подвластная! (компьютерная заставка)
Современная женщина, современная женщина-
То грустна и задумчива, то светла и торжественна.
Доказать ее слабости, побороть ее дерзости.
Зря мужчины стараются, понапрасну надеются!
Не бахвалится силою, но ней – тем не менее-
И заботы служебные, и заботы семейные!
Все на свете познавшая, все невзгоды прошедшая-
Остается загадкою
Современная женщина.
Психологический тест «Шкала настроения» (2 этап)
Задание 3.
Подключайте ассоциативное мышление (красота, цветы, март, любовь)
-Какие слова возникают в вашем сознании, когда слышите слово «женщина»?
(учащиеся дают свои варианты слов)

А знаете, ребята, женщина во все времена была, остается и будет загадкой.
Мужчины- скульпторы, художники, музыканты и, конечно же, поэты преклонялись и восхищались женской красотой, умом, талантом.
И прежде чем мы перейдем к следующему этапу, я хочу рассказать вам притчу Феликса Кривина. В ней рассказывается о том, как однажды «Былинка полюбила солнце… Конечно, на взаимность ее трудно было рассчитывать: у солнца столько всего на земле, что, где ему заметить маленькую, неказистую Былинку! Да и хороша была бы пара- Былинка и Солнце. Но Былинка думала , что пара была б хорошая, и тянулась к солнцу изо всех сил. Она так упорно к нему тянулась, что вытянулась в высокую стройную акацию.
«Красивая Акация, Чудесная Акация, кто узнает в ней прежнюю былинку! Вот что делает иногда любовь, даже неразделенная».
Комплексный анализ текста
1. Для работы на уроке я выбрала стихотворение А.С.Пушкина «Я вас любил…»
Стихотворение было написано в 1829 году и посвящено Анне Алексеевне Олениной.
2. Выступление ученицы.
Слова «Я вас любил…» были обращены к дочери президента Академии художеств и директора Публичной библиотеки Анне Алексеевне Олениной. К ней Пушкин испытывал самые глубокие чувства, хотел жениться на ней, делал предложение, но получил отказ. Оленина, совершенно искренне считавшая Пушкина «самым интересным человеком своего времени и выдающимся на поприще литературы», планов своего замужества с ним не связывала, тем более мать девушки ни за что не хотела этого брака. Этой умной и красивой девятнадцатилетней девушке в 1828 году Пушкин посвящает целый цикл стихотворений.
3. Чтение стихотворения учителем.
 Какое настроение передает стихотворение?
 О чем оно? (О большой и неразделенной любви поэта. Это поэтическая исповедь).
 Его главная мысль? (Любовь- дар божий, высокое чувство и только любящий человек может искренне желать любимой такой же нежной и бескорыстной любви).
Слово учителя.
Стихотворение «Я вас любил…»… среди многих других пушкинских лирических произведений выделяется особо какой-то удивительной безыскусственностью и поразительной современностью языка. Оно предстает перед нами произведением, в котором по существу полностью отсутствует архаические языковые факты, мешающие отношениям поэта и современного читателя. В нем нет устаревших слов, незнакомых морфологических форм и синтаксических конструкций.
Но кое-что в пушкинских строчках нуждается в объяснении.
Одна из «мелочей», требующих к себе пристального внимания, касается фонетической стороны языка и прямо связана с основой основ стихотворения – характерной для него рифмовкой. Речь идет о произношении слова «безнадежно» (вместо современного орфоэпически правильного «безнадежного»). Произношение (С’О) исключается рифменными связями слова «безнадежно» с наречием «нежно».
 Какой способ рифмовки использует поэт?
Вывод: Современное произношение слова «безнадежно» разрушит рифму, а значит, и стихотворение в целом.
 Найдите и назовите ключевые слова поэтического монолога.
Любил (глагол « любить» и личные местоимения «я» и «вы» образуют каркас стихотворения)
Я Вас
Стихотворение четко распадается на две совершенно непохожие не по своему содержанию, ни по размеру и форме контрастные части.
 Найдите и зачитайте части элегии.
Первая (повествовательная) часть элегии, которая содержит исповедь лирического героя, занимает семь строк, т.е. почти все разбираемое стихотворение.
 Как вы думаете, какое предложение является лейтмотивом всей первой части? (Я вас любил)
 Найдите и зачитайте вторую часть элегии . (Вторая часть является уже не повествованием. Она состоит всего из одной строки. Этот внезапный переход создает особый драматизм ).
 Давайте обратимся к синтаксической организации текста.

Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит:
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.
 Найдите в стихотворении фразеологический оборот (Дай вам бог)
 Какая часть речи преобладает в стихотворении? (глаголы прошедшего времени создают образ разлуки)
 Мелодично ли стихотворение?

Прослушивание романса «Я вас любил» (в исполнении Георга Отса)
Итог: Пушкин благодарен своей избраннице за то светлое чувство, которым она озарила его душу.
Психологический тест «Шкала настроения» (3 этап).
IV. Заключительная часть.
1. Сто лучших женщин вошли в книгу-летопись.
«Достижения женщин страны».( Рассказ о женщинах города, страны)
Имя нашей выпускницы вошло в эту книгу. Это Ирина Маратовна Лебсак. Она лауреат Государственной премии РК, ведущая актриса государственного театра драмы им. М.Ю.Лермонтова.
2. Мини- сочинение «Современная женщина»
V. Итоги урока.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: elena_dubkova
Просмотров: 348 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2016-12-04, 4:57 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [775]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [696]
Физическая культура [200]
Английский язык [408]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [365]
Начальная школа [1871]
Мой Казахстан [237]
Технология [126]
Самопознание [170]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [462]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [542]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru