Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

Интегрированный урок на тему: «Лингвистическая лаборатория: от фонетики до синтаксиса». (комплексный
2014-03-27, 8:08 AM
Интегрированный урок на тему:
«Лингвистическая лаборатория: от фонетики до синтаксиса».
(комплексный анализ текста)
ЦЕЛЬ:
 повторить имеющиеся у учащихся сведения по всем разделам языка;
 развивать умения и навыки по анализу текста художественного произведения (лингвистический анализ);
 показать связь русского языка со смежными дисциплинами (литературой, лингвистической).
Тип урока: итоговый
Ход урока
I. Психологический тест «Шкала настроения» (1 этап)
II. Слово учителя
«Если в мире есть вещи, достойные «чуда», то слово, бесспорно, первая и самая чудесная из них, - писал Л.Успенский.
Долгие годы на уроках русского языка вы изучали «слово», рассматривали его на разных языковых уровнях: фонетическом, лексическом и т.д. Учились его чувствовать, думать над словом, искать его истинный смысл, восхищаться словом, выражать в нем себя, овладевать богатством родного языка. Наш сегодняшний урок-попытка соединить все это; показать через лингвистический анализ красоту текста и образность поэтической речи. Итак, мы начинаем.
1. Тема урока.
III. Работа с кроссвордом.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

1. Особый вид определения, выраженный существительным в определенном падеже.
2. Тип придаточного предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей.
3. Наклонение глагола, которое образуется при помощи частиц «б», «бы».
4. Определите по суффиксам время причастия – ущ-, -ющ-.
5. На сколько разрядов делятся сочинительные союзы.
6.Слово или несколько слов, называющие того, к кому обращаются с речью.
7.Раздел науки о языке, который изучает словарный запас человека.
Итак, ключевое слово кроссворда – это слово «женщина».
Задание 1.
Подберите эпитеты к слову «женщина» (умная, энергичная, деловая, красивая, образованная).
Современная женщина
Задание 2.
Рассмотрите эпитет «современная» в отдельных разделах науки о языке.
1. Современная – относящаяся к настоящему времени. ( лексика)
2. Современная – отсталая, допотопная; (подобрать антонимы)
3. Современная – [савр’им’энай’а] (фонетика)
4. Современная – прил., кач., полное, ед.ч., ж.р., и.п. (морфология)
5. Современная женщина (именное., согласование.) (синтаксис)

А вот какой видел современную женщину поэт-песенник Роберт Рождественский в поэме «Ожидание».
… Современная женщина, современная женщина.
Суетою замотана, но, как прежде, прекрасная!
До конца непонятная,
Никому не подвластная! (компьютерная заставка)
Современная женщина, современная женщина-
То грустна и задумчива, то светла и торжественна.
Доказать ее слабости, побороть ее дерзости.
Зря мужчины стараются, понапрасну надеются!
Не бахвалится силою, но ней – тем не менее-
И заботы служебные, и заботы семейные!
Все на свете познавшая, все невзгоды прошедшая-
Остается загадкою
Современная женщина.
Психологический тест «Шкала настроения» (2 этап)
Задание 3.
Подключайте ассоциативное мышление (красота, цветы, март, любовь)
-Какие слова возникают в вашем сознании, когда слышите слово «женщина»?
(учащиеся дают свои варианты слов)

А знаете, ребята, женщина во все времена была, остается и будет загадкой.
Мужчины- скульпторы, художники, музыканты и, конечно же, поэты преклонялись и восхищались женской красотой, умом, талантом.
И прежде чем мы перейдем к следующему этапу, я хочу рассказать вам притчу Феликса Кривина. В ней рассказывается о том, как однажды «Былинка полюбила солнце… Конечно, на взаимность ее трудно было рассчитывать: у солнца столько всего на земле, что, где ему заметить маленькую, неказистую Былинку! Да и хороша была бы пара- Былинка и Солнце. Но Былинка думала , что пара была б хорошая, и тянулась к солнцу изо всех сил. Она так упорно к нему тянулась, что вытянулась в высокую стройную акацию.
«Красивая Акация, Чудесная Акация, кто узнает в ней прежнюю былинку! Вот что делает иногда любовь, даже неразделенная».
Комплексный анализ текста
1. Для работы на уроке я выбрала стихотворение А.С.Пушкина «Я вас любил…»
Стихотворение было написано в 1829 году и посвящено Анне Алексеевне Олениной.
2. Выступление ученицы.
Слова «Я вас любил…» были обращены к дочери президента Академии художеств и директора Публичной библиотеки Анне Алексеевне Олениной. К ней Пушкин испытывал самые глубокие чувства, хотел жениться на ней, делал предложение, но получил отказ. Оленина, совершенно искренне считавшая Пушкина «самым интересным человеком своего времени и выдающимся на поприще литературы», планов своего замужества с ним не связывала, тем более мать девушки ни за что не хотела этого брака. Этой умной и красивой девятнадцатилетней девушке в 1828 году Пушкин посвящает целый цикл стихотворений.
3. Чтение стихотворения учителем.
 Какое настроение передает стихотворение?
 О чем оно? (О большой и неразделенной любви поэта. Это поэтическая исповедь).
 Его главная мысль? (Любовь- дар божий, высокое чувство и только любящий человек может искренне желать любимой такой же нежной и бескорыстной любви).
Слово учителя.
Стихотворение «Я вас любил…»… среди многих других пушкинских лирических произведений выделяется особо какой-то удивительной безыскусственностью и поразительной современностью языка. Оно предстает перед нами произведением, в котором по существу полностью отсутствует архаические языковые факты, мешающие отношениям поэта и современного читателя. В нем нет устаревших слов, незнакомых морфологических форм и синтаксических конструкций.
Но кое-что в пушкинских строчках нуждается в объяснении.
Одна из «мелочей», требующих к себе пристального внимания, касается фонетической стороны языка и прямо связана с основой основ стихотворения – характерной для него рифмовкой. Речь идет о произношении слова «безнадежно» (вместо современного орфоэпически правильного «безнадежного»). Произношение (С’О) исключается рифменными связями слова «безнадежно» с наречием «нежно».
 Какой способ рифмовки использует поэт?
Вывод: Современное произношение слова «безнадежно» разрушит рифму, а значит, и стихотворение в целом.
 Найдите и назовите ключевые слова поэтического монолога.
Любил (глагол « любить» и личные местоимения «я» и «вы» образуют каркас стихотворения)
Я Вас
Стихотворение четко распадается на две совершенно непохожие не по своему содержанию, ни по размеру и форме контрастные части.
 Найдите и зачитайте части элегии.
Первая (повествовательная) часть элегии, которая содержит исповедь лирического героя, занимает семь строк, т.е. почти все разбираемое стихотворение.
 Как вы думаете, какое предложение является лейтмотивом всей первой части? (Я вас любил)
 Найдите и зачитайте вторую часть элегии . (Вторая часть является уже не повествованием. Она состоит всего из одной строки. Этот внезапный переход создает особый драматизм ).
 Давайте обратимся к синтаксической организации текста.

Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит:
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.
 Найдите в стихотворении фразеологический оборот (Дай вам бог)
 Какая часть речи преобладает в стихотворении? (глаголы прошедшего времени создают образ разлуки)
 Мелодично ли стихотворение?

Прослушивание романса «Я вас любил» (в исполнении Георга Отса)
Итог: Пушкин благодарен своей избраннице за то светлое чувство, которым она озарила его душу.
Психологический тест «Шкала настроения» (3 этап).
IV. Заключительная часть.
1. Сто лучших женщин вошли в книгу-летопись.
«Достижения женщин страны».( Рассказ о женщинах города, страны)
Имя нашей выпускницы вошло в эту книгу. Это Ирина Маратовна Лебсак. Она лауреат Государственной премии РК, ведущая актриса государственного театра драмы им. М.Ю.Лермонтова.
2. Мини- сочинение «Современная женщина»
V. Итоги урока.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: elena_dubkova
Просмотров: 819 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-03-28, 11:05 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru