Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

Урок в 6 классе по теме : « Фразеологические обороты»
2014-04-14, 9:31 AM
Урок в 6 классе по теме : « Фразеологические обороты»

Цель: 1. Знать о фразеологизмах – устойчивых сочетаниях слов, их роли
в обогащении речи учащихся.
2. Уметь употреблять в речи фразеологизмы.
3. Воспитывать любовь к русскому языку.
Тип урока: урок-погружение

Ход урока
1.Орг.момент
2.Вступительное слово учителя.
На протяжении нескольких уроков мы с вами, ребята, путешествовали по страницам интереснейшего раздела, который назывался « Лексикой». Давайте вспомним основные понятия, которыми мы оперировали на уроке.

3.Фронтальный опрос.
- Что такое лексика? Лексикон?
- Чем отличается однозначное слово от многозначного слова?
- О каком явлении идет речь?
Врач сказал: «Сейчас для вашего зуба
Подберут бор».
А я с кресла – бежать во весь опор.
Думаю, врач хитрит что-то….
Кому же целый лес в рот совать охота?
( Бор - стальное сверло ;хвойное дерево)
Норка вылезла из норки Может, норка
И пошла к знакомой норке. Возле норки?
В норку норкину вошла, Нет нигде.
Норку в норке не нашла. Пропал и след.
Если в норке нету норки, Норка – здесь
А норки – нет!
(норка – норка)
- Что такое синонимы ? ( Отец – папа, родитель, батя, батька)
Играем в игру «Наоборот»
И нам с тобой пришел черед
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово «высоко»,
А ты ответишь-……….
Скажу я слово «далеко»,
А ты ответишь………..
Скажу я слово «потерял»,
И скажешь ты: « Нашел»
Скажу тебе я слово «трус»
Ответишь ты: «Храбрец».

Теперь «начало»
Я скажу, -
Ну, отвечай : «……..»
- Какие слова мы использовали при игре ? (Антонимы)
4.Работа над новым материалом.
1.Слово учителя.
Сегодня, ребята, мы откроем последнюю страницу и познакомимся с понятием…..Ну а пока я хочу, чтобы вы посмотрели одну историю.
Три загадки.
Поссорились на перемене ребята. Один кричит:
- Я тебе покажу, где раки зимуют!
А второй ему:
Ишь, разошелся, прямо вон из кожи лезет.
Тут подбежал к ребятам дежурный, стал их растаскивать. А они на него напустились:
- Все следишь! Наверное, и спишь с открытыми глазами.
А дежурный как крикнет:
- Стойте, ребята. Разгадайте свои загадки!
-Какие еще загадки?
-А вот какие, откуда произошли выражения: где раки зимуют, из кожи вон лезет, спит с открытыми глазами.
( ГДЕ РАКИ ЗИМУЮТ . Оказывается, выражение тесно связано с историей нашего народа. Многие помещики любили полакомиться свежими раками, а ловить их очень трудно: раки прячутся под коряги, выкапывают норы в берегах озерка или реки и там зимуют. На ловлю раков зимой посылали провинившихся крестьян, которые должны были доставать раков из ледяной воды. Много времени проходило, прежде чем наловит крестьянин раков. Промерзнет в ветхой одежке, застудит руки. И часто после этого человек тяжело болел. Отсюда и пошло, если хотят кого-то серьезно наказать, говорят: «Я покажу тебе, где раки зимуют»)

2.Выступление королевы фразеологии
Здравствуйте, дорогие ребята!
Вот, наконец, и пришло время мне с вами познакомиться. В середине 20 века ученые, изучающие наш язык, увидели, что, кроме огромного количества слов, есть особый пласт : несколько десятков тысяч устойчивых сочетаний слов. Так родилась я – ФРАЗЕОЛОГИЯ.
Были в мастерской две дужки и стержень, которые использовались и вместе, и по отдельности. Но однажды рабочий взял их, включил аппарат и сварил в одну необходимую новую деталь в виде буквы «Ф»
Подобное мы видим в жизни слов. Живут- поживают слова-детали, ими пользуются по отдельности, но в какой-то момент, слова сливаются в устойчивые неделимые фразеологизмы.
Было слово « зимуют» и слово «раки», а получился фразеологизм - где раки зимуют.
4.Слово учителя
Ребята, откройте тетради, запишите число, тему урока. С красной строки запишите фразеологические обороты, которые мы с вами разобрали.
КРАСНАЯ СТРОКА – книги на Руси начали печатать более четырех веков назад, а до этого их переписывали от руки. Сначала текст писали сплошь, не разделяя на слова и предложения. Начало повествования летописец открывал большой замысловато-разрисованной красивой буквой , которая выписывалась с небольшим отступом от левого края страницы. Вот эта буква и дала жизнь выражению « писать с красной строки»

- Итак, ребята, что же изучает фразеология?
4.Чтение теоретического материала

1.Основные признаки фразеологизмов:
а) в их составе нельзя заменить слова по своему желанию
б) слова теряют свою смысловую самостоятельность
в) не создаются в речи, а, как и слова, используются готовыми, требуют запоминания.
2.Знакомство с фразеологическим оборотом БИТЬ БАКЛУШИ
Бить баклуши – бездельничать. Что такое баклуши? Когда-то на Руси хлебали щи и ели кашу деревянными ложками, десятки тысяч людей били баклушами, то есть кололи чурбачки липового дерева в качестве заготовок для мастера- ложкаря. Работа эта и стала образцом не дела, а безделья.
3. Работа с рисунками « Узнай фразеологический оборот»
( Водить за нос, водой не разольешь, лапшу на уши вешать, палки в колеса вставлять)
- Составьте с данными фразеологизмами диалог.
- Что такое диалог?
- Знаки препинания при диалоге?
4.Фразеологизмы могут иметь синонимы, антонимы. Подберите к данным фразеологизмам антонимические пары.

Кот наплакал овладеть собой
Ходить вокруг да около куры не клюют
Мухи не обидит попасть в точку
Выйти из себя как кошка с собакой

Составить синонимические пары
На всех парах во всю прыть
Хоть волком вой хоть караул кричи
Со всех ног во всю прыть
Ни зги не видно хоть глаз выколи
( Ни зги не видно. Зга – старинное слово. Оно произошло от слова «стьга» ( стежка, дорожка, тропинка). Поэтому выражение « ни зги не видно» буквально означает : не видно тропинки, дороги, пути).
Существует и другое мнение, что это выражение произошло от слова «зга»( металлическое колечко на дуге лошади, к которому прикрепляется повод). В давние времена телега летом, а сани зимой были единственным способом передвижения. Не было человека, который не знал бы, что такое зга : так же , как теперь нет людей, не знающих, что такое автомобиль. В метель, пургу, темень, когда, сидя в санях, даже колечка на дуге не увидишь, ямщик обычно так и говорил: « Вот темень! Ни зги не видно!»
5. « ЧЕРНЫЙ ЯЩИК»
Если вы установите, что связывает все эти предметы, то вы ответите на вопрос, что находится в черном ящике: гусь, рыба, хлеб, ложка, трава.

( Как с гуся вода- совершенно безразлично, как рыба в воде – свободно, естественно, сидеть на хлебе и воде – голодать, тише воды, ниже травы – робкий, застенчивый, робкий).В черном ящике находится стакан с водой.

6.Шуточная минутка
- Есть ли у Земли лицо? (Стереть с лица Земли)
- Может ли быть горе в жидком состоянии? (Хлебнуть горя, испить горя)
- Есть ли глаза у смерти?(Смотреть смерти в глаза)
- Может ли вопрос заболеть? (Больной вопрос)

Рефлексия урока.
- Что нового вы сегодня узнали на уроке?
- Что же такое фразеологический оборот?

Домашнее задание: нарисуйте любой фразеологический оборот
Категория: Русский язык и литература | Добавил: elena_dubkova
Просмотров: 601 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2016-12-04, 9:04 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [775]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [696]
Физическая культура [200]
Английский язык [408]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [365]
Начальная школа [1871]
Мой Казахстан [237]
Технология [126]
Самопознание [170]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [462]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [542]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru