Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

Урок в 6 классе по теме : « Фразеологические обороты»
2014-04-14, 9:31 AM
Урок в 6 классе по теме : « Фразеологические обороты»

Цель: 1. Знать о фразеологизмах – устойчивых сочетаниях слов, их роли
в обогащении речи учащихся.
2. Уметь употреблять в речи фразеологизмы.
3. Воспитывать любовь к русскому языку.
Тип урока: урок-погружение

Ход урока
1.Орг.момент
2.Вступительное слово учителя.
На протяжении нескольких уроков мы с вами, ребята, путешествовали по страницам интереснейшего раздела, который назывался « Лексикой». Давайте вспомним основные понятия, которыми мы оперировали на уроке.

3.Фронтальный опрос.
- Что такое лексика? Лексикон?
- Чем отличается однозначное слово от многозначного слова?
- О каком явлении идет речь?
Врач сказал: «Сейчас для вашего зуба
Подберут бор».
А я с кресла – бежать во весь опор.
Думаю, врач хитрит что-то….
Кому же целый лес в рот совать охота?
( Бор - стальное сверло ;хвойное дерево)
Норка вылезла из норки Может, норка
И пошла к знакомой норке. Возле норки?
В норку норкину вошла, Нет нигде.
Норку в норке не нашла. Пропал и след.
Если в норке нету норки, Норка – здесь
А норки – нет!
(норка – норка)
- Что такое синонимы ? ( Отец – папа, родитель, батя, батька)
Играем в игру «Наоборот»
И нам с тобой пришел черед
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово «высоко»,
А ты ответишь-……….
Скажу я слово «далеко»,
А ты ответишь………..
Скажу я слово «потерял»,
И скажешь ты: « Нашел»
Скажу тебе я слово «трус»
Ответишь ты: «Храбрец».

Теперь «начало»
Я скажу, -
Ну, отвечай : «……..»
- Какие слова мы использовали при игре ? (Антонимы)
4.Работа над новым материалом.
1.Слово учителя.
Сегодня, ребята, мы откроем последнюю страницу и познакомимся с понятием…..Ну а пока я хочу, чтобы вы посмотрели одну историю.
Три загадки.
Поссорились на перемене ребята. Один кричит:
- Я тебе покажу, где раки зимуют!
А второй ему:
Ишь, разошелся, прямо вон из кожи лезет.
Тут подбежал к ребятам дежурный, стал их растаскивать. А они на него напустились:
- Все следишь! Наверное, и спишь с открытыми глазами.
А дежурный как крикнет:
- Стойте, ребята. Разгадайте свои загадки!
-Какие еще загадки?
-А вот какие, откуда произошли выражения: где раки зимуют, из кожи вон лезет, спит с открытыми глазами.
( ГДЕ РАКИ ЗИМУЮТ . Оказывается, выражение тесно связано с историей нашего народа. Многие помещики любили полакомиться свежими раками, а ловить их очень трудно: раки прячутся под коряги, выкапывают норы в берегах озерка или реки и там зимуют. На ловлю раков зимой посылали провинившихся крестьян, которые должны были доставать раков из ледяной воды. Много времени проходило, прежде чем наловит крестьянин раков. Промерзнет в ветхой одежке, застудит руки. И часто после этого человек тяжело болел. Отсюда и пошло, если хотят кого-то серьезно наказать, говорят: «Я покажу тебе, где раки зимуют»)

2.Выступление королевы фразеологии
Здравствуйте, дорогие ребята!
Вот, наконец, и пришло время мне с вами познакомиться. В середине 20 века ученые, изучающие наш язык, увидели, что, кроме огромного количества слов, есть особый пласт : несколько десятков тысяч устойчивых сочетаний слов. Так родилась я – ФРАЗЕОЛОГИЯ.
Были в мастерской две дужки и стержень, которые использовались и вместе, и по отдельности. Но однажды рабочий взял их, включил аппарат и сварил в одну необходимую новую деталь в виде буквы «Ф»
Подобное мы видим в жизни слов. Живут- поживают слова-детали, ими пользуются по отдельности, но в какой-то момент, слова сливаются в устойчивые неделимые фразеологизмы.
Было слово « зимуют» и слово «раки», а получился фразеологизм - где раки зимуют.
4.Слово учителя
Ребята, откройте тетради, запишите число, тему урока. С красной строки запишите фразеологические обороты, которые мы с вами разобрали.
КРАСНАЯ СТРОКА – книги на Руси начали печатать более четырех веков назад, а до этого их переписывали от руки. Сначала текст писали сплошь, не разделяя на слова и предложения. Начало повествования летописец открывал большой замысловато-разрисованной красивой буквой , которая выписывалась с небольшим отступом от левого края страницы. Вот эта буква и дала жизнь выражению « писать с красной строки»

- Итак, ребята, что же изучает фразеология?
4.Чтение теоретического материала

1.Основные признаки фразеологизмов:
а) в их составе нельзя заменить слова по своему желанию
б) слова теряют свою смысловую самостоятельность
в) не создаются в речи, а, как и слова, используются готовыми, требуют запоминания.
2.Знакомство с фразеологическим оборотом БИТЬ БАКЛУШИ
Бить баклуши – бездельничать. Что такое баклуши? Когда-то на Руси хлебали щи и ели кашу деревянными ложками, десятки тысяч людей били баклушами, то есть кололи чурбачки липового дерева в качестве заготовок для мастера- ложкаря. Работа эта и стала образцом не дела, а безделья.
3. Работа с рисунками « Узнай фразеологический оборот»
( Водить за нос, водой не разольешь, лапшу на уши вешать, палки в колеса вставлять)
- Составьте с данными фразеологизмами диалог.
- Что такое диалог?
- Знаки препинания при диалоге?
4.Фразеологизмы могут иметь синонимы, антонимы. Подберите к данным фразеологизмам антонимические пары.

Кот наплакал овладеть собой
Ходить вокруг да около куры не клюют
Мухи не обидит попасть в точку
Выйти из себя как кошка с собакой

Составить синонимические пары
На всех парах во всю прыть
Хоть волком вой хоть караул кричи
Со всех ног во всю прыть
Ни зги не видно хоть глаз выколи
( Ни зги не видно. Зга – старинное слово. Оно произошло от слова «стьга» ( стежка, дорожка, тропинка). Поэтому выражение « ни зги не видно» буквально означает : не видно тропинки, дороги, пути).
Существует и другое мнение, что это выражение произошло от слова «зга»( металлическое колечко на дуге лошади, к которому прикрепляется повод). В давние времена телега летом, а сани зимой были единственным способом передвижения. Не было человека, который не знал бы, что такое зга : так же , как теперь нет людей, не знающих, что такое автомобиль. В метель, пургу, темень, когда, сидя в санях, даже колечка на дуге не увидишь, ямщик обычно так и говорил: « Вот темень! Ни зги не видно!»
5. « ЧЕРНЫЙ ЯЩИК»
Если вы установите, что связывает все эти предметы, то вы ответите на вопрос, что находится в черном ящике: гусь, рыба, хлеб, ложка, трава.

( Как с гуся вода- совершенно безразлично, как рыба в воде – свободно, естественно, сидеть на хлебе и воде – голодать, тише воды, ниже травы – робкий, застенчивый, робкий).В черном ящике находится стакан с водой.

6.Шуточная минутка
- Есть ли у Земли лицо? (Стереть с лица Земли)
- Может ли быть горе в жидком состоянии? (Хлебнуть горя, испить горя)
- Есть ли глаза у смерти?(Смотреть смерти в глаза)
- Может ли вопрос заболеть? (Больной вопрос)

Рефлексия урока.
- Что нового вы сегодня узнали на уроке?
- Что же такое фразеологический оборот?

Домашнее задание: нарисуйте любой фразеологический оборот
Категория: Русский язык и литература | Добавил: elena_dubkova
Просмотров: 1070 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-04-25, 6:21 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru