Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература |
2014-04-14, 9:31 AM | |
Урок в 6 классе по теме : « Фразеологические обороты» Цель: 1. Знать о фразеологизмах – устойчивых сочетаниях слов, их роли в обогащении речи учащихся. 2. Уметь употреблять в речи фразеологизмы. 3. Воспитывать любовь к русскому языку. Тип урока: урок-погружение Ход урока 1.Орг.момент 2.Вступительное слово учителя. На протяжении нескольких уроков мы с вами, ребята, путешествовали по страницам интереснейшего раздела, который назывался « Лексикой». Давайте вспомним основные понятия, которыми мы оперировали на уроке. 3.Фронтальный опрос. - Что такое лексика? Лексикон? - Чем отличается однозначное слово от многозначного слова? - О каком явлении идет речь? Врач сказал: «Сейчас для вашего зуба Подберут бор». А я с кресла – бежать во весь опор. Думаю, врач хитрит что-то…. Кому же целый лес в рот совать охота? ( Бор - стальное сверло ;хвойное дерево) Норка вылезла из норки Может, норка И пошла к знакомой норке. Возле норки? В норку норкину вошла, Нет нигде. Норку в норке не нашла. Пропал и след. Если в норке нету норки, Норка – здесь А норки – нет! (норка – норка) - Что такое синонимы ? ( Отец – папа, родитель, батя, батька) Играем в игру «Наоборот» И нам с тобой пришел черед Сыграть в игру «Наоборот». Скажу я слово «высоко», А ты ответишь-………. Скажу я слово «далеко», А ты ответишь……….. Скажу я слово «потерял», И скажешь ты: « Нашел» Скажу тебе я слово «трус» Ответишь ты: «Храбрец». Теперь «начало» Я скажу, - Ну, отвечай : «……..» - Какие слова мы использовали при игре ? (Антонимы) 4.Работа над новым материалом. 1.Слово учителя. Сегодня, ребята, мы откроем последнюю страницу и познакомимся с понятием…..Ну а пока я хочу, чтобы вы посмотрели одну историю. Три загадки. Поссорились на перемене ребята. Один кричит: - Я тебе покажу, где раки зимуют! А второй ему: Ишь, разошелся, прямо вон из кожи лезет. Тут подбежал к ребятам дежурный, стал их растаскивать. А они на него напустились: - Все следишь! Наверное, и спишь с открытыми глазами. А дежурный как крикнет: - Стойте, ребята. Разгадайте свои загадки! -Какие еще загадки? -А вот какие, откуда произошли выражения: где раки зимуют, из кожи вон лезет, спит с открытыми глазами. ( ГДЕ РАКИ ЗИМУЮТ . Оказывается, выражение тесно связано с историей нашего народа. Многие помещики любили полакомиться свежими раками, а ловить их очень трудно: раки прячутся под коряги, выкапывают норы в берегах озерка или реки и там зимуют. На ловлю раков зимой посылали провинившихся крестьян, которые должны были доставать раков из ледяной воды. Много времени проходило, прежде чем наловит крестьянин раков. Промерзнет в ветхой одежке, застудит руки. И часто после этого человек тяжело болел. Отсюда и пошло, если хотят кого-то серьезно наказать, говорят: «Я покажу тебе, где раки зимуют») 2.Выступление королевы фразеологии Здравствуйте, дорогие ребята! Вот, наконец, и пришло время мне с вами познакомиться. В середине 20 века ученые, изучающие наш язык, увидели, что, кроме огромного количества слов, есть особый пласт : несколько десятков тысяч устойчивых сочетаний слов. Так родилась я – ФРАЗЕОЛОГИЯ. Были в мастерской две дужки и стержень, которые использовались и вместе, и по отдельности. Но однажды рабочий взял их, включил аппарат и сварил в одну необходимую новую деталь в виде буквы «Ф» Подобное мы видим в жизни слов. Живут- поживают слова-детали, ими пользуются по отдельности, но в какой-то момент, слова сливаются в устойчивые неделимые фразеологизмы. Было слово « зимуют» и слово «раки», а получился фразеологизм - где раки зимуют. 4.Слово учителя Ребята, откройте тетради, запишите число, тему урока. С красной строки запишите фразеологические обороты, которые мы с вами разобрали. КРАСНАЯ СТРОКА – книги на Руси начали печатать более четырех веков назад, а до этого их переписывали от руки. Сначала текст писали сплошь, не разделяя на слова и предложения. Начало повествования летописец открывал большой замысловато-разрисованной красивой буквой , которая выписывалась с небольшим отступом от левого края страницы. Вот эта буква и дала жизнь выражению « писать с красной строки» - Итак, ребята, что же изучает фразеология? 4.Чтение теоретического материала 1.Основные признаки фразеологизмов: а) в их составе нельзя заменить слова по своему желанию б) слова теряют свою смысловую самостоятельность в) не создаются в речи, а, как и слова, используются готовыми, требуют запоминания. 2.Знакомство с фразеологическим оборотом БИТЬ БАКЛУШИ Бить баклуши – бездельничать. Что такое баклуши? Когда-то на Руси хлебали щи и ели кашу деревянными ложками, десятки тысяч людей били баклушами, то есть кололи чурбачки липового дерева в качестве заготовок для мастера- ложкаря. Работа эта и стала образцом не дела, а безделья. 3. Работа с рисунками « Узнай фразеологический оборот» ( Водить за нос, водой не разольешь, лапшу на уши вешать, палки в колеса вставлять) - Составьте с данными фразеологизмами диалог. - Что такое диалог? - Знаки препинания при диалоге? 4.Фразеологизмы могут иметь синонимы, антонимы. Подберите к данным фразеологизмам антонимические пары. Кот наплакал овладеть собой Ходить вокруг да около куры не клюют Мухи не обидит попасть в точку Выйти из себя как кошка с собакой Составить синонимические пары На всех парах во всю прыть Хоть волком вой хоть караул кричи Со всех ног во всю прыть Ни зги не видно хоть глаз выколи ( Ни зги не видно. Зга – старинное слово. Оно произошло от слова «стьга» ( стежка, дорожка, тропинка). Поэтому выражение « ни зги не видно» буквально означает : не видно тропинки, дороги, пути). Существует и другое мнение, что это выражение произошло от слова «зга»( металлическое колечко на дуге лошади, к которому прикрепляется повод). В давние времена телега летом, а сани зимой были единственным способом передвижения. Не было человека, который не знал бы, что такое зга : так же , как теперь нет людей, не знающих, что такое автомобиль. В метель, пургу, темень, когда, сидя в санях, даже колечка на дуге не увидишь, ямщик обычно так и говорил: « Вот темень! Ни зги не видно!» 5. « ЧЕРНЫЙ ЯЩИК» Если вы установите, что связывает все эти предметы, то вы ответите на вопрос, что находится в черном ящике: гусь, рыба, хлеб, ложка, трава. ( Как с гуся вода- совершенно безразлично, как рыба в воде – свободно, естественно, сидеть на хлебе и воде – голодать, тише воды, ниже травы – робкий, застенчивый, робкий).В черном ящике находится стакан с водой. 6.Шуточная минутка - Есть ли у Земли лицо? (Стереть с лица Земли) - Может ли быть горе в жидком состоянии? (Хлебнуть горя, испить горя) - Есть ли глаза у смерти?(Смотреть смерти в глаза) - Может ли вопрос заболеть? (Больной вопрос) Рефлексия урока. - Что нового вы сегодня узнали на уроке? - Что же такое фразеологический оборот? Домашнее задание: нарисуйте любой фразеологический оборот | |
Просмотров: 1070 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|