Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

Презентация и конспект урока по литературе к теме «В.А.Жуковский «Светлана»
2014-04-25, 11:41 AM
Исмаилова Наталья Усеиновна
Предмет: русская литература
Класс: 5
Тема урока: В.А.Жуковский «Светлана».
Оборудование урока: компьютер, проектор, экран.

Материалы к уроку, подготовленные учителем:
Презентация к разным этапам урока
Таблица
Методические приемы: беседа с учащимися по вопросам, выразительное чтение, анализ баллады, контроль знаний учащихся, активизация самостоятельной работы.

Ход урока.
1.Организационный момент. (Слайд № 1)
Цель: подготовка класса к восприятию темы и к общению; создание условия для проведения урока.
- Ребята, сегодня мы будем изучать балладу В.А.Жуковского «Светлана».
Запишем тему урока и эпиграф к нему.
«Его стихов пленительная сладость
Пройдет веков завистливую даль…» (Слайд № 2)
2.Проверка домашнего задания.
Цель: проверить знание и понимание баллады «Светлана»; вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме; мотивировать учеников к учебной деятельности.
- Ребята, дома вы должны были прочитать балладу «Светлана», определить из скольких частей она состоит, и озаглавить каждую из них. (Выслушать всех учащихся выбрать оптимальный вариант записать ).
1. Составление схемы баллады. (Приложение №1)
3.Изучение новой темы.
Цели:
Образовательные: учить анализировать текст, прослеживать основную мысль автора в произведении. Развивающие: способствовать развитию речи, мышления и творческих способностей учащихся; формировать самостоятельную познавательную деятельность. Воспитательные: воспитывать у учащихся чувство прекрасного, умение ценить любовь, верить в светлое, доброе, высокое.
Слово учителя о великом русском писателе В.А.Жуковском.
Чтение теоретического материала. (стр.87)
- Кому принадлежат строчки из нашего эпиграфа? (Слайд № 2)
«Его стихов пленительная сладость
Пройдет веков завистливую даль…» (А.С.Пушкину)
- Баллада – это… (Слайд № 3)
- Чем отличается баллада от сказки?
- Где впервые появилась баллада?
Докажите, что «Светлана» В.Жуковского - это баллада.
- Что делали девушки в «крещенский вечерок»? (Слайд № 4)
( гадали)
- Кто главная героиня баллады? ( Светлана) (Слайд № 5)
1. Выпишите все прилагательные из баллады, которые характеризуют Светлану.
(молчаливая, грустная, милая, одинокая)
Найдите в тексте её описание.
(«Молчалива и грустна
Милая Светлана»;
«Вот красавица одна»

«Я с тобой, моя краса»)
3. Как автор относится к своей героине?
Найти слова в тексте.
(« Улыбнись, моя краса»
О! Не знай сих страшных снов
Ты, моя Светлана…» прочитать отрывок до конца)

Работа над текстом произведения, используя таблицу, содержащую следующее: 1) части, из которых состоит баллада; 2) звукопись; 3) цветопись; 4) душевное состояние героини на каждом этапе баллады. Комментированное чтение и заполнение таблицы. (Приложение №2) (Слайд № 6)
Схема баллады Звукопись Цветопись Состояние Светланы
звук источник цвет источник
1. Светлана гадает.

2. Сон Светланы.

3. Поездка с незнакомцем.

4. Приезд в «Божий храм».

5. Дорога к избушке.

6. В избушке.

7. Пробуждение от сна.
8. Обращение автора.


4.Закрепление темы.
Цель: развитие мышления, воображения школьников, умение применять изученный материал.
1. Подчеркните слова символы: ( Слайд №7)
а) синей чертой, символизирующие смерть;
б) красной чертой, символизирующие жизнь.
Луна, зеркало, кони, гроб, снег, ворон, огонёк, метель, вьюга, крест, свет, голубок, мертвец, петух, колокольчик.
2. Сколько раз в тексте мы встречаем слова? ( Слайд №8)
а) луна (--); (2)
б) ночь (--); (-) (полуночь, впотьмах)
в) степь (--); (1)
г) любовь (--). (1)
3. Найдите в тексте баллады рифмы к словам: ( Слайд №9)
Уголок_ («мирный уголок»)
Круг _ («туманный круг»)
Двор _ («широкий двор»)
Свет _ («свет – судья лукавый», «лунный свет, бледен и унылый»)
Голубок _ («белоснежный голубок», «голубочек белый»)
Храм _ ( «Божий храм»)
4. Вставьте пропущенные слова: ( Слайд №10)
1. Что же твой, Светлана, …,
…муки?
2. Снег на солнышке…
Пар … тонкий…
3. В тонкий … окна
Светит …денницы;
4. Здесь …- лживый сон;
Счастье - …
5. …весёлость, как была,
Дней её …
5.Дополните слова сравнениями из текста баллады «Светлана»: ( Слайд №11)
а) колокольчик –
б) Светлана –
в) мрак –
г) судьбина –
д) путь –
е) день –
ж) свет –
5.Задание на дом. ( Слайд №12)
Цель: способствовать развитию речевых способностей у учащихся, внимания, мышления, памяти и воображения, побуждение познавательного интереса к произведению и дальнейшей работой над ней.
- Ребята, дома вы должны будете ответить на вопросы:
1. Какой «баллады толк» дает автор? Что является, как утверждает автор, счастьем, а что несчастьем?
2. Почему автор назвал балладу «Светлана»? О чём говорят последние строчки произведения?

Приложение №1
Схема баллады:
1. Светлана гадает.
2. Сон Светланы.
3. Поездка с незнакомцем.
4. Приезд в «Божий храм».
5. Дорога к избушке.
6. В избушке.
7. Пробуждение от сна.
8. Обращение автора.

Приложение №2

Таблица
Схема баллады Звукопись Цветопись Состояние Светланы
звук источник цвет источник
1. Светлана гадает.
1) «Мертвое молчание»; 1)«чуть лиет сиянье»; 1) свечка; «Робость в ней волнует грудь»
2. Сон Светланы.
1)треск;
2)крикнул жалобно;
3) стук; 1) огонёк;
2) сверчок;
3)замок (кто-то) 1) блеск;

3)глаза (кого-то); «Страх туманит очи», «Чуть Светлана дышит». «Занялся от страха дух».
3. Поездка с незнакомцем.
1)пышут ноздрями;
2) «поднялася»; 1) кони;

2) вьюга; 1)чуть «блестят»;
2) бледен и унылый;
1) поляны;
2) «милый»; «Сердце вещее дрожит»
4. Приезд в «Божий храм».
1) «двери отворились»; 1) ветер; 1)яркий свет;
2) чёрный;
3)«бледен»;
1)«паникадил»;
2) гроб;
3) «друг»; «Пуще девица дрожит»
5. Дорога к избушке.
1)«метелица»;
2) каркает; 1)«кругом»;
2) ворон; 1) чёрный;
2) брезжит; 1) «вран»;
2)огонёк; «В страшных девица местах»
6. В избушке.
1)всё утихло;
2) «страшное молчанье»;
3) стон;
1) мертвец; 1)«слабо тлится»;
2)бело-снежный;
3) мрачнее ночи; 1) свечка;
2) «голубок»;
3) лик мертвеца; «Девица дрожит»
7. Пробуждение от сна.
1)«шумно бьёт крылами»;
2) гремит; 1)петух;
2) колокольчик; 1) светит;
2) блестит;
3) алеет; 1) луч
(денницы);
2)снег;
3) пар; «Светланин дух смутен сновиденьем»
8. Обращение автора. « В ней душа как ясный день;
Ах! Да пронесется» «Будь вся жизнь её светла» « Улыбнись моя краса»
Используемая литература:
1.Русская словесность: фольклор и литература. Учебник для 5 класса общеобразовательной школы. Т.П. Чаплышкина, А.М.Садвакасова, Л.В.Сафронова, Н.Н.Ставицкая, С.Я.Ходова. – 3-е изд., - Алматы: Атамура, 2010.
2. Русская словесность. Дидактический материал: Для 5 класса общеобразовательной школы. Т.П. Чаплышкина, А.М.Садвакасова, Л.В.Сафронова, Н.Н.Ставицкая, С.Я.Ходова. Алматы: Атамура, 2001.
3. Русская словесность: фольклор и литература. Методическое руководство: Для 5 класса общеобразовательной школы. Т.П. Чаплышкина, А.М.Садвакасова, Л.В.Сафронова, Н.Н.Ставицкая, С.Я.Ходова. – Алматы: Атамура, 2001.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: комбусто
Просмотров: 1656 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-04-26, 1:01 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru