Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

Презентация и конспект урока по литературе к теме «М.М.Пришвин «Кладовая солнца»
2014-04-25, 11:56 AM
Исмаилова Наталья Усеиновна
Предмет: русская литература
Класс: 5
Тема урока: М.М.Пришвин «Кладовая солнца».
Оборудование урока: компьютер, проектор, экран.

Материалы к уроку, подготовленные учителем:
Презентация к разным этапам урока
Викторина
Тесты
Методические приемы: беседа с учащимися по вопросам, выразительное чтение, анализ отрывка из сказки-были, контроль знаний учащихся, активизация самостоятельной работы.


Ход урока.
1.Организационный момент. (Слайд № 1-3)
Цель: подготовка класса к восприятию темы и к общению; создание условия для проведения урока.
- Ребята, сегодня мы продолжим изучать сказку-быль М.М.Пришвин «Кладовая солнца».
Запишем тему урока и эпиграф к нему. Одухотворение природы в произведении.
«Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю». (М.М.Пришвин)

2.Проверка домашнего задания.
Цель: проверить знание и понимание произведения «Кладовая солнца»; вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме; мотивировать учеников к учебной деятельности.
1. Ответить на вопросы викторины. ( Слайд № 4-5) (Приложение №1)
2. По страницам сказки-были. ( Слайд № 6-14)

3.Изучение новой темы.
Цели:
Образовательные: выявление способов одухотворения природы, ее участие в судьбе детей; усвоение нового в процессе анализа текстов. Развивающие: создание условия для развития памяти, внимания и воображения; формирование самостоятельной познавательной деятельности. Воспитательные: развитие культуры речи, развитие интереса к изучению сказки-были; воспитание чуткости и любви к природе.

- Ребята, мы с вами прошлись по страницам сказки-были М.М.Пришвин «Кладовая солнца». Вы показали, что внимательно прочитали и ознакомились с героями и событиями, о которых нам рассказывает автор.
Одухотворение природы в произведении.
— Первоначально «Кладовая солнца» называлась «Друг человека». Почему, по-вашему, М.М. Пришвин отказался от этого названия?
(Потому что главная идея автора, показать единство человека и природы, необходимость заботливого отношения к природе.)
- Кто же они, герои сказки-были?
( Настя, Митраша, их родители, Антипыч, собака Травка, лось, змея, тетерев, сосна и ель, волк, зайчик)
- Почему мы включили в этот список растения и животных?
( Они являются участниками событий, многим даны имена.)
Солнце дарит тепло земле, а она отдает его добром людям. Как и чем делится с человеком природа?
(целебные ягоды и травы, грибы и т.д.)
- Природа в сказке-были действующее лицо, герой произведения. Давайте посмотрим, как проявляет себя природа по отношению к людям. Для этого вместе с Настей и Митрашей отправимся в лес за кисло-сладкой ягодой клюквой.
- Мы с вами уже прочитали отрывок « Сросшиеся деревья» о сосне и ели.
Почему образ сосны и ели автор помещает перед появлением детей в лесу?
(Как предупреждение, нужно быть вместе, рядом.)
Слепая елань - опасное место. Докажите текстом, что природа предупреждает детей об опасности. Найдите предупреждения.
(«холодная синяя стрелка», «ветер рванул», «сосна простонала», «ель зарычала»).
Найти отрывок прочитать.
- Какой прием использует автор, чтобы «оживить, очеловечить» природу?
(Олицетворение)
- Где ещё в тексте вам встретились подобные предупреждения?
( Травка завыла, ёлочки не пускают Митрашу в елань)
Как автор называет природу?
( Великий храм)
Что хочет сказать нам автор о природе?
( В замысел писателя входило показать единство человека и природы, неразрывную связь всего существующего на земле.)
Автор все время напоминает, что в природе идет постоянная борьба, в которой побеждает сила, и человек должен уметь совладать с этой силой, подчинить себе могучую стихию.
Подводя итог, мы можем отметить, что каждому из героев удалось одержать победу над собой и выйти победителем в столкновении с силами природы.
4.Закрепление темы.
Цель: развитие мышления, воображения школьников, умение применять изученный теоретический материал.
Задача: проверить, проконтролировать следующие умения и навыки (определять жанр и тему произведения, отличать основные виды тропов.)
1. Самостоятельная работа учащихся (Приложение №2)
Тесты №1-15 (Слайд № 15-20) (Ученикам раздаются одинаковые бланки, где они должны проставить только букву ответа.)
2. Проверка самостоятельной работы (Приложение №3)
(Самостоятельная проверка работы по тестированию (Слайд №21), подведение итога работы.)
5.Задание на дом. ( Слайд №22)
Цель: способствовать развитию речевых способностей у учащихся, внимания, мышления, памяти и воображения, побуждение познавательного интереса к повести и дальнейшей работой над ней.
- Ребята, дома вы должны будете ответить на вопросы:
Почему М. Пришвин назвал «Кладовую солнца» сказкой-былью? По каким признакам это произведение можно отнести к жанру повести?


Приложение №1
Викторина.
1. Назовите детское прозвище М.М.Пришвина. (Курымушка)
2. Кто был его первым путеводителем по «азбуке» природы? (Птицелов, пчеловод, охотник по прозвищу Гусек)
3. Когда была написана сказка-быль «Кладовая солнца»? (1945)
4. Как первоначально называлась сказка-быль? ( «Друг человека»)
5. Какие деревья боролись между собой в произведении? (ель и сосна)
6. За какой ягодой отправились Настя и Митраша? (за клюквой)
7. Перечислите клички домашних животных в хозяйстве Насти и Митраши. (Зорька, Дочка, Дереза, Петя, Хрен)
8. Какому делу выучился Митраша у отца? ( выучился бондарскому ремеслу)
9. О какой «чудесной вещи» рассказал мальчику отец? (о компасе)
10. Перечислите, кого приютил « на себе» большой чёрный пень? (шесть маленьких ящериц, четыре бабочки-лимонницы, большие черные мухи, громадная змея)
11.Кто был конкурентом Травке во время охоты на зайца-русака? (лиса)
12.Какую помощь оказала Настя ленинградским детям из детдома? (Настя отдала всю свою целебную ягоду)

Приложение №2
Тесты М. М. Пришвин «Кладовая солнца»
1. Жанр произведения:
а) повесть;
б) сказка;
в) сказка-быль.
2. Название произведения означает, что речь в нём идет:
а) о богатых залежах торфа на болотах;
б) о душевном богатстве людей;
в) о богатом и животном мире лесов.
3. В произведении описываются события:
а) времён первой мировой войны;
б) периода Великой Отечественной войны;
в) наших дней.
4. Тема произведения:
а) единство человека и природы, необходимость заботливого отношения к природе;
б) взаимоотношения между людьми;
в) размышления о том, насколько природа выше человека и человеческих страстей.
5. Повествование в произведении ведется от лица:
а) Митраши и Насти;
б) геологов;
в) жителей деревни.
6. Рассказчики считают, что в дружбе Митраши и Насти было:
а) прекрасное равенство;
б) бесспорное первенство сестры;
в) преимущество брата.
7. Смысл истории сосны и ели:
а) элемент сказки, объясняющий стон и вой, раздающийся в ветреную погоду;
б) рассказ о возникновении дикого леса близ Блудова болота;
в) предыстория конфликта между Митрашей и Настей.
8. Елань (топкое место в болоте) называлась Слепою, так как:
а) люди, попав в неё, теряли зрение;
б) здесь росли цветы, которые народ именовал «куриная слепота»;
в) внешне она никак не отличалась от остального болота.
9. Закон жизни в лесу, отвергнутый Травкой, требовал от диких зверей жить для:
а) других;
б) себя;
в) природы.
10. Человеческая правда, которую Антипыч «перешепнул» Травке, - это правда:
а) принципа «Один за всех и все за одного»;
б) вековечной суровой борьбы людей за любовь;
в) слов «Мы с тобой одной крови: ты и я».
11. Травка не могла выносить плач сплетённых навеки деревьев, потому что:
а) они напоминали ей о её собственном горе;
б) собаке было страшно слышать этот вой;
в) ей было их жалко.
12. В предложении: « …могучие стволы соснового бора стали как зажженные свечи великого храма природы» - автор употребил:
а) антитезу;
б) аллегорию;
в) сравнение.
13. Рассказ о тетереве-косаче ( «Косач как будто стал расцветать в лучах восходящего солнца. На голове гребешок загорелся огненным цветком. Синяя в глубине чёрного грудь его стала переливать из синего на зеленое. И особенно красив стал его радужный, раскинутый лирой хвост») представляет собой:
а) описание;
б) повествование;
в) рассуждение.
14. В предложении: « Земля под ногой стала как гамак, подвешенный над бездной» - используется:
а) антитеза;
б) сравнение;
в) гипербола.
15. В отрывке: « Тогда серая хмарь плотно надвинулась и закрыла всё солнце с живительными лучами. Злой ветер очень резко рванул. Сплетённые корнями деревья, покрывая друг друга сучьями, на всё Блудово болото зарычали, завыли, застонали» - используется:
а) гипербола;
б) олицетворение;
в) метафора.

Приложение №3
4. Ответы:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
в б б а а а в в б б а в а б б

Используемая литература:
1.Русская словесность: фольклор и литература. Учебник для 5 класса общеобразовательной школы. Т.П. Чаплышкина, А.М.Садвакасова, Л.В.Сафронова, Н.Н.Ставицкая, С.Я.Ходова. – 3-е изд., - Алматы: Атамура, 2010.
2. Русская словесность. Дидактический материал: Для 5 класса общеобразовательной школы. Т.П. Чаплышкина, А.М.Садвакасова, Л.В.Сафронова, Н.Н.Ставицкая, С.Я.Ходова. Алматы: Атамура, 2001.
3. Русская словесность: фольклор и литература. Методическое руководство: Для 5 класса общеобразовательной школы. Т.П. Чаплышкина, А.М.Садвакасова, Л.В.Сафронова, Н.Н.Ставицкая, С.Я.Ходова. – Алматы: Атамура, 2001.
4. Литература: Тесты. 5 – 8 кла.: учебно-метод.пособие Авт.-сост. Н.Н.Коршунова, Е.Ю.Липина. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа,2001.
5. Альбом 5 класс. Иллюстрации художника И.Л.Брунина и фотографии В.Е. Гиппенрейтера № 59-68
Категория: Русский язык и литература | Добавил: комбусто
Просмотров: 2973 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-04-19, 11:18 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru