Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

Развитие творческих способностей учащихся через организацию работы с текстом
2014-04-29, 11:38 PM
Ергалиева Зауре Наурызгалиевна – учитель русского языка и литературы
первой категории высшего уровня квалификации
ГУ «Средняя школа-гимназия №9», г. Актобе, 2014г.

Развитие творческих способностей учащихся через организацию работы с текстом

Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес педагогов во все времена.
Творческая деятельность – одна из составляющих продуктивного мышления. Творческая деятельность характеризуется гибкостью мышления, способностью находить новые связи между объектами, быстро переключаться, проводить аналогии.
Как развивать речь и мышление учащихся? Как научить учащихся постигать мир, воспитывать отзывчивость, сострадание, любовь ко всему живому? Эти вопросы для нас, учителей-словесников, стали уже самыми главными.
Одной из главных задач образования в современное время является развитие творческих способностей учащихся, формирование навыков самостоятельной работы. Именно в школе начинается процесс становления творческой личности.
Моей методической темой является «Развитие творческих способностей учащихся через работу с текстом».
Актуальность выбранной темы исходит из следующей главной, на мой взгляд, проблемы – это снижение интереса к чтению.
Работа с текстом на уроках литературы является наиболее эффективной. Это пополнение словарного запаса учащихся, улучшение качества речи. Текст – это основа создания на уроках литературы развивающей речевой среды, это процесс формирования навыков анализа художественного произведения.
- Для чего мы вообще разбираем текст?
Чтобы ученики вступили в диалог с автором.
- А зачем им необходим этот диалог?
Чтобы узнать о том, каким видит автор мир, что он о нём думает и как к нему относится.
- Зачем же нашим детям это знание?
Ответить на этот вопрос помогут слова английского поэта Уильяма Блейка. Он так определяет назначение поэтов: «… поэты помогают человеку открывать очи, направленные внутрь». Понятно, что речь идёт о саморазвитии, о воспитании тех качеств, что мы называем духовностью. Эти знания необходимы для того, чтобы отыскать истину, найти смысл жизни. Читая, учащиеся смогут понять культуру, созданную человечеством за многие века, стать свидетелями множества событий, сопереживать вместе с литературными героями.
Урок литературы – это чтение литературного текста и его анализ. Постижение текста должно стать погружением ученика в удивительный мир художественного произведения.
Для учителей литературы эффективной формой работы с текстом является Технология проблемного обучения. Проблемное обучение соответствует целям развития творческой личности. Использование проблемных задач в обучении преследует цель систематизации знаний, обучения исследовательским приемам, стимулирования эвристических поисков, формирование логических способов познания, а также развития гибкости мышления, приобщения творчеству.
Проблемные задачи позволяют обратить внимание учащихся на изучение связей и отношений, развивают наблюдательность, вырабатывают выявлять причинно-следственные связи, понимать и изучать закономерности явлений.
Примеры проблемных задач.
-Какой цвет сопровождает образ Олеси? (повесть А.И.Куприна «Олеся»).
(Красный цвет, цвет любви и цвет тревоги).
-Попробуйте приблизительно определить возраст Простаковой.
-Что же так сильно состарило ее? (Д.И.Фонвизин «Недоросль»). (Митрофану - 16, если учитывать традиции эпохи ранних браков, можно предположить, что «презлой фурии, старой ведьме, госпоже бесчеловечной» чуть больше тридцати).
-Как вы думаете, что же помешало Мартышке найти верное применение очкам? (И.А. Крылов «Мартышка и Очки»).
-Почему «Маленького принца» называют философской сказкой? (Философия – наука о вечных проблемах бытия: жизни, любви, дружбе, долге, смерти).
-Какой урок дает нам Маленький принц? ( А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»)
( «Есть такое твердое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету»).
Сказка наполнена множеством мудрых изречений. Объясните некоторые из них:
- Зорко одно лишь сердце.
- Человек в ответе за тех, кого приручил.
- Все дороги ведут к людям.
- Одни только дети знают, чего ищут.
- Вода бывает нужна и сердцу. ( А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»)

Виды творческих заданий по литературе.

Аукцион
«Продажа» предметов, вещей, принадлежавших героям романа
И. С. Тургенева «Отцы и дети» (названия предметов написаны на карточках)
Участвующие в Аукционе должны рассказать о герое, которому принадлежит этот предмет.
К продаже выставляются:
1. Пестрый персидский ковер с оружием. (П. П. К.)
2. Виолончель. (Н. П. К.)
3. Красная роза. (Федосье Николаевне)
4. Кольцо с вырезанным на камне сфинксом. (П. П. К)
5. Микроскоп. (Е. Б.)
6. Черное платье. (А. С. О.)

И.С. Тургенев «Муму»
Дискуссионная карта
Мог ли Герасим решиться на побег до гибели Муму?

ДА НЕТ

Записать по одному утверждению.

Викторина
«Умники и умницы»
1.В каком городе происходит действие повести? (в Москве)
2.Какую одежду сшили в Москве на лето Герасиму? ( Кафтан)
3.Какой была старость у барыни? («скупой и скучающей»)
4.Как называл себя башмачник Капитон, жалуясь дворецкому на свою судьбу? («горемыка»)
5.По какому признаку можно было определить, что Герасим в поисках Муму «успел обежать пол-Москвы»? (по его виду, по нервной походке, по запыленной одежде)
6.Где Герасим в последний раз покормил Муму? (в трактире)
7. Кто, по словам автора, «…по Т… у шоссе усердно и безостановочно шагал…»? (Герасим)

Творческое задание «Радуга»
-Каким цветом вы изобразили бы характер и чувства героев?
(Герасим, барыня, Муму)

А. И. Куприн «Синяя звезда»
Кроссворд «Волшебное ожерелье»
«Подарок» принцессе Эрне волшебное ожерелье.
1. Автор удивительного произведения. (Куприн)
2. Жанр произведения. (Сказка)
3. Название страны с ее кротким народом. (Эрнотерра)
4. Титул короля (опорное слово). (Слуга народа)
5. Имя принцессы. (Эрна)
6. Изъятый и уничтоженный предмет в королевстве. (Зеркало)
7. Путник, спасенный принцессой. (Шарль)

Одним из видов работы по развитию речи является написание сочинений разных жанров. Составление сказок, сочинение по рисункам и т.п. благотворно влияют на развитие творческих возможностей детей. При написании обогащается словарный запас детей. Ребята учатся излагать свои мысли письменно.
Таким образом, творческие способности учащихся развиваются в ходе обучения. Мы хотим воспитать личность активную, ответственную, способную к осмыслению жизни, к ее преобразованию. В этом процессе роль педагога значительна. Учитель есть и остается посредником между обществом в целом и молодым поколением.

Литература
1. Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования. М., 2001. Гл. 3, 5.
2. Н. В. Егорова, И. В. Золотарева. Поурочные разработки по русской литературе,
М. «ВАКО» 2003
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Зауре_Ергалиева
Просмотров: 418 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2016-12-06, 8:40 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [776]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [696]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1871]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [462]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [543]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru