Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

Повторение по теме «Лексика»
2014-06-28, 2:14 PM
Повторение по теме «Лексика»

Цели урока:
Образовательные:
- повторить изученное по теме «Лексика»;
- способствовать усвоению и углублению знаний учащихся по основным разделам лексики.
Развивающие:
- совершенствовать грамматический строй речи, обогащать словарный запас
языка учащихся; развивать интерес к русскому языку.
Воспитательные: воспитание осознанной потребности в знаниях, чуткости и внимательности к слову.
Методы : комбинированный, игровой.
Оборудование:



1. Теремок (рисунок)
2. Карточки: - синонимы;
- антонимы;
- омонимы;
- однозначные и многозначные слова
- слова с прямым и переносным значением.
3. Магниты.
4. Выставка словарей.
5. Схема «Лексика» (ОСК)
Ход урока.
I. Организационный момент.
-Вступительное слово учителя:
«В чистом поле теремок, теремок.
Он не низок, не высок, не высок.
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?
Ответить на этот вопрос вам поможет загадка: «Не мед, а ко всему липнут» (слова).
-Учитель: Конечно, в нашем теремке живут слова.
-Учитель: Как называется раздел науки о языке, изучающий словарный состав русского языка? (Лексика).
- О чем же у нас сегодня пойдет речь на уроке?


II. Объявление темы и цели урока . Оформление темы в тетрадях.

III. Повторение изученного.
-Учитель: В нашем теремке слова живут очень дружно, хотя и в разных квартирах. Например, в квартире № 1 живут слова – братья, близкие по значению.
- Что это за слова?
а) СИНОНИМЫ (повесить табличку на доску).



-УЧИТЕЛЬ: Одного брата зовут Смелый.
- А как зовут других братьев? Запишите, (отважный, храбрый, бесстрашный, мужественный).
- Подберите синонимы к следующим словам, чтобы признак был выражен сильнее (на доске записаны слова):



ЗАПИШИТЕ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ СИНОНИМОВ К СЛОВУ
• РЕБЁНОК
• ОЧАРОВАТЕЛЬНЫЙ
• ДЕЛАТЬ
• ХОРОШО
Б) Проверка.
Сначала слова зачитывает команда, потом ученик, работавший со словарём, дополняет ответ.
РЕБЕНОК - дитя, дитятко, детище, чадо, ребятенок, малыш, крошка, кроха, малолеток, карапуз, малявка, кровинка.
ОЧАРОВАТЕЛЬНЫЙ - прелестный, пленительный, обаятельный, чарующий, обольстительный, обворожительный.
ДЕЛАТЬ - сооружать, ладить, работать, совершать, производить, творить, чинить, мастерить, ремонтировать, предпринимать усилия, проделывать, варганить, портачить, вытворять, выкидывать, откалывать, выкамаривать.
ХОРОШО - неплохо, недурно, недурственно, славно, ладно, здорово, важно, важнецки, мирово, хоть куда, что надо, на ять.
Вывод: оказывается, у одного слова может быть много синонимов, но каждый из них имеет свой смысловой оттенок
Задание: необходимо найти в тексте или предложениях синонимы и подчеркнуть их.
Это задание дети выполняют коллективно.
Задание для 1 команды.


• .
Проверка.
- Прочитайте отрывок. Назовите синонимы.
- Какой частью речи они являются?
Посмотрите, ребята, в таких небольших отрывках автор использовал синонимы. Попробуйте сделать вывод:
- Для чего синонимы нужны в речи?
Путешествие по острову Синонимов заканчивается. Давайте вспомним, на какие вопросы мы нашли здесь ответы и запишем в наш бортовой журнал. (на интерактивной доске)
- Что такое синонимы?
Синонимы - это слова, разные по звучанию и написанию, но близкие по значению.
- Для чего используют синонимы в речи?
Благодаря использованию синонимов речь становится богатой, яркой, выразительной,

б) Жильцов квартиры № 2
Застать сумели мы едва.
Они стояли у порога,
Уже готовые в дорогу.
- Учитель: Угадайте, кто они: один высокий, другой низкий, один грустный, другой веселый.
- АНТОНИМЫ (повесить табличку на доску).


Я антоним к слову "зной",
Я в реке, в тени густой,

А зовут меня :? (прохлада)
Я антоним к слову "лето",
В шубку снежную одета,
Хоть люблю мороз сама,
Потому что я :? (зима.)
Я антоним к слову "смех".
Не от радости, утех,
Я бываю поневоле
И от счастья, и от боли,
От обиды, неудач.
Догадались? - Это : (плач).
Я антоним шума, стука.
Без меня вам ночью мука.
И на уроках я нужна,
А называюсь : (тишина).
- Ребята, вспомните, какие слова мы называем антонимами?
Минус - плюс, огонь - вода,
Дерзкий - осторожный:
Все антонимы всегда
Противоположны.
Сыграем в игру "Противоположные слова"
Учитель бросает мяч ребёнку, называя слово. Ученик - называет антоним этого слова.
1 группа: Враг - друг, холод - жара.
- К какой части речи относятся данные слова?
2 группа: Старый - новый, злой - добрый.
- А эти слова, какой части речи?
3 группа: Бездельничать - работать, огорчаться - радоваться.
- Какой частью речи являются ваши слова?
4 группа: Далеко - близко, высоко - низко.
- Мы ещё не знакомились с этой частью речи. Но может кто-нибудь знает, как она называется.
У одних антонимами были имена существительные, у других - глаголы, вы встретились с антонимами - прилагательными, а вам достались антонимы - наречия.
- Какой можно сделать вывод? (Это значит, что антонимы есть в каждой части речи.)






В пещере Тайн
Посмотрите, перед нами пещера Тайн.
А) Откройте пособие Соколовой Т.Н. "Школа развития речи" на с.20, найдите задание №5. Попробуйте самостоятельно разобраться с тайнами антонимов.(3 минуты)


• Худой (человек) - ________________, (толстый)
• Худой (карман) - _________________, (целый)
• Близкий (путь) - _________________, (далёкий)
• Близкий (человек) - _______________, (чужой)
• Весёлый (праздник) - ______________, (грустный)
• Весёлый (смех) - ________________, (невесёлый)
• Высокий (голос) - _________________, (низкий)
• Высокий (человек) - _______________. (невысокий)
Б) Проверка. (Дети по цепочке зачитывают слово и антоним к нему, обосновывая свой ответ.)
- Почему у одного и того же слова оказались разные антонимы? На что нужно обратить внимание, подбирая антонимы? (Подбирая антонимы, надо обязательно обратить внимание на значение слова)

- Учитель: Что же такое антонимы?
- Учитель: Братья не случайно собрались в дорогу, им нужна помощь. Пришло им письмо от любимого дедушки, да вот незадача: половина его оказалась сплошным чернильным пятном. Помогите прочитать им письмо:


« в) Учитель: А теперь, ребята, мы познакомимся с жильцами квартиры № 3. Они очень любят читать журналы и в них юмористические рассказы. Один из них они попросили прочитать вам, чтобы вы отгадали их имена:

- Учитель: Какие же слова живут в квартире № 3?

г)- ОМОНИМЫ (повесить табличку на доску).

А у меня дома овсянка.
- Подумаешь, у меня сегодня тоже дома овсянка.
- Люблю я овсянку!
- И я люблю!
- Она жёлтая, красивая такая!
- И вкусная! Особенно с молоком!
- Как это вкусная? Как с молоком?
- Да так. А ещё хороша с маслом или сахарным песком.
- Да ты про что говоришь?
- Как это про что? Про овсянку!
- Про какую овсянку?
- Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?
- Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.
- Каша песни пела?!
- Какая каша? Не каша, а птица. Птица овсянка!
- Не слыхал про такую, что ли? Айда ко мне мою овсянку слушать!
- А потом ко мне мою овсянку кушать!
Вопрос классу: Почему вы улыбнулись, слушая этот рассказ?

Вы услышали одинаково звучащие слова: овсянка (каша) и овсянка (птица). Омонимы – слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению. (Слайд № 6)
- Учитель: А что такое омонимы?
• горький лук – лук охотника;
• подземный ключ – ключ от входной двери;
• кисть рябины – кисть для рисования:
• шуба из норки – мышиные норки




Какая пара лишняя? Почему? (Слово «КИСТЬ» многозначное): есть общее в лексическом значении – проверь по словарю.




Учитель: Все квартиры на первом этаже заняты,
А прежде, чем на второй этаж подняться,
Нужно физминуткой заняться.
Физкультминутка
Вышла мышка как-то раз (ходьба на месте)
Поглядеть, который час (повороты вправо, влево, пальцы «трубочкой» перед глазами).
Раз, два, три, четыре (хлопки над головой в ладони).
Мышки дернули за гири (руки вверх и приседание с опусканием рук – «дернули за гири»).
Вдруг раздался страшный звон (хлопки перед собой).
Убежали мышки вон (бег на месте).
Учитель: поднимаемся на второй этаж, узнаем, кто здесь живет?
д) - Кто вы?
- Мы лисички, дружные сестрички.
-Ну, а вы-то кто же?
- Мы лисички тоже.
-Как, с одной- то лапкой?
-Нет, еще со шляпкой.
- Учитель:Так кто же живет в квартире №4? ( многозначные слова)

-Какое многозначное слово вам встретилось? (шляпка).
-Какие же значения есть у слова «шляпка»? (шляпка гриба и шляпка девочки).
- Что их объединяет? (верх чего- либо).
-А почему у гриба верх называется «шляпкой»? (круглая форма)
-Какой омоним встречается в этой загадке? (лисички)
д) Учитель:А под самой крышей находится мансарда.
- Что это такое?
- Жилое помещение на чердаке под скатом крыши. Там идет заседание общества любителей образного слова. Собрались здесь слова, которые «умеют плакать и смеяться, приказывать, молить и заклинать и, словно сердце, кровью обливаться, и равнодушно холодом дышать» (Я. Козловский).
- Учитель: Какие слова могут такое?
- Слова с переносным значением (повесить карточку на доску).



Учитель: запишите стихотворение и найдите слова с переносным значением, определите средство выразительности:
Усталое солнце по небу гуляет.
Ленивая туча над лесом скучает.
На сонной березе щебечут синицы.
Спит ветер игривый средь поля пшеницы.
- Для чего автор использует слова с переносным значением?
(описать природу как живую).
- Как называется художественное средство? (олицетворение)



-
У мамы сердце золотое
И золотая голова,
И руки мамы золотые,
И спорятся ее дела.
И папа маму называет:
- Ты человек наш золотой!
Сестричка только вот вздыхает:
- Ведь золото – металл такой,
Колечко, правда, есть на пальце,
Но руки вовсе не блестят,
А на лице у глаз морщинки,
Не золотые – штучек пять…
И нет на сердце золотого,
А сердце… так оно внутри,
Оно в груди у мамы бьется,
Попробуй, пробу разгляди!
-Сколько раз встречается слово «золотой» в тексте? (6.)
- Сформулируйте лексическое значение слова «золотой» в каждом случае.
(золотая мама – хорошая мама; золотое сердце – доброе, человеческое, отзывчивое; золотая голова – умная; золотые руки – умелые; золотой человек – хороший, добрый.)
- Что вы можете сказать про слово «золотой»? Какое это слово? Что общего между всеми словами?
(«Золотой» - многозначное слово.)

- Сколько значений имеет слово «золотой»? Какое из них основное? С какими из этих значений мы встретились в стихотворении «Золотая мама»?
- Хочу обратить ваше внимание, что 2, 3, 4 значения слова даны под пометой перен. Таким образом, какова тема нашего урока, о чем мы сегодня будем говорить?
(запись темы «Прямое и переносное значение слова».)
- Какое значение слова будет называться прямым? Назовите прямое значение слова «золотой».
- А почему другие значения являются переносными? Почему они называются переносными?
- Заглянем в учебник, прочитаем правило на стр.140.

Учитель: Итак, ребята, назовите жильцов нашего теремка.
IV. Вот такие жильцы в нашем теремке. Но, конечно же, мы еще не ко всем сходили в гости, но обязательно это сделаем.
V. Вы узнали о жильцах немало. А что запомнили? Проведем взаимоопрос по схеме. Как всегда, вы самостоятельно оцениваете своего соседа по парте.
- Объясните, почему именно такая отметка?
- Конечно, ребята, я вам доверяю, но мне хотелось бы самой услышать ответы ( у доски отвечает контрольный ученик на вопросы класса).
VII. Итог урока.
-Вот и подошел к концу наш урок. Но это совсем не означает, что мы с вами закончили изучение «Лексики». Нет, мы еще вернемся к этому разделу в 6 классе и хочется, чтобы вы сохранили полученные знания, ведь от этого во многом будут зависеть ваши успехи.
- А завершит наш урок стихотворение замечательного поэта Николая Рыленкова.


Учитель: Какие добрые слова вы хотели бы высказать жильцам этого теремка? (творческие группы сочиняют письма ).
Категория: Русский язык и литература | Добавил: OxiOxi
Просмотров: 503 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 1.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2016-12-11, 12:58 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [779]
Физика [242]
История [337]
Классному руководителю [519]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1874]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [464]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru