Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

Презентация к внеклассному мероприятию"Восхождение на пик "Фразеология"
2014-08-14, 4:27 PM
Рушанова Кульжиян Рамазановна
учитель русского языка и литературы
средней школы №15
город Павлодар
Внеклассное мероприятие «Восхождение на пик «Фразеология»

Восхождение на пик «Фразеология»

Цель мероприятия: способствовать закреплению сведений почерпнутых из школьного учебника; расширить представление учащихся о фразеологических оборотах; воспитать внимание и интерес к фразеологии русского языка.

Оборудование: рисунки с фразеологизмами, плакаты с высказываниями, карточки с заданиями
Эпиграф: «Народный язык …алмазный язык»
А. Толстой
Ход работы

1.Вступление.
1) Правила игры.
Сегодня, ребята, вы будете подниматься на эту гору, которая сделана из ваших рисунков, и достигнете наивысшей точки, которая называется «пик Фразеология», только вам придётся проделать большой путь, а в пути вам встретятся хребты. Поднимаясь по хребтам, будете выполнять задания. Кто поднимется первым, тот достигнет пика «Фразеология» и станет победителем.
-А что такое хребет, пик?
Хребет - это вытянутая и постепенно понижающаяся в одном направлении возвышенность.
Пик – остроконечные вершины гор, ущелья, теснины, плато и т. д.
2) Мотивационный момент. Рассказ учителя о фразеологии.
«Четырёхлетняя Светлана спросила у матери, скоро ли наступит лето.
- Скоро. Ты и оглянуться не успеешь.
Светлана стала как-то странно вертеться.
-Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета всё нет…
Другой ребенок услышал выражение они живут на ножах и представил себе, что существуют большие ножи на лезвиях, на которых лежат и сидят какие-то люди.»
В основе этих забавных случаев, рассказанных писателем Чуковским в книге «От двух до пяти», лежат сложное и интересное явление русского языка.
Кроме отдельных слов с самостоятельными значениями, из которых мы составляем словосочетания и предложения, в русском языке ещё есть и более сложные языковые единицы- устойчивые сочетания слов. В этих выражениях слова теряют свою самостоятельность, и смысл имеет только всё выражение в целом. Так, не успеешь оглянуться в приведённом примере значит «скоро», живут на ножах-«враждуют».
Количество таких выражений в русском языке достигает несколько тысяч (показать фразеологический словарь русского языка). Как вы уже знаете, изучением их занимается фразеология - особый раздел лингвистики.
2.Разминка
-Сейчас вам прочитают стихотворение, в котором очень много фразеологизмов. После чтения вы должны назвать фразеологизмы, которые встретились в тексте. Кто назвал правильно, тот получает жетон и будет участвовать в конкурсе.
Учащееся читают юмористическое стихотворение Хмары «Зоологическая элегия»

Зоологическая элегия
Я был в зачарованном мире,
в далеких волшебных краях.
Он плавает в сказочном море
на трех легендарных китах.
Там песнь лебединая льется,
Там гадкий утенок живет,
там ищут заблудшие овцы
баранов у новых ворот.
Там водится синяя птица,
Свистит по-разбойному рак,
там лают на девять псов – рыцарей
не резанных десять собак.
Верблюд там в ушко от иголки
пролезть почитает за труд,
и в шкурах овечьих там волки
козлов отпущенья дерут.
Там льют крокодиловы слезы,
там раки зимуют у них,
веселым создателям прозы
растят там телят золотых.
Премудрый пескарь там ютится,
сверкает жар-птица огнем,
и кляча истории мчится
в упряжке с троянским конем…
Как любим зверей этих все мы!
Но брел я, печален, и зол:
где НАШИ собаки на сене?
где НАШ буриданов осел?
Неужто совсем не возможно
Нам выдумать НАШИХ зверей?
Поэт! Современник! Художник!
Зажгись!
Вдохновись!
Озверей!
Пускай же немедля взлетает
Фантазии красный петух!
И пусть нам слонов не хватает,
Мы будем их делать из мух!


Ход мероприятия

1. Хребет.
1 ведущий.
-Игра «Кто быстрее?». Подобрать по десять (можно и больше ) фразеологизмов с общим словом для них слов ( существительным).
Команда 8 «А» подбирает фразеологизмы к слову НОС и запишет их на листочках.
(Задирать ( задрать) нос;
Вешать ( повесить) нос;
Водить за нос;
Зарубить на носу;
Встретиться носом к носу;
Клевать носом;
Не видеть дальше своего носа;
Бояться нос показать;
Не показать носа;
Остаться с носом.)
2 ведущий
-Команда 8 « Б» подбирает фразеологизмы к слову ГЛАЗ и запишет их на листочках.

(Мозолить глаза ( кому - нибудь);
Хлопать глазами;
Говорить в глаза (кому – нибудь, что – нибудь);
Пускать пыль в глаза ( кому – нибудь);
Глазом не моргнуть;
С глазу на глаз;
Хоть глаза выколи;
Смотреть чужими глазами;
Открыть ( кому – нибудь) глаза;
Как бельмо на глазу)


2. Хребет
1 ведущий. Чтобы подняться на второй хребет, вы должны по рисунку определить, какой это фразеологизм и объяснить значение.
Раздаем рисунки. На рисунках фразеологизмы нарисованы в прямом значении.

8 «А» Держи карман шире. (Теперь мы говорим об этих карманах, когда хотим сказать: «Как же, дожидайся! Так я и наполнил твои широко открытые «карманы»).
Стоит, как вкопанный. (Стоять молчать, не зная, что говорить, когда человек узнает от кого-то известие (страшное)).
Клевал носом.( Забыл).
Не в своей тарелке. (Чувствовать себя не в своём обществе, не в своей компании).

2 ведущий.
8 «Б» Поливать масло в огонь. ( Ещё больше злить)
Вылетело из головы. ( Забыл)
Сесть в калошу ( лужу). (Итак, в США состоялись президентские выборы. Никсон шлёпнулся в лужу, т. е. проиграл, не стал президентом.)
Длинный язык. ( Много говорит (болтает)).

3. Хребет
1 ведущий. Вставьте во фразеологические обороты, пропущенные наименования животных и птиц.
8 «А»
1.На сердце … скребут.(кошки)
2. Вертится как . . . в колесе.(белка)
3. Носится как . . . с яйцом.(курица)
8 «Б»
1. Устойчив как . . . на льду.(корова)
2. Смотрит как . . . на новые ворота.(баран)
3. Пишет как . . . лапой.(курица)

4. Хребет
2 ведущий. Отгадайте загадки. Подберите к этому слову фразеологизмы.
8 «А»
Кто над нами
Вверх ногами?
(Муха. Мухи не обидит, делать из мухи слона, как сонная муха, белые мухи)
8 «Б»
У тебя есть,
У меня есть
У дуба- в поле,
У рыбы – в море.
(Тень. Бросает тень, быть в тени, наводить тень на плетень)

5. Хребет
1 ведущий. Закончи фразеологизм
8 «А»
Держать _________ (пари)
Бить _____________(баклуши)
Втирать___________ (очки)
Лодыря____________ (гонять)
На седьмом_________ (небе)
Рукой_______________ (подать)
При царе____________ (Горохе)

8 «Б»
Смотреть________ (в оба)
Ни рыба __________(ни мясо)
Ни то_____________ (ни сё)
В двух_________ (шагах)
Плечом_________ (к плечу)
Сломя__________ (голову)
Между двух______ (огней)

3. Объявляем победителей.
- Вот и мы достигли пика «Фразеология». Поздравляем тех, кто совершил такое трудное с опасностями путешествие по хребтам.
Спасибо за участие. Читайте побольше художественной литературы и употребляйте в своей речи фразеологизмы.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: galya7556
Просмотров: 752 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-03-28, 4:54 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru