Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература |
2014-08-14, 4:27 PM | |
Рушанова Кульжиян Рамазановна учитель русского языка и литературы средней школы №15 город Павлодар Внеклассное мероприятие «Восхождение на пик «Фразеология» Восхождение на пик «Фразеология» Цель мероприятия: способствовать закреплению сведений почерпнутых из школьного учебника; расширить представление учащихся о фразеологических оборотах; воспитать внимание и интерес к фразеологии русского языка. Оборудование: рисунки с фразеологизмами, плакаты с высказываниями, карточки с заданиями Эпиграф: «Народный язык …алмазный язык» А. Толстой Ход работы 1.Вступление. 1) Правила игры. Сегодня, ребята, вы будете подниматься на эту гору, которая сделана из ваших рисунков, и достигнете наивысшей точки, которая называется «пик Фразеология», только вам придётся проделать большой путь, а в пути вам встретятся хребты. Поднимаясь по хребтам, будете выполнять задания. Кто поднимется первым, тот достигнет пика «Фразеология» и станет победителем. -А что такое хребет, пик? Хребет - это вытянутая и постепенно понижающаяся в одном направлении возвышенность. Пик – остроконечные вершины гор, ущелья, теснины, плато и т. д. 2) Мотивационный момент. Рассказ учителя о фразеологии. «Четырёхлетняя Светлана спросила у матери, скоро ли наступит лето. - Скоро. Ты и оглянуться не успеешь. Светлана стала как-то странно вертеться. -Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета всё нет… Другой ребенок услышал выражение они живут на ножах и представил себе, что существуют большие ножи на лезвиях, на которых лежат и сидят какие-то люди.» В основе этих забавных случаев, рассказанных писателем Чуковским в книге «От двух до пяти», лежат сложное и интересное явление русского языка. Кроме отдельных слов с самостоятельными значениями, из которых мы составляем словосочетания и предложения, в русском языке ещё есть и более сложные языковые единицы- устойчивые сочетания слов. В этих выражениях слова теряют свою самостоятельность, и смысл имеет только всё выражение в целом. Так, не успеешь оглянуться в приведённом примере значит «скоро», живут на ножах-«враждуют». Количество таких выражений в русском языке достигает несколько тысяч (показать фразеологический словарь русского языка). Как вы уже знаете, изучением их занимается фразеология - особый раздел лингвистики. 2.Разминка -Сейчас вам прочитают стихотворение, в котором очень много фразеологизмов. После чтения вы должны назвать фразеологизмы, которые встретились в тексте. Кто назвал правильно, тот получает жетон и будет участвовать в конкурсе. Учащееся читают юмористическое стихотворение Хмары «Зоологическая элегия» Зоологическая элегия Я был в зачарованном мире, в далеких волшебных краях. Он плавает в сказочном море на трех легендарных китах. Там песнь лебединая льется, Там гадкий утенок живет, там ищут заблудшие овцы баранов у новых ворот. Там водится синяя птица, Свистит по-разбойному рак, там лают на девять псов – рыцарей не резанных десять собак. Верблюд там в ушко от иголки пролезть почитает за труд, и в шкурах овечьих там волки козлов отпущенья дерут. Там льют крокодиловы слезы, там раки зимуют у них, веселым создателям прозы растят там телят золотых. Премудрый пескарь там ютится, сверкает жар-птица огнем, и кляча истории мчится в упряжке с троянским конем… Как любим зверей этих все мы! Но брел я, печален, и зол: где НАШИ собаки на сене? где НАШ буриданов осел? Неужто совсем не возможно Нам выдумать НАШИХ зверей? Поэт! Современник! Художник! Зажгись! Вдохновись! Озверей! Пускай же немедля взлетает Фантазии красный петух! И пусть нам слонов не хватает, Мы будем их делать из мух! Ход мероприятия 1. Хребет. 1 ведущий. -Игра «Кто быстрее?». Подобрать по десять (можно и больше ) фразеологизмов с общим словом для них слов ( существительным). Команда 8 «А» подбирает фразеологизмы к слову НОС и запишет их на листочках. (Задирать ( задрать) нос; Вешать ( повесить) нос; Водить за нос; Зарубить на носу; Встретиться носом к носу; Клевать носом; Не видеть дальше своего носа; Бояться нос показать; Не показать носа; Остаться с носом.) 2 ведущий -Команда 8 « Б» подбирает фразеологизмы к слову ГЛАЗ и запишет их на листочках. (Мозолить глаза ( кому - нибудь); Хлопать глазами; Говорить в глаза (кому – нибудь, что – нибудь); Пускать пыль в глаза ( кому – нибудь); Глазом не моргнуть; С глазу на глаз; Хоть глаза выколи; Смотреть чужими глазами; Открыть ( кому – нибудь) глаза; Как бельмо на глазу) 2. Хребет 1 ведущий. Чтобы подняться на второй хребет, вы должны по рисунку определить, какой это фразеологизм и объяснить значение. Раздаем рисунки. На рисунках фразеологизмы нарисованы в прямом значении. 8 «А» Держи карман шире. (Теперь мы говорим об этих карманах, когда хотим сказать: «Как же, дожидайся! Так я и наполнил твои широко открытые «карманы»). Стоит, как вкопанный. (Стоять молчать, не зная, что говорить, когда человек узнает от кого-то известие (страшное)). Клевал носом.( Забыл). Не в своей тарелке. (Чувствовать себя не в своём обществе, не в своей компании). 2 ведущий. 8 «Б» Поливать масло в огонь. ( Ещё больше злить) Вылетело из головы. ( Забыл) Сесть в калошу ( лужу). (Итак, в США состоялись президентские выборы. Никсон шлёпнулся в лужу, т. е. проиграл, не стал президентом.) Длинный язык. ( Много говорит (болтает)). 3. Хребет 1 ведущий. Вставьте во фразеологические обороты, пропущенные наименования животных и птиц. 8 «А» 1.На сердце … скребут.(кошки) 2. Вертится как . . . в колесе.(белка) 3. Носится как . . . с яйцом.(курица) 8 «Б» 1. Устойчив как . . . на льду.(корова) 2. Смотрит как . . . на новые ворота.(баран) 3. Пишет как . . . лапой.(курица) 4. Хребет 2 ведущий. Отгадайте загадки. Подберите к этому слову фразеологизмы. 8 «А» Кто над нами Вверх ногами? (Муха. Мухи не обидит, делать из мухи слона, как сонная муха, белые мухи) 8 «Б» У тебя есть, У меня есть У дуба- в поле, У рыбы – в море. (Тень. Бросает тень, быть в тени, наводить тень на плетень) 5. Хребет 1 ведущий. Закончи фразеологизм 8 «А» Держать _________ (пари) Бить _____________(баклуши) Втирать___________ (очки) Лодыря____________ (гонять) На седьмом_________ (небе) Рукой_______________ (подать) При царе____________ (Горохе) 8 «Б» Смотреть________ (в оба) Ни рыба __________(ни мясо) Ни то_____________ (ни сё) В двух_________ (шагах) Плечом_________ (к плечу) Сломя__________ (голову) Между двух______ (огней) 3. Объявляем победителей. - Вот и мы достигли пика «Фразеология». Поздравляем тех, кто совершил такое трудное с опасностями путешествие по хребтам. Спасибо за участие. Читайте побольше художественной литературы и употребляйте в своей речи фразеологизмы. | |
Просмотров: 752 | Загрузок: 0 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|