Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

Разработка урока литературы в 7 классе " Петр Первый и его эпоха в произведениях А.С. Пушкина
2014-09-19, 9:10 PM
Тема: Петр Первый и его эпоха в произведениях А.С. Пушкина (Вступление к поэме «Медный всадник»).
Цели: создать условия для активизации мыслительной деятельности учащихся, при которых они смогут усвоить материал урока и помочь друг другу в обучении
Задачи:
Образовательная: познакомить учащихся с личностью Петра Первого, его заслугами в строительстве Петербурга; раскрыть образ правителя в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник »; активизировать мыслительную деятельность учащихся и осуществить обучение через стратегии: «Ассоциация», «Эссе», «Авторский стул», «Чтение с остановками»
Развивающая: развивать культуру речи, воображение, логическое мышление.
Воспитательная: формировать чувство эстетического отношения к окружающему миру.
Тип урока: урок новых знаний
Оформление: мультимедийная презентация
Ход урока
1. Вызов
Орг. момент.
Проверка д/з
Литература и история –что в них общего и различного?
Объявление темы, чтение эпиграфа:
«Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо как Россия»

Прием «Ассоциация»
Какие ассоциации вызывает у вас словосочетание «Медный всадник»?
Кто видел памятник «Медный всадник»?
Как вы думаете, кому он посвящен?
Памятник Петру I работы скульптора Этьена Мориса Фальконе установлен на Сенатской площади в Петербурге. Памятник получил неофициальное название «Медный всадник» после публикации петербургской повести А.С. Пушкина «Медный всадник».
Потомки поставили Петру I памятник, но Пётр I сам воздвиг себе памятник – город Санкт-Петербург.
Что вы знаете о городе Санкт-Петербург и о Петре I?

2. Осмысление
Просмотр музыкальной презентации «Петербург»

Прием «Эссе»
Напишите в 5-6 строчках ваше впечатление от города, увиденного в фильме. Каково ваше отношение к Петру Первому после увиденного?

Прием «Авторский стул» (ответы учащихся)

Прием «Чтение с остановками»
На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел. Пред ним широко
Река неслася; бедный чёлн
По ней стремился одиноко.
По мшистым, топким берегам
Чернели избы здесь и там,
Приют убогого чухонца;
И лес, неведомый лучам
В тумане спрятанного солнца,
Кругом шумел.
Он – это кто, по-вашему?
Каким мы видим Петра во вступлении?
Словарная работа:
чухонцы – дореволюционное название эстонцев и карело-финского населения
челн – лодка

И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложен
На зло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,1
Ногою твердой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе.
Почему Петр Первый решил построить этот город?
Как вы думаете, каким станет город?
Прошло сто лет, и юный град,
Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознесся пышно, горделиво; Где прежде финский рыболов,
Печальный пасынок природы,
Один у низких берегов
Бросал в неведомые воды
Свой ветхой невод, ныне там
По оживленным берегам
Громады стройные теснятся
Дворцов и башен; корабли
Толпой со всех концов земли
К богатым пристаням стремятся;
В гранит оделася Нева;
Мосты повисли над водами;
Темно-зелеными садами
Ее покрылись острова,
И перед младшею столицей
Померкла старая Москва,
Как перед новою царицей
Порфироносная вдова.
Каким стал город Петербург? Вспомните картины из видеоролика, которые мы видели в начале урока.
полнощные страны – северные страны;
из топи блат – из топи болот;
пасынок – неродной сын (о ком-нибудь, обделённом чем-нибудь, испытывающем невзгоды, трудности);
порфироносная – носящая порфиру (пурпурную мантию монарха), царственная;

Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла,
И, не пуская тьму ночную
На золотые небеса,
Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи полчаса2.
Люблю зимы твоей жестокой
Недвижный воздух и мороз,
Бег санок вдоль Невы широкой,
Девичьи лица ярче роз,
И блеск, и шум, и говор балов,
А в час пирушки холостой Шипенье пенистых бокалов
И пунша пламень голубой.
Люблю воинственную живость
Потешных Марсовых полей,
Пехотных ратей и коней
Однообразную красивость,
В их стройно зыблемом строю
Лоскутья сих знамен победных,
Сиянье шапок этих медных,
На сквозь простреленных в бою.
Люблю, военная столица,
Твоей твердыни дым и гром,
Когда полнощная царица
Дарует сына в царской дом,
Или победу над врагом
Россия снова торжествует,
Или, взломав свой синий лед,
Нева к морям его несет
И, чуя вешни дни, ликует.
Как относится автор к городу? Найдите строки, доказывающие его отношение
За что А.С. Пушкин любит «град Петра»?
Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо как Россия,
Да умирится же с тобой
И побежденная стихия;
Вражду и плен старинный свой
Пусть волны финские забудут
И тщетной злобою не будут
Тревожить вечный сон Петра!
С какой целью А. С. Пушкин употребляет местоимение «мы»?
А.С. Пушкин подчёркивает единство Петра со страной, с народом, устремление всех его замыслов на процветание России, государственную мудрость, патриотизм Петра.

3. Рефлексия
Прочитаем эпиграф к уроку, строчки, заключающие вступление к поэме:
Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо, как Россия…
Почему эти строки могут быть эпиграфом к уроку?
В них чувствуется любовь поэта к Петербургу, гордость, звучит патриотизм, подчёркивается неразрывность Петербурга, Петра I и России, проявляется державность, государственность образов Петра I и города С.-Петербурга.

Домашнее задание: прочитать поэму «Полтава»
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Yena
Просмотров: 1464 | Загрузок: 0 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 4.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-04-24, 2:06 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru