Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

Разработка урока литературы в 7 классе " Петр Первый и его эпоха в произведениях А.С. Пушкина
2014-09-19, 9:10 PM
Тема: Петр Первый и его эпоха в произведениях А.С. Пушкина (Вступление к поэме «Медный всадник»).
Цели: создать условия для активизации мыслительной деятельности учащихся, при которых они смогут усвоить материал урока и помочь друг другу в обучении
Задачи:
Образовательная: познакомить учащихся с личностью Петра Первого, его заслугами в строительстве Петербурга; раскрыть образ правителя в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник »; активизировать мыслительную деятельность учащихся и осуществить обучение через стратегии: «Ассоциация», «Эссе», «Авторский стул», «Чтение с остановками»
Развивающая: развивать культуру речи, воображение, логическое мышление.
Воспитательная: формировать чувство эстетического отношения к окружающему миру.
Тип урока: урок новых знаний
Оформление: мультимедийная презентация
Ход урока
1. Вызов
Орг. момент.
Проверка д/з
Литература и история –что в них общего и различного?
Объявление темы, чтение эпиграфа:
«Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо как Россия»

Прием «Ассоциация»
Какие ассоциации вызывает у вас словосочетание «Медный всадник»?
Кто видел памятник «Медный всадник»?
Как вы думаете, кому он посвящен?
Памятник Петру I работы скульптора Этьена Мориса Фальконе установлен на Сенатской площади в Петербурге. Памятник получил неофициальное название «Медный всадник» после публикации петербургской повести А.С. Пушкина «Медный всадник».
Потомки поставили Петру I памятник, но Пётр I сам воздвиг себе памятник – город Санкт-Петербург.
Что вы знаете о городе Санкт-Петербург и о Петре I?

2. Осмысление
Просмотр музыкальной презентации «Петербург»

Прием «Эссе»
Напишите в 5-6 строчках ваше впечатление от города, увиденного в фильме. Каково ваше отношение к Петру Первому после увиденного?

Прием «Авторский стул» (ответы учащихся)

Прием «Чтение с остановками»
На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел. Пред ним широко
Река неслася; бедный чёлн
По ней стремился одиноко.
По мшистым, топким берегам
Чернели избы здесь и там,
Приют убогого чухонца;
И лес, неведомый лучам
В тумане спрятанного солнца,
Кругом шумел.
Он – это кто, по-вашему?
Каким мы видим Петра во вступлении?
Словарная работа:
чухонцы – дореволюционное название эстонцев и карело-финского населения
челн – лодка

И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложен
На зло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,1
Ногою твердой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе.
Почему Петр Первый решил построить этот город?
Как вы думаете, каким станет город?
Прошло сто лет, и юный град,
Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознесся пышно, горделиво; Где прежде финский рыболов,
Печальный пасынок природы,
Один у низких берегов
Бросал в неведомые воды
Свой ветхой невод, ныне там
По оживленным берегам
Громады стройные теснятся
Дворцов и башен; корабли
Толпой со всех концов земли
К богатым пристаням стремятся;
В гранит оделася Нева;
Мосты повисли над водами;
Темно-зелеными садами
Ее покрылись острова,
И перед младшею столицей
Померкла старая Москва,
Как перед новою царицей
Порфироносная вдова.
Каким стал город Петербург? Вспомните картины из видеоролика, которые мы видели в начале урока.
полнощные страны – северные страны;
из топи блат – из топи болот;
пасынок – неродной сын (о ком-нибудь, обделённом чем-нибудь, испытывающем невзгоды, трудности);
порфироносная – носящая порфиру (пурпурную мантию монарха), царственная;

Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла,
И, не пуская тьму ночную
На золотые небеса,
Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи полчаса2.
Люблю зимы твоей жестокой
Недвижный воздух и мороз,
Бег санок вдоль Невы широкой,
Девичьи лица ярче роз,
И блеск, и шум, и говор балов,
А в час пирушки холостой Шипенье пенистых бокалов
И пунша пламень голубой.
Люблю воинственную живость
Потешных Марсовых полей,
Пехотных ратей и коней
Однообразную красивость,
В их стройно зыблемом строю
Лоскутья сих знамен победных,
Сиянье шапок этих медных,
На сквозь простреленных в бою.
Люблю, военная столица,
Твоей твердыни дым и гром,
Когда полнощная царица
Дарует сына в царской дом,
Или победу над врагом
Россия снова торжествует,
Или, взломав свой синий лед,
Нева к морям его несет
И, чуя вешни дни, ликует.
Как относится автор к городу? Найдите строки, доказывающие его отношение
За что А.С. Пушкин любит «град Петра»?
Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо как Россия,
Да умирится же с тобой
И побежденная стихия;
Вражду и плен старинный свой
Пусть волны финские забудут
И тщетной злобою не будут
Тревожить вечный сон Петра!
С какой целью А. С. Пушкин употребляет местоимение «мы»?
А.С. Пушкин подчёркивает единство Петра со страной, с народом, устремление всех его замыслов на процветание России, государственную мудрость, патриотизм Петра.

3. Рефлексия
Прочитаем эпиграф к уроку, строчки, заключающие вступление к поэме:
Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо, как Россия…
Почему эти строки могут быть эпиграфом к уроку?
В них чувствуется любовь поэта к Петербургу, гордость, звучит патриотизм, подчёркивается неразрывность Петербурга, Петра I и России, проявляется державность, государственность образов Петра I и города С.-Петербурга.

Домашнее задание: прочитать поэму «Полтава»
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Yena
Просмотров: 751 | Загрузок: 0 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 4.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2016-12-08, 8:54 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [778]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1873]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [463]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru