Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература |
2014-09-19, 9:10 PM | |
Тема: Петр Первый и его эпоха в произведениях А.С. Пушкина (Вступление к поэме «Медный всадник»). Цели: создать условия для активизации мыслительной деятельности учащихся, при которых они смогут усвоить материал урока и помочь друг другу в обучении Задачи: Образовательная: познакомить учащихся с личностью Петра Первого, его заслугами в строительстве Петербурга; раскрыть образ правителя в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник »; активизировать мыслительную деятельность учащихся и осуществить обучение через стратегии: «Ассоциация», «Эссе», «Авторский стул», «Чтение с остановками» Развивающая: развивать культуру речи, воображение, логическое мышление. Воспитательная: формировать чувство эстетического отношения к окружающему миру. Тип урока: урок новых знаний Оформление: мультимедийная презентация Ход урока 1. Вызов Орг. момент. Проверка д/з Литература и история –что в них общего и различного? Объявление темы, чтение эпиграфа: «Красуйся, град Петров, и стой Неколебимо как Россия» Прием «Ассоциация» Какие ассоциации вызывает у вас словосочетание «Медный всадник»? Кто видел памятник «Медный всадник»? Как вы думаете, кому он посвящен? Памятник Петру I работы скульптора Этьена Мориса Фальконе установлен на Сенатской площади в Петербурге. Памятник получил неофициальное название «Медный всадник» после публикации петербургской повести А.С. Пушкина «Медный всадник». Потомки поставили Петру I памятник, но Пётр I сам воздвиг себе памятник – город Санкт-Петербург. Что вы знаете о городе Санкт-Петербург и о Петре I? 2. Осмысление Просмотр музыкальной презентации «Петербург» Прием «Эссе» Напишите в 5-6 строчках ваше впечатление от города, увиденного в фильме. Каково ваше отношение к Петру Первому после увиденного? Прием «Авторский стул» (ответы учащихся) Прием «Чтение с остановками» На берегу пустынных волн Стоял он, дум великих полн, И вдаль глядел. Пред ним широко Река неслася; бедный чёлн По ней стремился одиноко. По мшистым, топким берегам Чернели избы здесь и там, Приют убогого чухонца; И лес, неведомый лучам В тумане спрятанного солнца, Кругом шумел. Он – это кто, по-вашему? Каким мы видим Петра во вступлении? Словарная работа: чухонцы – дореволюционное название эстонцев и карело-финского населения челн – лодка И думал он: Отсель грозить мы будем шведу, Здесь будет город заложен На зло надменному соседу. Природой здесь нам суждено В Европу прорубить окно,1 Ногою твердой стать при море. Сюда по новым им волнам Все флаги в гости будут к нам, И запируем на просторе. Почему Петр Первый решил построить этот город? Как вы думаете, каким станет город? Прошло сто лет, и юный град, Полнощных стран краса и диво, Из тьмы лесов, из топи блат Вознесся пышно, горделиво; Где прежде финский рыболов, Печальный пасынок природы, Один у низких берегов Бросал в неведомые воды Свой ветхой невод, ныне там По оживленным берегам Громады стройные теснятся Дворцов и башен; корабли Толпой со всех концов земли К богатым пристаням стремятся; В гранит оделася Нева; Мосты повисли над водами; Темно-зелеными садами Ее покрылись острова, И перед младшею столицей Померкла старая Москва, Как перед новою царицей Порфироносная вдова. Каким стал город Петербург? Вспомните картины из видеоролика, которые мы видели в начале урока. полнощные страны – северные страны; из топи блат – из топи болот; пасынок – неродной сын (о ком-нибудь, обделённом чем-нибудь, испытывающем невзгоды, трудности); порфироносная – носящая порфиру (пурпурную мантию монарха), царственная; Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, Береговой ее гранит, Твоих оград узор чугунный, Твоих задумчивых ночей Прозрачный сумрак, блеск безлунный, Когда я в комнате моей Пишу, читаю без лампады, И ясны спящие громады Пустынных улиц, и светла Адмиралтейская игла, И, не пуская тьму ночную На золотые небеса, Одна заря сменить другую Спешит, дав ночи полчаса2. Люблю зимы твоей жестокой Недвижный воздух и мороз, Бег санок вдоль Невы широкой, Девичьи лица ярче роз, И блеск, и шум, и говор балов, А в час пирушки холостой Шипенье пенистых бокалов И пунша пламень голубой. Люблю воинственную живость Потешных Марсовых полей, Пехотных ратей и коней Однообразную красивость, В их стройно зыблемом строю Лоскутья сих знамен победных, Сиянье шапок этих медных, На сквозь простреленных в бою. Люблю, военная столица, Твоей твердыни дым и гром, Когда полнощная царица Дарует сына в царской дом, Или победу над врагом Россия снова торжествует, Или, взломав свой синий лед, Нева к морям его несет И, чуя вешни дни, ликует. Как относится автор к городу? Найдите строки, доказывающие его отношение За что А.С. Пушкин любит «град Петра»? Красуйся, град Петров, и стой Неколебимо как Россия, Да умирится же с тобой И побежденная стихия; Вражду и плен старинный свой Пусть волны финские забудут И тщетной злобою не будут Тревожить вечный сон Петра! С какой целью А. С. Пушкин употребляет местоимение «мы»? А.С. Пушкин подчёркивает единство Петра со страной, с народом, устремление всех его замыслов на процветание России, государственную мудрость, патриотизм Петра. 3. Рефлексия Прочитаем эпиграф к уроку, строчки, заключающие вступление к поэме: Красуйся, град Петров, и стой Неколебимо, как Россия… Почему эти строки могут быть эпиграфом к уроку? В них чувствуется любовь поэта к Петербургу, гордость, звучит патриотизм, подчёркивается неразрывность Петербурга, Петра I и России, проявляется державность, государственность образов Петра I и города С.-Петербурга. Домашнее задание: прочитать поэму «Полтава» | |
Просмотров: 1464 | Загрузок: 0 | Комментарии: 4 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|