Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ "Основные способы образования слов в русском языке: приставочный
2014-11-15, 8:15 PM
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ
ТЕМА: Основные способы образования слов в русском языке: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный
Цели:
- знакомство учащихся с морфологическим (морфемным) способом образования слов в русском языке, организация деятельности учащихся, направленная на повторение и обобщение ранее изученного материала;
- создание условий для овладения учащимися умением структурировать и преобразовывать материал, применять знания, умения и навыки на практике;
- развитие саморегуляции, лингвистических, языковых, коммуникативных умений
Задачи:
обучающая: познакомятся с понятием производной, непроизводной и производящей основы, определением морфемного способа образования слов по плану словообразовательного разбора, способами образования слов: суффиксальным, приставочным, приставочно-суффиксальным.
развивающая: будут сравнивать, делать выводы, обобщать материал, совершенствовать умения производить морфемный анализ слова с учётом его значения и особенностей образования, производить словообразовательный разбор слова, разовьют умение работать с учебным модулем.
воспитательная: разовьют интерес к русскому языку, расширят кругозор и активность, инициативность, аккуратность; сформируют навыки контроля и самоконтроля.

Ход урока:

Орг. момент
Я рада вновь видеть вас и думаю, ЧТО СЕГОДНЯШНЯЯ ВТРЕЧА принесет нам всем радость общения друг с другом.

Вызов

Давайте прочитаем эпиграфы к уроку. Какой смысл вкладывают в эти слова авторы строк? О каком дереве идёт речь?
Слова, дружище, - это как листья на дереве, и чтобы понять, почему лист таков, а не иной, нужно знать, как растёт дерево. М.Горький
Слова, как деревья, ветвисты. М.Танк.
Определите тему урока. Запишите в тетрадь.
На этом уроке мы с вами продолжаем изучение раздела науки о языке «Словообразование». Сегодня на уроке нам предстоит вспомнить всё, что мы изучили по теме «Словообразование. Состав слова и способы образования слов».

Осмысление
Работать мы начнем с листа целеполагания, где расшифрованы основные теоретические положения темы, необходимые нам на уроке.
Задание: Внимательно прочтите материал, уточните, что вы помните, что не знаете, используя знаки: «+» - я это знаю; «-» - я этого не знал; «?» - непонятная или недостаточная информация. Поставьте знак в первую графу таблицы. Посчитайте количество плюсов. В последующей работе обратите внимание на положения, отмеченные знаками «-» и «?».

Корректирующая работа
С разделом «Морфемика и словообразование» вы знакомы из курса 5-го класса. Сейчас вы проверите себя в знании этой темы.
«Входной контроль».
Задание: Выполните словообразовательный разбор. Работайте самостоятельно.
1. Определите способ образования существительного учительская, преотличный, БЕЗБРЕЖНЫЙ.
Произведите самопроверку.
В чем видите несовпадение образца для самопроверки с вашей работой?
Чтобы хорошо справляться с такой работой, повторим теорию по технологической карте.

Повторение теоретического материала
Цель: повторить принципы определения способа словообразования.
Задание: Прочитайте. Составьте опорную запись.
На что в технологической карте вы обратили внимание?

Теперь мы подошли к плану словообразовательного разбора.
Задание: Откройте 2-ой лист технологической карты. Прочитайте. Уточните для себя, что непонятно в разборе.
Цель: повторить порядок словообразовательного разбора.

Понимание
Практическая часть.
Цель. Выполнить письменный словообразовательный разбор слов:
Добежать, десантник, сотрудник, бездомный, уцелеть, охотничий, бездорожье, сверхмощный, издалека, быстро (идти).
Образуйте группы по рядом стоящим партам. Отдайте свой лист на проверку группе по часовой стрелке.
Далее мы отработаем умение составлять и восстанавливать словообразовательную цепочку
Цель: уметь составлять и восстанавливать словообразовательную цепочку.
Задание №1.
Запишите словообразовательную цепочку, восстановив недостающие звенья, укажите словообразовательных морфем.

1) Вода ………………. Водянистость (1-ый ряд)

2) Юбилей ……………….. предъюбилейный (2-ой ряд)

3) Резать ……………….. изрезаться (3-ий ряд)

Цель: подведение итогов урока.
Стратегия «Толстые и тонкие вопросы»
Задание: Придумайте простые и сложные вопросы.
Простые вопросы начинаются со слов «Кто? Что? Какие? Где?»
Сложные вопросы начинаются со слов « Почему? Зачем? Как?»
Стратегия «Горячий стул»
А сейчас один ученик из группы сядет на «Горячий стул». Можете задать ему свои вопросы.
Я думаю, что вы, ребята, сегодня эффективно поработали, и, конечно, подобную работу мы будем продолжать дальше, потому что с малого открытия начинается большое.
Вопрос классу:
- Для чего мы провели такой урок?
- Вернитесь к последней графе таблицы. Ещё раз поставьте знаки: «+», «-», «?». Какие положения остались для вас непонятными?
- Объясните, зафиксируйте неполную информацию. Прочтите свой «Лист целеполагания». Все ли удалось сделать?
- Подсчитайте количество «плюсов» и на листочке запишите слово или выражение, которое соответствует вашим знаниям. Это ваш самопрогноз!
Запишите домашнюю работу.
1. Всем: повторить теорию по теме «Словообразование» по рабочему листу.
2. базовый уровень – упражнение 258. Определить способы образования слов.
3. Повышенный уровень: Самостоятельно составить тест по теме « Словообразование».
4.творческий уровень: составить рассказ по теме о способах образования слов.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Roksasha
Просмотров: 1537 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2016-12-04, 0:49 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [775]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [695]
Физическая культура [200]
Английский язык [408]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [365]
Начальная школа [1867]
Мой Казахстан [237]
Технология [126]
Самопознание [170]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [461]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [542]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru