Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ "Основные способы образования слов в русском языке: приставочный
2014-11-15, 8:15 PM
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ
ТЕМА: Основные способы образования слов в русском языке: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный
Цели:
- знакомство учащихся с морфологическим (морфемным) способом образования слов в русском языке, организация деятельности учащихся, направленная на повторение и обобщение ранее изученного материала;
- создание условий для овладения учащимися умением структурировать и преобразовывать материал, применять знания, умения и навыки на практике;
- развитие саморегуляции, лингвистических, языковых, коммуникативных умений
Задачи:
обучающая: познакомятся с понятием производной, непроизводной и производящей основы, определением морфемного способа образования слов по плану словообразовательного разбора, способами образования слов: суффиксальным, приставочным, приставочно-суффиксальным.
развивающая: будут сравнивать, делать выводы, обобщать материал, совершенствовать умения производить морфемный анализ слова с учётом его значения и особенностей образования, производить словообразовательный разбор слова, разовьют умение работать с учебным модулем.
воспитательная: разовьют интерес к русскому языку, расширят кругозор и активность, инициативность, аккуратность; сформируют навыки контроля и самоконтроля.

Ход урока:

Орг. момент
Я рада вновь видеть вас и думаю, ЧТО СЕГОДНЯШНЯЯ ВТРЕЧА принесет нам всем радость общения друг с другом.

Вызов

Давайте прочитаем эпиграфы к уроку. Какой смысл вкладывают в эти слова авторы строк? О каком дереве идёт речь?
Слова, дружище, - это как листья на дереве, и чтобы понять, почему лист таков, а не иной, нужно знать, как растёт дерево. М.Горький
Слова, как деревья, ветвисты. М.Танк.
Определите тему урока. Запишите в тетрадь.
На этом уроке мы с вами продолжаем изучение раздела науки о языке «Словообразование». Сегодня на уроке нам предстоит вспомнить всё, что мы изучили по теме «Словообразование. Состав слова и способы образования слов».

Осмысление
Работать мы начнем с листа целеполагания, где расшифрованы основные теоретические положения темы, необходимые нам на уроке.
Задание: Внимательно прочтите материал, уточните, что вы помните, что не знаете, используя знаки: «+» - я это знаю; «-» - я этого не знал; «?» - непонятная или недостаточная информация. Поставьте знак в первую графу таблицы. Посчитайте количество плюсов. В последующей работе обратите внимание на положения, отмеченные знаками «-» и «?».

Корректирующая работа
С разделом «Морфемика и словообразование» вы знакомы из курса 5-го класса. Сейчас вы проверите себя в знании этой темы.
«Входной контроль».
Задание: Выполните словообразовательный разбор. Работайте самостоятельно.
1. Определите способ образования существительного учительская, преотличный, БЕЗБРЕЖНЫЙ.
Произведите самопроверку.
В чем видите несовпадение образца для самопроверки с вашей работой?
Чтобы хорошо справляться с такой работой, повторим теорию по технологической карте.

Повторение теоретического материала
Цель: повторить принципы определения способа словообразования.
Задание: Прочитайте. Составьте опорную запись.
На что в технологической карте вы обратили внимание?

Теперь мы подошли к плану словообразовательного разбора.
Задание: Откройте 2-ой лист технологической карты. Прочитайте. Уточните для себя, что непонятно в разборе.
Цель: повторить порядок словообразовательного разбора.

Понимание
Практическая часть.
Цель. Выполнить письменный словообразовательный разбор слов:
Добежать, десантник, сотрудник, бездомный, уцелеть, охотничий, бездорожье, сверхмощный, издалека, быстро (идти).
Образуйте группы по рядом стоящим партам. Отдайте свой лист на проверку группе по часовой стрелке.
Далее мы отработаем умение составлять и восстанавливать словообразовательную цепочку
Цель: уметь составлять и восстанавливать словообразовательную цепочку.
Задание №1.
Запишите словообразовательную цепочку, восстановив недостающие звенья, укажите словообразовательных морфем.

1) Вода ………………. Водянистость (1-ый ряд)

2) Юбилей ……………….. предъюбилейный (2-ой ряд)

3) Резать ……………….. изрезаться (3-ий ряд)

Цель: подведение итогов урока.
Стратегия «Толстые и тонкие вопросы»
Задание: Придумайте простые и сложные вопросы.
Простые вопросы начинаются со слов «Кто? Что? Какие? Где?»
Сложные вопросы начинаются со слов « Почему? Зачем? Как?»
Стратегия «Горячий стул»
А сейчас один ученик из группы сядет на «Горячий стул». Можете задать ему свои вопросы.
Я думаю, что вы, ребята, сегодня эффективно поработали, и, конечно, подобную работу мы будем продолжать дальше, потому что с малого открытия начинается большое.
Вопрос классу:
- Для чего мы провели такой урок?
- Вернитесь к последней графе таблицы. Ещё раз поставьте знаки: «+», «-», «?». Какие положения остались для вас непонятными?
- Объясните, зафиксируйте неполную информацию. Прочтите свой «Лист целеполагания». Все ли удалось сделать?
- Подсчитайте количество «плюсов» и на листочке запишите слово или выражение, которое соответствует вашим знаниям. Это ваш самопрогноз!
Запишите домашнюю работу.
1. Всем: повторить теорию по теме «Словообразование» по рабочему листу.
2. базовый уровень – упражнение 258. Определить способы образования слов.
3. Повышенный уровень: Самостоятельно составить тест по теме « Словообразование».
4.творческий уровень: составить рассказ по теме о способах образования слов.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Roksasha
Просмотров: 2983 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-04-19, 6:26 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru