Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература |
2014-11-19, 5:31 AM | |
Интегрированный урок литературного чтения и русского языка в 3 классе Тема. Царица, красавица, матушка. (Зимние поэтические странички). (слайд 1) Цель. Знакомство с произведениями классической литературы о зиме. Задачи. 1. Учить анализировать произведения, различать литературные приемы при описании пейзажа. 2. Развивать умения точно употреблять прилагательные в устной и письменной речи. 3. Дать сравнительный анализ пейзажной лирики о зиме в произведениях русских и казахских поэтов. 4. Воспитание эстетических чувств, любви к природе через чтение и анализ литературного произведения. (слайд 2) Ход работы I. Побуждение (Психологический настрой) Мы приветствуем гостей Дорогих учителей Всех - знакомых, незнакомых, И серьёзных и весёлых. Мы пришли в этот мир, Чтобы радость дарить, Чтоб украсить собой Чуть его изменить. Я всё смогу. Я себя покажу. Я себя люблю. Я тебя люблю. Я всех люблю. - Я знаю, вы немножко волнуетесь. И поэтому, я предлагаю вам немного расслабиться. Сядьте поудобнее, закройте глаза и вслушайтесь в эту красивую мелодию. Какое замечательное утро, белые стволы деревьев блестят на солнце, яркие лучи солнца озаряют наши головы, руки, ноги - всё бело. Мы наполняемся этим светом, становимся лёгкими. Ветерок подхватывает нас, поднимает высоко - высоко. Как удивительно красиво кругом, нам весело, радостно, надёжно, потому что мы вместе. Не спеша опускаемся на землю, открываем глазки и дарим друг другу ослепительную улыбку. II. Целевая установка (Мозговой штурм) -Урок у нас не совсем обычный. Сегодня ребята мы будем читать, отгадывать, слушать, сочинять, знания о прилагательных закреплять. Рассказывать стихотворения, поднимать настроение. -А чему будет посвящен урок, узнаете отгадав загадку (слайд 3) Тройка, тройка прилетела. Скакуны в той тройке белы, А в санях сидит царица – Белокоса, белолица. Как махнула рукавом, Всё покрыла серебром. Что это за царица? (Зима) (слайд 4) - А вы догадались что за скакуны прилетели? (Месяца) (слайд 5) - Кто знает имена этих коней? (Декабрь, Январь, Февраль) - Ответить мне нужно словами песни о 3 белых конях. Кто хочет спеть? Поют припев - (прикрепляются имена коней) III. Ассоциация - Ребята, а в вашем представлении, что такое зима? - С чем она ассоциируется? Что представляете, когда звучит слово «Зима»? Составление детьми ассоциации к слову зима (на доске). IV. Поэтическая гостиная - Настало время проверить д/з. Это мы сделаем, как обычно, отправившись в нашу поэтическую гостиную. Гостями в ней будут зимние поэтические странички. - Приготовьте оценочные листы. - Работаем, как всегда, слушаем—сопоставляем—оцениваем. - Сейчас, как обычно, мы с вами создадим поэтическую атмосферу нашей гостиной. Зажигаются свечи. - Послушайте, какое замечательное стихотворение написал о зиме А.С. Пушкин, - Что же пишет о зиме Елубаев - Какая зима у Елубаева? Асылбеков Баратынский Дусенбиев Квитко Бальмонт (слушание, вывешивание рисунков к стихотворениям) (слайды 6,7,8) - Сейчас каждому представится возможность ощутить себя снежинкой. - Какой бы эпитет вы к себе подобрали? V. Тур по галерее - Что объединяет всех этих поэтов? - Настало время затушить свечу в нашей гостиной и отправиться в тур по галерее. (Вывешивание оценочных листов). - Из галереи переходим в зимний лес. VI. Снежный лес (работа над прилагательными) Чародейкою зимою Околдован, лес стоит, И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит И стоит он, околдован – Не мертвец и не живой. Сном волшебным очарован, Весь опутан, весь окован Легкой цепью пуховой. Солнце зимнее лимечет На него свой луч косой- В нем ничто не затрепещет, Он весь вспыхнет и заблещет Ослепительной красой. (слайд 9) - Какое время описывает Тютчев в своём стихотворении? (Зиму) - С помощью каких слов автор передаёт красоту природы? (Снежной, чудной, волшебной, пуховой) - Чем являются эти слова в стихотворении? (эпитеты) - Какие это части речи? (Прилагательное) - С помощью чего можно передать красоту природы? - Какой эпитет вы бы подобрали, чтобы показать красоту этого леса? (Сверкающий) - Составьте словосочетания с этим прилагательным. (Учитель указывает предмет) 1) Сверкающий иней (как вы это представляете?) 2) Сверкающие облака (когда мы видим сверкающие облака?) Я раздаю вам эти сверкающие облака Выслушивается текст: Какой бывает снег (слайд 10). (Дети выписывают прилагательные на тучки снеговые) Какой бывает снег? Как-то раз я услышал, как спорили воробьи. - Какой бывает снег? - Золотой! - ответило утро. - Голубой, - сказало чистое небо. - Синий - синий, - пошептали тени старых кленов. - Холодный! - проворковали голуби, пряча клюв под крыло и поджимая лапки. - Легкий, легкий! - прошумел ветер и закружил, как пух, густые снежинки. - Тяжелый, очень тяжелый, - вздохнули ветки деревьев, прижатые к земле грузом снега. - Алый, алый! - сказала вечерняя заря, вспыхнув над вершинами деревьев. Так и не узнали воробьи, какой же бывает снег. А я думаю, что снег праздничный. Когда он выпадает, на улице весело. Зачитывают прилагательные с тучек (крепятся тучки в одну снеговую тучу). (слайд 11) - Туча так переполнилась что вот - вот пойдёт снег. - А вот и снег (на парты ложится по снежинке). - Запишите на снежинках родственные слова к слову снег (чтение). - Украсим лес снежком к празднику. VII. Стратегия - противостояние (работа в парах) VIII. Цифровой диктант - Самая ответственная работа ребята, нам предстоит. Белое чудо в середине двора, Долго трудилась над нами детвора Долго с комочков её собирали, После холодной водой поливали. - Что мы будем делать? (Горку) - Вот вам комочки. (под определёнными номерами записаны окончания прилагательных) -Я диктую словосочетания существительное + прилагательное, вы определяете окончание прилагательного и записываете цифру, под которой находится окончание. 1) Запорошенная земля 2) Первый снежок 3) Зимняя сказка 4) Белоснежный песок 5) Пушистые ели 6) Холодный ветер (горка готова) - Вот и подходит урок к концу. - Пробегите глазами по всему, над чем мы работали. - Ребята, какие бы вы ещё слова добавили в нашу ассоциативную картину. (Хозяйка, волшебница, серебристая, снежная, ледяная) IX. Синквейн (составление пятистишья) X. Словесное рисование - Если бы вам пришлось нарисовать портрет зимы - олицетворить ее, как бы он выглядел? 3 портрета 1) лохматая, злая, холодная, ветреная (слайд 12) 2) хозяюшка в тёплой шали добрая красавица, солнечная, улыбающаяся (слайд 13) 3) грустная, равнодушная, дремлющая (слайд 14) (Вывешиваются портреты зимы) - Какой вывод можно сделать, глядя на эти картины? (Зима красавица, капризная, часто меняет своё настроение) - Мне бы хотелось, чтобы вы сейчас оценили каждый свою работу на уроке. У вас 3 снежинки 3 характера зимы. Голубую выберут те, кому понравилось на уроке, кто давал правильные ответы, был активен, хотел получить 5. Синюю выберут те, кто не всегда отвечал правильно и хочет получить 4. И белую выберут те, кому было грустно и скучно на уроке и работать не хотелось. (Клеют снежинки у портретов) Дополнительное задание - составление таблицы противоположностей. | |
Просмотров: 659 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|