Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

Царица, красавица, матушка. (Зимние поэтические странички).
2014-11-19, 5:31 AM
Интегрированный урок литературного чтения и русского языка в 3 классе

Тема. Царица, красавица, матушка. (Зимние поэтические странички). (слайд 1)
Цель. Знакомство с произведениями классической литературы о зиме.
Задачи.
1. Учить анализировать произведения, различать литературные приемы при описании пейзажа.
2. Развивать умения точно употреблять прилагательные в устной и письменной речи.
3. Дать сравнительный анализ пейзажной лирики о зиме в произведениях русских и казахских поэтов.
4. Воспитание эстетических чувств, любви к природе через чтение и анализ литературного произведения. (слайд 2)

Ход работы
I. Побуждение (Психологический настрой)
Мы приветствуем гостей
Дорогих учителей
Всех - знакомых, незнакомых,
И серьёзных и весёлых.
Мы пришли в этот мир,
Чтобы радость дарить,
Чтоб украсить собой
Чуть его изменить.
Я всё смогу.
Я себя покажу.
Я себя люблю.
Я тебя люблю.
Я всех люблю.

- Я знаю, вы немножко волнуетесь. И поэтому, я предлагаю вам немного расслабиться. Сядьте поудобнее, закройте глаза и вслушайтесь в эту красивую мелодию. Какое замечательное утро, белые стволы деревьев блестят на солнце, яркие лучи солнца озаряют наши головы, руки, ноги - всё бело. Мы наполняемся этим светом, становимся лёгкими. Ветерок подхватывает нас, поднимает высоко - высоко. Как удивительно красиво кругом, нам весело, радостно, надёжно, потому что мы вместе. Не спеша опускаемся на землю, открываем глазки и дарим друг другу ослепительную улыбку.

II. Целевая установка (Мозговой штурм)
-Урок у нас не совсем обычный. Сегодня ребята мы будем читать, отгадывать, слушать, сочинять, знания о прилагательных закреплять. Рассказывать стихотворения, поднимать настроение.
-А чему будет посвящен урок, узнаете отгадав загадку (слайд 3)
Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица –
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом,
Всё покрыла серебром.
Что это за царица? (Зима) (слайд 4)
- А вы догадались что за скакуны прилетели? (Месяца) (слайд 5)
- Кто знает имена этих коней? (Декабрь, Январь, Февраль)
- Ответить мне нужно словами песни о 3 белых конях. Кто хочет спеть?
Поют припев - (прикрепляются имена коней)

III. Ассоциация
- Ребята, а в вашем представлении, что такое зима?
- С чем она ассоциируется? Что представляете, когда звучит слово «Зима»?
Составление детьми ассоциации к слову зима (на доске).

IV. Поэтическая гостиная
- Настало время проверить д/з. Это мы сделаем, как обычно, отправившись в нашу поэтическую гостиную. Гостями в ней будут зимние поэтические странички.
- Приготовьте оценочные листы.
- Работаем, как всегда, слушаем—сопоставляем—оцениваем.
- Сейчас, как обычно, мы с вами создадим поэтическую атмосферу нашей гостиной.
Зажигаются свечи.
- Послушайте, какое замечательное стихотворение написал о зиме А.С. Пушкин, - Что же пишет о зиме Елубаев - Какая зима у Елубаева?
Асылбеков
Баратынский
Дусенбиев
Квитко
Бальмонт
(слушание, вывешивание рисунков к стихотворениям) (слайды 6,7,8)

- Сейчас каждому представится возможность ощутить себя снежинкой.
- Какой бы эпитет вы к себе подобрали?

V. Тур по галерее
- Что объединяет всех этих поэтов?
- Настало время затушить свечу в нашей гостиной и отправиться в тур по галерее. (Вывешивание оценочных листов).
- Из галереи переходим в зимний лес.

VI. Снежный лес (работа над прилагательными)
Чародейкою зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит
И стоит он, околдован –
Не мертвец и не живой.
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой.
Солнце зимнее лимечет
На него свой луч косой-
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой. (слайд 9)

- Какое время описывает Тютчев в своём стихотворении? (Зиму)
- С помощью каких слов автор передаёт красоту природы? (Снежной, чудной, волшебной, пуховой)
- Чем являются эти слова в стихотворении? (эпитеты)
- Какие это части речи? (Прилагательное)
- С помощью чего можно передать красоту природы?
- Какой эпитет вы бы подобрали, чтобы показать красоту этого леса? (Сверкающий)
- Составьте словосочетания с этим прилагательным. (Учитель указывает предмет)
1) Сверкающий иней (как вы это представляете?)
2) Сверкающие облака (когда мы видим сверкающие облака?) Я раздаю вам эти сверкающие облака
Выслушивается текст: Какой бывает снег (слайд 10). (Дети выписывают прилагательные на тучки снеговые)

Какой бывает снег?
Как-то раз я услышал, как спорили воробьи.
- Какой бывает снег?
- Золотой! - ответило утро.
- Голубой, - сказало чистое небо.
- Синий - синий, - пошептали тени старых кленов.
- Холодный! - проворковали голуби, пряча клюв под крыло и поджимая лапки.
- Легкий, легкий! - прошумел ветер и закружил, как пух, густые снежинки.
- Тяжелый, очень тяжелый, - вздохнули ветки деревьев, прижатые к земле грузом снега.
- Алый, алый! - сказала вечерняя заря, вспыхнув над вершинами деревьев.
Так и не узнали воробьи, какой же бывает снег.
А я думаю, что снег праздничный. Когда он выпадает, на улице весело.

Зачитывают прилагательные с тучек (крепятся тучки в одну снеговую тучу). (слайд 11)
- Туча так переполнилась что вот - вот пойдёт снег.
- А вот и снег (на парты ложится по снежинке).
- Запишите на снежинках родственные слова к слову снег (чтение).
- Украсим лес снежком к празднику.

VII. Стратегия - противостояние
(работа в парах)

VIII. Цифровой диктант
- Самая ответственная работа ребята, нам предстоит.
Белое чудо в середине двора,
Долго трудилась над нами детвора
Долго с комочков её собирали,
После холодной водой поливали.
- Что мы будем делать? (Горку)
- Вот вам комочки.
(под определёнными номерами записаны окончания прилагательных)
-Я диктую словосочетания существительное + прилагательное, вы определяете окончание прилагательного и записываете цифру, под которой находится окончание.
1) Запорошенная земля
2) Первый снежок
3) Зимняя сказка
4) Белоснежный песок
5) Пушистые ели
6) Холодный ветер (горка готова)

- Вот и подходит урок к концу.
- Пробегите глазами по всему, над чем мы работали.
- Ребята, какие бы вы ещё слова добавили в нашу ассоциативную картину.
(Хозяйка, волшебница, серебристая, снежная, ледяная)

IX. Синквейн (составление пятистишья)
X. Словесное рисование
- Если бы вам пришлось нарисовать портрет зимы - олицетворить ее, как бы он выглядел?
3 портрета
1) лохматая, злая, холодная, ветреная (слайд 12)
2) хозяюшка в тёплой шали добрая красавица, солнечная, улыбающаяся (слайд 13)
3) грустная, равнодушная, дремлющая (слайд 14)
(Вывешиваются портреты зимы)
- Какой вывод можно сделать, глядя на эти картины? (Зима красавица, капризная, часто меняет своё настроение)

- Мне бы хотелось, чтобы вы сейчас оценили каждый свою работу на уроке.
У вас 3 снежинки 3 характера зимы.
Голубую выберут те, кому понравилось на уроке, кто давал правильные ответы, был активен, хотел получить 5.
Синюю выберут те, кто не всегда отвечал правильно и хочет получить 4.
И белую выберут те, кому было грустно и скучно на уроке и работать не хотелось.
(Клеют снежинки у портретов)
Дополнительное задание - составление таблицы противоположностей.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: sagitova_gulnaz
Просмотров: 659 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-03-29, 3:07 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru