Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

Царица, красавица, матушка. (Зимние поэтические странички).
2014-11-19, 5:31 AM
Интегрированный урок литературного чтения и русского языка в 3 классе

Тема. Царица, красавица, матушка. (Зимние поэтические странички). (слайд 1)
Цель. Знакомство с произведениями классической литературы о зиме.
Задачи.
1. Учить анализировать произведения, различать литературные приемы при описании пейзажа.
2. Развивать умения точно употреблять прилагательные в устной и письменной речи.
3. Дать сравнительный анализ пейзажной лирики о зиме в произведениях русских и казахских поэтов.
4. Воспитание эстетических чувств, любви к природе через чтение и анализ литературного произведения. (слайд 2)

Ход работы
I. Побуждение (Психологический настрой)
Мы приветствуем гостей
Дорогих учителей
Всех - знакомых, незнакомых,
И серьёзных и весёлых.
Мы пришли в этот мир,
Чтобы радость дарить,
Чтоб украсить собой
Чуть его изменить.
Я всё смогу.
Я себя покажу.
Я себя люблю.
Я тебя люблю.
Я всех люблю.

- Я знаю, вы немножко волнуетесь. И поэтому, я предлагаю вам немного расслабиться. Сядьте поудобнее, закройте глаза и вслушайтесь в эту красивую мелодию. Какое замечательное утро, белые стволы деревьев блестят на солнце, яркие лучи солнца озаряют наши головы, руки, ноги - всё бело. Мы наполняемся этим светом, становимся лёгкими. Ветерок подхватывает нас, поднимает высоко - высоко. Как удивительно красиво кругом, нам весело, радостно, надёжно, потому что мы вместе. Не спеша опускаемся на землю, открываем глазки и дарим друг другу ослепительную улыбку.

II. Целевая установка (Мозговой штурм)
-Урок у нас не совсем обычный. Сегодня ребята мы будем читать, отгадывать, слушать, сочинять, знания о прилагательных закреплять. Рассказывать стихотворения, поднимать настроение.
-А чему будет посвящен урок, узнаете отгадав загадку (слайд 3)
Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица –
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом,
Всё покрыла серебром.
Что это за царица? (Зима) (слайд 4)
- А вы догадались что за скакуны прилетели? (Месяца) (слайд 5)
- Кто знает имена этих коней? (Декабрь, Январь, Февраль)
- Ответить мне нужно словами песни о 3 белых конях. Кто хочет спеть?
Поют припев - (прикрепляются имена коней)

III. Ассоциация
- Ребята, а в вашем представлении, что такое зима?
- С чем она ассоциируется? Что представляете, когда звучит слово «Зима»?
Составление детьми ассоциации к слову зима (на доске).

IV. Поэтическая гостиная
- Настало время проверить д/з. Это мы сделаем, как обычно, отправившись в нашу поэтическую гостиную. Гостями в ней будут зимние поэтические странички.
- Приготовьте оценочные листы.
- Работаем, как всегда, слушаем—сопоставляем—оцениваем.
- Сейчас, как обычно, мы с вами создадим поэтическую атмосферу нашей гостиной.
Зажигаются свечи.
- Послушайте, какое замечательное стихотворение написал о зиме А.С. Пушкин, - Что же пишет о зиме Елубаев - Какая зима у Елубаева?
Асылбеков
Баратынский
Дусенбиев
Квитко
Бальмонт
(слушание, вывешивание рисунков к стихотворениям) (слайды 6,7,8)

- Сейчас каждому представится возможность ощутить себя снежинкой.
- Какой бы эпитет вы к себе подобрали?

V. Тур по галерее
- Что объединяет всех этих поэтов?
- Настало время затушить свечу в нашей гостиной и отправиться в тур по галерее. (Вывешивание оценочных листов).
- Из галереи переходим в зимний лес.

VI. Снежный лес (работа над прилагательными)
Чародейкою зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит
И стоит он, околдован –
Не мертвец и не живой.
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой.
Солнце зимнее лимечет
На него свой луч косой-
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой. (слайд 9)

- Какое время описывает Тютчев в своём стихотворении? (Зиму)
- С помощью каких слов автор передаёт красоту природы? (Снежной, чудной, волшебной, пуховой)
- Чем являются эти слова в стихотворении? (эпитеты)
- Какие это части речи? (Прилагательное)
- С помощью чего можно передать красоту природы?
- Какой эпитет вы бы подобрали, чтобы показать красоту этого леса? (Сверкающий)
- Составьте словосочетания с этим прилагательным. (Учитель указывает предмет)
1) Сверкающий иней (как вы это представляете?)
2) Сверкающие облака (когда мы видим сверкающие облака?) Я раздаю вам эти сверкающие облака
Выслушивается текст: Какой бывает снег (слайд 10). (Дети выписывают прилагательные на тучки снеговые)

Какой бывает снег?
Как-то раз я услышал, как спорили воробьи.
- Какой бывает снег?
- Золотой! - ответило утро.
- Голубой, - сказало чистое небо.
- Синий - синий, - пошептали тени старых кленов.
- Холодный! - проворковали голуби, пряча клюв под крыло и поджимая лапки.
- Легкий, легкий! - прошумел ветер и закружил, как пух, густые снежинки.
- Тяжелый, очень тяжелый, - вздохнули ветки деревьев, прижатые к земле грузом снега.
- Алый, алый! - сказала вечерняя заря, вспыхнув над вершинами деревьев.
Так и не узнали воробьи, какой же бывает снег.
А я думаю, что снег праздничный. Когда он выпадает, на улице весело.

Зачитывают прилагательные с тучек (крепятся тучки в одну снеговую тучу). (слайд 11)
- Туча так переполнилась что вот - вот пойдёт снег.
- А вот и снег (на парты ложится по снежинке).
- Запишите на снежинках родственные слова к слову снег (чтение).
- Украсим лес снежком к празднику.

VII. Стратегия - противостояние
(работа в парах)

VIII. Цифровой диктант
- Самая ответственная работа ребята, нам предстоит.
Белое чудо в середине двора,
Долго трудилась над нами детвора
Долго с комочков её собирали,
После холодной водой поливали.
- Что мы будем делать? (Горку)
- Вот вам комочки.
(под определёнными номерами записаны окончания прилагательных)
-Я диктую словосочетания существительное + прилагательное, вы определяете окончание прилагательного и записываете цифру, под которой находится окончание.
1) Запорошенная земля
2) Первый снежок
3) Зимняя сказка
4) Белоснежный песок
5) Пушистые ели
6) Холодный ветер (горка готова)

- Вот и подходит урок к концу.
- Пробегите глазами по всему, над чем мы работали.
- Ребята, какие бы вы ещё слова добавили в нашу ассоциативную картину.
(Хозяйка, волшебница, серебристая, снежная, ледяная)

IX. Синквейн (составление пятистишья)
X. Словесное рисование
- Если бы вам пришлось нарисовать портрет зимы - олицетворить ее, как бы он выглядел?
3 портрета
1) лохматая, злая, холодная, ветреная (слайд 12)
2) хозяюшка в тёплой шали добрая красавица, солнечная, улыбающаяся (слайд 13)
3) грустная, равнодушная, дремлющая (слайд 14)
(Вывешиваются портреты зимы)
- Какой вывод можно сделать, глядя на эти картины? (Зима красавица, капризная, часто меняет своё настроение)

- Мне бы хотелось, чтобы вы сейчас оценили каждый свою работу на уроке.
У вас 3 снежинки 3 характера зимы.
Голубую выберут те, кому понравилось на уроке, кто давал правильные ответы, был активен, хотел получить 5.
Синюю выберут те, кто не всегда отвечал правильно и хочет получить 4.
И белую выберут те, кому было грустно и скучно на уроке и работать не хотелось.
(Клеют снежинки у портретов)
Дополнительное задание - составление таблицы противоположностей.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: sagitova_gulnaz
Просмотров: 195 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2016-12-08, 3:00 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [778]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1873]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [462]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru