Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

Морфемы. Морфемный состав слова. Словообразование.
2014-12-04, 1:39 PM
Сценарий урока:
Слайд
Приветствие народов мира: американцы, англичане в отличие от русских, очень редко подают друг другу руку при встрече (ограничиваются легким кивком головы вперед) и практически никогда не делают этого при прощании. Обниматься в Англии вообще не принято.
Деление на группы (цвета осени: красный, оранжевый, желтый, зеленый, бордо)
Психологический настрой «Вместе мы сила».
Слово учителя
-Окончание, корень, приставка, суффикс.
-Что объединяет данные понятия? (части слова, морфемы)
-А вы знаете, что в русском языке 4,5 тысяч корней, а служебных морфем намного меньше: 500 суффиксов, меньше 100 приставок и около 100 окончаний, поэтому-то мы и допускаем больше ошибок именно в корнях слов.
- Дети попытаются сформулировать тему и цель первой половины урока.
Перед составлением постера-кластера познакомить детей с методом ЖИГСО
Слайд. МЕТОД ЖИГСО. В его основе лежит групповая работа. Формируется столько групп, сколько вопросов учитель планирует рассмотреть на данном уроке, например, четыре. Группы можно формировать по силам, либо спонтанно, в зависимости от подготовленности обучающихся и степени сложности материала. Каждая группа получает одинаковое задание: прочитать текст, продумать, как, какими способами запомнить его и пересказать, составить вопросы, направленные на понимание сущности текста. Учащиеся могут записать опорные слова, начертить рисунки, схемы или кластеры. После работы с текстом группы перераспределяются таким образом, чтобы в каждой оказались представители всех четырёх групп. Затем по команде учителя они по очереди объясняют свой вопрос, используя записи и графический материал. После всех рассказов и объяснений – письменная проверка, составленная из вопросов, которые сформулировали ученики, работая в группах.
1 группа готовит постер-кластер «Приставка»
2 группа- «Корень»
3 группа- «Суффикс»
4 группа- «Окончание»
5 группа- «Основание»
Заполнение оценочного листа- после каждого вида работы.
Оценивание постеров, спикеров
Задание дифференцированное: упр.9(для сильных), упр.11 (для слабых)
Слайд.
План морфемного разбора.
Выписать слово в той форме, в какой оно представлено в предложении. Определить слово как часть речи (изменяемая или неизменяемая часть речи).
У изменяемого слова выделить окончание и указать его значение. Чтобы определить окончание, необходимо слово просклонять или проспрягать.
Указать основу слова.
Выделить корень слова; подобрать однокоренные слова.
Выделить приставки, суффиксы, постфиксы, соединительные гласные (если они есть); подобрать другие слова с такими же приставками, суффиксами и т.д., но с другим корнем.

2 часть урока по теме "Словообразование. Способы словообразования. Словообразовательный разбор".
Цель: повторить и закрепить знания, полученные при изучении раздела «Словообразование»
Ход 2 половины урока: учащимся было предложено придумать как можно больше слов с корнем –езд- (езда, ездить, поездка, подъезд и т.д.). Выяснили, с помощью каких морфем образованы слова.
- О чем пойдет речь во 2 половине урока? (способы словообразования)
- Итак. Тема и цель 2 половины урока? … Запишите тему.
-Что называется словообразованием? (Раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образованы слова.
- Какие способы словообразования вы знаете? (Морфемные: приставочный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный; сложение: сложение целых слов, сложение основ с соединительной гласной, сложение сокращённых основ, сложносуффиксальный; неморфологический: переход их одной части речи в другую).
Слайд.
Задание. Спишите, вставляя пропущенные буквы, графически объясняя их.
Огонь оч..стительный, огонь р..ковой,
Кр..сивый, властит..льный, бл..стящий, живой,
Бе(з,с)шумный в мерцании ц..рковной св..чи,
Мн..г..шумный в пожаре,
Глухой для м..льбы, мн..г..ликий,
Мн..г..цветный при гибели зданий,
Проворный, в..сёлый и страс..ный,
Так победно-пр..красный,
Что, когда он (з,с)ж..гает моё,
(Не)могу я (не)видеть его крас..ты!
О кр..сивый Огонь, я тебе посв..тил все мечты!
(проверка орфографии по слайду)
- Итак, текст восстановлен.
- Что помогло нам правильно написать слова многошумный, многоликий, многоцветный? (Словообразовательный разбор)
- А какой вид разбора помог в правильном выборе букв в других словах? (Морфемный)
- Объясните написание сложных слов. (В сложных словах после твёрдых согласных пишется соединительная о, а после мягких согласных, шипящих и ц – соединительная гласная е)
Слайд.
План словообразовательного разбора.
Поставить слово в начальную форму.
Указать основу слова и определить, является ли оно производным.
Для производного слова подобрать словообразовательную пару (слово, от которого непосредственно образовано разбираемое слово).
Указать основу в производящем слове.
Указать словообразовательные приставки, суффиксы, постфиксы (если они есть).
Указать способ образования слова.
Задание А.(на «3») Выполните словообразовательный разбор слов.
Роковой – рок + (ов) (значение слов) – суффиксальный способ словообразования;
Удивительный – удивить + (тельн)– суффиксальный способ словообразования;
Бесшумный – шум + (бес) + (н) – приставочно-суффиксальный способ словообразования;
Мольба – молить + (б) - суффиксальный способ словообразования;
Красота – красивый + (от) - суффиксальный способ словообразования.
- Чем объединены эти способы словообразования? (Морфемные)
- А какие способы образования слов вы ещё знаете? (Сложение, неморфологический)
- Назовите слова, образованные путём сложения основ с соединительной гласной. (Многошумный, многоликий, многоцветный)
Задание В.(А+В= «4») Выполните их словообразовательный разбор
Многошумный – много+ шум +н - сложносуффиксальный
Многоликий – много+лица – сложение основ с помощью соединительной гласной
Многоцветный – много- цвет + н – сложносуффиксальный
Задание С= А и В(А+В+С= «5»)(проверка по слайду)
Слово учителя
- Итак, мы видим, что словообразовательный разбор помогает нам зачастую понять значение слов, но так бывает не всегда. (Огонь души. В переносном значении. Это метафора).
- Как иначе можно выразить мысль текста, о чём он? (О вдохновении)
- Как вы понимаете лексическое значение слова вдохновение.
Толковый словарь Ожегова. Вдохновенние – творческий подъём, прилив творческих сил. Сила вдохновения, побуждающая поэта видеть красоту окружающего мира.
- Как вы считаете, в каком предложении заключена главная мысль стихотворения? (В последнем).
- Какие разделы науки о языке помогли вам справиться с заданиями? (Словообразование, этимология, морфемика)
- Для чего нужно уметь производить словообразовательный разбор? (Для того, чтобы правильно понимать его лексическое значение, правильно его писать).
Слайд. Рефлексия. Что нового вы узнали на уроке:
Что было самым сложным на уроке:
Как вы преодолевали сложности:
Домашнее задание: повторить именные части речи, правописание суффиксов и окончаний имен существительных и прилагательных, глагол, глагольные формы, правописание глаголов, причастий, деепричастий.
Музыкальная разминка.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: психолог6307
Просмотров: 1782 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-04-25, 11:19 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru