Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература |
2014-12-04, 1:39 PM | |
Сценарий урока: Слайд Приветствие народов мира: американцы, англичане в отличие от русских, очень редко подают друг другу руку при встрече (ограничиваются легким кивком головы вперед) и практически никогда не делают этого при прощании. Обниматься в Англии вообще не принято. Деление на группы (цвета осени: красный, оранжевый, желтый, зеленый, бордо) Психологический настрой «Вместе мы сила». Слово учителя -Окончание, корень, приставка, суффикс. -Что объединяет данные понятия? (части слова, морфемы) -А вы знаете, что в русском языке 4,5 тысяч корней, а служебных морфем намного меньше: 500 суффиксов, меньше 100 приставок и около 100 окончаний, поэтому-то мы и допускаем больше ошибок именно в корнях слов. - Дети попытаются сформулировать тему и цель первой половины урока. Перед составлением постера-кластера познакомить детей с методом ЖИГСО Слайд. МЕТОД ЖИГСО. В его основе лежит групповая работа. Формируется столько групп, сколько вопросов учитель планирует рассмотреть на данном уроке, например, четыре. Группы можно формировать по силам, либо спонтанно, в зависимости от подготовленности обучающихся и степени сложности материала. Каждая группа получает одинаковое задание: прочитать текст, продумать, как, какими способами запомнить его и пересказать, составить вопросы, направленные на понимание сущности текста. Учащиеся могут записать опорные слова, начертить рисунки, схемы или кластеры. После работы с текстом группы перераспределяются таким образом, чтобы в каждой оказались представители всех четырёх групп. Затем по команде учителя они по очереди объясняют свой вопрос, используя записи и графический материал. После всех рассказов и объяснений – письменная проверка, составленная из вопросов, которые сформулировали ученики, работая в группах. 1 группа готовит постер-кластер «Приставка» 2 группа- «Корень» 3 группа- «Суффикс» 4 группа- «Окончание» 5 группа- «Основание» Заполнение оценочного листа- после каждого вида работы. Оценивание постеров, спикеров Задание дифференцированное: упр.9(для сильных), упр.11 (для слабых) Слайд. План морфемного разбора. Выписать слово в той форме, в какой оно представлено в предложении. Определить слово как часть речи (изменяемая или неизменяемая часть речи). У изменяемого слова выделить окончание и указать его значение. Чтобы определить окончание, необходимо слово просклонять или проспрягать. Указать основу слова. Выделить корень слова; подобрать однокоренные слова. Выделить приставки, суффиксы, постфиксы, соединительные гласные (если они есть); подобрать другие слова с такими же приставками, суффиксами и т.д., но с другим корнем. 2 часть урока по теме "Словообразование. Способы словообразования. Словообразовательный разбор". Цель: повторить и закрепить знания, полученные при изучении раздела «Словообразование» Ход 2 половины урока: учащимся было предложено придумать как можно больше слов с корнем –езд- (езда, ездить, поездка, подъезд и т.д.). Выяснили, с помощью каких морфем образованы слова. - О чем пойдет речь во 2 половине урока? (способы словообразования) - Итак. Тема и цель 2 половины урока? … Запишите тему. -Что называется словообразованием? (Раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образованы слова. - Какие способы словообразования вы знаете? (Морфемные: приставочный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный; сложение: сложение целых слов, сложение основ с соединительной гласной, сложение сокращённых основ, сложносуффиксальный; неморфологический: переход их одной части речи в другую). Слайд. Задание. Спишите, вставляя пропущенные буквы, графически объясняя их. Огонь оч..стительный, огонь р..ковой, Кр..сивый, властит..льный, бл..стящий, живой, Бе(з,с)шумный в мерцании ц..рковной св..чи, Мн..г..шумный в пожаре, Глухой для м..льбы, мн..г..ликий, Мн..г..цветный при гибели зданий, Проворный, в..сёлый и страс..ный, Так победно-пр..красный, Что, когда он (з,с)ж..гает моё, (Не)могу я (не)видеть его крас..ты! О кр..сивый Огонь, я тебе посв..тил все мечты! (проверка орфографии по слайду) - Итак, текст восстановлен. - Что помогло нам правильно написать слова многошумный, многоликий, многоцветный? (Словообразовательный разбор) - А какой вид разбора помог в правильном выборе букв в других словах? (Морфемный) - Объясните написание сложных слов. (В сложных словах после твёрдых согласных пишется соединительная о, а после мягких согласных, шипящих и ц – соединительная гласная е) Слайд. План словообразовательного разбора. Поставить слово в начальную форму. Указать основу слова и определить, является ли оно производным. Для производного слова подобрать словообразовательную пару (слово, от которого непосредственно образовано разбираемое слово). Указать основу в производящем слове. Указать словообразовательные приставки, суффиксы, постфиксы (если они есть). Указать способ образования слова. Задание А.(на «3») Выполните словообразовательный разбор слов. Роковой – рок + (ов) (значение слов) – суффиксальный способ словообразования; Удивительный – удивить + (тельн)– суффиксальный способ словообразования; Бесшумный – шум + (бес) + (н) – приставочно-суффиксальный способ словообразования; Мольба – молить + (б) - суффиксальный способ словообразования; Красота – красивый + (от) - суффиксальный способ словообразования. - Чем объединены эти способы словообразования? (Морфемные) - А какие способы образования слов вы ещё знаете? (Сложение, неморфологический) - Назовите слова, образованные путём сложения основ с соединительной гласной. (Многошумный, многоликий, многоцветный) Задание В.(А+В= «4») Выполните их словообразовательный разбор Многошумный – много+ шум +н - сложносуффиксальный Многоликий – много+лица – сложение основ с помощью соединительной гласной Многоцветный – много- цвет + н – сложносуффиксальный Задание С= А и В(А+В+С= «5»)(проверка по слайду) Слово учителя - Итак, мы видим, что словообразовательный разбор помогает нам зачастую понять значение слов, но так бывает не всегда. (Огонь души. В переносном значении. Это метафора). - Как иначе можно выразить мысль текста, о чём он? (О вдохновении) - Как вы понимаете лексическое значение слова вдохновение. Толковый словарь Ожегова. Вдохновенние – творческий подъём, прилив творческих сил. Сила вдохновения, побуждающая поэта видеть красоту окружающего мира. - Как вы считаете, в каком предложении заключена главная мысль стихотворения? (В последнем). - Какие разделы науки о языке помогли вам справиться с заданиями? (Словообразование, этимология, морфемика) - Для чего нужно уметь производить словообразовательный разбор? (Для того, чтобы правильно понимать его лексическое значение, правильно его писать). Слайд. Рефлексия. Что нового вы узнали на уроке: Что было самым сложным на уроке: Как вы преодолевали сложности: Домашнее задание: повторить именные части речи, правописание суффиксов и окончаний имен существительных и прилагательных, глагол, глагольные формы, правописание глаголов, причастий, деепричастий. Музыкальная разминка. | |
Просмотров: 1782 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|