Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

Морфемы. Морфемный состав слова. Словообразование.
2014-12-04, 1:39 PM
Сценарий урока:
Слайд
Приветствие народов мира: американцы, англичане в отличие от русских, очень редко подают друг другу руку при встрече (ограничиваются легким кивком головы вперед) и практически никогда не делают этого при прощании. Обниматься в Англии вообще не принято.
Деление на группы (цвета осени: красный, оранжевый, желтый, зеленый, бордо)
Психологический настрой «Вместе мы сила».
Слово учителя
-Окончание, корень, приставка, суффикс.
-Что объединяет данные понятия? (части слова, морфемы)
-А вы знаете, что в русском языке 4,5 тысяч корней, а служебных морфем намного меньше: 500 суффиксов, меньше 100 приставок и около 100 окончаний, поэтому-то мы и допускаем больше ошибок именно в корнях слов.
- Дети попытаются сформулировать тему и цель первой половины урока.
Перед составлением постера-кластера познакомить детей с методом ЖИГСО
Слайд. МЕТОД ЖИГСО. В его основе лежит групповая работа. Формируется столько групп, сколько вопросов учитель планирует рассмотреть на данном уроке, например, четыре. Группы можно формировать по силам, либо спонтанно, в зависимости от подготовленности обучающихся и степени сложности материала. Каждая группа получает одинаковое задание: прочитать текст, продумать, как, какими способами запомнить его и пересказать, составить вопросы, направленные на понимание сущности текста. Учащиеся могут записать опорные слова, начертить рисунки, схемы или кластеры. После работы с текстом группы перераспределяются таким образом, чтобы в каждой оказались представители всех четырёх групп. Затем по команде учителя они по очереди объясняют свой вопрос, используя записи и графический материал. После всех рассказов и объяснений – письменная проверка, составленная из вопросов, которые сформулировали ученики, работая в группах.
1 группа готовит постер-кластер «Приставка»
2 группа- «Корень»
3 группа- «Суффикс»
4 группа- «Окончание»
5 группа- «Основание»
Заполнение оценочного листа- после каждого вида работы.
Оценивание постеров, спикеров
Задание дифференцированное: упр.9(для сильных), упр.11 (для слабых)
Слайд.
План морфемного разбора.
Выписать слово в той форме, в какой оно представлено в предложении. Определить слово как часть речи (изменяемая или неизменяемая часть речи).
У изменяемого слова выделить окончание и указать его значение. Чтобы определить окончание, необходимо слово просклонять или проспрягать.
Указать основу слова.
Выделить корень слова; подобрать однокоренные слова.
Выделить приставки, суффиксы, постфиксы, соединительные гласные (если они есть); подобрать другие слова с такими же приставками, суффиксами и т.д., но с другим корнем.

2 часть урока по теме "Словообразование. Способы словообразования. Словообразовательный разбор".
Цель: повторить и закрепить знания, полученные при изучении раздела «Словообразование»
Ход 2 половины урока: учащимся было предложено придумать как можно больше слов с корнем –езд- (езда, ездить, поездка, подъезд и т.д.). Выяснили, с помощью каких морфем образованы слова.
- О чем пойдет речь во 2 половине урока? (способы словообразования)
- Итак. Тема и цель 2 половины урока? … Запишите тему.
-Что называется словообразованием? (Раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образованы слова.
- Какие способы словообразования вы знаете? (Морфемные: приставочный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный; сложение: сложение целых слов, сложение основ с соединительной гласной, сложение сокращённых основ, сложносуффиксальный; неморфологический: переход их одной части речи в другую).
Слайд.
Задание. Спишите, вставляя пропущенные буквы, графически объясняя их.
Огонь оч..стительный, огонь р..ковой,
Кр..сивый, властит..льный, бл..стящий, живой,
Бе(з,с)шумный в мерцании ц..рковной св..чи,
Мн..г..шумный в пожаре,
Глухой для м..льбы, мн..г..ликий,
Мн..г..цветный при гибели зданий,
Проворный, в..сёлый и страс..ный,
Так победно-пр..красный,
Что, когда он (з,с)ж..гает моё,
(Не)могу я (не)видеть его крас..ты!
О кр..сивый Огонь, я тебе посв..тил все мечты!
(проверка орфографии по слайду)
- Итак, текст восстановлен.
- Что помогло нам правильно написать слова многошумный, многоликий, многоцветный? (Словообразовательный разбор)
- А какой вид разбора помог в правильном выборе букв в других словах? (Морфемный)
- Объясните написание сложных слов. (В сложных словах после твёрдых согласных пишется соединительная о, а после мягких согласных, шипящих и ц – соединительная гласная е)
Слайд.
План словообразовательного разбора.
Поставить слово в начальную форму.
Указать основу слова и определить, является ли оно производным.
Для производного слова подобрать словообразовательную пару (слово, от которого непосредственно образовано разбираемое слово).
Указать основу в производящем слове.
Указать словообразовательные приставки, суффиксы, постфиксы (если они есть).
Указать способ образования слова.
Задание А.(на «3») Выполните словообразовательный разбор слов.
Роковой – рок + (ов) (значение слов) – суффиксальный способ словообразования;
Удивительный – удивить + (тельн)– суффиксальный способ словообразования;
Бесшумный – шум + (бес) + (н) – приставочно-суффиксальный способ словообразования;
Мольба – молить + (б) - суффиксальный способ словообразования;
Красота – красивый + (от) - суффиксальный способ словообразования.
- Чем объединены эти способы словообразования? (Морфемные)
- А какие способы образования слов вы ещё знаете? (Сложение, неморфологический)
- Назовите слова, образованные путём сложения основ с соединительной гласной. (Многошумный, многоликий, многоцветный)
Задание В.(А+В= «4») Выполните их словообразовательный разбор
Многошумный – много+ шум +н - сложносуффиксальный
Многоликий – много+лица – сложение основ с помощью соединительной гласной
Многоцветный – много- цвет + н – сложносуффиксальный
Задание С= А и В(А+В+С= «5»)(проверка по слайду)
Слово учителя
- Итак, мы видим, что словообразовательный разбор помогает нам зачастую понять значение слов, но так бывает не всегда. (Огонь души. В переносном значении. Это метафора).
- Как иначе можно выразить мысль текста, о чём он? (О вдохновении)
- Как вы понимаете лексическое значение слова вдохновение.
Толковый словарь Ожегова. Вдохновенние – творческий подъём, прилив творческих сил. Сила вдохновения, побуждающая поэта видеть красоту окружающего мира.
- Как вы считаете, в каком предложении заключена главная мысль стихотворения? (В последнем).
- Какие разделы науки о языке помогли вам справиться с заданиями? (Словообразование, этимология, морфемика)
- Для чего нужно уметь производить словообразовательный разбор? (Для того, чтобы правильно понимать его лексическое значение, правильно его писать).
Слайд. Рефлексия. Что нового вы узнали на уроке:
Что было самым сложным на уроке:
Как вы преодолевали сложности:
Домашнее задание: повторить именные части речи, правописание суффиксов и окончаний имен существительных и прилагательных, глагол, глагольные формы, правописание глаголов, причастий, деепричастий.
Музыкальная разминка.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: психолог6307
Просмотров: 861 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2016-12-06, 1:14 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [776]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [696]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1871]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [462]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [543]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru