Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

Урок внеклассного чтения по рассказу Н.Лескова "Левша"
2014-12-11, 5:33 PM
Тема урок внеклассного чтения по сказу Н.С.Лескова «Левша»
Цель: - определить главную идею произведения,раскрыть образы русских императоров,показать положительные и отрицательные качества казака Платова, гениальность русских умельцев , их духовное богатство, развивать речь учащихся, творчество,прививать любовь к литературе.

Ход урока
1 Слово учителя.объявляется тема и цель урока.(Слайд 2)
2. Эпиграф урока
Я не изучал народа по разговорам с петербургскими извозчиками, а я вырос в народе Н.С. Лесков(Слайд3)
3 Познавательная разминка
Учитель: Я прочитаю вам пословицы, отгадав их, вы вспомните, о каком герое пойдет речь.
а) К большому терпению приходит умение.
б) В гостях хорошо, а дома лучше
в) Что имеем, – не храним, потерявши плачем. ( Ответы учащихся без комментариев)
4. Что в литературе называется сказом? (Слайд 4) (Сказ - это повествование, основанное на народных преданиях, легендах, в которых зарисовки народного быта и нравов. Повествование ведется от лица рассказчика, человека с особым характером и складом речи)
Вывод: Рассказывает не просто рассказчик, а участник событий.
(Рассказчик – человек очень интересный. Он не образован, но трудолюбивый, мастеровой мужик).
Как по –вашему где рассказчик принимал участие в этом сказе? : (Рассказчик, может быть, работал вместе с Левшой. Он – старый оружейник, уважал царя Николая Павловича. Соблюдает русские обычаи. Рассказчик похож на Левшу, только одет опрятнее и похитрее Левши. Левша очень уж добрый и простой)
– А теперь я предлагаю вам побывать в роли переводчиков: вы должны «перевести» на современный русский язык следующие слова из лесковского произведения.(Слайд 5)
Аболон полведерский – Аполлон Бельведерский
Буреметры морские – барометры морские
Мерблюзьи мантоны – верблюжьи манто
Огромные бюстры – огромные бюсты
Преламут – перламутр
Верояции – вариации
Мелкоскоп – микроскоп
Египетская керамида – египетская пирамида
Нимфозории – инфузории
Смолевые непромокабли.
Для чего рассказчик «искажает» звучание этих слов?(Чтобы подтвердить,что рассказчик –выходец из народа и необразованный)
Давайте попытаемся раскрыть по цитатам царей Александра Павловича и Николая Павловича.(Слайд6)
Итак, царь Александр Павлович. Сначала прочитаем цитаты.(Слайд7)
а) «Объездил он все страны и везде через свою ласковость всегда имел самые междоусобные разговоры со всякими людьми»;
б) «Мы, русские, со своим значением никуда не годимся»;
в) «Государь на все это радуется»;
учащийся:
г) «Государь взглянул на пистолю и наглядеться не может»;
д) «Зачем ты их очень сконфузил, мне их теперь очень жалко»;
е) «Пожалуйста, не порть мне политики»;
учащийся:
ж) «Вы есть первые мастера на всем свете, и мои люди супротив вас сделать ничего не могут»
з) «Государь так соображал, что англичанам нет равных в искусстве»;
Как эти цитаты характеризуют царя Александра Павловича
(Александр Павлович был человеком слишком мягким. Он не верил в свой народ, в то, что русские люди тоже талантливые. Ему казалось, что в России все хуже, чем в других странах)
учащийся : (У него не было гордости за свою страну. И он мало интересовался тем, как живут простые люди)
Охарактеризуйте царя Николая Павловича. Читаем цитаты.(Слайд8)
а) «Государь Николай Павлович был в своих людях очень уверенный и никакому иностранцу уступать не любил»;
б) «Я на своих надеюсь, что они никого не хуже. Они моего слова не проронят и что-нибудь сделают»;
в) «был ужасно какой замечательны и памятный – ничего не забывал»;
1 учащийся:
г) «Я знаю, что мои меня не могут обманывать. Тут что-нибудь сверх понятия сделано»
д) «Глядите, пожалуйста, ведь они, шельмы, аглицкую блоху на подковы подковали»;
( У государя Николая Павловича характер был совсем другой. Он верил в русских мастеров, надеялся на них. Знал, что они ничуть не хуже заморских. И они не подвели царя(Слайд9)
Ребята, а что общего у царей Александра и Николая?
Вывод: Но и государь Александр Павлович и Николай Павлович мало заботились о своем народе. Они не интересовались, как им живется, в каких условиях они работают.
Из истории России известно,что донской казак Платов Матвей Иванович – военный деятель, соратник Суворова и Кутузова. Участник Отечественной войны 1812 года, герой.
Каким показан Платов в сказе «Левша»?(Слайд10)
Как он воспринимает английские диковенные вещи? Как уличает в обмане англичан?
Как относится Платов к оружейным мастеровым?
Можно ли оправдать его грубое отношение с левшой?
Почему он не разрешил взять левше документы?
Вывод: Платов в сказе показан человеком жестоким, трусливым. Он хитрит, нервничает, боится. Он не позволил Левше взять документ. Когда товарищ Левши почуял что-то неладное и спросил: «Как же вы его без тугамента увозите. Ему нельзя будет назад следовать.»То Платов вместо ответа показал кулак – Вот вам тугамент! Он плохо поступил по отношению к Левше)
Вывод: Храбрость на войне и политическая храбрость – разные вещи. Действия Платова – это беззаконие, неуважение к простым людям, произвол. Платов всегда ратовал за русских мастеров, за талант народа. И вот перед ним представитель простого мастерового народа. Где же его любовь? Оказывается, что любить весь народ проще, чем конкретного, некрасивого мастера, у которого родимое пятно, выдранные за годы учения волосы, косые глаза. Платов в сказе увиден глазами простого человека.
Проследим, как ведет себя Левша с императором Николаем Павловичем? (Слайд11)Глава 13. (Левша очень просто разговаривал с царем, не заискивал, не боялся его придворных)
В чем проявилась гениальность русских оружейных мастеров?
Левша у англичан.
- Что вызывает восхищение англичан в тульском умельце и в чем они видят его слабость?
( Англичане видят, что Левша очень талантливый, но он не знает грамоты, простых математических расчетов)
Вывод. С одной стороны – гениальность Левши, а с другой – полное невежество.
Почему блоха перестала танцевать?
( Подковы, которыми тульские мастера подковали блоху, изменили ее вес. И точный математический расчет был нарушен. А тульские мастера этого не знали )
Какую разницу увидел Левша в жизни английских умельцев и своих тульских мастеровых?(16 гл)
Почему левша не остался в Англии,ведь ему предлагали хорошие условия жизни, почет,уважение?
Какую тайну старого английского оружия он разгадал?( он догадался, что нельзя чистить стволы ружей кирпичом, потому что нарушается точный математический расчет: кирпич стачивает металлическую поверхность, пуля будет выкатываться из дула )
Вывод: Тульский Левша, несмотря на уговоры остаться в Англии, жить намного лучше, чем в России, остается верен своей неблагодарной, но милой сердцу Родине.и еще ему хотелось побыстрей рассказать о тайне английского оружия на Родине)
Как наградили англичане левшу за его талант?
Как закончилась история Левши после прибытия в Петербург?
( Больного Левшу привезли в полицейский участок, «свалили на пол», обыскали, отобрали часы и деньги, таскали по больницам. Привезли чуть живого в больницу для нищих. Без документов его в больнице не принимали. Левша умирает)
Кто оказал заботу о больном левше? –
О чем думает перед смертью Левша?
(Перед смертью Левша думает не о себе, а как довести до царя, что ружья нельзя чистить кирпичом, а то они стрелять не годятся)
Как граф Чернышев отнесся к открытию покойного Левши,когда доктор пытался передать государю эту тайну?

Вывод: Граф Чернышев показан самоуверенным и недалеким человеком. По мнению рассказчика, это он не выслушал предсмертный наказ Левши, и из-за этого Россия потерпела поражение в Крымской войне
- Кто же виноват в страшной судьбе Левши?
( Безответственное и преступное отношение к нему со стороны властей от царедворца до городового, доходящие не только до побоев и ограбления, но и по сути до убийства гениального мастера)
Вывод: (Слайд12) Права русская пословица «Что имеем, - не храним, потерявши плачем». Много было загублено талантливых людей ничтожными чиновниками. Но народ ценит мастерство, и доказательство этому – сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе.
Не верховная власть озабочена честью и судьбой русских людей,Родины, а простые тульские мужики. Они берегли честь и славу России и составляли ее надежду. И на таких людях держится земля русская.
Почему это произведение Лесков назвал нарицательным именем левшой? Какую мысль хотел подчеркнуть писатель в этом сказе?
Вывод: Богата талантами русская земля. Такого мастерства есть люди, что даже блоху подковать им по плечу, а самую тонкую, ювелирную работу выполняет левша .
Обычно считают, что левой рукой творить что-то изящное, творческое почти невозможно. Но люди с доминированием левого полушария головного мозга ничем не отличаются от нас правшей, и среди них зачастую бывают талантливые художники, скульпторы, резчики по дереву, музыканты и так далее.
У нас в классе 4 левши, и все они талантливые дети. Показ выставки работ учащихся.
Дом.зад
Категория: Русский язык и литература | Добавил: gutovaolgadmitrievna
Просмотров: 2107 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 2.0/3
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-04-19, 5:04 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru