Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература |
2014-12-11, 5:33 PM | |
Тема урок внеклассного чтения по сказу Н.С.Лескова «Левша» Цель: - определить главную идею произведения,раскрыть образы русских императоров,показать положительные и отрицательные качества казака Платова, гениальность русских умельцев , их духовное богатство, развивать речь учащихся, творчество,прививать любовь к литературе. Ход урока 1 Слово учителя.объявляется тема и цель урока.(Слайд 2) 2. Эпиграф урока Я не изучал народа по разговорам с петербургскими извозчиками, а я вырос в народе Н.С. Лесков(Слайд3) 3 Познавательная разминка Учитель: Я прочитаю вам пословицы, отгадав их, вы вспомните, о каком герое пойдет речь. а) К большому терпению приходит умение. б) В гостях хорошо, а дома лучше в) Что имеем, – не храним, потерявши плачем. ( Ответы учащихся без комментариев) 4. Что в литературе называется сказом? (Слайд 4) (Сказ - это повествование, основанное на народных преданиях, легендах, в которых зарисовки народного быта и нравов. Повествование ведется от лица рассказчика, человека с особым характером и складом речи) Вывод: Рассказывает не просто рассказчик, а участник событий. (Рассказчик – человек очень интересный. Он не образован, но трудолюбивый, мастеровой мужик). Как по –вашему где рассказчик принимал участие в этом сказе? : (Рассказчик, может быть, работал вместе с Левшой. Он – старый оружейник, уважал царя Николая Павловича. Соблюдает русские обычаи. Рассказчик похож на Левшу, только одет опрятнее и похитрее Левши. Левша очень уж добрый и простой) – А теперь я предлагаю вам побывать в роли переводчиков: вы должны «перевести» на современный русский язык следующие слова из лесковского произведения.(Слайд 5) Аболон полведерский – Аполлон Бельведерский Буреметры морские – барометры морские Мерблюзьи мантоны – верблюжьи манто Огромные бюстры – огромные бюсты Преламут – перламутр Верояции – вариации Мелкоскоп – микроскоп Египетская керамида – египетская пирамида Нимфозории – инфузории Смолевые непромокабли. Для чего рассказчик «искажает» звучание этих слов?(Чтобы подтвердить,что рассказчик –выходец из народа и необразованный) Давайте попытаемся раскрыть по цитатам царей Александра Павловича и Николая Павловича.(Слайд6) Итак, царь Александр Павлович. Сначала прочитаем цитаты.(Слайд7) а) «Объездил он все страны и везде через свою ласковость всегда имел самые междоусобные разговоры со всякими людьми»; б) «Мы, русские, со своим значением никуда не годимся»; в) «Государь на все это радуется»; учащийся: г) «Государь взглянул на пистолю и наглядеться не может»; д) «Зачем ты их очень сконфузил, мне их теперь очень жалко»; е) «Пожалуйста, не порть мне политики»; учащийся: ж) «Вы есть первые мастера на всем свете, и мои люди супротив вас сделать ничего не могут» з) «Государь так соображал, что англичанам нет равных в искусстве»; Как эти цитаты характеризуют царя Александра Павловича (Александр Павлович был человеком слишком мягким. Он не верил в свой народ, в то, что русские люди тоже талантливые. Ему казалось, что в России все хуже, чем в других странах) учащийся : (У него не было гордости за свою страну. И он мало интересовался тем, как живут простые люди) Охарактеризуйте царя Николая Павловича. Читаем цитаты.(Слайд8) а) «Государь Николай Павлович был в своих людях очень уверенный и никакому иностранцу уступать не любил»; б) «Я на своих надеюсь, что они никого не хуже. Они моего слова не проронят и что-нибудь сделают»; в) «был ужасно какой замечательны и памятный – ничего не забывал»; 1 учащийся: г) «Я знаю, что мои меня не могут обманывать. Тут что-нибудь сверх понятия сделано» д) «Глядите, пожалуйста, ведь они, шельмы, аглицкую блоху на подковы подковали»; ( У государя Николая Павловича характер был совсем другой. Он верил в русских мастеров, надеялся на них. Знал, что они ничуть не хуже заморских. И они не подвели царя(Слайд9) Ребята, а что общего у царей Александра и Николая? Вывод: Но и государь Александр Павлович и Николай Павлович мало заботились о своем народе. Они не интересовались, как им живется, в каких условиях они работают. Из истории России известно,что донской казак Платов Матвей Иванович – военный деятель, соратник Суворова и Кутузова. Участник Отечественной войны 1812 года, герой. Каким показан Платов в сказе «Левша»?(Слайд10) Как он воспринимает английские диковенные вещи? Как уличает в обмане англичан? Как относится Платов к оружейным мастеровым? Можно ли оправдать его грубое отношение с левшой? Почему он не разрешил взять левше документы? Вывод: Платов в сказе показан человеком жестоким, трусливым. Он хитрит, нервничает, боится. Он не позволил Левше взять документ. Когда товарищ Левши почуял что-то неладное и спросил: «Как же вы его без тугамента увозите. Ему нельзя будет назад следовать.»То Платов вместо ответа показал кулак – Вот вам тугамент! Он плохо поступил по отношению к Левше) Вывод: Храбрость на войне и политическая храбрость – разные вещи. Действия Платова – это беззаконие, неуважение к простым людям, произвол. Платов всегда ратовал за русских мастеров, за талант народа. И вот перед ним представитель простого мастерового народа. Где же его любовь? Оказывается, что любить весь народ проще, чем конкретного, некрасивого мастера, у которого родимое пятно, выдранные за годы учения волосы, косые глаза. Платов в сказе увиден глазами простого человека. Проследим, как ведет себя Левша с императором Николаем Павловичем? (Слайд11)Глава 13. (Левша очень просто разговаривал с царем, не заискивал, не боялся его придворных) В чем проявилась гениальность русских оружейных мастеров? Левша у англичан. - Что вызывает восхищение англичан в тульском умельце и в чем они видят его слабость? ( Англичане видят, что Левша очень талантливый, но он не знает грамоты, простых математических расчетов) Вывод. С одной стороны – гениальность Левши, а с другой – полное невежество. Почему блоха перестала танцевать? ( Подковы, которыми тульские мастера подковали блоху, изменили ее вес. И точный математический расчет был нарушен. А тульские мастера этого не знали ) Какую разницу увидел Левша в жизни английских умельцев и своих тульских мастеровых?(16 гл) Почему левша не остался в Англии,ведь ему предлагали хорошие условия жизни, почет,уважение? Какую тайну старого английского оружия он разгадал?( он догадался, что нельзя чистить стволы ружей кирпичом, потому что нарушается точный математический расчет: кирпич стачивает металлическую поверхность, пуля будет выкатываться из дула ) Вывод: Тульский Левша, несмотря на уговоры остаться в Англии, жить намного лучше, чем в России, остается верен своей неблагодарной, но милой сердцу Родине.и еще ему хотелось побыстрей рассказать о тайне английского оружия на Родине) Как наградили англичане левшу за его талант? Как закончилась история Левши после прибытия в Петербург? ( Больного Левшу привезли в полицейский участок, «свалили на пол», обыскали, отобрали часы и деньги, таскали по больницам. Привезли чуть живого в больницу для нищих. Без документов его в больнице не принимали. Левша умирает) Кто оказал заботу о больном левше? – О чем думает перед смертью Левша? (Перед смертью Левша думает не о себе, а как довести до царя, что ружья нельзя чистить кирпичом, а то они стрелять не годятся) Как граф Чернышев отнесся к открытию покойного Левши,когда доктор пытался передать государю эту тайну? Вывод: Граф Чернышев показан самоуверенным и недалеким человеком. По мнению рассказчика, это он не выслушал предсмертный наказ Левши, и из-за этого Россия потерпела поражение в Крымской войне - Кто же виноват в страшной судьбе Левши? ( Безответственное и преступное отношение к нему со стороны властей от царедворца до городового, доходящие не только до побоев и ограбления, но и по сути до убийства гениального мастера) Вывод: (Слайд12) Права русская пословица «Что имеем, - не храним, потерявши плачем». Много было загублено талантливых людей ничтожными чиновниками. Но народ ценит мастерство, и доказательство этому – сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе. Не верховная власть озабочена честью и судьбой русских людей,Родины, а простые тульские мужики. Они берегли честь и славу России и составляли ее надежду. И на таких людях держится земля русская. Почему это произведение Лесков назвал нарицательным именем левшой? Какую мысль хотел подчеркнуть писатель в этом сказе? Вывод: Богата талантами русская земля. Такого мастерства есть люди, что даже блоху подковать им по плечу, а самую тонкую, ювелирную работу выполняет левша . Обычно считают, что левой рукой творить что-то изящное, творческое почти невозможно. Но люди с доминированием левого полушария головного мозга ничем не отличаются от нас правшей, и среди них зачастую бывают талантливые художники, скульпторы, резчики по дереву, музыканты и так далее. У нас в классе 4 левши, и все они талантливые дети. Показ выставки работ учащихся. Дом.зад | |
Просмотров: 2107 | Загрузок: 0 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|