Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

курсы по русскому языку
[ Скачать с сервера (114.5Kb) ] 2015-01-07, 9:58 PM
Пресновская средняя школа-гимназия имени И.П.Шухова
Программа курсов "История русского литературного языка. Фонетика"
(10 класс общественно-гуманитарного направления)
Учитель русского языка и литературы Пилипенко Т.В.

Содержание

1. Пояснительная записка
2. Содержание курсов
3. Календарно-тематическое планирование
4. Методические рекомендации
5. Литература

Пояснительная записка

Данная программа разработана на основе «Закона об образовании» и ГОСО, программы для 10 классов, инструктивно-методического письма; предназначена для работы в 10 классе общественно-гуманитарного направления и рассчитана на 51 часов (1,5 часа в неделю) первого полугодия.
Цель курсов:
• создание базы для функциональной грамотности учащихся.
Задачи:
• расширить знания учащихся об истории русского литературного языка;
• рассмотреть законы фонетики древнерусского языка и их влияние на орфографию и сравнить с современным русским языком;
• систематизировать знания по истории языка;
• формировать умение по применению знаний по истории языка в практике
• развивать интерес к глубинам знаний.
Программа курсов отражает историю языка как единый процесс развития общества и языка. Дано краткое описание звукового и грамматического строя древнерусского языка в сопоставлении с современным русским. Это позволяет проследить историю фонетических явлений, изучаемых в школьном курсе русского языка, разобраться в происхождении того или иного слова, обосновать его написание, понять логику исключений из орфографических правил и повысить свой интеллектуальный уровень в области языкознания.
Программа построена так, что сначала дается общее знакомство с историей языка, с учеными-филологами, которые занимались данной областью языкознания и памятниками древнерусской литературы.
Второй раздел программы представлен так, что идет конкретное сравнение исторической и современной фонетики, то есть объясняется внутренняя логика и обусловленность существующих фонетических и связанных с ними орфографических явлений.
Третий раздел программы отражает основные изменения в русском литературном языке, которые происходят в результате превращений количественных изменений в качественные.
Подбор теоретического материала каждого раздела подкрепляется обязательно практическими занятиями и зачетными работами, которые закрепляют полученные знания.
Принцип преемственности в программе осуществляется не только в изложении теории, но и в соблюдении меж- и внутри предметных связей русского языка с такими учебными дисциплинами, как русская литература, история, казахский и иностранный язык.

Программа предполагает использование методов и приемов, обеспечивающих более высокую результативность обучения: поисковые, исследовательские, лингвистический анализ текста и так далее.
Особое внимание уделяется самостоятельной поисковой работе, так как это является пропедевтикой для дальнейшего обучения в ВУЗах.
Данная программа для учащихся является первой ступенькой в познании глубин языка и призвана заинтересовывать к дальнейшему изучению филологии.

Содержание курсов
Введение
1. Литературный язык и живая разговорная речь (1 час).
2. «История русского литературного языка» и её изучение (2часа).
3. Периодизация истории русского литературного языка (2 часа).
4. Происхождение русского литературного языка (1час).
5. Древнерусский литературный язык (1 час).
6. Практическое занятие(1 час).
Фонетика
1. Строение слога. Закон открытого слога (1час).
2. Закон слогового сингармонизма (1час).
3. Практическое занятие (1час).
4. Система гласных. Сравнительная характеристика (2 часа)
5. Краткие гласные Ъ и Ь. Беглые гласные (1 час).
6. Практическое занятие (1 час).
7. Древнерусский звук [ê] (ђ) – ять (1 час).
8. Практическое занятие (1 час).
9. Гласные [о] носовой ( ) и [е] носовой ( ).
10. Практическое занятие (1час).
11. Тест (1 час).
12. Система согласных. Сравнительная характеристика (2часа).
13. Звуки [ф] - [ф'], [в] - [в'] (1час).
14. Согласный [ј] ( йот) (1 час).
15. Согласные глухие и звонкие (1 час).
16. Согласные твердые и мягкие (1 час).
17. Практическое занятие (1 час).
18. Упрощение групп согласн. и разрыв этимологических связей родственных слов (2 ч)
19. Тест (1час).
20. Полногласие (2часа).
21. Практическое занятие - исследование (1час).
22. Система безударных гласных русского литературного языка (1час).
23. Изменения в произношении безударных гласных (1 час).
24. Отражение на письме фактов изменения в системе гласных (1 час).
25. Чередование звуков (1 час).
26. Практическое занятие – исследование в области изменения звуков (1час).
27. Зачетная работа (1 час).
Литературный язык эпохи Киевского государства и феодальной раздробленности Χ и XlΥ веков
1. Язык деловых памятников (1 час).
2. Язык и стиль светской повествовательной литературы (2 часа).
3. Практическое занятие (1 час).
4. Литературный язык Московского государства (1 час)
5. Язык великорусской народности (1 часа).
6. Второе южнославянское влияние, архаизация русского литературного языка книжниками ΧΥ – ΧΥll веков (2 часа).
7. Русский литературный язык во второй половине ΧΥll века. Предпосылки для образования русского литературного национального языка (1 час).
8. Итоговый урок (1 час).

Календарно – тематическое планирование

№ темы часы дата методы, формы, приемы литература
1 Литературный язык и живая разговорная речь 1 словесные Будагов Р.А. Литературные языки и языковые стили. М. 1967, с.5
2-
3 «История русского литературного языка» и её изучение 1
1 Индивидуальные, поисковые Виноградов В.В. Основные этапы истории русс. литер. языка. 1940
Земская Е.А. Русская разговорная речь.М.1970
4-
5 Периодизация истории русского литературного языка 1
1 Исследовательские,
Словесные Виноградов В.В. Язык художественных произведений. 1954, «Вопросы языкознан» №5
6 Происхождение русского литературного языка 1 Словесные, КМД Срезневский И.И. Древние памятники русского письма и языка.
7 Древнерусский литературный язык 1 Словесные, поисковые, групповые Буслаев Ф.И. Историческая грамматика русского языка, М., 1959, с.36
Лихачев Д.С. История культуры древней Руси. М .
8 Практическое занятие 1 общеклассные Отрывки из « Полного собрания русских летописей»
9 Строение слога. Закон открытого слога 1 КМД
Иванов В.В., Потиха З.А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку. М, 1985
Ветвицкий В.Г. Занимательное языкознание. М-Л., 1966
Ветвицкий В.Г., Иванова В.Ф., Моисеев А.И. Современное русское письмо. Пособие для учащихся. 74
Ветвицкий В.Г., Иванова В.Ф., Моисеев А.И. Современное русское письмо. Пособие для учителей.
Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. М., 1976
Иванов В.В. Историческая грамматика русского языка.
М., 1983
Ковалевская Е.Г. История слова. М-Л., 1968
Панова М.В. И все-таки она хорошая! Рассказ о русской
орфографии, её достоинствах и недостатках., М. 1964
Потиха З.А. Современное русское словообразование. М
1970, Русский язык в современном мире. М., 1974
Успенский Л.В. Слово о словах. Ты и твоё имя. Л, 1962
Успенский Л.В. Слово о словах. Имя дома твоего. Л.,1974
Шанский Н.М. В мире слов. М., 1978
Граудина Л.К. Беседы о русской грамматике. М., 1983
Ожегов С.И. Словарь русского языка
Лапатухин М.С., Скорлуповская Е.В., Снетова С.П. Школьный толковый словарь русского языка
Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка. 1980
Одинцов В.В., Смолицкая Г.П., Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические нормы.
Потиха З.А. Школьный словообразовательный словарь.
РозентальД.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов.
Шанский Н.М., Иванов В.В., Шанская Т.В. Краткий этимологический словарь русского языка.

10 Закон слогового сингармонизма 1 Словесные, поисковые
11 Практическое занятие 1 Групповые
12-
13 Система гласных. Сравнительная характеристика 1
1 исследовательские
14-15 Краткие гласные Ъ и Ь. Беглые гласные 1
1 Словесные, индивидуальные
16 Практическое занятие 1 Групповые
17 Древнерусский звук [ê] (ђ) – ять 1 Словесные,
общекласные
18 Древнерусский звук [ê] (ђ) – ять 1 Словесные,
общекласные
19 Практическое занятие 1 индивидуальные
20-21 Гласные [о] носовой ( ) и [е] носовой ( ). 1
1 Словесные, поисковые
22 Практическое занятие 1
23 Тест 1
24-
25 Система согласных. Сравнительная характеристика 1
1 словесные
26 Звуки [ф] - [ф'], [в] - [в'] 1 Индивидуальные, поисковые
27 Согласный [ј] ( йот) 1 Исследовательские,
Словесные
28 Согласные глухие и звонкие 1 Словесные, КМД
29 Согласные твердые и мягкие 1 Словесные, поисковые, групповые
30 Практическое занятие 1 общеклассные
31 -
32
Упрощение групп согласн. и разрыв этимологических связей родственных слов 1
1 КМД
33 Тест 1 индивид
34-
35 Полногласие
Неполногласие. 1
1 Групповые
36 Практическое занятие - исследование 1 исследовательские
37 Система безударных гласных русского литературного языка 1 Словесные, индивидуальные
38 Изменения в произношении безударных гласных 1 Групповые
39 Отражение на письме фактов изменения в системе гласных 1 Словесные,
общекласные
40 Чередование звуков 1 Словесные,
общекласные
41 Практическое занятие – исследование в области изменения звуков 1 индивидуальные
42 Зачетная работа 1
43 Язык деловых памятников 1 Словесные, поисковые Ковалевская Е.Г. История русского литературного языка. М., 1978, с59
44 Язык и стиль светской повествовательной литературы 1
групповые «Слово о полку Игореве», Лихачев Д.С. Слово о полку Игореве., 1950, с273
Виноградов В.В. Основные проблемы изучения образова
45 Практическое занятие 1 индивидуальные ния и развития древнерусского лит. языка
46 Литературный язык Московского государства 1 Индивидуальные, поисковые Акты Московского государства. (Памятники) 1871, 1890
Виноградов В.В. Основные проблемы изучения образова
47 Язык великорусской народности 1 Индивидуальные, поисковые ния и развития древнерусского лит. языка.

48 Второе южнославянское влияние, архаизация русского литературного языка книжниками ΧΥ – ΧΥll веков 1 Исследовательские,
Словесные Виноградов В.В. Основные этапы истории русс. литер. языка. 1940
Булаховский Л.А. Исторический комментарий к русскому литературному языку. К.1950 с.13
49-50 Русский литературный язык во второй половине ΧΥll века. Предпосылки для образования русского литературного национального языка 1
1 Словесные, КМД Русская демократическая сатира 17 века. М-Л., 1954
«Житие протопопа Аввакума»
Лихачев Д.С. Некоторые задачи изучения Второго южнославянского влияния в России.1960
51 Итоговый урок 1 Групповые

Методические рекомендации

При изучении курса обращать внимание на:
• обеспечение базы знаний и умений по всем разделам программы;
• организацию высокой познавательной деятельности учащихся;
• создание ситуаций самостоятельного поиска и анализа полученных сведений;
• умение на практике применять полученные знания.
Программа курсов должна реализовывать принципы обучения:
• единства обучения и воспитания;
• развивающего обучения;
• научности;
• индивидуально-дифференцированного;
• преемственности.
Исходя из цели курсов и поставленных задач, из современных требований к грамотности учащихся, необходимо использовать эффективные методы, приемы и формы работы, которые помогут им осознанно использовать полученные знания на практике.

Литература


1. Будагов Р.А. Литературные языки и языковые стили. М. 1967, с.5
2. Виноградов В.В. Основные этапы истории русс. литер. языка. 1940
3. Земская Е.А. Русская разговорная речь.М.1970
4. Виноградов В.В. Язык художественных произведений. 1954, «Вопросы языкознан» №5
5. Срезневский И.И. Древние памятники русского письма и языка.
6. Буслаев Ф.И. Историческая грамматика русского языка, М., 1959, с.36
7. Лихачев Д.С. История культуры древней Руси. М .
8. Отрывки из « Полного собрания русских летописей»
9. Иванов В.В., Потиха З.А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку. М, 1985
10. Ветвицкий В.Г. Занимательное языкознание. М-Л., 1966
11. Ветвицкий В.Г., Иванова В.Ф., Моисеев А.И. Современное русское письмо. Пособие для учащихся. 74
12. Ветвицкий В.Г., Иванова В.Ф., Моисеев А.И. Современное русское письмо. Пособие для учителей.
13. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. М., 1976
14. Иванов В.В. Историческая грамматика русского языка.
15. М., 1983
16. Ковалевская Е.Г. История слова. М-Л., 1968
17. Панова М.В. И все-таки она хорошая! Рассказ о русской
18. орфографии, её достоинствах и недостатках., М. 1964
19. Потиха З.А. Современное русское словообразование. М
20. 1970, Русский язык в современном мире. М., 1974
21. Успенский Л.В. Слово о словах. Ты и твоё имя. Л, 1962
22. Успенский Л.В. Слово о словах. Имя дома твоего. Л.,1974
23. Шанский Н.М. В мире слов. М., 1978
24. Граудина Л.К. Беседы о русской грамматике. М., 1983
25. Ожегов С.И. Словарь русского языка
26. Лапатухин М.С., Скорлуповская Е.В., Снетова С.П. Школьный толковый словарь русского языка
27. Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка. 1980
28. Одинцов В.В., Смолицкая Г.П., Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические нормы.
29. Потиха З.А. Школьный словообразовательный словарь.
30. РозентальД.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов.
31. Шанский Н.М., Иванов В.В., Шанская Т.В. Краткий этимологический словарь русского языка.
32. Ковалевская Е.Г. История русского литературного языка. М., 1978, с59
33. «Слово о полку Игореве», Лихачев Д.С. Слово о полку Игореве., 1950, с273
34. Виноградов В.В. Основные проблемы изучения образования
35. Акты Московского государства. (Памятники) 1871, 1890
36. Булаховский Л.А. Исторический комментарий к русскому литературному языку. К.1950 с.13
37. Русская демократическая сатира 17 века. М-Л., 1954
38. «Житие протопопа Аввакума»
39. Лихачев Д.С. Некоторые задачи изучения Второго южнославянского влияния в России.1960
Категория: Русский язык и литература | Добавил: toma8821 | Теги: история русского языка, фонетика, курсы
Просмотров: 234 | Загрузок: 14 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-03, 2:35 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [775]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [696]
Физическая культура [200]
Английский язык [408]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [365]
Начальная школа [1868]
Мой Казахстан [237]
Технология [126]
Самопознание [170]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [461]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [542]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru