Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература |
[ Скачать с сервера (14.3 Kb) ] | 2015-01-25, 10:25 PM |
Урок в 8 классе на тему: А.С.Пушкин. «Капитанская дочка». Глава « Вожатый». Цели урока: - объяснить значение некоторых историзмов, просторечных выражений, пословиц и таким образом обогатить словарный запас учащихся; - познакомить с реалиями жизни России, русского народа во второй половине 18 века; -выявить значение главы «Вожатый» в композиции всего произведения; прояснить смысл важнейших эпизодов и деталей и одновременно рассмотреть существенные черты характеров героев – Пугачева, Гринева. Ход урока 1.Орг.момент 2.Анализ названия главы «Вожатый». -Как вы думаете, какое значение имеет слово «Вожатый»? -Какой символический смысл скрывает Пушкин под этим словом? Итог: «Вожатый» -будущий вожак, вождь народного восстания. 3.Анализ эпиграфа. Экспресс-опрос: 1.Сколько всего эпиграфов в произведении? 2.Как они расположены? 3.Откуда заимствовал Пушкин тексты эпиграфа? К главе «Вожатый» эпиграф взят из старинной рекрутской песни. Пушкин внес в ее текст незначительные изменения. - Кто такой рекрут? Эпиграф Сторона ль моя сторонушка, Сторона незнакомая! Что не сам ли я на тебя зашел, Что не добрый ли меня конь завез: Завезла меня, доброго молодца, Прытость, бодрость молодецкая, И хмелинушка кабатская. - Ребята, давайте выделим слова и выражения, характерные для народно-поэтического творчества. Обобщение: Слово «сторона» имеет здесь малоупотребительное в современном языке значение «край, местность». - Давайте попробуем определить, к кому из персонажей (Гринев, Пугачев) относится эпиграф. Дополнения учителя: Трудно однозначно сказать, к кому из персонажей относятся слова народной песни. В ироническом плане отчасти к Гриневу. Но все-таки содержание эпиграфа прежде всего связано с характером будущего предводителя восстания. В эпиграфе предсказываются важнейшие черты Пугачева: широта натуры, молодецкая удаль, бесшабашность. 4.Видеовикторина. На интерактивной доске 5 видеосюжетов, которые относятся к главе «Вожатый». Опишите, какой момент изображен в видеосюжете? 5.Прослушивание записи. Свиридов «Метель». Обобщение: Может быть, если бы не буран, то наши герои могли бы и не встретиться. Важно подчеркнуть и символическое значение бурана. Буран олицетворяет собой народный гнев, народное возмущение, стихию бунта, участниками и свидетелями которого станут герои произведения, и, конечно, не случайно вырисовывается фигура Пугачева, пока еще окутанная таинственным покровом. 6.Инсценирование. «Сцена в казацком умете». 1.Описание Пугачева. -Как выглядит Пугачев? -Что самое главное в его облике? -Как характеризует Пугачева его внешность? 2.Речь Пугачева. -В какой форме ведут беседу Пугачев и хозяин умета? -Как Гринев характеризует их разговор? -Какие слова, выражения были характерны для речи Пугачева? 7.Лексическая работа. Вечерня, погост, кузов, «воровской разговор». 8.Рефлексия урока. -Какое значение имеет слово «Вожатый»? -Как можно доказать, что эпиграф к главе относится к Пугачеву? -Почему так важна сцена бурана? -Как характеризует Пугачева его внешность? Какое значение имеет глава «Вожатый» в композиции всего произведения? 9.Подведение итогов урока, выставление оценок. | |
Просмотров: 1536 | Загрузок: 30 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|