Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература |
[ Скачать с сервера (25.7 Kb) ] | 2015-03-31, 7:42 PM |
Интегрированный урок по литературе (А. П. Платонов «Песчаная учительница») и самопознанию( «Человек и его место в жизни» ) в 11 классе. Цель: Раскрывая идейное содержание рассказа, показать смысл жизни человека. Задачи по литературе : Образовательные: учиться читать А.П. Платонова, писателя-философа, мыслителя, постигая его стиль; давать оценку поступкам героев; обучать характеристике литературного героя через работу с понятиями « смысл жизни», «нравственный выбор». Развивающие: отрабатывать умение анализировать замысел автора. Воспитывающие: дать нравственные ориентиры для определения своих жизненных целей. Задачи по самопознанию: 1.) Расширить представление о личностных качествах, необходимых для освоения желаемой профессии. 2) Актуализировать проблему выбора профессии; 3) Способствовать выявлению личных интересов и склонностей в профориентации в ходе опроса подростков. 4) помочь уч-ся сделать выводы: правильный выбор профессии - необходимое условие профессионального и социального роста личности; работа должна человеку нравиться, приносить радость. Форма урока: урок-диалог с использованием компьютерных слайдов. Методы и приемы: частично-поисковый; наглядный, словесный. Наглядные материалы: текст рассказа “Песчаная учительница”, слайд – презентации. Межпредметные связи: литература и психология. Ход урока: 1. Организационный момент. 2. Постановка целей урока. 3. Слово ученика. Платонов Андрей Платонович родился 16 (28) августа 1899 г. в рабочем пригороде Воронежа. Был старшим сыном в семье слесаря железнодорожных мастерских. С 12 лет писал стихи. Учился в церковноприходской школе, в 1914 вынужден был оставить учебу и пойти работать. В 1918г. поступил в Воронежский железнодорожный политехникум. Окончил в 1924 году, поступил на историко-филологический факультет университета. Работал инженером, мелиоратором, журналистом. В 1922 г. Платонов женился на сельской учительнице М.А.Кашинцевой, которая стала прототипом заглавной героини рассказа «Песчаная учительница» . Был запрещен к печати роман «Чевенгур»(1929г), он был опубликован в 1972 г. во Франции, а в 1988г. в СССР. Его произведения были разрешены в годы ВОВ, когда он работал фронтовым корреспондентом газеты «Красная звезда» и писал рассказы на военную тему. После публикации рассказа «Возвращение» в 1946г., имя Платонова опять было вычеркнуто из советской литературы. Первая после большого перерыва книга «Волшебное кольцо» и другие сказки были изданы в 1954, уже после смерти автора. Все публикации произведений Платонова сопровождались в советский период цензурными ограничениями. Умер Платонов в Москве 5 января 1951. Для него очень важны были темы семейного счастья, радости общения между родными людьми. Художественный мир произведений Платонова обращен к вечным вопросам человечества: Что такое счастье? Как отличить добро от зла? В чём смысл жизни человека? К. Паустовский назвал А. П. Платонова “самым гениальным писателем XX века”. 4.Вопрос классу: Для чего человек живет? В чем смысл жизни? Ответы детей:оставить добрый след на земле; для других людей; чтоб разбогатеть; продолжить свой род; добиться славы, успеха, известности и д.р. 5. Учитель : Весь смысл жизни заключается в бесконечном завоевании неизвестного, в вечном усилии познать больше . Эмиль Золя. Слово психолога. Роль профессии в жизни человека Выбранная профессия играет огромную роль в жизни человека. Люди проводят на работе треть своего времени, если не больше в отдельных случаях. А это значит, что треть нашей жизни – это и есть работа. Именно поэтому к ее выбору надо относиться со всей серьезностью. Каждый человек стремится к тому, чтобы работа приносила ему хорошую прибыль, была престижной, открывала некие возможности и плюс ко всему этому еще и нравилась. Ну, если кто-то сумел совместить все эти факторы – то он действительно самый настоящий счастливчик. В большинстве же случаев нам приходится всегда чем-то жертвовать, несмотря на свои желания. В чем уникальность профессии учителя? Профессия учителя массовая, но не очень престижная среди молодёжи. Их работа обычная и они обыкновенные люди. Всё это так. Но это лишь одна сторона. А есть и другая… Учитель – это руководитель, воспитатель, наставник, психолог... Какой ещё род деятельности может совмещать в себе столько различных профессий? Никакой. Какая ещё профессия требует проявления терпения, понимания, большой самоотдачи каждый день? Таких не так уж и много. Учитель – профессия одновременно и массовая, и уникальная. Профессия учителя – это большая ответственность. Своими поступками учителя подают пример детям, учат жизни. Они помогают ученикам стать хорошими людьми. Стать учителем – значит передать детям не только знания, но и жизненный опыт. Именно в этом, гражданское назначение учителя, его человеческое предназначение в этом мире. 1. Слово учителя-словесника. В рассказе А.П.Платонова “Песчаная учительница” повествуется о жизни молодой учительницы, принадлежащей поколению честных, целеустремленных, верящих в светлое будущее людей, настоящих энтузиастов своего дела, стремящихся преобразовать мир и посвятить себя строительству новой жизни, новых отношений между людьми, между народами в эпоху ликвидации неграмотности. Вопросы по тексту рассказа. 1. Как проявляются качества героини рассказа? 2.Почему рассказ называется “Песчаная учительница”? 3. Чему подчинена композиция рассказа? 4.Какие проблемы поднимаются в произведении? -В чем заключается подвиг нашей героини-Марии Нарышкиной- как учителя и как человека? (Отдала свои молодые годы и всю жизнь на служение людям, добровольно отказавшись от личного счастья, ввела предмет «Обучение борьбе с песками»,помогла людям бороться в трудных природных условиях). -Какие проблемы поднимает в своем рассказе писатель? Гипотеза: Если человек отдает всего себя служению людям, его жизнь имеет смысл. Мария помогла людям в борьбе с пустыней. Не растеряла всей своей силы, стойкости и добилась своего. Пожертвовала собой ради спасения своего села. Вывод: Смысл жизни в бескорыстном выполнении работы, улучшающей жизнь окружающих.Такие люди, как Мария нужны всегда и везде. Главная ценность – служение людям. -Чем хороша на ваш взгляд героиня рассказа? Душа Мечты Дела Открытая, настойчивая, целеустремлённая , добрая Выйти замуж, создать семью, Научила жителей бороться с песками, учила детей, сажала деревья, плела корзины, мебель. 7.Заключение урока. «Если не знаешь, в какую сторону ты идешь, Ни один ветер не будет тебе попутным» Древний философ Луций Анней Сенека Домашнее задание: Напишите мини-сочинение на тему :“Какую пользу я могу принести людям”. Спасибо вам за урок! | |
Просмотров: 1381 | Загрузок: 35 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|