Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

Рефлексивный отчет В
2015-11-09, 7:01 PM
Рефлексивный отчет о состоянии школы до внесения изменений в практику преподавания и обучения, включающий доказательства,
до и во время этапа « Практика в школе»

Сегодня воспитание детей приобретает характер стратегической проблемы государственного значения. От уровня образования и воспитания подрастающего поколения зависит будущее каждого государства.
В настоящее время в сфере образования общепризнана равная значимость процессов формирования у обучающихся как актуальных знаний, так и соответствующих практических навыков. Принципиальным отличием современных процессов преподавания и обучения является их приоритетность в формировании готовности учащихся к практическому использованию имеющихся знаний, помимо формального обладания ими, что в большей степени соответствует сущности навыков, востребованных в 21 веке. [1, стр. 104].
На первой неделе практики, мы с коллегой, слушатели курсов первого уровня, ознакомили администрацию школы и учителей с Программой курсов нового формата, стараясь раскрыть основные цели обучения и идеи семи модулей, и тем самым мотивировать их на совместное обучение.
Школой руководит директор, придерживающий строгое соблюдение всех инструкций и положений и с которым по приезду я встретилась, с целью ознакомления с задачами предстоящей практики. [Приложение №1] Одновременно произошла встреча с администрацией школы, из беседы с которой было выяснено, что преобразования в школе уже начаты профессиональным сообществом, в состав которого входят 18 учителей-лидеров, окончивших уровневые курсы, что составляет 37 % от общего количества учителей. Из них четыре учителя 1 уровня, четыре учителя 2 уровня и 10 учителей 3 уровня). [Приложение № 2]
Анализ данных о кадровом составе учителей позволил мне выявить стабильность педагогического коллектива. Текучесть кадров незначительная и связана в основном с переездом. Профессиональный уровень педагогических кадров высокий: 45 учителей имеют высшее образование.[Приложение №3]; 28 учителей имеют высшую и первую квалификационную категорию, со второй - 16; 12 педагогов работают в нашей школе менее 10 лет.[Приложение № 4]. Стаж педагогической работы более 20 лет имеют 21 педагог. Обновление педагогических кадров осуществляется за счёт притока молодых специалистов (в среднем в год 1 человек).
Если говорить о коллективе, то в нем присутствует дух партнерства, взаимопомощи, атмосферы сотрудничества - об этом я могу утверждать с уверенностью, так как работаю в данной школе со дня ее основания.
Следующим шагом в рамках определения стартовых возможностей моей школы стал анализ плана УВР на 2014-2015 учебный год, в котором меня интересовали перспективы развития учебного заведения.
В качестве основных задач в плане работы школы на 2014-2015 учебный год выдвинуты:
-создание условий для свободного полного самовыражения каждого педагога;
- внедрение в практику учителей современных технологий, направленных на развитие творчества, самостоятельности, активности детей;
- совершенствование таких активных форм работы как групповая работа и обучение в сотрудничестве с целью развития критического мышления учащихся.
Источниками следующего анализа и изучения стали: план работы ШМО и творческих групп, материалы по внутришкольному контролю, документация, , анализ посещенных уроков, мониторинг срезов знаний. Эти данные помогли мне понять, на каком уровне находится практика преподавания и обучения школы, которая на протяжении последних 23-х лет является единственным образовательным учреждением с государственным языком обучения. Школа является одной из лучших опорных школ по созданию единой образовательной среды, обеспечивающей индивидуальное развитие и творческий рост учащихся и педагогов школ района. Продуктом деятельности являются все материалы, расположенные на сайте школы, сборник разработок мастер-классов наших учителей, открытых уроков с использованием дистанционных форм обучения и Интернет ресурсов. Администрация оказывает всестороннюю поддержку проведению областных, районных семинаров и конференций, поддерживая и поощряя участие учителей - предметников в различных конкурсах и олимпиадах районного, областного уровней.
В школе обучается 32 класс-комплекта. На начало учебного года количество учащихся - 579, которые осваивают учебные программы типового учебного плана, составленного на основе ГОСО. Базовый компонент сохранен полностью, часы вариативного школьного и ученического компонента распределены в соответствии с желаниями детей. Отдельным блоком в плане работы школы представлена работа с талантливыми и одарёнными детьми, результаты которой по участию в олимпиадах, конкурсах, научных проектах ежегодно количественно и качественно повышаются. Это является показателем эффективного преподавания.
В школе функционирует профессиональное сообщество «Когам», которым руководит учитель 1 уровня З.А., действуют творческие объединения учителей - «Іскерлік», которую возглавляет учитель физики Оте Р.К. (отличник образования); «Ізденіс» под руководством учителя химии А.К. ( 3 уровень); вдохновителем группы «Тестилеу» является учитель биологии Г,Т. ( 1 уровень); учитель казахского языка и литературы А.К. ведет группу «Шығармашылық».
Учителя-предметники объединены едиными целями и задачами, взаимодействуя в школьных методических объединениях, а их всего четыре. «Школу молодого учителя» координирует учитель истории Б.С. (2 уровень). [Приложение № 5]. Эти данные еще раз подтверждают о высоком потенциале педагогического коллектива.
Статистические данные по школе в динамике показывают состояние и качество знаний за последние три года. А они таковы: за 2012-2013 и 2013-2014 учебные годы составило 61% и 59 % соответственно, а вот за 1 полугодие текущего года- 50%, что заставляет задуматься: почему идет такое снижение качества знаний? [Приложение № 6]
Но в то же время анализ результататов ЕНТ за последние три года указывают на стабильный рост качества знаний наших выпускников: 2011-2012 уч. год - 64,5 %, 2012-2013 уч.год -69,6%, 2013- 2014 уч.год.- 80,9 %[Приложение № 7], что позволяет судить о высокой компетентности и профессионализме учителей – предметников школы, ориентированных на повышение качества знаний и компетентность учащихся, и , как уже мной упоминалось выше, что в школе успешно внедряются идеи семи модулей Программы. Красной нитью прослеживается тот факт, что большая часть коллектива успешно идет в ногу со временем в плане преобразования практики преподавания и обучения.
В школе функционирует 22 учебных кабинета, в их числе мультимедийный с 14-ю компьютерами, что, на мой взгляд, недостаточно для школы с таким количеством учащихся, так как в свете современных требований ученик должен обладать «прочными навыками эффективного использования цифровых ресурсов в процессе преподавания, а также автоматизированной системой управления процессом обучения» [1.стр.104 ]. Школа укомплектована кабинетами химии, биологии, физики; кабинеты математики, русского и казахского языков оснащены интерактивными досками.
В школе сложилась благоприятная, способствующая обучению обстановка: уютные кабинеты, хотя не все отвечают требованиям ГОСО.
В школе присутствует позитивная социальная среда, благодаря хорошо поставленной работе психолога.
Следующим шагом оценивания состояния школы, с целью разработки и внедрения изменений, соответствующих специфике нашей школы, было социологическое исследование путем анкетирования учителей, учеников и родителей.[4.стр.88,136, 145,156,].
В анкетировании приняли участие 67 учащихся 8-х классов.
Данные анкетирования показали, что в большинстве своем это принимающие ученики, которые доверяют школе, удовлетворены учителями и доброжелательно встречают их (71%), прилежно и с удовольствием посещают школу (73%), но также было выявлено, что ребята считают: многие учителя неинтересно и однообразно преподают, предлагают мало заданий на сообразительность, на уроках больше говорят учителя и не дают возможности отстаивать собственное мнение, не всем легко дается обучение. Некоторые ребята указали, что могут учиться легко, но учатся неважно
( 34%),что хотели бы больше самостоятельности и видеть в своих учителях современных, ответственных и открытых к диалогу харизматичных личностей (73%). Они также желали быть более вовлеченными в процесс обучения. Мнение учащихся указывает на ряд проблем, на которые нужно обратить пристальное внимание.[ Приложение № 8]
Ответы учеников на вопросы анкет говорят об их готовности к переменам, что они готовы обучаться в атмосфере сотрудничества, работая в группах; они с удовольствием ходят в школу, у них есть любимые предметы и учителя и что они любят учиться. Мое внимание привлек тот факт, что ученикам нравится то, что многое на уроке дает сам учитель. На вопрос: Тебе нравится, когда многое на уроке дает сам учитель? 64% учащихся ответили , что легче им познать новый материал, когда они получают готовые знания, тогда как «знания, получаемые в рамках «традиционной», основанной на трансляции готовых знаний, методики преподавания не способствуют ни успешному их усвоению, ни развитию глубокого их понимания, ни взаимодействия с уже имеющимися знаниями.» [1. стр.107].
У меня сложилось мнение, что в большинстве своем так оно и есть: учителя продолжают подавать новый материал в готовом виде, «по-старинке», хотя во многих звеньях старших и средних классов трудятся учителя-лидеры. Это натолкнуло меня на мысль, что не все так гладко в отношении тех начатых преобразований, о которых в нашей беседе упомянул директор школы.
Посещение уроков моих коллег подтвердило мои догадки: не во всех кабинетах имеется возможность проводить групповую работу, т.к. они не соответствуют требованиям ГОСО и Сан.Пина. Учителя - предметники не вовлекают учащихся к выработке целей урока и критериев успеха, учащиеся не систематически принимают участие в само- и взаимооценивании своих товарищей. «На современном этапе развития школы, когда приоритетной целью обучения является развитие школьника, оценка представляет собой меру влияния, изменения, обучения и развития. И только при условии, что все учителя будут придерживаться единых принципов при проведении оценивания, возможно добиться положительного результата». [3.стр.10 ] Учащиеся во время урока не имеют возможности передвигаться по кабинету и практически не имеют доступа к интернету (отсутствует вай-фай), а интерактивные доски в большинстве своем находятся в тех кабинетах, где нет никакой возможности создания коллаборативной среды.
За свой 30- летний педагогический стаж, я сталкивалась со многими проблемами школы. Хочется остановиться на одной из самых серьезных – это отношение родителей к школе. В первую очередь это касается посещаемости родителей школьных собраний. В начальных классах они принимают активное участие в школьной жизни своих детей, интересуются их учебой. Но чем старше становится ребенок, тем больше родители отдаляются от школы. Они не интересуются, чем заняты дети в школе, какова их успеваемость. Эта позиция родителей непонятна для меня. Проводя анкетирование, мне хотелось выяснить причины такого равнодушного отношения к обучению своих детей.
Во время практики, мы провели встречу с родителями, постарались донести цели и задачи исследования, рассказали о необходимости преобразований в системе образования, объяснили сущность семи модулей Программы, которые будут внедряться в структуру урока для дальнейшего повышения качества обучения.[см.Приложение № 9].
Анализ анкет показал: 89% родителей удовлетворены уровнем преподавания в школе, 6 % затруднились ответить на вопрос. Это говорит о том, что у родителей сложилось индифферентное отношение к школе и проблемам своего ребёнка или отвечали неискренне на предложенные вопросы. Из беседы с родителями выявилось, что негативные суждения возникли у родителей, чьи дети имеют проблемы с дисциплиной и создают конфликтные ситуации. Они высказали ряд претензий к отдельным педагогам, отметили, на каких уроках их детям неинтересно, усвоение каких предметов вызывает затруднения.
Не удовлетворены учебным процессом 5 % родителей. Этот факт является информацией к размышлению о том, что и как необходимо изменить в школьной практике преподавания, которые полностью удовлетворяли бы образовательные потребности родителей и учащихся.
В целом, большинство родителей (82%) уверены и спокойны за то, что школа по-настоящему готовит ребенка к самостоятельной жизни, учителя учитывают индивидуальные особенности детей (84%) и дают прочные и глубокие знания, проводят мероприятия, которые интересны и полезны детям. Они также согласны с тем, что администрация школы и учителя создают все условия для выявления и развития способностей учащихся (88%). Мое глубокое убеждение, как учителя со стажем и опытом, в том, что такая поддержка со стороны родителей недостаточна для проведения преобразований. Следует обратить особое внимание на работу классных руководителей по активизации и привлечению родительских комитетов к готовящимся преобразованиям школьной практики. Конечно, у родителей это вызвало определенный интерес, они обещали оказать нам помощь и содействие, тем самым выражая свою готовность в оказании поддержки нам.
Для выяснения мнения коллег было организовано проведение анкетирование коллектива на методсовете по следующим вопросам: «Что будет способствовать повышению качества знаний учеников? Как улучшить учебную мотивацию? Что бы Вы изменили в практике преподавания и обучения? и т.д.». В анкетировании - на выявление способностей учителя к саморазвитию, приняли участие 36 учителей, так как для успешного проведения исследования в действии желательно было узнать, насколько учителя умеют анализировать свою деятельность, управлять своим профессиональным развитием и их открытость. Анализ анкет показал, что 32 учителя имеют активное развитие; 24 коллеги выразили желание принимать целесообразные решения и брать на себя ответственность; принять участие в освоении и внедрении новых педагогических технологий выразили 24 коллеги. Это неплохой результат, значит, педагоги желают и могут измениться.
Опираясь на результаты сбора данных, можно сделать следующие выводы: учителя профессионально развиваются, подвергая переосмыслению собственную практику (29/80%), но есть учителя с высоким уровнем индивидуальной автономии: не все готовы делиться собственной практикой и ревностно охраняют свои достижения, ресурсы, ограничивая профессиональную деятельность рамками своего класса (9/25%).
Также было выявлено, что большая часть респондентов из числа педагогов, работающих в классах, где более высокий процент качества знаний, обучались на трехуровневых курсах и внедряют в свою практику идеи семи модулей Программы. А в классах, где преподают учителя, не обучавшиеся на вышеназванных курсах,наблюдается низкий процент качества знаний. В процессе беседы учителя признали, что не систематически используют новые технологии в повседневной практике, объясняя это отсутствием навыков работы с ИКТ, недостаточным умением организовать групповую работу так, чтобы она способствовала развитию у обучающихся умению обучаться. Педагоги озвучили проблему неумения создавать условия по активному вовлечению учащихся в работу и в этом видят причину низкой мотивации у учащихся в преподаваемых классах.
«Невысокий уровень учебной мотивации детей в классе на конкретных уроках характеризует не столько проблему ученика, сколько недостатки в работе учителя».[2.стр.5]. Отрадно, что коллеги самокритично относятся к собственной практике преподавания, что позволяет мне судить о том, что тем самым они демонстрируют готовность соответствовать современным требованиям времени и стремятся быть компетентными профессионалами своего дела.
Вот и сложился последовательный ряд предложений большинства учителей, согласно выявленным проблемам в преподавании: изменить методику преподавания, отслеживать результат, самосовершенствоваться.
Как показало исследование, в ряде классов имеет место быть низкая мотивация учащихся. А вот посредством чего усилить учебную мотивацию, мы обсудили с инициативной группой.
Определяя проблему развития мотивации у школьников как ключевую для образования и для общества в целом, А. В. Леонтович отмечает, что потребности определяются как личностными особенностями каждого конкретного ребенка ( уровень способностей, предрасположенность к той или иной деятельности, темперамент и др.), так и социальными факторами (традиции семьи, направленность внутренней среды школы, и др.) [2. стр. 2]
Требовалось составление четко разработанного плана развития школы, нацеленного изменить сложившееся положение школы, выйти на новые подходы в преподавании. Для этого необходимо проведение ряда мероприятий: мастер-классов, коучингов, менторинга. Тем более предпосылки мы уже получили, готовность коллектива присутствует, в школе успешно интергрируют идеи семи модулей Программы учителя-лидеры. Теперь только собственное желание меняться в команде единомышленников и поддержка руководства школы будут способствовать продвижению идеи преобразования школьной практики.

Использованная литература:
1. Руководство для учителя. Первый (продвинутый) уровень.
2. «Учебно - познавательная мотивация ученика как системообразующий внутренний ресурс учебного успеха». Автор Н. Галеева.
3. Методическое руководство «Оценивание учебных достижений учащихся».
4. Сборник по диагностике.[ стр.88,136, 145,156,].
Категория: Русский язык и литература | Добавил: мика9774
Просмотров: 1123 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-04-19, 8:16 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru