Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

Рефлексивный отчет С учителя первого уровня
2015-11-09, 7:05 PM
Что необходимо сделать для преобразования школы, в которой я работаю.
Находясь на практике в школе, я пыталась найти ответы на вопросы: В чем причины резкого падения интереса к обучению? Что же нужно сделать для повышения интереса к получению знаний? Чем и как увлечь учеников, чтобы они умели и хотели делиться мыслями и говорить? На современном этапе, на мой взгляд, казахстанское учительство имеет возможность разрешить такие вопросы, потому что в сфере образования идет активное внедрение новых подходов в обучении и преподавании, основанные на опыте лучших мировых систем образования и тщательно изученное мной, слушателем Программы первого уровня.
На втором этапе обучения «Практика в школе», с целью реализации идей Программы, мной, вкупе с исследовательской группой, которая была создана из числа учителей, пожелавших принять участие в поиске проблемы и путей ее решения, был, в рамках данного исследования, разработан детальный план работы на период 6-недельной практики. (Приложение № 1).
Во время интервью директор школы, дав краткую оценку состояния УВП, обратила внимание на проблему познавательной активности учащихся. Ее выводы основывались на низких показателях учащихся в проектной деятельности на уровне района и области, на результатах областной олимпиады. Так, в этом учебном году в областной олимпиаде приняло участие всего двое учеников, один из которых занял 3-е призовое место, хотя в районном рейтинге школа находится всегда на лидерских позициях.
Мы согласились с мнением директора школы, что для повышения результативности в обучении в перспективе, нужно начинать это делать с начальной школы и среднего звена. В нашем случае, обратила внимание на среднее звено школы, так как, по ее мнению, в нём закладывается фундамент знаний старшей школы.
На заседании педагогического совета школы, где я выступила перед коллективом с целью ознакомления коллег с идеями семи модулей и разъяснениями о необходимости проведения реформ в образовании, было проведено анкетирование учителей: на выявление способностей учителя к саморазвитию и диагностике профессиональной подготовки. В анкетировании приняло участие 36 учителей. Результаты анкетирования были обработаны и проанализированы. Что же мы получили? Выявили, что способности моих коллег к саморазвитию присутствуют: 29/80% имеют активное развитие. Это, на мой взгляд, результат, который говорит о том, что мои коллеги могут и желают измениться. По итогам второго анкетирования пришла к выводу: учителя профессионально развиваются, но не все готовы делиться своей практикой, опытом и ограничивают свою профессиональную деятельность в рамках классов, где и преподают (9/25%). А в определении вопроса знают ли и насколько используют мои коллеги новые подходы в обучении и преподавании я не сомневалась, так как в коллективе успешно трудятся 18 лидеров, закончивших трехуровневые курсы и успешно внедрявших идеи семи модулей в своей практике. Хотя на вопрос
«Используете ли вы на уроках групповую работу?»- 72 % указали, что умеют и регулярно используют. Этот аспект вызвал сомнения, так как в условиях нашей школы не все кабинеты отвечают современным требованиям и не позволяют активно внедрять этот вид работы. В этой школе я преподаю с первых дней ее основания -25 лет, и в течение всей моей трудовой деятельности я посещала уроки моих коллег и могу утверждать, что такая форма работы, как групповая, не всегда имело место быть. Чтобы быть более объективной в своих выводах и суждениях и получить реальную картину, мы с членами фокус - группы провели анкетирование, интервью и собеседование с участниками образовательного процесса: учителями, учащимися, родителями.
Результаты анкет показали некоторые противоречия в вопросах деятельности учащихся и учителей в рамках урока в классе. Так 72% педагогов указали, что часто проводят групповую работу, а 63 % учащихся утверждают обратное, 78% учителей показывают в своих ответах, что урок проводят в режиме « ученик- ученик», тогда как 59 % учащихся – в режиме
« учитель – ученик», и что они часто «сидят лицом к учителю», и « не имеют возможности передвигаться по кабинету». 42% опрашиваемых ребят указали в своих ответах, что очень редко участвуют в выработке целей уроков и критерий успехов. Из структурированной беседы с ребятами мы узнали, что они хотели бы получать задания по силам, а этот аспект наталкивает на мысль, что при подготовке и проведении уроков, учителя не учитывают индивидуальные особенности детей, уровень подготовленности и их психологические особенности. Ответ учителей на вопрос «Моя речь на уроке занимает менее 50 % времени на уроке» составил- 82%, тогда как 90% учащихся утверждают обратное. Мной уже упоминалось в предыдущем отчете, что мое внимание привлек тот факт, что ученикам нравится то, что многое на уроке дает сам учитель. На вопрос: Тебе нравится, когда многое на уроке дает сам учитель? 64% учащихся ответили, что легче им познать новый материал, когда они получают готовые знания, тогда как « Знания получаемые в рамках « традиционной», основанной на трансляции готовых знаний, методики преподавания не могут быть эффективно интегрированы в имеющуюся у ученика базу знаний, и, следовательно, в данной ситуации имеет место быть только механически запоминающееся, поверхностное обучение»[1. стр.107]. Этот факт дает мне право утверждать, что, даже работая в группах, у ребят нет навыков « создавать» новые знания. Ответ на правильность моих суждений я нахожу в Руководстве для учителя «…подходы к преподаванию, основанные на передаче готовых знаний не способствуют ни успешному их усвоению, ни развитию глубокого их понимания, ни взаимодействию с уже имеющимися знаниями».
Сообща с инициативной группой, в заданиях для выполнения в период практики, мы точно определились: в каких классах будет проводиться исследование, с категоризацией учащихся - а это учащиеся 8-х классов. Хочу уточнить, почему именно данная категория классов была выбрана нами для исследования, потому что во всех 8-х классах преподаю сама. И всегда задавалась вопросом, почему такое большое различие в качестве знаний учащихся - 63%, 56% и 29% соответственно,хотя по психологическим особенностям, уровню восприятия, качеству уровня жизни и благополучия семьи этих детей существенно не разнятся. В предыдущем отчете мной было озвучено, что в двух 8-х классах с высоким качеством знаний преподают учителя-лидеры, успешно внедряющие идеи Программы, а в классе с низким качеством знаний - всего лишь три учителя, двое из которых, буквально в декабре получили подтверждение о своем статусе, как лидеров в обучении. Из беседы с учителями, преподающим в классе с низким качеством знаний было выяснено, что они несистематически используют новые технологии в повседневной практике, объясняя это отсутствием навыков работы с ИКТ, недостаточным умением организовать групповую работу так, чтобы она способствовала развитию у обучающихся умению обучаться. Педагоги озвучили проблему неумения создавать условия по активному вовлечению учащихся в работу и в этом видят причину низкой мотивации у учащихся в ряде преподаваемых классов. А это, смею утверждать, проблема учителей, так как «Качество образования школы не может быть выше качества работающих в ней учителей». [2. стр.17].
Меня, как учителя, давно интересует вопросы, как научить детей учиться, как их заинтересовать своим предметом, какие формы работы применимы и будут способствовать повышению их интереса. Ответом на мои вопросы вижу в организации таких подходов, одним из которых является групповая работа.
Итак, правильная организация групповой работы было определено мной как приоритетное. В Руководстве я нашла подтверждение своим выводам и мыслям, по мнению Smith and Gregor? 1992 г. « в условиях коллаборативного обучения, учащиеся имеют возможность общаться со сверстниками, представлять и защищать идеи…»( [1.Стр.138]. Тем более, что идеи семи модулей Программы должны внедряться в учебный процесс через создание коллаборативной среды, одной из форм выражения которой является групповая работа.
Именно взаимодействуя в сотрудничестве, учащиеся имеют возможность обмениваться мнениями, обсуждать сложившуюся проблему, искать пути решения образовательных задач. Эффективность проведения групповых занятий зависит от подбора учителем заданий в зависимости от степени подготовленности учащихся - это подтверждает мой многолетний опыт в школе. А так как в результате анкетирования было выявлено, что у учащихся недостаточно развиты коммуникативные навыки и имеет место быть низкая мотивация, то одним из акцентов на решение данных вопросов стало использование подходов модулей « Диалоговое обучение», « ИКТ» и стратегий критического мышления. Это, на мой взгляд, послужит эффективному вовлечению учащихся в обсуждение и дискуссии. Именно применение различных стратегий, с целью повышения познавательного интереса учащихся прослеживается в ходе групповой работы.
Из опыта своей работы, из наблюдений уроков моих коллег, окончивших трехуровневые курсы по Кембриджской программе и успешно внедрявших новые подходы в обучении, я также нашла подтверждение правильности своего вывода. Используемые ими стратегии критического мышления, «толстых» и «тонких» вопросов, различных инструментов оценивания, техник и активити, наиболее эффективны при проведении групповых и парных занятий.
После определения проблемы, был создан шестинедельный план развития школы. Для реализации плана был использован метод «SMART».
(SMART: (S)-четкий; измеряемый; ®- конкретный; T)- ограниченный временем). Были определены приоритеты. (ПРШ в приложении)
При реализации плана развития основной целью явилось изменение взгляда учителей к обучению, т.е. своему делу.
Инструментом программного плана развития школы явилась среда обучения учащихся в 8 классах, а более конкретно- 8-Б.
Темой моего исследования на период 6-недельной практики стала
« Групповая работа на уроках как один из способов повышения мотивации учащихся». Цель исследования в действии звучит так: Учителя смогут правильно организовать групповую работу на уроках для повышения мотивации учащихся.
Критериями успеха учителя будет тот факт, что они смогут организовать работу учащихся в группах, создавая коллаборативную среду обучения, и научатся ставить СМАРТ-цели.
Учащиеся могут стать равноправными партнерами для совместного приобретения знаний. Работая в группах, ученики со слабой мотивацией смогут как-то проявить себя в среде своих сверстников.
Для успешной реализации поставленной цели, запланировано использовать следующие стратегии: коучинг, менторинг, проведение серии последовательных уроков учителями, исследование урока в рамках « Lesson Study», беседы и интервью с учениками, коллегами в рамках школьного профессионального сообщества, интервью с учащимися « Голос ученика».
Для данного исследования была, как уже упоминалось выше, создана фокус-группа. Из числа моих коллег мне удалось заинтересовать учителей и создать инициативную группу исследования. Наша исследовательская группа по выявлению и поиску путей решения проблемы по внедрению новых подходов в методике преподавания состоит из заместителей директора по учебной части и по научной работе, психолога. Также в фокус- группу вошли учителя 1 и 2 уровней, преподающих казахский язык и литературу, учителя математики, окончившие курсы 2 и 3 уровней и менти - учителя английского языка. Все члены группы выгодно отличаются своей активностью, творческим подходом, умением вовлечь за собой, поэтому создание сфокусированной группы особого труда не составило.
На период практики нами предполагалось запланировать проведение трех коучингов. Выбору тематики данных коучингов послужил анализ деятельности учителей и учащихся в рамках класса. Для их проведения были привлечены учителя К и Г., окончившие курсы 2 уровня, чья деятельность будет направлена на реализацию процессов коучинга и менторинга для коллег, согласно идеям Программы второго уровня. «Процесс становления коуча и ментора будет осуществляться в целях улучшения образовательной практики, в условиях коллаборативной школьной среды»[1. стр.139.], создание которой и является одним из пунктов ожидаемых результатов исследования. Как подтверждает Руководство [1,стр.138], « коллаборативное обучение – педагогический подход в преподавании и обучении, который представляет собой групповую работу учащихся для решения проблемы или создания какого – либо продукта», а это и есть один из путей решения проблем в школьной практике моих коллег.
Предполагалось, что во время проведения коучингов будут сформированы и будут работать хотя бы три группы учителей из 5-6 человек. На коучинги были приглашены именно те учителя, которые преподают в тех классах, на которые будут направлены все цели и задачи исследования. А это порядка 15-16 учителей.
Надеюсь, что процессы менторинга и коучинга поспособствуют овладению учителями новыми подходами в преподавании и обучении и «будут содействовать формированию у менее квалифицированных учителей готовности к оказанию помощи самому себе, к поиску своих собственных решений проблем» [1.Методы и подходы в работе учителя» стр.136].
Понятие «менторинг» для моих коллег не является новым: в коллективе трудятся 4 учителя, окончивших курсы Первого уровня. Поэтому трудностей с определением коллег, для которых я стану наставником (ментором) у меня не составило, так как в коллективе очень много учителей, с которыми у меня сложились как профессиональные, так и дружеские отношения. Они поддержали мои начинания и приняли активное участие в исследовании. А согласно Руководству для «процесса менторинга сущностной характеристикой является установление отношений между двумя субъектами на основе обучения…»[1.140].
В качестве менти я выбрала С.С., учителя английского языка, со второй квалификационной категорией, стаж работы которой в школе составляет 6 лет. Моя подопечная выразила согласие сотрудничать со мной и принять участие в исследовании.
Несомненным центром моего плана стало проведение цикла уроков по методике Lesson Study. « LS является демократичным способом улучшения практики и коллаборативным подходом в обучении учителей…, поскольку предполагает ряд исследовательских циклов». [1.Подход Lesson study стр. 149).
Также было запланировано проведение мастер - класса от ментора для менти и коллег школы, с целью дать возможность педагогам увидеть, как работают на уроке новые стратегии, убедиться насколько необходимо их применение, понаблюдать за результатами. Мне бы хотелось, чтобы на данном мастер – классе учителя могли бы увидеть в работе все то, о чем говорили с ними на коучингах. Еще одним необходимым этапом практики должно стало посещение уроков тех учителей, которые начинают внедрение в свой рабочий процесс идеи Программы. Предварительно запланировали проведение в период практики серию последовательных уроков мной, учителем 3 уровня и моим будущим менти. Значит, составление среднесрочного планирования уроков и обучение постановке SMART-целей к уроку будет одной из задач, которой я буду обучать своего менти. В плане отражено посещение традиционных уроков, основное внимание которого направлено на наблюдение за навыками ведения диалога среди учащихся для лучшего усвоения учебной темы, характер вопросов учителя к ученикам, ученика к однокласснику (если как таковые возникнут вообще), на участие учащихся в выработке целей и критериев успешности.
Запланировано провести анкетирование на выходе, чтобы можно было выполнить сравнительный анализ, с тем что было на входе и в сравнении с промежуточным, с целью систематизация всего собранного материала.
Для эффективной реализации моего плана развития школы я опиралась на свою фокус – группу и на поддержку администрации.

Используемая литература:
1.Руководство для учителя. Первый (продвинутый) уровень. Второе издание.
2.М. Барбер, М. Муршед. «Как добиться стабильно высокого качества обучения в школах».
Категория: Русский язык и литература | Добавил: мика9774
Просмотров: 999 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 4.0/3
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-03, 5:24 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [775]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [696]
Физическая культура [200]
Английский язык [408]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [365]
Начальная школа [1868]
Мой Казахстан [237]
Технология [126]
Самопознание [170]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [461]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [542]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru