Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

Урок литературы в 10 классе "Бесприданница"
2015-11-10, 7:47 PM
Тема урока: Трагическая судьба Ларисы Огудаловой

Цель урока:
- дополнить сведения о биографии писателя
- расширить знания учащихся о творчестве писателя, привить интерес к его творчеству;
- продолжить развитие творческих способностей учащихся через создание электронных презентаций, докладов, музыку и кино

Эпиграф к уроку
Вот красота-то куда ведет… в самый омут.
- А.Н. Островский «Гроза»
Ход урока
I. Слово учителя.
Сегодня мы проводим урок внеклассного чтения по драме А.Н. Островского «Бесприданница».
Нам предстоит сегодня подробнее познакомиться с творчеством Островского, узнать, какие пьесы вышли там из-под пера великого драматурга; нам предстоит понять трагедию души главной героини пьесы «Бесприданница» – Ларисы Дмитриевны. Для начала я попрошу вас заполнить таблицы ЗХУ, также перед вами листы оценивания, где вы, ребята, будете оценивать себя и своих товарищей
II. Особенности творчества А. Островского в 1870-1880гг.
Доклады учащихся
III. История создания пьесы «Бесприданница».
Здесь, в тиши Щелыкова, наверное, вот за этим столом, рождалась пьеса Островского «Бесприданница».
С чувством нескрываемого удовлетворения А.Н. писал своему другу Бурдину, артисту Александринского театра 3 ноября 1878г.:
Пьесу свою я уже читал в Москве 5 раз, в числе слушателей были и лица, враждебно расположенные ко мне, и все единодушно признали «Бесприданницу» лучшим из моих произведений».
- Выступления учащихся с индивидуальными заданиями.

2. Ну, кто такая бесприданница?
Девушка без приданого.
Но во времена Островского слово это имело ещё одно значение: девушка с высокими моральными качествами, которой не требуется приданое. Разница есть, и по-иному звучит название пьесы, и мы задумываемся:
Кто же она Лариса Дмитриевна?
Что для неё главное:
приданое…?
деньги…?
А может быть, что-то ещё?
Нам предстоит разгадать трагедию героини Островского, трагедию её сердца.
Анализируя список действующих лиц, отмечаем, что Лариса – единственная, чья фамилия не указана.
Почему? Чем она отличается от других?
Приходим к выводу, что у Островского имена и фамилии «говорящие»: Огудать – обмануть, кнур – кабан, Лариса – чайка.
И героиня не вписывается в этот круг, главное то, что она – чайка. (в фильме – крик чаек)
3. Слово учителя.
Ребята, какое произведение Островского мы недавно изучили («Гроза»), кто является главной героиней (Катерина)
Давайте сейчас попробуем сравнить двух героинь Островского при помощи диаграммы Вена

Катерина Лариса

4. Анализ пьесы (работа с текстом и попутная экранизация)
1) читаю авторскую ремарку в начале пьесы/
- Что же мы видим, читая авторскую ремарку перед началом пьесы:
Да, свобода, пространство, воля,
Но.. за чугунной решеткой, там,
Вдалеке за Волгой.
А здесь кофейня, здесь музыка,
Цыгане, вино, шум!
И в этом мире живет героиня Лариса Дмитриевна.
- Что мы о ней знаем?
а) В какой обстановке воспитана?
б) Похожа ли Лариса на свою мать?
в) Кто её друзья?

- Почему вокруг её имени столько разговоров? Вот и Кнуров с Вожеватовым, богатые дельцы, разговаривают о ней.
Послушаем их разговор.

Выразительное чтение по ролям д.1, явл. 2-е.

- Что говорят о Ларисе Кнуров и Вожеватов? Что узнаем о её жизни?
- А как они, богатые промышленники, относятся к Ларисе? Почему именно так?
2) – Появление Ларисы необычно. Когда человек приходит, логично сказать «Здравствуйте», а первыми словами Ларисы является «До свидания».
- Почему?
Анализируя прочитанное, мы понимаем,
что героиня стоит на пороге жизни,
она уходит. Но куда? С кем и чем она прощается?
Слова «я на распутье» доказывают это.

1. Каковы же пути Ларисы?
- Первый путь, несомненно, к Паратову.
- Что мы знаем об отношении Ларисы к Паратову?
Читаем д. 1, явл.4.
- Каким видим Л. Паратова?
- Является ли он для неё идеалом?
В чем этот идеал?
Смелость, дерзость, благородство,
Отдает деньги бедным.
Да разве же можно быть в нем неуверенным?!
- А что мы, читатели, знаем о Паратове? Знает ли он слово «жаль»?
- Как Паратов относится к Ларисе?
- Как среагировал на весть о замужестве Ларисы?
Докажите текстом.
д.1, явл. 7.
- О чем свидетельствует здесь многоточие?
Паратов думает. Но, когда человек думает,
Он может притворяться.
Соединим эти фразы.
Что получим?
Что ж… Бог с ней….. Замуж……
Выходит…..
Все-таки у меня на душе стало легче.
- Где благородство? Где любовь?
Перед нами совсем другой человек.
- А, может, все же нужна Паратову Лариса?
Нет. Он даже не спрашивает, за кого она замуж выходит.
- Так зачем же он добивается от Ларисы признания в любви к нему? Зачем ему любовь?
Это утешение его гордости. Его самолюбие!
- Но не этого ждет Лариса от Паратова. Однако решается с ним ехать. Почему?
- Чем же закончилось это путешествие с Паратовым?
- Удивились ли вы Паратову?
Как отнеслись к поступку «блестящего барина»!
«В глазах, как на небе, светло… Я уж сама о себе подумаю!»

2. – Да, Лариса подумает. Ведь у нее есть еще один путь.
С Карандышевым.
- Что мы знаем о Карандышеве?
Мелкий чиновник. В мире Кнуровых и Вожеватовых ему трудно.
Его положение унизительно. Он маленький человек. У него
болезненное, уязвленное самолюбие. Таким его сделал мир
хищных дельцов – промышленников.
- Как он относится к Кнурову и Вожеватову?
Двойственное чувство испытывает он к «чистой публике»:
ненависть сочетается с завистью.
- Не ради ли этого устроил он званый ужин в честь своей невесты?
Давайте поприсутствуем на этом торжестве.
Инсценировка д.3, явл.11

- Что хотел Островский показать этой сценой?
Конечно же, мнимое торжество Карандышева.
Он окружен избранной публикой.
- Любит ли Карандышев Ларису?
Нет. Здесь тоже нет любви.
Здесь лишь право владельца на собственность.
3. – Отторгнутая Паратовым, не выносящая Карандышева, Лариса не знает, что ей делать.
«Вася! Я погибаю!» – восклицает она.
- Каково отношение Кнурова и Вожеватова к Ларисе в этот час испытаний?
Они разыгрывают её «в орлянку».
Отношение к Ларисе как к дорогой вещи!
О ней говорят, как о товаре, о «дорогом бриллианте».
Жестокость, переросшая границы!

4. – Никому не нужна любовь одинокой чайки!
Вот сейчас Лариса произнесет свой монолог.
- Что в нем? Слезы? Боль? Смерть…?
Чтение ученицей монолога.
д.4, явл.9.
- От выстрела Карандышева Лариса погибает.
- Как воспринимает этот выстрел Лариса? Почему?
- Так почему же погибает Лариса? В чем её трагедия?

Вывод: В этом мире зла и жестокости героиня одинока.
Доверчивость, искренность, бесхитростность Ларисы
становятся источником её страданий. Она искала любви и не нашла
её! Она жертва тех людей, с которыми она общается, даже
собственной матери. Ведь она живет не по их законам.
Трагедия Ларисы – трагедия одинокого доброго сердца в мире
Жестоком, бесчеловечном.

5. Диспут
А теперь, ребята перевоплотимся в Карандышева
Задание по карточкам (Представьте, что вы оказались на месте этого героя, смогли бы вы предотвратить трагическую развязку сюжета или оставили бы всё на своих местах)
6. Закрепление.
Тестирование
Взаимопроверка (ключ теста на доске)
Самооценивание
7. Рефлексия
Ребята делают выводы и заполняют последнюю графу таблицы ЗХУ

- Представим, что героиня из далекого прошлого прощается, уходит навсегда.
(Звучит романс «А напоследок я скажу…» из кинофильма «Жестокий романс»)
Этот романс А.Петрова положен на слова замечательной советской поэтессы Б.Ахмадуллиной, которой совсем недавно не стало
Домашнее задание: Сочинение на тему: «Зачем же люди лгут, что Островский устарел?».
Категория: Русский язык и литература | Добавил: krutik1989
Просмотров: 2618 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-04-25, 7:09 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru