Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

Методическое пособие "Развитие речи на уроках русского языка в 6 классе"
[ Скачать с сервера (48.8Kb) ] 2015-12-16, 10:53 AM
Повторение изученного в 5 классе.
Текст.
Текст – это два и более предложение, связанных по смыслу и грамматически.
Чем отличается текст от предложения? С помощью каких языковых средств связываются предложения в тексте?
Чем отличаются друг от друга описания, рассуждения, повествования? Что между ними общего?


1. Спишите, расставляя знаки препинания в конце предложений. Докажите, что у вас получился текст. Как лучше озаглавить его:
«Кипрей», «Заботливый цветок», «Сторож сосен»? Какие слова связывают предложения в первом абзаце? Объясните постановку тире в первом предложении.

Кипрей – очень тёплый цветок когда ударит осенний мороз и иней посеребрит траву, то около кипрея инея нет вокруг кипрея стоит теплый воздух этот цветок выделяет из себя теплоту и в этой теплоте растут себе без страха все соседи кипрея, все слабенькие побеги, пока зима не прикроет их, как ватным одеялом, глубоким снежком это их сторож и защитник, их нянька.
Бывает, в сильный мороз у кипрея отмёрзнет вся верхушка, а он всё равно не сдаётся, живёт и дышит теплотой самоотверженный цветок.
(К.Г. Паустовский.)

2. В данных примерах имеются ошибки в выборе средств связи между предложениями. В каких из них для устранения ошибок можно использовать синонимы или близкие по смыслу слова? Перепишите в исправленном виде.

1. На углу улиц.. строители возвод..т многоэтажное здание. В этом здании намечае(ть, т)ся открыть дом бытовых услуг. 2. В мастерской при доме бытовых услуг р..монтируют мужскую и женскую одежду. Р..монтируют её квалифицированные м..стера. 3. На фабрике делают шкафы, столы, диваны. Шкафы, столы, диваны на ней выпускаются высокого качества.

Материал для справок: здание – оно, дом; ремонтировать – чинить; шкафы, столы, диваны – мебель.

3. Прочитайте и озаглавьте тексты. В каком из них во всех предложениях говорится о разных предметах, а в каком – об одном и том же предмете? Какими словами назван этот предмет?
Народился месяц молодой. Шумели листья, облетая.
Робко он весенними зорями Лес заводил осенний вой…
Светит над зеркальною водой, Каких - то серых птичек стая
По садам сияя меж ветвями. Кружилась по ветру с листвой.
(И. А. Бунин.) (И. А. Бунин.)

Составьте схемы связи предложений в данных выше текстах. В каком тексте предложения связаны только по смыслу, а в каком – еще заменой слов?

Предложения в тексте могут соединяться либо параллельно, либо цепной связью.
При цепной связи в последующем предложении говорится о том же предмете, что и в предыдущем. Если последующее предложение прочитать вне текста, то его смысл может быть неясен. При цепной связи используются разные средства объединения предложений (повтор слова, синонимы, антонимы, местоимения и др.)
При параллельной связи в предложениях говорится о разных предметах. Каждое из предложений, соединенных параллельной связью, понятно само по себе. В тексте они связаны по смыслу.


4. Озаглавьте текст. В каком абзаце предложения связаны цепной связью, а каком - параллельной? Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Над какими видами орфограмм вы работали, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы?

И как же этот лес хорош (?) поз(?)ней осенью, когда прилетают вальдшнепы Они (не)держ..тся в самой глуши: их надобно искать вдоль опушк.. .
Ветра нет, и нет ни солнца ни света ни тени ни движения ни шума В мягк..м воздух.. разлит осенний зап..х Тонкий туман стоит вд..ли над ж..лтыми полями Сквозь обн..жённые, бурые сучья дерев мирно болеет неподвижное небо Кое-где на липах в..сят последние золотые листья Сырая земля упруга под ногами.
(По И. С. Тургеневу.)

5. Прочитайте. Как лучше озаглавить текст: «Воробей», «Франт», «Какой нарядный!»? Определите в первом абзаце виды связи предложений. Спишите первый абзац, расставляя пропущенные запятые. Из второго и третьего абзацев выпишите слова с пропущенными буквами. Назовите падежи выделенных слов.
На кустах акаци.. с..дело много вороб..ёв. Подкрался я ним по… ближе нацелился своим аппаратом гляжу в гл..зок. Вот передо многой на ветк.. воробышек. Да какой, оказывае..ся, нарядный! Я раньше этого и (не)замечал. Верх головк.. серенький, будто серенькая шапоч(?)ка надета. Грудка и брюшко тоже серые а спинка и крылья потемнее: они коричневатые, пёстренькие. Вверху, на крыльях, – белая поло..ка.
Пов..рнул воробушек ко мне голо..ку, словно и впрямь фотографироваться хоч..т. гляжу – щ..чки (у)него почти беленькие, а под шейкой большое ч..рное пятно, совсем как бант или широкий галстук. Ишь, какой франт!
Рядом (с)ним воробьиха с..дит. Она не такая нарядная, вся серенькая.
(Г. Скребицкий.)

6. Напишите сочинение на одну из тем: «Мое любимое животное», «Мое любимое растение», «Памятный день летних каникул», «Понравился ли мне летний отдых?». Какую мысль вы будете раскрывать? Озаглавьте свое сочинение. Какой текст у вас получился - описание, повествование, рассуждение? Какого он стиля?

Стили речи.
Какие стили речи вы знаете? Чем они отличаются друг от друга?
7.Прочитайте. Озаглавьте текст. К какому стилю он относится - к научному или художественному? Спишите, подчеркните в первом абзаце дополнения и обстоятельства, а во втором - определения. Какими частями речи являются выделенные слова?
Н…зины облюбованы ел(?)ником. Темной, сумереч(?)ной чащ..й встал он, будто задумался. Вет(?)ви старых елей обр..сли сизыми л..шайниками. По низу елового леса густо р..стет черника, а полу..гнившие пни обвиты бруснич(?)ником, порой совершенно бордов..м от обилия ягод. Мох здесь густо-зеленый, и от него исход..т прелый запах грибниц.. .
А как дивно хорош(?) березняк с густым подлеском орешника! Снизу благородное серебро ств..лов украшено черн(?)ю, а ближе к вершинам море берез приобр..тает розовато -золотистый оттенок. Влажная,треп..тная зелень вет(?)вей здесь пронизана солнц..м и птич(?)им щебетом, особенно звонк..м в утренний час.
(В.Полторацкий.)

Официально-деловой стиль используется в официальной переписке граждан с учреждениями, а также учреждений друг с другом, для составления государственных документов (указов, законов, уставов и т.п.) и деловых бумаг (заявлений, справок, протоколов, автобиографий и т. п). Для официально-делового стиля важна предельная точность изложения, которая исключала бы разное толкование. В текстах официально-делового стиля используются специальные (юридические, дипломатические и т. д.) слова, стандартные обороты речи, например: в соответствии с постановлением, за указанный период, принимая во внимание.
Документы официально-делового стиля оформляют по особым стандартам.

8. Прочитайте образец заявления. Укажите особенности его оформления. Напишите заявление о приеме, например, в спортклуб (городскую библиотеку, в члены Общества охраны природы и т.д.).
Директору Костанайской ГШДТ
ученика 6 А класса школы № 1
Микешина Вячеслава
Заявление.
Прошу зачислить меня в авиамодельный кружок городской школы детского творчества. Я интересуюсь авиамоделизмом. Обязуюсь аккуратно посещать занятия кружка и соблюдать режим школы.
15 сентября 2012 года.
В. Микешин.
Существительное.

Собирание материалов к сочинению.

9. Рассмотрите репродукцию картины А.М. Герасимова «После дождя». Прочитайте материалы к сочинению. Для описания каких деталей картины можно использовать материалы из абзацев? Спишите, дополнив данные материалы. Подготовьте устное сочинение.

Мокрый
Влажный
Сырой
Перила
Терраса
Густой
Частый
Плотный
Исчезать
Теряться
Кругом влажный блеск, неяркий солнечный свет.
Круглый стол на резных ножках ; букет цветов в кувшине;
часть террасы; перила; угол дома; тени на полу; блеск мокрого пола.
Крыша сарая в саду; виднеется сквозь ветки кустов; густые цветущие кусты во дворе.

10. Устно опишите картину А.М. Герасимова «После дождя», используя в сочинении данные материалы и синонимы из рамки.


11. Проведите наблюдения и запишите в форме материалов к сочинению, что вы видите из окна вашего дома (школы).
Какие предметы находятся ближе всего к вам, какие - дальше, какие – совсем далеко от вас? Очертания каких предметов видны отчетливо? Какова окраска предметов? Учтите, что предметы выглядят по-разному в разное время суток, при разном освещении.
Подчеркните слова, употреблённые вами в переносном значении. Какие синонимы вы использовали в своих материалах?

Описание помещения.

12. Прочитайте. Что такое интерьер? Чем создаются его особенности? Запишите названия различных видов помещения. Выпишите слова с пропусками, над какими видами орфограмм вы работали?
Слово интерьер заимствованно из французского языка и озн..чает «внутренний». Этот термин и..пользуется в архитектуре и подр..зумевает внутреннее пространство здания.
Уже с древнейших времен разл..чаются два основных типа интерьера: общественный и жилой. По мере того как разв..валось человеческое общество, видоизм..нялся и интерьер. Так, в Древней Греции и Риме по..вляется театральный и спортивный интерьер.
В нашу эпоху общественный интерьер необычайно разнообразен: это и театр, и концертный зал, и Дворец культуры, и вестибюли, и станции метрополитена, и магазины, и многое другое.
Интерьер созд..ется прежде всего архитектурными формами, то есть стенами и перекрытиями, колоннами, которые могут быть украшены живописью, дек..ративной лепкой или резьбой по дереву. В интерьер включаются также мебель, осв..тительные приборы, изделия из бронзы, фарфора и т.д.

13. Озаглавьте текст. Назовите в нем элементы описания комнаты. Какие предложения текста связанны параллельной связью? Выпишите выделенные слова и обозначьте их состав. Выпишите слова с пропущенными буквами и со скобками. Над какими видами орфограмм вы работали?
Я проснулся сер..м утром. Комната была залита ровн..м ж..лтым светом, будто от к..росиновой лампы. Свет ш..л снизу, из окна, и ярче всего освещал бр..венчатый потолок.
Странный свет- неяркий и неподвижный - был не похож(?) на солнеч(?)ный. Это св..тили осенние лист..я. За ветреную и долгую ноч(?) сад сбросил сухую листву, она л..жала шумными грудами на земле и распространяла тусклое с..яние. От этого с..яния лица людей к..зались загорелыми, а стр..ницы кни.. на столе как будто покрылись слоем воска.

14. Озаглавьте текст. Какова его основная мысль? Назовите элементы описания комнаты. Как обстановка комнаты характеризует ее хозяина? Спишите, назовите орфограммы на месте пропущенных букв и скобок. Назовите глаголы 2 спряжения.
Герасиму отв..ли над кухней каморку; он устроил ее себе сам, по св..ему вкусу: со..рудил в ней кр..вать из дубовых д..сок на ч..тырех ч..рбанах, истинно б..гатырскую кр..вать; сто пудов можно было пол..жить на нее - (не)п..гнулась бы; под кр..ват..ю (на)ходился дюжий сунду..; в уг..лку ст..ял столик такого же кре..кого свойства, а возле столика - стул на трех ножках, да т..кой проч(?)ный и приземистый, что сам Герасим, бывало, подним..т его, урон..т и ухмыл(?)не(т,ть)ся.

15. Прочитайте описание часовни в 3-й главе повести «Дети подземелья» В. Г. Короленко. (См. приложение). Как часовня освещена? Что увидел Вася, спустившись на пол? Выпишите любое предложение с однородными членами.

Систематизация материалов к сочинению. Сложный план.

16. Прочитайте материалы к сочинению и план их сбора. На какую тему можно написать сочинение? Выберите и запишите к каждому пункту соответствующие материалы.
План сбора материалов. Материалы к сочинению.
1.Коридор. Г..рдероб в углу, р..зная эт..жерка для книг, ц..ферблат
2.Комната: часов, р..сточки ц..трусовых в г..ршках на под..коннике,
а) пол; к..лендарь, к..ртина в золочёной рам.., тюлевые зан..вески,
б) стены; м..таллический к..рниз, зеркало, журнальный столик
в) потолок; на трех но..ках, большой обеденный стол, ц..новка, полосы
г) окна; солнечного света на п..толке, красивые мя..кие стул..я,
д) мебель. натертый до блеска п..ркетный пол, трёхстворчатое окно.
абажур


17. Прочитайте текст и план к нему. В какой части плана подпункты? Разделите текст на три абзаца в соответствии с планом. В каком значении употреблено выделенное слово?
В старинной северной избе.
1.Вход в горницу.
2.Просторная и красивая горница:
а) небогатая обстановка комнаты;
б) искусные украшения.
3. Народное искусство живет.
Высокое крыльцо. Из кленовых сеней через низкую дверь мы вход..м в просторную горницу. Вдоль стен - липовые лавки, треть комнаты занима..т кирпичная печь. Все в доме сделали руки хозяина и хозяйки. Каждую вещь они украсили яркой росписью, вышивкой или кружевом резьбы по дереву. На столе стоит разная деревянная посуда: солонка-уточка, чудесные ковши-лебеди. Вплоть до сегодняшнего дня живет древнее искусство русского народа.

18. Подберите материал к сочинению – описанию помещения. Пойдите в учебные мастерские, школьные кабинеты, библиотеку, школьный спортзал и т.д. Внимательно осмотрите помещение. Каковы его размеры, назначение? Как расположены окна, двери? Какие предметы находятся в помещении? Как они расставлены? Какой пол? В какой цвет окрашены стены, потолок? Как используется помещение? Составьте сложный план описания помещения и запишите к нему собранные материалы.

19. Сочинение. Опишите помещение, используя составленный план и собранные материалы (см. упр. 18). Озаглавьте сочинение.
Определите стиль вашего сочинения и его основную мысль. Какие их синонимов в рамках вы используете для описания помещения?

20. Выборочное изложение. Прочитайте главу «Среди серых камней» повести В. Г. Короленко «Дети подземелья». (См. приложение.) Выберите из нее описание подземелья. Составьте сложный план изложения на тему «Подземелье». Какую основную мысль вы будете раскрывать? Напишите изложение.

Прилагательное.

Описание природы.

21. Прочитайте. Что такое пейзаж?
Пейзаж в литературном произведении - это словесное описание местности (природы), на фоне которой происходят изображаемые события. Пейзаж может быть сельский и городской, морской и горный и т.д.

22. Озаглавьте текст. Разделите его на два абзаца. Спишите, расставляя пропущенные запятые. Подчеркните те прилагательные и глаголы, с помощью которых описано декабрьское небо в хвойном лесу.
В декабре, если небо закрыто тучами, странно смеркается в хвойном лесу, почти страшно: небо наверху становится ровно лиловым, свисает, опускается и торопит спасаться, а то в лесу скоро начнется свой, нечеловеческий порядок. Мы поспешили домой обратно по своей утренней дорожке и увидели на ней свежий заячий след. Это значило что зайцы, у которых день наш считается ночью, а ночь - их трудовой день, встали с лёжки и начали ходить. Страшно лиловое небо в сумерках им было, как нам радостная утренняя заря.
(По М.М. Пришвину.)
23. Озаглавьте текст. Разделите его на абзацы. Спишите и подчеркните качественные прилагательные как члены предложения.
Назовите слова, которые соединяют четвертое, пятое и шестое предложения. Назовите синоним к выделенному прилагательному. Можно ли употребить его в данном предложении?
Утро. Выглядываю в окно и не узнаю леса. Какое великолепие и спокойствие! Над глубокими, свежими снегами, завалившими чащу елей,- синий, огромный и удивительно нежное небо. Такие яркие, радостные краски бывают у нас только по утрам в январские морозы. И особенно хороши они сегодня над свежим снегом и зеленым бором. Солнце еще за лесом, просека в глубокой тени. В коленях санного следа тень совершенно синяя. А на вершинах сосен, на их пышных зеленых венцах, уже играет золотистый солнечный свет. И сосны замерли под глубоким небом.
(По И. А. Бунину.)
24. Сочинение. Опишите какой- либо уголок природы. Понаблюдайте за ним утром (днем или вечером). Как освещены предметы в момент наблюдения? Какими видятся предметы вдали, вблизи, слева, справа? Озаглавьте сочинение. В каком стиле вы будете его писать? Составьте простой или сложный план. Используйте в сочинении синонимы на рамки. Использовали ли вы параллельную связь предложений?

25. Определите основную мысль текста. Разделите его на абзацы. Спишите, согласуя данные в скобках прилагательные с теми существительными, к которым они относятся, и расставляя пропущенные знаки препинания.
Лес, расположенный вблизи большого города, страдает от вытаптывания. Порой в бору стоят одни лишь старые сосны. А внизу нет ни молодого деревца, ни зеленого мха, ни травы. И уж, конечно, не найдешь тут белого гриба. На темно- сером грунте, похожем на асфальт, утрамбованном человеческими ногами, не растет ничего. Можно огораживать большие участки леса, предоставляя гуляющим дорожкам, как в парке. «Скучно же так!»- восклицает иной турист из «дикарей». А весело ли гулять по аспидно - черному «лесному асфальту», на котором лишь желтая опавшая хвоя да обрывки бумаги и бутылочные осколки?

26. Какова основная мысль текста? Составьте сложный план текста. Выпишите прилагательные.
Природа Казахстана прекрасна и удивительна. Такой нет нигде в мире.
Она сурова в пустынях. Погода в пустыне часто изменчива и непостоянна, днём жарко, а ночью дуют северные ветра, которые приносят с собой холод.
Природа красива в степях. Весной это просто неописуемая картина: тюльпаны и маки образуют яркий ковёр! То здесь, то там весело порхают их него степные птицы, издали выглядывают любопытные суслики...
Леса в Казахстане прекрасны. Большая часть лесов в стране находится в районе гор северного Тянь-Шаня и Алтая. Здесь есть хвойные леса и высокогорные луга, в ущельях растут яблони и ореховые деревья. Там горные реки с холодной прозрачной водой, суровые горные вершины...
Каспий и Арал всегда радуют народ своими тёплыми водами, своими красотами, своими богатствами.

27. Прочитайте текст. Какова его основная мысль? Озаглавьте текст. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Обозначьте в прилагательных суффиксы, с помощью которых они образованы. Какой из выделенных вами суффиксов указывает на незначительную степень проявления признака? Какая связь предложений использована в первом абзаце?
Но больше всего в этот день Чайковского поразил свет. Чайковский вглядывался в него, видел все новые пласты света, падавшие на знакомые леса. Как только он раньше не замечал этого?
С неба свет лился прямыми потоками, и под этим светом особенно выпуклыми и кудрявыми казались вершины леса, видного сверху, с обрыва.
На опушку падали косые лучи и ближайшие стволы сосен, были того мягкого золотистого оттенка, какой бывает у тонкой сосновой дощечке, освещенной сзади свечой. И, с необыкновенной в то утро зоркостью он заметил, что сосновые стволы тоже отбрасывают свет на подлесок - очень слабый, но такого же золотистого, розоватого тона.
И, наконец, он увидел сегодня, как заросли ив и ольхи над озером были освещены снизу голубоватым отблеском воды.
Знакомый край весь был обласкан светом.
(По К. Г. Паустовскому.)
Описание предмета.

28. Озаглавьте текст. Сначала выпишите имена прилагательные, в которых пропущены буквы, вместе с существительными. Над прилагательными сокращенно надпишите, какого они разряда. Затем выпишите остальные слова с пропуском букв. Какие орфографические правила соответствуют орфограммам в окончаниях слов?
Однажды во время раскопок в Новгороде была найдена деревянная ложка с красивым узором и следами раскраски. Ученые установили, что сделана она 700 лет назад.
Древнее искусство не погибло. Оно сохранилось всюду. Во многих местах мастерят деревянные расписные ложки, миски, детскую мебель. Это знаменитая хохломская роспись - пламенная хохлома. Хохлома - старинное село, где раньше продавали изделия из дерева. А пламенной ее называют потому, что веселые красно- золотые изделия горят как огонь.
Но хотя расписные вещи сверкают подобно золоту, драгоценного металла в них совсем нет. Когда миску или бочонок выточат из мягких пород дерева, их грунтуют глиной, промасливают и лудят - натирают алюминиевым порошком. Затем покрывают алюминием и лаком, и сажают в горячую печь. В жаре олифа и лак густеют, спекаются, становятся желтоватыми. Под их слоем серебряный цвет полуды выглядит как золото. Далеко за пределами России известна пламенная хохлома.

29. Напишите 5-6 предложений или составьте небольшой текст на одну из тем: «Произведение казахского народного декоративного искусства» (любое), «Превращение дерева», «Деревянное золото», «Костяное кружево» и т.д. Используйте в качестве образца данный текст.
Художественная резьба.
К традиционным видам декоративно-прикладного искусства Казахстана относится художественная резьба, которой декорируют предметы быта (посуду мебель) и архитектурные сооружения. Распространена резьба по дереву, камню и кости. Часто резьбу сочетают с цветным тонированием, раскраской, инкрустацией костью и металлом. Резная кость применяется в сочетании с резьбой по дереву.

Числительное.

30. Выборочное изложение. Прочитайте конец главы «Мадам Стороженко» из повести В. Катаева «Белеет парус одинокий» ( от слов: «Окончив кричать…»). (См. приложение.) Составьте план изложения. Придумайте заголовок. Соберите материалы, в том числе выберите нужные числительные и запишите их цифрами. В изложении записывайте их словами. Какие синонимы вы используете в изложении? Почему? Подчеркните в изложениях числительные.

31. Запишите 5-10 слов на тему «Спортивная гимнастика». О правописании слов с непроверяемыми гласными и согласными справляйтесь в орфографическом словаре. Составьте 4 -5 сложных предложений с однородными членами с любыми из записанных слов и любыми числительными.

32. Сочинение. Напишите сочинение - рассуждение на тему « Почему нужно заниматься спортом».

Рассуждение.

33. Сочинение-рассуждение. Напишите, кто, по- вашему, прав - дедушка или внучка. Озаглавьте сочинение, составьте план. Своё мнение постарайтесь убедительно доказать. Доказательство начинайте с красной строки. Используйте в сочинении синонимы из рамок. Подчеркните в своём сочинении местоимения.
убедить
уверить
заверить
Есть у меня внучка. Однажды она говорит:- у Веры в субботу день рождения. Она пригласила меня в гости. Нужно купить ей какой - нибудь подарок. Что бы ей подарить?
Мама начала давать добрые советы, но тут в разговор вмешался я:
-А у моих друзей в детстве был неписаный закон: в дни рождения дарить только то, что сделано своими руками.
-Ну, знаешь, дедушка! В нашем классе скажут, что я жадная и что я плохая подруга,- сказала внучка.
возражать
противоречить


Местоимение.

34.Озаглавьте текст. Какие средства использованы для связи в предложении в первом абзаце? Выпишите словосочетания «местоимение + существительное», «глагол + местоимение». Укажите разряд местоимения.
Образец: своему (притяж.) другу.
Среди слов с соединительной гласной найдите устаревшее. Какое слово его заменило? Назовите синонимы к выделенному слову.
В центре Москвы стоит памятник: человек средних лет, одетый в длинный кафтан, держит в руках только что отпечатанный лист будущей книги. Это памятник Ивану Федорову. За что же ему поставлен памятник в столице России?
Перенесёмся в шестнадцатый век. В те времена в России еще не умели печатать книги. Их многие месяцы переписывали от руки особые переписчики - писцы. Рукописных книг было мало, и стоили они дорого.
И вот в 1553 году в Москве была построена первая книгопечатня, а первопечатником стал Иван Федоров.
Шрифт печатных книг Ивана Федорова был похож на буквы рукописных книг. Первую букву главы он выделял красной краской. Сколько красных букв, столько глав в книге. Начало главы Иван Федоров украшал великолепными заставками-орнаментами.
Много книг напечатал за свою жизнь Иван Федоров.

35. Какой из двух планов полнее и точнее отражает содержание и основную мысль текста об Иване Федорове (упр. 34)? Составьте на основе простого плана сложный.
План
1. В центре Москвы. 1. Памятник Ивану Федорову
2. В те времена. 2. Рукописные книги.
3. Книги Ивана Федорова. 3.Первая книгопечатня 1553 года.
4. Великолепные книги книгопечатника.

36. Прочитайте. Укажите определительные местоимения вмести с теми словами, от которых они зависят. Определите род, падеж и число этих местоимений. С какими частями речи они согласуются? Найдите предложения с местоимениями - синонимами (см. рамку). В каких из этих предложений невозможна замена их друг другом? Почему?

Определительные местоимения:
Весь, всякий, каждый, сам, самый, любой, иной, другой

Было ли у тебя так: ищешь книгу, перероешь весь шкаф и, наконец, найдешь её где - нибудь на самом верху? А в библиотеке имени А. С. Пушкина на каждой полке больше книг, чем у любого из нас во всем доме. И чтобы только перебрать все книги библиотеки по одной, нужно потратить много лет. А ведь каждый день в библиотеку приходит шесть- семь тысяч самых разных читателей. И находят нужные им книги очень быстро. Это возможно потому, что каждая книга имеет свой постоянный точный адрес, который называется шифром. Выглядит он примерно так: К 211/106. Всякому сотруднику библиотеки ясно, что обозначает этот шифр: буква К- отделение книгохранилища, где находится книга, верхняя цифра – номер шкафа, нижняя- место на полке.
Задание. Напиши мини – сочинение о своей библиотеке. Как часто ты в неё ходишь? Какие книги берёшь? Как выбираешь литературу? Что тебе помогает ориентироваться в мире книг? Используй в своей работе местоимения.
Каждый
любой
всякий

Разберите два любых местоимения (устно и письменно).
Текст какого стиля получился у вас при разборе?
1. Будет и на нашей улице праздник. 2. Кто сам с собой не управит, тот и другого не наставит. 3. Всякий кулик своё болото хвалит. 4. Какова земля, таков и хлеб.

37. Прочитайте. Почему на Мамаевом кургане все священно для нас? Спишите. Подчеркните местоимения, надпишите над ними сокращенно, какого они разряда. Укажите слова с непроверяемыми гласными и согласными.
ГОРОД-ГЕРОЙ ВОЛГОГРАД.
Каждый раз, когда я подъезжаю к городу Волгограду, сердце мое учащенно бьется, ныне годы войны отделены огромным разбегом времени, но память властно возвращает меня к страдным дням битвы за этот город, и я переживаю все сызнова.
Сегодня этот город стал местом паломничества миллионов людей со всех континентов нашей планеты, сюда едут и идут люди поклониться героическому подвигу тех, кто остановил здесь фашизм и повернул ход войны.
На Мамаевом кургане молодые воины принимают присягу. Там проходят торжественные мероприятия.
Здесь все священно для нас.
Город стоит на братских могилах тех, кто отстоял его в сражении, равном которому не знала история. Здесь был сломлен хребет фашистскому зверю.
(В.И. Чуйков).

Глагол.

Рассказ на основе услышанного.

38. Прочитайте. В каком порядке должны следовать друг за другом эти абзацы, чтобы получился текст? Озаглавьте его и спишите. В какой части текста больше глаголов совершенного вида? Почему?
Когда ст..рик собрался идти, я (не)выд..ржал и подош..л познакоми(т, ть)ся. Вы..снилось, что рассказ..ик- старый коммунист, ленинградец.
Я первый раз ст..ял перед этим домом. Раньше много сл..шал (о) нем, читал. Смольный… На краю лес(?)ницы я увид..л пож..лого человека в старомодн.м пальто. Ст..ять ему, видно, было не ле..ко, и он сел прямо на камни. Его окружали ребятишки, которые с интересом слуш..ли (не)торопливый ра..сказ.
-Решил показать внукам дор..гие сердцу места,- улыбнулся он и рассказал мне свою историю.
В 1917 году…

39. Напишите сочинение на тему «Когда моя мама (сестра, сосед, дедушка и т.д.) училась в школе (начинала работать, путешествовала, отдыхала в горах и т.п.)». Узнайте у старших о том, какой случай из их жизни им больше всего запомнился. Попросите подробно рассказать о нем, выясните все непонятное. Продумайте, как вы начнете свое сочинение, как включите в него услышанный вами рассказ, от какого лица вы будете излагать услышанное, как закончите рассказ. Озаглавьте свое сочинение. Подчеркните в сочинении глаголы в изъявительном наклонении.

Стили литературного языка.

Когда и для чего используются разговорный, научный, официально-деловой и художественный стили речи? Какие языковые средства чаще используются в официально-деловом стиле?

40. Найдите в учебнике по литературе для 6 класса тексты, написанные в научном и художественных стилях.
Для воздействия на массы людей в целях агитации, пропаганды общественно-политических идей в наших газетах и журналах по радио и телевидению, на собраниях используется публицистический стиль речи. Чтобы сделать речь доходчивой и убедительной, в нем используются образные выражения, несложные конструкции предложении, обращения ко многим людям (читателям, слушателям), вопросы, на которые отвечает сам говорящий, пишущий (риторические вопросы), и др.
Публицистическими являются передовые статьи газет и журналов, очерки о людях, их труде и др.

41. Прочитайте очередной номер «Костанайских новостей». Найдите примеры статей, написанных в публицистическом стиле. Как вы определили их принадлежность к этому стилю?

42. Прочитайте и озаглавьте текст. К чему призывает А. Гайдар молодёжь? Докажите, что текст написан в публицистическом стиле. Спишите. Назовите виды орфограмм на месте выделенных букв.
Ты говоришь: я ненавижу врага. Я презираю смерть. Дайте винтовку, и я пулей и штыком пойду защищать Родину.
Все тебе кажется простым и ясным. Приклад к плечу, нажал спуск - загремел выстрел.
Всё это верно. Но если ты (не) сумеешь поставить правильно прицел, то твоя пуля бесцельно, совсем не пугая и даже ободряя врага пролетит мимо.
Ты бестолково бросишь гранату, она (не) взорвется.
В гневе стиснув зубы, ты ринешься на врага в атаку. Прорвешься через огонь, занесешь штык. Но если ты (не) привык бегать, твой удар будет слаб и бессилен.
И тебе правильно говорят: учись, пока не поздно. Когда тебя призовут под боевые знамена, командиры будут учить тебя, но твой долг заранее учиться военному делу, быть всегда готовым к боям. В умелых руках, при горячем, преданном Родине сердце военные знания и оружия- грозная и страшная для врага сила.
Юный патриот! Учись, чтобы быть готовым к защите Родины.

43. Сочинение. Рассмотрите репродукцию картины И. Шевандроновой «В сельской библиотеке». Опишите лица, позы детей. В какой последовательности вы будете описывать изображенное на репродукции? Сочинение вы можете написать в форме описания или в форме рассказа. Используйте в своих сочинениях синонимы. Какова основная мысль вашего сочинения?

Глагол.

44. Запишите 10-15 слов на тему «Стройка». Подчеркните непроверяемые безударные гласные и согласные в корне слова. Составьте 2-3 предложения с обращениями.

45. Прочитайте. С какой целью в этом рассказе о прошлом (об экскурсии, которая уже состоялась) употребляются и глаголы в форме настоящего времени? Укажите предложения с этими глаголами, объясните их употребление. Выпишите глаголы, распределяя их по временам. Обозначьте окончания. Объясните постановку знаков препинания во втором предложении.
Витькина гайка.
Ходили мы на экскурсию на автозавод и там видели, как разными болтами и гайками на главном конвейере свинчивают машины. Бегут по конвейеру колеса, крылья, моторы, а в конце цеха новенькие самосвалы с конвейера сходят.
Ходим мы по цеху, смотрим. Оглядываемся назад: Вити Харитонова нет.
- Витька! Витька! – закричали мы. А он выходит из-за станка и говорит:
- Я гайку завинчивал. Мне один рабочий позволил.
Вдруг глядим: с конвейера сходит новенький автомобиль. А Витька показывает на колесо и кричит:
- Вот здесь моя гайка!
Мы ему не поверили и побежали к его знакомому рабочему. Тот улыбнулся и сказал:
- Помочь хотите? Становитесь в очередь!
И каждый ученик из нашего класса завинтил по гайке на колесе.

46. Изложение. Передайте содержание текста предыдущего упражнения в форме рассказа, который Вы услышали от кого-либо из его героев (Витьки, его товарища, рабочего). Опишите обстоятельства, при которых Вы могли услышать рассказ.

47. Прочитайте. Озаглавьте текст. Прочитайте предложения, связанные параллельной связью. Укажите предложения, которые связаны с помощью местоимений. Спишите, деля текст на абзацы. Назовите падежи выделенных слов.
За Доном в лесу прижилась тихая, ласковая осень. С шелестом пад..ли с тополей сухие листья. Кусты ш..повника ст..яли, будто об..ятые плам..нем, и красные ягоды в ре..кой листве их пылали, как огне(н,нн)ые языч(?)ки. Горький, всепобеждающий запах сопревший дубовой коры заполнил лес. Ежевич(?)ник - густой и хва..кий - опут..вал землю; под спл..тением ползучих ветвей его искус(?)но прятались от солнца (дымчато)сизые, зрелые кисти ежевики. На мертвой тр..ве в тени до (полу)дня лежала роса, бл..стела посеребренная ею паутина. Точно деловитое постукивание дятла да щ..бетанье дроздов-рябинников нарушало тишину.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: tin
Просмотров: 652 | Загрузок: 7 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2016-12-08, 1:05 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [778]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [697]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [366]
Начальная школа [1873]
Мой Казахстан [238]
Технология [126]
Самопознание [171]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [463]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [544]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru