Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

Методические рекомендации по повышению орфографической грамотности учащихся.
2016-01-06, 11:18 AM
Методические рекомендации по повышению орфографической грамотности учащихся.
Мотивация-главное условие успешного обучения.
Чем взрослее школьник, тем более он руководствуется в учебной деятельности далёкими целями; в частности , правописание старшеклассники связывают с перспективой быть культурным человеком, хорошим специалистом.
Мотивация работы по формированию и развитию орфографической зоркости и грамотности реализуются через:
*возбуждение , развитие, углубление познавательных интересов;
*использование занимательных материалов, увлекательных форм и методов работы;
*чёткий отбор и продуманную систему дидактического материала, разнообразие видов работ
*повышение уровня самостоятельности и активности детей в учебном процессе;
*положительную самооценку: школьники должны постоянно убеждаться в своём успехе;
*введение гибкой и тактичной системы контроля и оценки знаний, умений и навыков.
Каждый из этих путей имеет свои средства и приёмы.
Развитие познавательных интересов в области правописания осуществляется через
*понимание отдалённых целей обучения правописанию ( нужно, чтобы учащиеся увидели, как пишут взрослые, образованные люди. Пусть школьники убедятся, что все люди овладевают письмом, пишут быстро и легко, в орфографии нет ничего непреодолимого) ;
*осознание ближайших целей обучения правописанию (учащимся сообщается, к каким итогам они придут к концу учебного года, полугодия, что они должны усвоить по данной теме, определяется задача каждого урока, а если возможно, то и упражнения);
*понимание социальной роли грамотного письма: для успешного обучения в школе, для получения профессии; для успешной деятельности в будущем , так как все учащиеся в будущем видят свою успешную карьеру ;
*осознание обязательности овладения минимумом орфографической грамотности для каждого гражданина;
*организация взаимопомощи в коллективе учащихся, одобрение одноклассников, похвалу за успех, пусть небольшой;
*проведение творческих работ и общественных мероприятий, позволяющих учащимся проявить свои способности и ощутить практическую значимость приобретённых знаний в области речевой культуры как устной, так и письменной;
*включение в урок элементов занимательности, фрагментов нетрадиционных форм работы, которые повышают эмоциональный уровень занятий учащихся, снимают напряжённость, предупреждают утомление, способствуют успешному развитию орфографической зоркости в обучении.
В системе мотивации многое зависит от контроля и оценки знаний, умений и навыков по орфографии. У учащегося не должно возникать сомнений в справедливости оценки. Письменные или устные замечания учителя о допущенных школьником ошибках должны быть краткими и ясными, ни в коем случае не унизительными для ученика.
.

Основные виды деятельности по выработке орфографической зоркости на уроках русского языка.

1. Лексико-орфографическая и словарная работа.
2. Разборы слова (фонетический, морфемный, словообразовательный).
3 Списывание ( простое и осложнённое грамматическими заданиями ) с предварительным орфографическим и орфоэпическим чтением предлагаемого текста.
4. Работа со словарями при выполнении упражнений и специальных заданий.
5. Диктанты ( зрительный, орфографический, по памяти, объяснительный, предупредительный, выборочный, словарный, контрольный).
6. Работа с текстом (орфографическое и орфоэпическое чтение, нахождение орфограмм на изученные правила с их графическим обозначением).
7. Творческие работы ( изложения с предварительной , тщательной работой над текстом, имеющимся у каждого ученика; мини-сочинения также с предварительной тщательной работой над словами и словосочетаниями, которые могут быть употреблены при написании этих сочинений).
8. Занимательные игры и задания ( составление кроссвордов, ребусов, задач на отгадывание слова, составление «гнёзд» слов с одним и тем же корнем и т. п. ).

В своей работе по повышению орфографической зоркости применяю проведение различных типов уроков:
Нетрадиционные Традиционные
1. .Ролевые игры. 1.Вводный.
2. .Включение сказочных сюжетов. 2.Тренировочный.

3. Закрепляющий
4. .Урок фантазирования. 3.Урок взаимообучения.
5. .Урок открытых мыслей. 4.Урок практической работы.
6. .Урок соревнование. 5.Комбинированный.
7. .Урок КВН. 6.Повторно- обобщающий.
8. .Урок- викторина. 7.Урок повторения.
9. . Игра «Следствие ведут знатоки» 8.Урок- практикум.
10. .Урок-эврика. 9.Урок- консультация.
11. .Интегрированный межпредметный урок.
12. Урок- конкурс.
13. Урок –спектакль.
14. Смотр знаний.
15. Урок- зачёт.
16. Урок – путешествие.
17. Урок- диалог.
18. Урок- состязание.
19. Мозговая атака (брейнсторминг)
20. Имитационно-ролевое моделирование.
21. Урок- лекция.

Обучение орфографическому чтению можно проводить на уроках русского языка в течение 5 минут с отдельными словами ( килограмм, клавиша, коверкать, кожаный и т. д.), корневым семейством ( круч, круча, кручёный, выкручиваться, кручина, закрученный и т. д.). Для усвоения грамматической формы можно использовать чтение фразами ( ни капельки не жаль, ещё раз увидим своими глазами, никакие испытания не заставят, во что бы то ни стало и т. п.).
В обучении орфоэпической зоркости можно выделить следующие отделы:
* Способы закрепления в памяти учащихся правильных словесных форм ( орфографическое чтение)
* Упражнения по развитию способностей их к запоминанию с помощью списывания правильного текста, письма заученного наизусть связного текста, предупредительных , немых, зрительных диктантов, использования орфографических, толковых словарей.
Списывание должно быть медленным, выполняться каллиграфическим почерком- это способствует сосредоточению внимания, фиксации в памяти, вспомнить соответствующее правило правописания. Важным дополнением к переписыванию является задание- подчеркнуть тот слог или ту букву, которые в этом слове соответствуют тому или иному правилу. Принимая выполненную работу, я стараюсь получить объяснение учащегося, почему данное слово надо писать так, а не иначе.
Предупредительные диктанты занимают всего 5-6 минут. Можно использовать в начале урока, им предшествует разбор тех слов, которые могут вызвать затруднения и привести к ошибкам.

Методы проверки достигнутых результатов :

* Умение пользоваться орфографическим словарём, кстати , незаслуженно забытым.
* Приёмы исправления ученических ошибок путём зачёркивания ошибочной формы и надписывания правильной или просто подчёркивание учителем неправильного написания (преимущественно первое).

Обязательно должна проводиться классная ( над однородными ошибками) работа и домашняя (над индивидуальными). К сожалению, из-за нехватки времени мы её часто игнорируем.
Несомненную пользу в формировании орфографической зоркости может иметь графическое комментирование орфограмм. Все графические значки (чёрточки, стрелки, плюсы, минусы и т. д.)выполняют служебную, но очень важную функцию. Одни выделяют или обозначают языковые явления, логические операции, другие предписывают определённую последовательность грамматических действий, третьи заменяют устоявшиеся высказывания.
Первая группа знаков состоит из унифицированных значков, с помощью которых любая орфограмма отмечается одинаково: командир, рассеянный, издалека и т. д. Чтобы провести тренировку орфографической зоркости, необходимо, чтобы ученики ещё до записи орфограммы в слове увидели её и проанализировали про себя. Тут поможет « диктант с точкой». Выглядит он
так : пом*рить по*сор*вш*хся , зам*реть от в*сторга.

-безударная гласная, проверяемая ударением (вода) ;
- соединительная гласная (носорог), синими, нашего- окончания проверяются вопросом.
- взмахнуть – влияние согласного на правописание приставок на з - с

Такие орфографические значки каждый учитель может придумать сам. Область их применения по преимуществу обучающая. Как и все подобные виды , они особенно эффективны на этапе формирования правописного навыка. Если же навык уже сложился, то эти знаки только отвлекают.
Здесь нужно чувство меры, ведь употребление подобных значков вызывает у школьников огромное напряжение. Получается своеобразный тренажёр, который работает в « зоне ближайшего развития».
В любых классах важны творческие работы. Их можно связать с любым правилом орфографии.
Среди типов уроков мною был назван урок с включением сказочного сюжета. У меня имеется целый цикл разработок « Путешествие в страну Словографию», в которую с удовольствием играют абсолютно все ученики.
Использую слоговицы, бирюльки словесные и многое другое .
И всё-таки дело обучения правописанию может крепко стоять и правильно идти только в том случае, если оно составляет предмет заботы всей школы, где и преподаватель математики в задаче требует орфографической грамотности, где и валеолог не отказывается делать соответствующие указания, где каждый учитель считает своим долгом обращать внимание на правописание учащихся, когда встречается с ним.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: basov47
Просмотров: 220 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2016-12-05, 11:37 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [775]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [696]
Физическая культура [200]
Английский язык [409]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [365]
Начальная школа [1871]
Мой Казахстан [237]
Технология [126]
Самопознание [170]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [462]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [543]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru