Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

урок русского языка в 5 классе "Текст-описание"
2016-01-29, 6:30 PM
Класс: 5
Предмет: русский язык
Дата:
№ урока: 12
Тема урока: Текст-описание: логическая структура, особенности функционирования языковых средств.
Цель урока: дать представление о типе речи описании, признаках текста-описания, расширить преставление об изобразительно-выразительных средствах; закрепление умения сопоставлять, сравнивать явления, предметы, развитие умения размышлять, формулировать умозаключение.
Задачи:
1. повторить структуру текста-описания, использование выразительных средств – сравнений, эпитетов в тексте;
2. развивать творческую, речевую и мыслительную активность, развивать коммуникативные умения и навыки;
3. воспитывать любовь к животным, родному языку, нравственные качества учащихся; прививать культуру сотрудничества между детьми в групповой работе.
Оборудование: учебник, тетрадь, презентация «Голуби», песня «Белые голуби»
Тип урока: обобщение и систематизация знаний уч-ся по теме «Текст-описание»
Методы: словесный, практические, наглядные.
Приемы: беседа, творческая работа, рефлексия (итог урока, инструктаж по д/з).

Ход урока
I. Организационный момент
- Добрый день, дорогие ребята! Я рада вас приветствовать сегодня на уроке! Поприветствуйте друг друга улыбкой.
II. Мотивация
Сегодня у нас урок творчества и эпиграфом нашего урока послужат слова писателя Ю.Олеши: «Многие и многие проходят мимо множества чудесных вещей, стоящих и двигающихся по пути. Мимо деревьев, кустов, птиц… Как редко мы останавливаем внимание на мире!»
- Как вы понимаете эти слова? (Люди бывают равнодушны к природе, невнимательны, не замечают красоту природы, необыкновенное в обыкновенных предметах, окружающих нас.)
–Давайте представим себе, что вы – маленькие писатели и находитесь в творческой мастерской.
- А что делают писатели? (пишут, сочиняют). Вот и мы сегодня будем писать, сочинять текст, творить, замечать необыкновенное в обыкновенных предметах, находящихся рядом.
III. Актуализация знаний
Прежде чем вы узнаете тему урока, проведем мыслительный эксперимент. Вы сами организуйте дискуссию, что нужно знать и уметь, чтобы написать грамотно текст или сочинение?
Я предлагаю наполнить «Корзину идей», в которой будет собрано все то, что вы знаете о тексте.
1. Что такое текст?
2. Что такое тема, основная мысль текста?
3. Какие части текста? (структура)
4. А какие стили речи вы знаете? ( разговорный, художественный, официально-деловой, научный)
5. Какие типы текста знаете? Характеристика. А можно составить текст, объединив текст-описание и рассуждение? Описание и повествование?
6. Для того, чтобы текст был логичным, последовательным (нужно составить план )
7. А еще текст должен быть каким, с точки зрения орфографии? (текст должен быть грамотным, писать, соблюдая правила)
8. А, если не знаешь точно, как писать то или иное слово? (проверить, вспомнить написание, посм. в орфогр. словаре)
- Все, что вы сказали – это все цели нашего урока, и наш конечный результат – текст – описание.
А остановим мы свое внимание на удивительной птице, которая живет рядом с нами.
IV. Звучит стихотворение.
( слайды «Голуби», звучит музыка)
(стихотворение читает учитель)
Голуби.
Божественные дивные созданья...
Как будто с небом слились в вышине...
Душевных форм их лик и очертанье...
Рождают чувства светлые в душе...
О преданности ходят их легенды...
Они часами могут ворковать...
Ведь голуби, они, как дети...
Азарта от природы не отнять...
Как Ангелы, но только лишь Земные...
Творенье несусветной красоты...
Души моей частички дорогие...
Красивы, словно майские цветы...

У них достоинств несомненно много...
Не хватит пальцев, чтобы сосчитать...
Ведь голубь есть творение от Бога...
Господь вложил в них свет и благодать.

- - Ребята, родились ли у вас чувства светлые в душе? Какие чувства у вас возникли, что вы сейчас испытываете? (нежность, любовь к птицам, восхищение красотой, полет, умиротворение, спокойствие на душе и т.д.)
А что вы знаете об этой птице?
V. Работа со стихотворением.
- У вас на партах это стихотворение. Работа в парах
- Найдите в стихотворении сравнения (можно добавить свои необычные сравнения)
- Найти в стихотворении эпитеты( добавить свои)
- Для чего поэт в своем стихотворении использует такие выразительные средства? (чтобы подчеркнуть красоту, прелесть этой птицы)
- Назовите ласково голубя: голубь, голубок, голубка, А человека называют ? голубушка
- Как можно назвать эту группу слов?( однокоренные)Добавьте еще однокоренные слова.
VI. ЗАПИСЬ в ТЕТРАДИ
Прилагательные –
Голубь - сизый, сизокрылый, белый, гордый, почтовый, голодный, нежный, статный, грациозный, домашний, дикий...
Глаголы
Голубь воркует, летит, взмыл, парит, взмахнул,
Окраска – белые, серые, сизые (объяснить) – графитовый, темно-серый цвет с синевато-белесым отливом, фиолетовым оттенком.
Головка – маленькая, небольшая, изящная.
Лапки – красные, коротенькие, сильные, цепкие пальцы
Клюв – «миниатюрный», сильный
Полет – резкий, с шумным хлопком взлет и плавное скольжение.
ПОКАЗ презентации «Эти удивительные птицы» (заранее подготовленный сильным учеником)
- Как называются звуки, которые издают голуби? (воркованье) ( включить воркование)
Объясните, выражение «У них достоинств, несомненно, много... Не хватит пальцев, чтобы сосчитать...» (приносят пользу человеку)
VII. Работа с памяткой «Как составить текст-описание»:
1.Представить объект.
2.Выделить признаки предмета, которые нужно описать.
3.Оценка объекта речи. Подумай, какие слова можно употребить, чтобы описание было точным, ярким, какие сравнения использовались.
4.Заключение. Определить свое отношение к предмету, который будете описывать.
VIII. Составление текста-описания. (Дополните сравнениями и эпитетами).
Слова для справок: нежные, прекрасные, средний, небольшая, изящная, миниатюрный, крепкий, сильный, резкий, быстрый, шумный, плотное, пальцы, белые, сизые, черные, пестрые, серые.
Голуби - …………………, ………………... создания.
Природа наделила окраску этих птиц многообразием цветов:…………………………………………………………………….. Наш голубь

……………………….размеров, с …………………………телосложением. …………….

головка с ………………….., ……………….клювом. Лапки …………………… , но с

сильными, цепкими……………………… Полет голубей ………………………………., с

…………………….хлопком взлет и ………………..скольжение.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Всё в них красиво и гармонично. В любых движениях голуби грациозны, несут спокойствие, умиротворение.
IX. Домашнее задание: закончить текст-описание о голубях
X. Подведение итогов. «Верно ли утверждение?»
1.Несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически это текст.
2.Словосочения и предложения - это текст.
3.Типы текста: повествование, рассуждение, доказательство.
4.Тип теста в котором описываются предметы - это тип текста описание.
5.Основная мысль текста, это заголовок.
6.Идея текста - чему учит.
Ответы:
1 +
2 -
3 -
4 +
5 +
6 +
Категория: Русский язык и литература | Добавил: anzhelikapleska
Просмотров: 773 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2016-12-04, 5:18 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [165]
Педагогика [291]
Математика [775]
Физика [242]
История [335]
Классному руководителю [518]
Русский язык и литература [696]
Физическая культура [200]
Английский язык [408]
Искусство [181]
Родительский совет [14]
Биология [319]
Информатика [365]
Начальная школа [1871]
Мой Казахстан [237]
Технология [126]
Самопознание [170]
Технология труда [49]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [40]
Профессиональное образование [155]
Дошколенок [462]
География [129]
Школьная библиотека [48]
Казахский язык и литература [542]
Химия [33]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru